Эпоха Раннего железного века




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра древней и средневековой истории России

Реферат

Тема: «Памятники археологии Пермского края (период железа и средневековья: особенности расположения, география распространения, отражение культурных связей)»

 

 

Работу выполнила:

студент M911 группы

Пермякова Анна

Владиславовна

    Руководитель: д. и. н., профессор кафедры древней и средневековой истории России Белавин Андрей Михайлович   ПЕРМЬ 2017

 

Оглавление

Введение. 3

Эпоха Раннего железного века. 4

Эпоха Великого Переселения Народов. 6

Эпоха Средневековья. 7

Заключение. 10

Список литературы.. 11

 

 

Введение

Пермский край находится на пересечении крупных речных артерий, что обусловило заселение данной местности ещё с эпохи верхнего палеолита.Природные условия привлекали людей заселять берега рек в различные времена. В том числе в эпоху раннего железного века и средневековья. Данные памятники подразделяются на такие типы как: городища, селища, святилища, могильники.

Цель реферата - рассмотреть археологические памятники эпохи железа и средневековья через особенности географического расположения.

Задачи, при помощи которых будет достигаться поставленная цель:выявление особенностей расположения памятников раннего железного века и средневековья, установление характерных черт для разных типов памятников, установление этнокультурных связей.

Хронологические рамки исследования охватывают период с VIII в. до н. э.– по XIVвв.Верхняя рамка обусловленаначалом массовым использованием железа. Нижняя хронологическая рамка обусловлена началом русской колонизации.

Территориальные рамки работы включают в себя Пермский край, в большей степени Верхнее Прикамье, поскольку именно там находится масса исследованных памятников изучаемой эпохи.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта выступаютразличные виды археологических памятников Раннего Железного века и средневековья. Предмет исследования –особенности строения памятников, отражения культурных контактов.

Литература, использованная при написании работы: «На заре истории Прикамья»[1] Бадера О.Н. и Оборина В.А., а так же«Памятники истории и культуры Пермской области»[2] Том 1. Помимо вышеперечисленного было использовано пособие для студентов и аспирантов «Очерки археологии Пермского Предуралья»[3]. Для того, чтобы рассмотреть эпоху ВПН были рассмотрены некоторые работы Шмуратко Д.В[4].

Структура работы. Реферат состоит из введения. Трех глав, где рассматриваются археологическиепамятники от раннего железного века до позднего средневековья.В первой главе рассматриваются памятники и культуры которые относятся к раннему железному веку. Вторая глава представлена описанием памятников эпохи великого переселения народов. Третья глава повествует о культурах и археологических памятниках средневековья.Далее следует заключение, в котором будут подведены итоги. После заключения следует список источников и литературы.

 

Эпоха Раннего железного века

Эпоха раннего железного века в Пермском Предуралье представлен двумя культурами: ананьинской (VIII–III вв. до н.э.) и гляденовской (II в. до н. э.-V в. н.э).Памятиникиананьинской культуры: «В Прикамье известно более 200 памятников ананьинской культуры, среди которых ведущее пооложение занимают: поселение-святилище Гремяча; Скородумский, Оханский, Першинский могильники; городище Алтен-Тау; поселения Половинное I, Конец-Гор, Заюрчим, Васюково II»[5]. Изначально, ананьинская культура была выявлена на территории современного Татарстана и названа из-за Ананьинского могильника. «Своеобразие изучения ананьинской культуры археологами заключается в том, что в Прикамье и Предуралье памятники этой культуры долгое время были представлены в основном поселениями»[6]. Особенностью для изучения материалов ананьинской культуры в Пермском Предуралье будет являться обилие поселенческих памятников, в то время как на сопредельных территориях в освоной массе изначально изучались и были найдены могильники.«Обобщив накопленный ананьинский материал, казанский археолог А.Х. Халиков, широко известный исследователь волго-камских древностей, в 1977 г. обосновал выдвинутую В.Ф. Генингом идею о существовании в регионе ананьинской этнокультурной общности, состоящей, по его мнению, из 9 локальных вариантов. С расширением археологических исследований на Северо-Востоке России в ареал ананьинской культуры были включены памятники раннего железного века бассейнов Печоры, Вычегды, Мезени» [7].

Поселенческие памятники можно подразделить на селища и городища. Селища долгое время были не найдены при изучении ананьинской эпохи в Прикамье. Однако, вследствие последующих массовых исследований в 50-60ые гг. XX века, оказалось, что селищ гораздо больше, чем городищ данного периода[8]. «Период развитого или среднего этапа ананьинской культуры – это время прочного освоения ананьинцами низовьев и среднего течения Камы (VI – IV вв.до н.э.). На этом этапе в регионе появляются первые укрепленные поселения – городища»[9]. Городища возникали чаще всего на высоких треугольных или подпрямоугольных мысах коренной террасы рек, с двух-трех сторон защищенных крутыми склонами или оврагами, а с четвертой, напольной, укреплялись рвом и валом. «Специальные исследования оборонительных сооружений ананьинских городищ, проведенные А.Д. Вечтомовым, В.А. Борзуновым, В.Н. Марковым, показывают, что эти укрепления представляли собой обычные земляные насыпи, сверху усиленные слоем обожженной глины, а изнутри – жердями или плетнем»[10]. Найденные на некоторых городищах остатки деревянных конструкций, позволяют судить о сооружении стен из бревен, что является следующей ступенью в развитии укреплений.Интересные случаи, когда встречаются городища, которые не имеют культурного слоя. Наиболее вероятной представляется версия о таком городище, как о месте сбора населения на случай военной угрозы.

Следующей категорией памятников являются могильники. «Могильники бескурганные, расположены на краю высоких надпойменных террас крупных рек, могилы располагаются рядами вдоль края берега. Дно могил выстилалось травой, камышом или лубом. Могильная яма прямоугольной формы неглубокая, встречаются ямы в форме лодки. Покойного укладывали вытянуто на спину, ногами в сторону реки»[11].Помимо заполнения могильной ямы травой довольно часто в мужские и женские могилы ставили глиняные горшочки и клали кусок мяса (конского в мужских погребениях или говяжьего в женских). «Кроме одиночных, встречаются и коллективные погребения: мужчины с женщиной и взрослых с детьми»[12].

Наряду с трупоположением на ряде ананьинских могильников встречены трупосожжения и так называемые "домики мертвых" – легкие сооружения, внутри которых расположено несколько захоронений. Разнообразие погребальных обрядов может указывать как на этническую неоднородность населения, так и на социальную дифференциацию общества[13].

Таким образом, можно сказать, что ананьинское население располагалось на довольно большой территории, где существовала связь между вариантами данной историко-культурной общности. Поселенческие памятники представлены городищами и селищами, причем, последних оказалось значительно больше, чем укрепленных поселений. Различия в обрядах, нашедших отражения в могильниках, позволяют судить о различной этнической составляющей ананьинцев, а так же на становление «патриархата»[14].

Гляденовская культура.Памятники гляденовской культуры: «Федотовское, Горюхалинское, Пещерское, Осинское городища; Култаевское, Половинное I селища; ранняя часть могильника Мокино; могильники близ д.Засиново, Протасы. Выразительными памятниками гляденовской культуры являются своеобразные культовые объекты - костища. Территория их распространения точно совпадает с ареалом распространения гляденовских памятников. Традиционно они распределяются на две группы: раннюю (Гляденово, Юго-Камск) и позднюю (так называемые "малые костища" типа Гаревского»[15]. Название данная культура получила в честь Гляденовской горы, недалеко от г. Пермь, где было обнаружено костище[16]. Сформировалась на базе предшествующей ананьинской культуры[17]. Для данной культуры особенно характерны святилища, и как частный вид – костища.«Костище – археологический памятник, на котором в слое пепла были найдены большие скопления пережжёных и сырых костей, составлявших основу культурного слоя, а так же глиняная посуда, украшения и другие вещи»[18]. Причем, данный вид памятников расположен довольно компактно – «в Верхнем Прикамье на территории между средним течением р. Косьвы и районом г. Осы»[19].

Основным типом поселений гляденовцевселища (не укрепленные поселения). «Обычно они располагались на краях надпойменных террас рек, их площадь равна в среднем 1,5 га. Зачастую селища располагались группами-гнездами на расстоянии 1-1,5 км друг от друга, в состав таких групп, как правило, входило городище. Городища были не только центрами родовых групп-гнезд, но и убежищем-крепостью на случай военной опасности»[20].

Наряду с с селищами известны и городища гляденовского времени. «Большинство городищ расположено на мысах рек, их средняя площадь составляет 1 га, высота площадки до – 80 м над уровнем реки. Как правило, городища с напольной стороны были защищены неглубоким рвом и одним валом с 1 – 2 частоколами. Ряд городищ на поздних этапах существования дополнительно укреплялись новыми валами, и их число на некоторых доходит до 3 – 5. Основная часть городищ – жилые. На некоторых из них существовали культовые и производственные комплексы»[21].

Долгое время бытовала точка зрения о трупосожжении как об основном погребальном обряде для гляденовских племен. «В Верхнем Прикамье не было обнаружено ни одного могильника гляденовскоговремени не смотря на хоршую изученность данного региона. Оставалось предположить, что гляденовцыимели такой обряд захоронения, при котором не оставалось или почти не оставалось следов захоронения. Таким обрядом могло быть трупосожжение»[22]. Однако, дальнейшее изучение позволило установить, что погребальные памятники гляденовцев характеризуются небольшими грунтовыми могильниками, на которых покойников хоронили практически без вещей по обряду трупоположения. Для маркировки подобных погребений обычно служат случайно забытые в погребениях предметы и поминальные жертвенники (подарочные наборы) с гляденовской посудой, находившиеся в центре могильников.

Обобщая сказанное выше, можно сказать, что гляденовское население, сформированное на постананьинской основе, характеризуется прежде всего костищами, как особым видом святилищ. Поселенческие же памятники в основном представлены селищами, изредка городищами. Могильники данной эпохи были найдены сравнительно поздно, что сказывалось на теориях о обрядовой стороне жизни гляденовцев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: