Москва, 8 декабря 2018 г., Общероссийский гражданский форум




Экспертная дискуссия

 

 

Сводная таблица - обобщение обнародованных мнений по вопросам, отраженным в Проекте Федерального закона № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Составитель: Рагулин Андрей Викторович

доктор юридических наук, доцент, адвокат Адвокатской палаты г. Москвы,

координатор рабочей группы "Развитие адвокатуры" Общероссийского гражданского форума,

профессор кафедры уголовного права Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя,

главный редактор международного научно-практического юридического журнала «Евразийская адвокатура»,

руководитель центра исследования проблем организации и деятельности адвокатуры Евразийского научно-исследовательского института проблем права

 

 

+7-917-406-13-40, +7-917-511-34-14

e-mail: ragulin88@yandex.ru

https://www.eurasian-advocacy.ru

https://www.eurasniipp.ru

 

Москва, 2018 г.

 

 

Положение законопроекта Обоснование необходимости внесения предлагаемых изменений в пояснительной записке Содержание положительных отзывов Содержание отрицательных отзывов и предложений по совершенствованию законопроекта Мнение рабочей группы по предложению
1. Уточнение требований к адвокатам, учреждающим коллегию адвокатов  
1.1. второе предложение пункта 1 статьи 22 исключить;   (В числе учредителей коллегии адвокатов должно быть не менее двух адвокатов, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет.) Для стимулирования пополнения состава адвокатуры молодыми практикующими юристами законопроект предлагает исключить требование о том, что в числе учредителей коллегии адвокатов должно быть минимум два адвоката, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее 5 лет.   "Исключение из закона требования о пятилетнем стаже учредителей коллегии адвокатов...позволят уже имеющимся адвокатским образованиям быть более гибкими, а вновь вступившим адвокатам – не придумывать, как обойти действующие нормы[1]".   "...Облегчить переход в адвокатуру тех групп юристов, которые уже сейчас являются брендовыми коллективами, зарекомендовавшими себя на рынке"[2].   "... излишние ограничения в отношении молодых адвокатов не помогут достичь тех целей, ради которых они были введены, если в ближайшее время таким новичкам не будут предоставлены компенсирующие эти ограничения возможности и гарантии. Если... корпорация не готова обязать коллегии и бюро взять на себя дополнительные хлопоты и ответственность за начинающих адвокатов, то остается только два варианта: отмена указанных ограничений или сокращение срока ограничений до 1–2 лет.[3]".   "Оправданность такого ограничения вызывает сомнения еще и потому, что предприниматели, руководители и владельцы организаций, оказывающих юридические услуги, нередко приходят в адвокатское сообщество. И обладая достаточным опытом в организации дел, обоснованной необходимости проходить "временной допуск" и нахождения в статусе младшего адвоката у них нет"[4].     "Следует отменить ограничения и на учреждения адвокатского кабинета иначе дискриминация адвокатских кабинетов еще больше усилится."[5].    
2. Уточнение порядка образования и деятельности адвокатского бюро
2.1. статью 23 изложить в следующей редакции: "Статья 23. Адвокатское бюро 1. Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро. Адвокаты-участники адвокатского бюро совместно осуществляют адвокатскую деятельность. 2. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила статьи 22 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Основной целью деятельности адвокатского бюро является обеспечение адвокатской деятельности его участников. 2.1. Уставом может быть предусмотрено образование коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом, а также порядок распределения имущества бюро в случае его ликвидации. 3. Адвокаты, перед тем как учредить адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор, определяющий порядок и условия соединения адвокатами своих усилий для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Все адвокаты, заключившие партнерский договор и присоединившиеся к нему впоследствии, являются участниками адвокатского бюро. Партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро. 4. В партнерском договоре указываются: 1) срок действия партнерского договора; 2) порядок принятия партнерами решений; 2.1) компетенция и порядок принятия решений общего собрания партнеров как высшего органа партнерства. Партнерским договором может быть предусмотрена принадлежность каждому из партнеров равного либо различного количества голосов при принятии решений общего собрания партнеров; 2.2) порядок формирования, состав, компетенция и порядок принятия решений иных органов адвокатского бюро; 3) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция; 3.1) порядок приёма, приостановления участия в адвокатском бюро и исключения из числа партнеров; 3.2) порядок распределения вознаграждения, полученного партнерами в связи с оказанием ими юридической помощи, который в зависимости от условий партнерского договора может быть установлен в твердой сумме, либо определен в соответствии с условиями, предусмотренными договором; 4) иные существенные условия. 5. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера в отношении заключения соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц. 6. Партнерский договор прекращается по следующим основаниям: 1) истечение срока действия партнерского договора; 2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами; 3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами. 7. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц, если иной характер ответственности не определен уставом адвокатского бюро. 8. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь. 9. Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре. 10. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним. 11. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов. 12. После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации. С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи".;     О необходимости уточнения правового регулирования вопросов управления в данном виде адвокатского образования свидетельствует 15-летняя практика функционирования адвокатских бюро.     "предложения...крайне важные для адвокатов и их доверителей"[6].   "...возможность установления разного статуса партнеров... позволят уже имеющимся адвокатским образованиям быть более гибкими, а вновь вступившим адвокатам – не придумывать, как обойти действующие нормы".[7]   "...соответствуют сложившейся практике партнерских отношений....направлены на усиление привлекательности организационных форм осуществления адвокатской деятельности[8].     "Проект вводит новое понятие: адвокат – участник адвокатского бюро. Но дальше по тексту речь идет только о партнерах. Было бы лучше предусмотреть... наряду с партнерами адвокатов-ассистентов. Такое разделение хорошо зарекомендовало себя в законодательстве и практике других стран..".[9]. .  
3. Дополнение законодательства положением о возможности включения в соглашение условия, согласно которому размер и (или) выплата доверителем вознаграждения адвокату ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи
3.1 дополнить статью 25 пунктом 4.1 следующего содержания: "4.1. Адвокат вправе в соответствии с правилами, установленными советом Федеральной палаты адвокатов, включать в соглашение об оказании юридической помощи условие, в соответствии с которым размер и (или) выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи".;   Это позволит получить квалифицированную юридическую помощь лицам, не располагающим на момент заключения соглашения с адвокатом денежными средствами для выплаты ему вознаграждения.   "предложения...крайне важные для адвокатов и их доверителей[10]".   "... развитие гарантий права на равный доступ к правосудию. Провозглашенная Верховным Судом РФ цель совершенствования и развития институтов финансирования судебной защиты прав предполагает четкое закрепление как самого права условного гонорара, так и установление механизмов его реализации[11]".   "...соответствует сложившейся практике оформления и исполнения договорных отношений, и является концептуально продуманной, в частности, соответствующей пониманию природы соглашения об оказании юридической помощи как, в абсолютном большинстве случаев, гражданско-правового договора поручения[12]".   "...человек, у которого нет средств на оплату помощи ад­воката, но есть реальные основания рассчитывать на положительный ре­зультат, получает возможность договориться с адвокатом о выплате гоно­рара из тех средств, которые будут ему присуждены в случае успеха при разрешении судом имущественного спора... соглашение, предус­матривающее выплату «гонорара успеха», может быть заключено только в случае оказания юридической помощи по гражданскому делу, причем положительный результат не гарантируется доверителю, а включается в согла­шение как условие выплаты им вознаграждения адвокату[13]."   "...формулировка... выглядит... некорректно, поскольку,... может означать, что гонорар успеха возможен по любым делам, в том числе и уголовным.... даже если дополнить....четким текстом из п. 3 ст. 16 КПЭА,...нужно будет готовиться... к попыткам доверителей,... под любым предлогом не платить вообще[14]".   "вводимое положение... должно быть соотнесено с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда от 23.01.2007 N 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью «Агентство корпоративной безопасности» и гражданина В.В. Макеева», и может быть ограничено отдельной категорией юридических споров (статья 16 Кодекса профессиональной этики адвоката)"[15].   "Дополнение в статью 25 Закона «Соглашение об оказании юридической помощи»... представляется излишним, так как в части четвертой этой статьи указаны существенные условия соглашения, в том числе размер оплаты (пункт 3)."[16].        
4. Уточнение правового статуса стажера адвоката и помощника адвоката и роли Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в его правовом регулировании
4.1 в статье 31: подпункт 8 пункта 3 изложить в следующей редакции: "8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов по направлениям, определяемым Федеральной палатой адвокатов, организует профессиональное обучение по этим программам в соответствии с порядком, определяемым Федеральной палатой адвокатов;";   Предложение обусловлено недостаточным развитием правового регулирования статуса стажеров и помощников адвоката. Ряд вопросов, связанных со стажировкой и работой в качестве помощника адвоката, законодательно не урегулирован. На практике вызывает вопросы само оформление отношений со стажером и помощником адвоката.   "...до сих пор не выработаны единые подходы к дефинициям "стажер адвоката" и "помощник адвоката", четко не определены функциональное назначение, права и обязанности этих лиц, не обоснованы критерии, позволяющие отграничить стажера и помощника адвоката друг от друга, а также от иных лиц, содействующих осуществлению адвокатской деятельности. Кроме того, в настоящее время существуют различные подходы к определению целей и нормативному закреплению программы стажировки, а на практике встречается установление не предусмотренных законодательством требований, предъявляемых к соискателям статуса стажера и помощника адвоката. Несмотря на длительный опыт существования института руководителей стажировки, иначе называемых адвокатами-кураторами, в настоящее время отсутствуют единообразные подходы как к требованиям, предъявляемым к этим лицам, так и к определению круга их прав и обязанностей, а также материальному стимулированию их деятельности. ...до сих пор не сформулированы единые подходы по вопросу об объеме необходимого и допустимого контроля органов адвокатского самоуправления за лицами, содействующими осуществлению адвокатской деятельности; не разрешен целый спектр организационных проблем, связанных с определением срока прохождения стажировки и применительно к правовой регламентации выдачи и содержания удостоверения стажера и помощника адвоката....не выработан единый подход к вопросу о том, должны ли стажировка и исполнение обязанностей помощника адвоката являться основным местом работы этих лиц, а также о том, вправе ли они работать по совместительству. Практически не получившими нормативного закрепления являются вопросы материально-правовой регламентации видов и оснований дисциплинарной ответственности этих лиц и порядка их привлечения к дисциплинарной ответственности.... отсутствуют правовые нормы, направленные на установление гарантий сохранения адвокатской тайны стажерами и помощниками адвоката, хотя на них законодателем и актами органов адвокатского самоуправления возлагается соответствующая обязанность"[17].   "Приятно видеть в законопроекте положения о регулировании правового статуса стажера адвоката и помощника адвоката..... единый для всей России порядок прохождения стажировки, а также порядок работы в качестве помощника адвокат... упростит квалификационным комиссиям понимание, с кем они имеют дело, а стажерам и помощникам – вход в профессию[18]".   "...дополнение... будет способствовать приведению статуса стажера и помощника адвоката в соответствие с нынешними реалиями[19]". "Статус стажера и помощника действительно нужно совершенствовать. Стажировка предполагает обучение а не работу, таковой она должна быть, ученический договор, договор о стажировке. Сейчас стажеры сами вносят для выплаты себе же зарплаты в коллегию."[20].     "требуется также внести корреспондирующие изменения в ст. 27 и 28 данного закона, которые регулируют правовой статус стажеров и помощников адвокатов[21]".      
4.2. в статье 37: дополнить пункт 3 подпунктами 5.1 и 5.2 следующего содержания: "5.1) утверждает порядок прохождения стажировки; 5.2) утверждает порядок работы в качестве помощника адвоката;";    
5. Расширение количественного состава Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации с тридцати до тридцати трех членов
5.1 в статье 37: а) в абзаце первом пункта 2 число "30" заменить числом "33"; 2. Совет Федеральной палаты адвокатов избирается Всероссийским съездом адвокатов тайным голосованием в количестве не более 30 человек и подлежит обновлению (ротации) один раз в два года на одну треть.   В целях более широкого представительства региональных адвокатских палат и вовлечения в деятельность органов адвокатского самоуправления лиц, пополняющих состав адвокатуры, предлагается увеличить численность совета Федеральной палаты адвокатов до тридцати трех человек.        
6. Уточнение полномочий Президента Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации в рамках его деятельности при проведении Всероссийского съезда адвокатов
6.1 в статье 37: дополнить пункт 7 словами ", реализует права и обязанности представителя на Всероссийском съезде адвокатов по должности";        
7. Уточнение порядка приостановления статуса адвоката и правового статуса адвоката, приостановившего статус
7.1 В статье 15: а) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции: "Лицо, статус адвоката которого прекращен, и адвокат, статус которого приостановлен, после принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты обязаны сдать свои удостоверения в территориальный орган юстиции, который выдал данные удостоверения".; Данная поправка позволит, с одной стороны, упростить процедуру приостановления статуса адвоката, а с другой стороны – распространить на соответствующих лиц обязанность соблюдать правила профессиональной этики.   "..поступки лица, позиционирующего себя в качестве члена корпорации, пусть даже с приостановленным статусом, способны формировать отношение общества к корпорации в целом, а деятельность такого лица может восприниматься другими участниками как адвокатская....требуют уточнения процедуры привлечения к дисциплинарной ответственности адвоката, статус которого приостановлен[22]".   "поправка благоприятно отразится на имидже адвокатуры в целом.[23]".   "...существующие основания являются недостаточными, и на практике приходится иногда заниматься "изобретательством". Если законопроект примут, эта проблема будет снята[24]".   "...многообразие действительно серьезных причин для приостановления статуса адвоката зафиксировать в законе просто невозможно. Да и практика уже пошла таким путем"[25].   "У нас корпорация, я владею не голосующими акциями, я что не имею прав на получение отчетов, прийти на собрание? Если я оставляю за собой право на легкий вход в профессию то я должен оставить и обязанности. Приостановка на 6 месяцев не нарушение права на труд. Закон вводит понятие личного заявления, есть разная практика в силу позиций регионального управления Минюста. Должен быть разумный срок поскольку приостановка влечет последствия, мероприятия палаты, Минюста, нельзя допустить злоупотребления со стороны адвокатов, чтобы не приостанавливали на неделю статус чтобы не платить взнос."[26].     "не указано, что этот территориальный орган юстиции должен сделать со сданным удостоверением адвоката с приостановленным статусом; должен ли он его хранить и выдать незамедлительно при возобновлении статуса – этого законом не предусмотрено...[27]".   "законодатель должен установить максимальный срок, в течение которого статус может быть приостановлен. Например, не более 3 лет..... Неопределенность в этом вопросе предоставляет возможность человеку, длительное время не осуществляющему профессиональную адвокатскую деятельность, а иногда занимающемуся неквалифицированным трудом, не повышающему юридическую квалификацию по истечении не одного десятка лет, возвратиться из небытия и потребовать выдать ему адвокатское удостоверение[28]".   "...тайна не имеет срока давности и поэтому... не зависит от положения ее носителя.... адвокат с приостановленным статусом обязан быть защищен от узнавания тайн (носителем которых он является), также как и действующий адвокат[29]".   "...введение не менее 6 месяцев для возобновления статуса адвоката разумного объяснения не находит[30]".   "Поправка о возобновлении статуса лишь через шесть месяцев нарушает право на труд, если нужно вернуться к работе через, например, три месяца."[31].    
7.2. "Статья 16. Приостановление статуса адвоката 1. Статус адвоката приостанавливается по следующим основаниям: 1) избрание (назначение) адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе; 2) неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности; 3) призыв адвоката на военную службу; 4) признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке; 5) подача адвокатом личного заявления о приостановлении статуса адвоката в совет адвокатской палаты. 2. В случае принятия судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера суд может рассмотреть вопрос о приостановлении статуса данного адвоката. 3. Приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением гарантий, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона. На адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие кодекса профессиональной этики адвоката. 3.1. Адвокат, статус которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой прекращение статуса адвоката. 4. Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате. 5. После прекращения действия оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен. Статус адвоката, приостановленный по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее чем через шесть месяцев после принятия указанным советом решения о приостановлении статуса адвоката. 5.1. Решение совета адвокатской палаты о приостановлении статуса адвоката или об отказе в возобновлении статуса адвоката может быть обжаловано в суд. 6. Совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также адвоката, статус которого приостановлен или возобновлен, за исключением случая приостановления статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло адвокатскую деятельность. Территориальный орган юстиции в 10-дневный срок со дня получения указанного уведомления вносит сведения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката в региональный реестр".;    
8. Уточнение порядка изменения членства в адвокатской палате, предложение о введении дополнительных условий для изменения членства в адвокатской палате для лиц со стажем адвокатской деятельности менее 5 лет
8.1 б) абзацы первый и второй пункта 5 изложить в следующей редакции: "5. Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение об изменении членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, уведомляет об этом заказным письмом совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее также - совет адвокатской палаты, совет), членом которой он является. Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности менее пяти лет, вправе изменить членство в адвокатской палате на основании решения совета адвокатской палаты, членом которой он является, предварительно согласованного с Федеральной палатой адвокатов в порядке, установленном советом Федеральной палаты адвокатов. Об указанных в настоящем пункте решениях совет уведомляет территориальный орган юстиции в десятидневный срок со дня получения уведомления адвоката или принятия решения советом соответственно. В случае наличия у адвоката задолженности по отчислениям перед адвокатской палатой совет вправе не направлять указанное уведомление до полного погашения адвокатом суммы задолженности".;   Ежегодно около 1 500 адвокатов изменяют членство в адвокатской палате, причем большая часть из них – вскоре после сдачи квалификационного экзамена и приобретения статуса адвоката. Данная практика, по сути, представляет собой обход закона и требует законодательного реагирования. "Многие претенденты... не желающие сдавать экзамены в г. Москве и Московской области, оформляют постоянную регистрацию в соседней Владимирской области и подают заявления в Квалификационную комиссию АПВО. Отказать претендентам в попытке сдачи квалификационного экзамена Квалификационная комиссия АПВО не вправе. Но после получения статуса адвоката многие изменяют членство в АПВО на членство в Адвокатской палате г. Москвы и Адвокатской палате Московской области. Поэтому своевременным и необходимым является предложение законодателей, предусматривающее, что первые 5 лет своей деятельности адвокат может сменить членство только по решению Совета палаты, который примет во внимание доводы адвоката, жизненную ситуацию и т.д.[32]".   "...в Новосибирской области не существует проблемы,... однако она обострилась в центральной части России. Принятые ранее корпоративные меры желаемого результата не дали[33]".   "...пускай "переезжают", но на несколько лет останутся членами палаты, в которой сдавали экзамены.... можно вести дела по всей России и даже за рубежом. Отсутствие в проекте перечня оснований для принятия региональной и согласования Федеральной палатами решения об изменении членства – это его плюс, а не недостаток. Не требуются здесь законодательно определенные критерии. Думаю, это вопрос корпоративного регулирования, и корпорация в состоянии самостоятельно выработать критерии и отличить реальный переезд от притворного[34]".   "...В силу уведомительного порядка и доступности процедур регистрации превентивно установить действия в обход закона невозможно. Они могут быть констатированы только при реализации права на смену палаты после получения статуса. Лишь в такой ситуации можно разобраться, действительно ли жизненные обстоятельства вынуждают адвоката менять членство, или речь идет о злоупотреблении[35]". "...Создает механизм, который позволяет прекратить манипуляции свободой передвижения, используемые с целью "облегчить" сдачу квалификационного экзамена и связанные с ними возможные злоупотребления. Проблема приобрела массовый характер... ситуации, когда адвокат на следующий день после получения удостоверения подает заявление о переходе в палату по месту фактического проживания, исчисляются сотнями.... адвокаты, впервые получившие статус, при наличии реальных (фактический переезд, семейные обстоятельства, профессиональные интересы и т.п. – практика покажет), а не выдуманных причин смогут свободно изменять членство. Да, на основании решения региональной палаты, согласованного с ФПА РФ, но это нормальный механизм, никак не нарушающий наши демократические устои[36]".   "...вводимое ограничение носит недискриминационный характер и распространяется на всех адвокатов, получивших статус, в равной мере. Претендент имеет все возможности по разумному планированию выбора палаты, в которой он будет сдавать экзамен и осуществлять адвокатскую деятельность. Само регулирование не является запретительным, а лишь наделяет ФПА РФ контрольной функцией, позволяющей в случае необходимости ограничить злоупотребление правом[37]. "...Если в течение 5 лет обстоятельства изменятся, то предлагаемая поправками процедура изменения членства при должной отладке механизма регулирования не станет помехой. Не думаю, что при наличии объективных к тому оснований советы региональных палат, так же как и Совет ФПА, будут запрещать изменение членства.... адвокат, беспричинно меняющий палату через короткое время после вступления в нее, зачастую пытается обойти ныне действующий закон[38]".   "...предлагаемое изменение... не затрагивает возможности определять место проживания и изменять регистрационные данные[39]".   "...Претендент, получивший статус адвоката в другом регионе, должен осознавать последствия и возможные ограничения, которые последуют за его решением, и уважать действующие правила адвокатского сообщества... нет оснований упрекать региональные советы палат в субъективности и предвзятости при принятии решений об изменении членства адвокатами[40]".   "...свобода передвижения гражданина по территории РФ не тождественна профессиональным правилам избрания регионального членства в адвокатской палате[41]".   "предлагаемая... новелла...полностью соответствует нормам Конституции, так как невозможно приравнивать "перемещение по стране" к "перемещению по ФПА". Адвокат вправе вести практику в любом регионе, где находится его доверитель, но членство в адвокатской палате должно быть обусловлено постоянным местом его жительства[42]".   "иногородние претенденты" не знают специфику региона и потому успешно экзамен сдать не могут[43]".   "...проблема требует решения. К тому же переход не запрещается, если он продиктован реальными жизненными обстоятельствами. Реальной, а не фэйковой сменой жительства."[44]     "Действительно имеется лазейка, почему ей не пользоваться, противоречий Конституции не усматривается."[45].   "Никакого нарушения права на труд нет..... Я могу поехать в любой регион. В решении ФПА два критерия, если я в Московской области и я приезжаю в Челябинск, я не могу работать по 51, и второе я не должен вешать табличку. У нас был пример - офис и табличка в другой области. Она сказала ребята я не практикую, мне нужен офис т.к. у меня обсуживается предприятия. А табличка для информирования об особом статусе адвокатского образования."[46]. "Переход имеет уведомительный характер, и адвоката нельзя не принять. Из 7 человек которые к нам в АП МО пришли были судимы, один был в федеральном розыске. Они перебегают из палаты в палату. Есть регионы в России где сдают 100 % экзамен, это не может не настораживать. Кто - то говорит что за счет тех кто из Москвы приходит мы получаем вступительные взносы. В ФПА РФ предложено уже до двух лет сократить срок... Ценз оседлости может содействовать обеспечению оказания квалифицированной юридической помощи в отдаленных регионах."[47].   "Законопроект противоречит Конституции РФ, в части гарантий прав на свободное перемещение, выбора места пребывания и жительства, равенство всех перед законом. Также нарушается нормативная определенность закона, поскольку в законопроекте не определены признаки и критерии, которые могут использоваться адвокатскими палатами при решении соответствующего вопроса.[48]   "Противостоять незаконному присвоению статуса адвоката предлагаемая поправка не в состоянии. Получивший его адвокат при стремительной смене своей "профессиональной прописки" вообще никуда не переезжает, а заявляет о желании постоянно практиковать в регионе, место жительства на территории которого он не утрачивал. Для исправления сложившейся ситуации... территориальные органы юстиции должны реагировать на нарушение Закона адвокатскими палатами и отказывать лицам, получившим статус адвоката, не проживая постоянно на территории данного субъекта РФ, во внесении в региональный реестр адвокатов[49]".   "Вместо внятных критериев... возникает административный субъективизм (дадут или не дадут разрешение)..."поражение в правах" касается не претендентов, а действующих адвокатов... адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения. Имеющееся к настоящему времени внутрикорпоративное регулирование в адвокатуре этот принцип, мягко говоря, нивелирует[50]".   "предложенный законопроектом пятилетний срок, в течение которого устанавливается согласование изменения членства в региональной палате, представляется чрезмерным... внести следующие корректировки: снизить предложенный срок до одного года; дополнительно установить, что квалификационный экзамен на получение статуса адвоката сдается претендентом в том регионе, где он состоит на налоговом учете, который, в свою очередь, соответствует месту официальной регистрации[51]".   "проблему (решить) можно и внутрикорпоративным регулированием, внеся изменения в порядок сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката. Достаточно дополнить его положением, что обратиться с заявлением о допуске к сдаче квалификационного экзамена претендент вправе в квалификационную комиссию того региона, где он был зарегистрирован на протяжении последних трех или пяти лет[52]".   "ограничение и усложнение вступают в прямое противоречие с принципом равноправия адвокатов.... способ борьбы с указанным негативным явлением: повышение контроля за сдачей адвокатских экзаменов в каждой адвокатской палате, приведение требований к кандидатам в адвокаты к единому высокому стандарту...изменения дают неограниченное право советам палат без каких-либо критериев и ограничений разрешать или запрещать "переезд" адвоката. "Это правовая неопределенность"[53].   "...нужно внести в Закон об адвокатуре нормы о проведении адвокатского экзамена с использованием "единой для всей страны автоматизированной системы"[54].   "вопрос о соответствии Конституции возникает, но никакой "очевидности" противоречия нет, а есть совсем неочевидная коллизия, которую


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: