Глава XVII. О том, что благозвучие, благоухание, сладость,
Мягкость и красота обретаются в Боге
Некоторым неизъяснимым образом
Доселе скрываешься Ты, Господи, от души моей во свете и
блаженстве Твоем; оттого и пребывает она доселе во мраке и убо-
жестве своем. Озирается она и не видит красоты Твоей; прислуши-
вается и не распознает сладости Твоей; осязает и не распознает мяг-
кости Твоей. Ибо все это есть в Тебе, Господи Боже, приличным для
Тебя неизъяснимым образом, Ты же вложил это в сотворенные
Тобою вещи приличным для них чувственным образом; но огру-
бели, но омертвели, но притупились чувства души моей от заста-
релого недуга греховного.
Твоя не даны как часть; но Ты целокупно присутствуешь во вся-
ком месте, и вечность Твоя целокупно присутствует во всяком
мгновении.
<...>
Глава XVIII. О том, что Бог есть жизнь, премудрость,
вечность и всякое истинное благо
Вот вновь смятение; вот вновь взыскующий радости и веселия
встречен горестью и печалью! Уже чаяла душа моя насытиться
и вот вновь алкает. Уже мнил я, что вкусил явств, и вот глад мой
сильнее, нежели прежде. Усиливался я взойти к свету Божию,
и ниспал вспять, во тьму мою. Вернее же сказать, не теперь ниспал
я в нее, но лишь восчувствовал свое в нее погружение; ниспал же я
прежде, нежели зачала меня матерь моя. Воистину, во тьме я зачат
(Пс. 50, 7) и погруженным во тьму родился. Воистину, все мы па-
ли в лице того, «в ком все согрешили» (Рим. 6, 12). В нем все мы
утратили то, что он имел без труда, утратил же на горе себе и нам;
ныне, когда мы хотим искать утраченное, мы его не ведаем, когда
ищем, не обретаем, а когда обретаем, это не то, что мы искали. «Гос-
поди, взыскал я лица Твоего; буду искать лица Твоего, Господи;
не скрой от меня лица Твоего!» (Пс. 26, 8-9). Подними меня от ме-
ня к Тебе. Очисти, исцели, изощри, просвети око ума моего, да воз-
может оно воззреть на Тебя. Пусть соберет расточенные свои силы
душа моя, и всем разумением своим пусть сызнова вперится она
в Тебя, Господи.
|
Что Ты есть, Господи, что Ты есть, как должно сердце мое ра-
зуметь о Тебе? Воистину Ты есть жизнь, и премудрость, и прав-
да, и благость, и блаженство, и вечность, и всякое истинное бла-
го. Блага эти множественны, и бедный ум мой бессилен узреть их
все единым взглядом, дабы усладиться ими всеми одновремен-
но. Как же, Господи, Ты еси все это? Быть может, это части Твои?
Или, вернее, каждое из них есть Ты во всей Твоей целокупности?
Все, что составлено из частей, не являет собою безусловного
единства, но до некоторой степени множество, не тождествен-
ное самому себе и могущее быть разъятым либо в действии, либо
в мысли; но Тебе, совершеннее которого нельзя ничего помыс-
лить, это чуждо. Итак, нет в Тебе частей, Господи, нет в Тебе и
множественности, но Ты столь целокупен и самотождествен, что
ни в чем не являешь неподобия самому себе; Ты — само Единст-
во, не делимое ни для какой мысли. Следовательно, и жизнь,
и премудрость, и прочие совершенства — не части Твои, но все
они суть едино, и каждое из них есть вся Твоя целокупность, объ-
емлющая все остальные. Но коль скоро ни Ты не имеешь частей,
ни вечность Твоя, которая есть Ты же сам, их не имеет, следствен-
но, нигде в пространстве и никогда во времени ни Ты, ни вечность
Глава XXIV. Умозаключение о том, каково свойство
|
И какова великость названного Блага.
Если жизнь сотворенная есть благо,
То какое Благо жизнь творящая?
Ныне, о душа моя! пробуди и напряги все силы ума твоего и по-
размысли, насколько можешь, о том, каково свойство и какова ве-
ликость названного Блага. Ибо коль скоро и обособленные блага
сладостны, поразмысли с прилежанием, как сладостно то Благо,
что содержит в себе приятность всех благ; однако не ту приятность,
какую знаем по опыту из сотворенных вещей, но столь же отлич-
ную от нее, сколь Творец отличен от творения. Ибо коль скоро
и жизнь сотворенная есть благо, то какое Благо — жизнь творящая?
Коль скоро чаемое спасение сладостно, то как сладостно то Спасе-
ние, которым соделывается всяческое спасение? Коль скоро муд-
рость, состоящая в познании вещей созданных, любезна, то сколь
любезна Премудрость, создавшая из ничего все вещи? Наконец,
коль скоро много великих наслаждений обретается в вещах сладо-
стных, то сколь дивное и сколь великое услаждение обретается
в Том, кто сообщил им усладительность?
<...>
Глава XXVI. Есть ли эта радость совершенная,
Которую обещал Господь. Блаженые столько возрадуются,
сколько возлюбят; столько возлюбят, сколько познают
Боже мой и Господи мой, упование мое и радость сердца мое-
го, скажи душе моей, есть ли это радость, о которой Ты глаголешь
нам через Сына Твоего: «Просите и получите, чтобы радость ваша
была совершенна» (Ин. 16, 24)? Ибо нашел я некую радость со-
вершенную, и более нежели совершенную. Если все сердце, и весь
дух, и вся душа, и весь человек во всем своем составе исполнится ра-
достью этой, и тогда перельется через край радость. Итак, не радость
эта всецело войдет в радующихся, но радующиеся всецело войдут
в радость. Скажи, Господи, скажи рабу Твоему в глубине сердца его,
та ли эта радость, в которую войдут рабы твои, что войдут в радость
Господина своего (Мф. 25, 21)? Но радость эту, которою возрадуют-
ся избранные Твои, воистину «не видел глаз, не слышало ухо, и не
приходило то на сердце человеку» (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9). Еще не
|
сказал я, Господи, и не помыслил, сколько возрадуются эти блажен-
ные Твои. Верно, столько возрадуются, сколько возлюбят; столько
возлюбят, сколько познают. О, сколь много познают они Тебя, Гос-
поди, в оное время и сколь крепко возлюбят Тебя! Воистину, не ви-
дел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце челове-
ку — сколько познают они и возлюбят Тебя в жизни той!
Молю Тебя, Господи! даруй мне познать Тебя, даруй мне возлю-
бить Тебя, дабы возрадоваться о Тебе. И если не смогу в жизни сей
познать и возлюбить, и возрадоваться в меру совершенства, пусть
буду я хотя бы преуспевать в этом делании, пока радость не станет
совершенной. Пусть мое познание Тебя здесь преуспевает, а там бу-
дет совершенно; пусть любовь моя к Тебе здесь возрастает, а там бу-
дет совершенна; пусть радость моя будет здесь велика упованием,
а там совершенна исполнением. Господи! через Сына Твоего Ты нам
повелеваешь, вернее же, советуешь просить и обещаешь, что мы по-
лучим просимое, чтобы радость наша была совершенна. Вот я про-
шу, Господи, как советуешь Ты нам через дивного Подателя сове-
тов; так да получу я то, что обещал Ты через Истину Твою, чтобы
радость моя была совершенна. Праведный Боже, я прошу! так да по-
лучу я, чтобы радость моя была совершенна. Меж тем пусть размы-
шляет о ней ум мой; пусть говорит о ней язык мой; пусть любит ее
сердце мое; пусть проповедуют ее уста мои. Да взалкает ее душа
моя, да возжаждет плоть моя, да возгорится все существо мое, доко-
ле не войду в радость Господина моего, который есть Ты, Боже Тро-
ичный и Единый, благословенный вовеки. Аминь.