Производительность машины - это количество продукции (выраженное в массе, объеме или штуках), вырабатываемой (перерабатываемой) в единицу времени - час, смену, месяц, год.
Производительность является важнейшей составной частью технической характеристики машин. Все машины и механизмы имеют свои производительности.
Различают производительность (различают три категории производительности):
- теоретическую (расчетную, конструктивную);
- техническую;
- эксплуатационную.
Теоретическая производительность (расчетная, конструктивная) — это максимально возможное количество продукции, вырабатываемой в единицу времени непрерывной работы при расчетных скоростях рабочих движений и нагрузках.
Техническая производительность - это количество продукции, вырабатываемой в единицу времени непрерывной работы машины непосредственно в конкретных производственных условиях при правильно выбранных режимах работы и нагрузках на рабочие органы. При определении технической производительности определенной машины, например одноковшового экскаватора, учитывается группа разрабатываемого грунта, высота забоя, угол поворота стрелы с ковшом, вид работы — в отвал или на транспортные средства, коэффициент заполнения ковша и другие факторы. Поскольку все перечисленные факторы могут иметь различные значения, то и техническая производительность машины при различных условиях будет изменяться.
Эксплуатационная производительность Пэ - это количество продукции, вырабатываемой в единицу времени с учетом всех перерывов в работе, вызываемых требованиями эксплуатации, условиями труда работающих и организационными причинами.
Сменную или годовую эксплуатационную производительность машины определяют на основании данных режима работы машины и ее среднечасовой эксплуатационной производительности.
Каждая машина потребляет большую мощность, чем отдает, поскольку в ней происходят потери мощности (за счет трения, сопротивления воздуха, нагревания и т.д.).
Коэффициент полезного действия представляет собой отношение отдаваемой мощности к подводимой мощности.
● Вследствие неизбежных потерь КПД всегда меньше единицы;
Отсюда вытекают основные требования, предъявляемыек парку строительных машин:
1. Состав строительных машин строительных организаций должен соответствовать структуре и объему строительно-монтажных работ и обеспечивать комплексную механизацию их выполнения.
2. Строительные машины и механизмы должны быть соизмерены по их мощности. Это обеспечит рациональное использование их в процессе эксплуатации.
3. При комплектовании парка строительных машин необходимо стремиться, чтобы среди них было достаточное количество высокопроизводительных и универсальных машин соответствующей номенклатуры.
4. Вспомогательные, комплектующие машины и оборудование по количеству и мощности должны соответствовать ведущим машинам.
5. Для строительных организаций, которые ведут рассредоточенное строительство (ПМК, строительные поезда) необходимо комплектовать, как правило, универсальными и мобильными машинами.
6. При комплектовании парка машин необходимо учитывать такие факторы как объем работ, дислокацию объектов строительства, стоимость машин, транспортные условия, наличие сервисного обслуживания и ряд других факторов.
7. Развитие структуры парка строительных машин должно осуществляться на основе требований прогрессивных технологий производства строительно-монтажных работ с учетом современных конструктивных и проектных решений возводимых зданий и сооружений, характера строительства.