О совести говорят лицемерно и отвлеченно, забывая, что совесть есть реакция мощного, тончайшего химизма. О голосе сердца думают лишь в какие-то ответственные и чрезвычайные моменты, когда решаются вопросы жизни и смерти, забывая, что упражняться в положении решения на сердце можно среди повседневной жизни и тем избавиться от опасности отрицательного напряжения и сохранить немалое количество нужной энергии, которая неправильными решениями тратится в повседневной жизни гораздо больше, нежели при чрезвычайных обстоятельствах. Мы мечтаем о выгодах, полагаясь на рассудок, но куда практичнее положиться на сердце, которое утвердит самое тяжелое решение и даст энтузиазм — подобный мученикам, избравшим жребий костра, или наполнит сознание радостью, стойкостью и несломимой уверенностью в своей правоте.
2 мая 1939 г.
ЕЩЕ О МОЛИТВЕ
Обычно молитва рождает голубое или фиолетовое излучение, молитва может быть серебряной, но существует молитва — черная и алая.
О молитве составилось превратное понятие; мы можем наблюдать целую группу молящихся одинаково усердно, но открытый глаз может найти самые неожиданные противоречия, между тем будет очевидно, что молятся все. Кто-то считает, что молитва есть необходимое правило твердить непонятные слова, не вникая в их смысл, другой думает, что молитва заключается в обращении к неведомым силам с требованием "дай мне" и часто — "дай мне побольше заработать или обмануть". Третьи считают молитву крайним средством помощи, когда исчерпаны все остальные. Найдутся и такие ужасные воззрения на молитву — как на источник заработка. Одним словом, понятие молитвы настолько искажено, что часто под ней подразумевается и мерзкое кощунство и самое возвышенное звучание сердца.
|
Учение просто разрешает нагромождения. "Молитва есть провод к потоку Благодати" — говорится в книге "Аум".
Чтобы создать провод к потоку Психической Энергии, чтобы получить всеначальную силу, необходимо соблюсти не какие-то внешние правила, но какие-то условия психической энергии. Не потому ли так трудно большинству молиться, не потому ли от молитвы не получается никакого следствия, не потому ли следствия молитвы могут быть даже обратны ожиданиям, что молящиеся не знают свойств всеначальной энергии?
Например, будет ли целесообразно тушить огонь спиртом или смазывать колесо песком? И в книге "Аум" говорится:
"Как может о себе молиться человек? Точно Высшая Мудрость не знает, что человеку нужно". А между тем легко ли встретить молитву не о себе? Кто-то скажет — да разве существует иная молитва? Да разве можно тогда молиться? Но как же иначе найти созвучие с силой, направленной на общее благо? Чем же установить тогда провод магнитной связи? Можно ли полагать, что Великий Резервуар бесконечной силы существует лишь для одной личности? Конечно, он существует для каждого, но лишь в синтезе общего блага."
"Ни одно моление о прощении не имеет смысла, если не сопровождается исправлением жизни" — так читаем дальше.
Стройные и незаметные вехи ведут читателя к овладению Великой Силой. Они указывают кратчайший и безопаснейший путь. Огненная сила идет разрушить или возродить мир — все зависит от того, какой молитвой она будет встречена. Благо путникам, пришедшим на путь "Аума": они не обессилят в делании и Огненное Крещение примут как величайшую возможность совершить небывалый духовный взлет.
|
7 июня 1938 г.
ПЕВЕЦ ВЫСШЕЙ ЖИЗНИ
"Чистая мысль, напитанная Красотою, указывает путь к Истине".
Общ., 27
Художник показывал этюды, написанные им в горной стране. Этюды были прекрасны. Самая сущность — красота величественных видов — была тонко замечена художником и правильно изображена. И те, кому не чуждо было понятие красоты, смотря на эти рисунки, почувствовали сильное желание побывать там. У многих это желание, подкрепленное дальнейшим созерцанием, стало настолько сильным, что они стали делать необходимые приготовления к поездке, а имеющие свободное время и не знающие куда им отправиться на отдых, посмотрев картины художника, без колебаний решили посетить прекрасную страну. Другие, насмотревшись невиданных пейзажей, только теперь поняли, какая серость и убожество окружает их: грязные улицы, закопченные дома, серое от дыма небо. И как же у них не могло после этого родиться стремление бросить это прокопченное место и отправиться в прекрасную страну!
Каждый руководитель — это тот же художник. Он рисует мысленные картины тех сфер, где ему удалось побывать, и последователи, сердцу которых не чужда красота высшей жизни, в сознании которых запечатлевается красота мысленных картин руководителя, влекутся в эти сферы; и чем прекраснее будут картины, тем мощнее будет стремление. Но не только художником будет руководитель, он будет и поэтом и композитором. В мыслях его будет звучать и прекрасный ритм величественных слов, воспевающих неведомую страну, и тонкая музыка высших сфер, услышав которую раз, музыкальное сердце уже не захочет слушать другую и отдаст все, чтобы слушать ее вечно.
|
Так каждый руководитель творчеством прекрасного питает устремление последователей. Красота его мысли ведет, вдохновляя на подвиг.
Не пойдет за таким руководителем тот, кому чуждо понятие красоты Высшей жизни. Он любит дым своих очагов и, глядя на снега высочайших гор, лишь болезненно съежится и воскликнет — о, там, должно быть, очень холодно! — и еще ближе прижмется к дымному очагу. Откуда он возьмет теплоту красоты, которая согреет на самом трудном подвиге, без которой все герои заледенели бы среди неслыханных снежных бурь...
Никто не взойдет на Высшую сферу, не будучи готовым к ней. Чем же пойдет он, какой силой повлечет его эта сфера, если в нем не найдется соответствия, рождающего притяжение, — всепобеждающую любовь. Пламя очага останется для него единственной реальностью, а столбы Огня Высших Сфер, пламенные сияния в картинах руководителя не тронут его закопченного сердца.
У каждого человека своя мера Красоты притягивающей. Мы знаем насколько разно реагируют люди на различную земную музыку. В то время, когда у одного слезы восторга на глазах, у других — томящая скука непонимания. Но можно разбить сколько угодно горшков о голову непонимающего, от этого слух его не утончится. Так каждый руководитель прежде всего испытывает степень сознания красоты (что же иное может зажечь устремление?) и начинает терпеливо утончать это лучшее качество, зная, что все остальное приложится, и в то время, когда враг будет бросать в идущего ввысь образы безобразия, шевелящие хаос в сознании ученика, руководитель поставит перед ним самый прекрасный образ, и ученик сам решит свою судьбу.
Тяжко бывает художнику, когда плод его вдохновения бывает осмеян или терпит грубую и невежественную критику, но зато как умножается радость, когда найдется разделивший восторг. Насколько острее чувства зовущего мыслями красоты в Мир Высшей жизни.
1 октября 1939 г.
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
1.
Мы уже знаем, что психическая энергия существует. Мы уже чувствует, что в овладении этой энергией все наше счастье и будущее. Мы часто говорим о психической энергии; она уже вошла в обиход нашей жизни. Мы уже знаем, когда ее много или мало в нас. Мы даже посылаем психическую энергию на близкие и далекие расстояния. Но кто может ответить на вопрос — что такое психическая энергия?
Однажды такой вопрос был задан, и каждый ответил, но именно по ответам, несмотря на то, что все ответы были правильны, было видно, что Всеначальная энергия еще далеко не осознана. Ибо нельзя осмыслить психическую энергию оторванной от жизни. В жизни каждого дня она наполняет наше существование, она в каждой мысли, каждом желании и действии. Проявления ее окружают и сопутствуют нам постоянно. Истинно, осознание психической энергии должно изгнать каждый намек на отвлеченность.
Учение говорит:
"Не опоздайте с изучением психической энергии. Не опоздайте с применением ее". (Общ., 249).
Конечно, каждый идет своим путем, но принципы пути остаются общими для всех. Эти принципы, как вехи, могут привести к осознанию всепокряющей мощи, которую каждый носит в себе, не подозревая о ее близком существовании. Здесь мы хотим намекнуть на эти вехи, общие для многих путей.
Наблюдая окружающие нас явления, вещи, существа и самих себя, мы заметим, что все и все имеет в себе светлые и темные стороны. Поскольку мы не касаемся абсолютного, мы можем сказать, что нет "худа без добра", но даже явление очень доброе все же имеет в себе какой-то минус. Возьмем любую вещь и так же без труда отыщем ее хорошие и плохие качества, пусть это будет полено или телескоп, или картина. То же мы можем заметить в животных и окружающих нас людях, то же будет замечено, если мы заглянем в самих себя.
Чтобы получить о чем бы или о ком бы то ни было наиболее верное представление, мы должны узнать все или наибольшее количество светлых и темных качеств этой вещи, явления или лица. Так, например, желая узнать, что представляет собой г-н Б., мы возьмем сложенный пополам листок бумаги и, базируясь на своих наблюдениях, свидетельствах других или произведенных испытаниях, начнем разносить направо его светлые качества или свойства, налево — темные. Но тут мы столкнемся с огромным препятствием — кто может гарантировать, что наши представления о светлом и темном, о добре и зле, будут безошибочны? Кто может поручиться, что налево не попадет то, что на самом деле должно было угодить направо? За примером не надо идти далеко: часто мы слышим фразу:
— Какой он хороший.
— Почему?
— Он такой добрый.
Между тем, Учение говорит: "Нужно забыть о доброте, ибо доброта не есть благо. Доброта есть суррогат справедливости". (Община, 67).
С другой стороны, у г-на Б. могут оказаться те чудесные качества или свойства, о существовании которых мы вообще не имеем никакого представления. Но если даже кто-то откроет их нам, то как же мы будем знать, куда их отнести, если сами не испытывали следствия их проявления. Кто-то может сказать, что они хороши; но кто же может быть уверен, насколько далеко простираются его исследования, если, например, этот человек ничего не знает о мире Тонком, где многие вещи, привлекательные на Земле, выглядят отвратительно.
Очевидно, нужен какой-то Высочайший Авторитет, который бы видел все следствия проявляемого качества или свойства от начала до конца. Таким авторитетом может быть лишь Высший на Земле, принявший представление об истине от еще более Высоких, Идущих в Бесконечную Высь по Иерархической Лестнице. Закон чистого сердца может открывать, откуда веет дыхание Истины. Чистое сердце по закону магнита минует лже-учения. Одно условие неотъемлемо — чистота сердца.
Откровение Новой Эры дает идеал Агни Йога — духа шестой расы. По всей мозаике Книг Учения Владыка говорит о целом ряде положительных качеств, которые необходимо в себе утвердить, развить и закрепить, и о целом ряде свойств, которые необходимо изжить, привести к окончательному уничтожению — к окончательной трансмутации, — о свойствах отрицательных.
Каждый, кто, перегнувши пополам листок бумаги, из всего Учения выберет светлые и темные качества, указанные Учителем к утверждению и изживанию, может получить представление о сущности идеального духа Шестой — предпоследней — ступени человеческого совершенствования в этом круге на Земле.
Если мы сделаем подробную шкалу настоящего состояния нашей сущности, то желающему войти в Новый Мир станет ясно, чего в нем нет, что он должен развить в себе и что предать сожжению.
Составить шкалу своей сущности гораздо труднее, чем это кажется на первый взгляд. Конечно, мы можем немедленно, разделив пополам листок, написать направо и налево немало наших свойств, но картина будет далеко не полной. Только если в жизни каждого дня, обострив наблюдательность до крайнего предела, мы начнем следить за собой, то в течение известного и немалого промежутка времени мы сможем, подвергнув испытанию каждое открытое качество сказать с большей или меньшей уверенностью, что мы знаем свои светлые и темные свойства. Кроме того, едва ли кто избавлен от неосторожности видеть в глазу брата сучок, не замечая в своем бревна. В этом смысле может пригодиться и шепот осуждения за спиной и чистосердечное указание друга, ибо все-таки "со стороны виднее". Кроме того, обычно то, что мы замечаем в других, содержится и в нас самих. Таким образом, при искреннем старании можно составить шкалу своей сущности — это будет первая ступень познания самого себя.
Если мы каждый день будем бороться с тем или иным нашим отрицательным свойством или утверждать то или иное положительно качество, то мы начнем тем самым изучать в лаборатории жизни свойства нашей сущности. Только таким образом можно получить правильное представление о том, что представляют собой наши светлые и темные свойства — их размеры, их силу и особенности. Только в жизни каждого дня мы научимся побеждать наши несовершенства и взращивать цветы блага.
Приступив к исследованию наших светлых свойств или качеств, мы неизбежно придем к заключению, что каждое положительное свойство представляет собой мощную силу. Возьмем для примера мужество. Мужество одного человека спасло страну от гибели, мужество полководца бросает десятки тысяч к победе, мужество матери спасает детей от самых страшных опасностей. Мужество покоряет стихии, мужество созидает. Мужество преодолевает самые невероятные сопротивления. Мужество — это огромная сила: обладающий им, от грубого солдата до уточненного подвижника, завоевывает возможности. Кто же будет отрицать мужество как силу? Но оно невидимо — скажете вы. Да, но если невидимое электричество мгновенно убивает прикоснувшегося к проводам, то энергия мужества несравненно мощнее, хотя и родственна электричеству.
Когда же проявляется мужество? Обычно тогда, когда внешние силы воздействуют на носителя этой тонкой энергии. Например, когда на вас направлен ток любви, мужество молчит, но когда кто-то нападает на вас, мужество тотчас поднимается и действует до победы или истощения. Что же будет, если внешние силы, вызывающие мужество, направлены на человека, у которого нет мужества? Что тогда они вызовут в человеке? Ответ ясен — человек проявит нечто противоположное мужеству — страх. Таким образом, страх будет отсутствием мужества, трусость будет нехваткой тонкой энергии мужества. Так мы можем понять, что темные свойства наши есть ни что иное, как отсутствие светлых, им противоположных качеств и что "зло есть отсутствие добра".
Таким образом, можно придти к выводу, что мы являемся носителями тончайших энергий, мощь которых огромна, что мощь эта может покорять все грубые физические и стихийные силы, коль скоро будет осознано соотношение, и что наличие в нас светлой силы означает отсутствие противной — темной и наоборот. Это также может помочь при составлении шкалы.
Вырабатывание иммунитета против всякой инфекции является свойством человеческого организма. Болезнь может вторгаться однажды; это означает, что перенесший ее человек уже выработал защитный иммунитет. Болезнь может вторгаться несколько, много раз. Но переносящий ее организм будет непрестанно работать над выработкой сил сопротивления, и даже если тело сгорит в процессе борьбы, то с новым телом процесс будет продолжаться. Аналогия во всем. Внешние силы постоянно будут вторгаться в нас, пока не будет выработана защитная энергия, и когда-то страх будет заменен мужеством. То же можно сказать про все остальные отрицательные свойства. Болезни обычно сопровождаются жаром и воспалением, т.е. действием огня, так же и все прочие процессы души и духа будут сопровождаться действием огня. Болящий испытывает страдания тела, но страдания духа куда сильнее. Так мы можем подойти к образованию в нас тонких энергий и к процессу их трансмутации.
Теперь, если мы обратимся к понятию синтеза, если все свои тонкие энергии мы сложим в их сокровенной сущности, мы подойдем вплотную к раскрытию в себе своей психической энергии.
Зная, что каждое действие есть воплощение мысли, мы можем утверждать, что наши качества и свойства есть ни что иное, как качества и свойства нашего мышления. Например, мужество: есть мысли мужества, и трус, например, не может мужественно мыслить. Значит, если мы мыслим каждое мгновение, то каждое мгновение мы проявляем те или иные качества и свойства. И если к указанному еще прибавить, что каждая мысль отлагает в нас соответствующую энергию, которая согласно магнитному притяжению поступает в хранилища этой энергии — различные центры, — что каждая мысль усиляет в нас то или иное качество-свойство, мы можем наметить конкретные пути овладения всеначальной энергией: шкала качества, дисциплина мышления, каждодневная наблюдательность — эти вехи общие для всех, но дальше пути расходятся, и каждый движется сам. В заключение можно сказать:
Вы хотите обладать яснослышанием или ясновидением, посмотрите в шкалу вашей сущности. Учение говорит: "Ясновидение и яснослышание развивается без трех врагов: страха, предрассудков, лицемерия." (А.И., 354).
Вы хотите приобрести озарение Архата и сделаться владыкой своей кармы? Послушайте, что говорит Учение:
"Отрешившийся от себя, устремленный к Общему Благу, преданный в битве, радостный в труде — приобретает на мгновение озарение Архата, делающее его владыкой своей кармы". (А.Й., 127).
Вы хотите приблизиться к Учителю, вы хотите скорее услышать Его Голос и получить поручение? Прочтите, что говорит Учение: "Открытый, готовый отряхнуть лохмотья ветхого мира, устремленный к новому сознанию, желающий познания, неустрашимый, правдивый, преданный, зоркий на дозоре, трудящихся, целесообразный, чуткий приближается ученик к Учителю". (А.Й.,125).
Итак, видим, что нет других путей в Мир Огненный, требующий соответствия качеств сознания; потому не забудем, что год — это 365 ступеней по лестнице, уводящей в Мир Огня, где царствует то, что временно названо Психической Энергией.
2.
Паспорт нашей сущности, или "шкала качеств", не может быть постоянной величиной там, где существует устремление к совершенствованию. Во-первых, устремление знаменует рост не только светлых сил, но также и темных. Мы знаем, что не только уже известные нам враги преградят стремление к Свету, но из неведомых глубин нашей сущности начнут подниматься, быть может, веками спавшие накопления, начнут пробуждаться и развертываться целые армии как противных, так и дружественных сил. "Шкала" будет меняться в зависимости от различных этапов и моментов все возрастающей духовной битвы. Можно с уверенностью сказать, что движение различных энергий и битва, явленная их взаимодействием, не будет носить хаотический характер, но будет обладать известной закономерностью. Если бы мы не успокоились на составлении лишь одной "шкалы", но приступили бы к исследованию и наблюдению открытых уже в нас сил, то можно было бы найти интересное обстоятельство: оказывается, все наши положительные и отрицательные энергии в различных точках годового круга имеют свои высшие и низшие точки напряжений. Конечно, только ежедневными и соответственными записями можно было бы найти эти точки. Но зато, если бы они были найдены, то обнаруженная закономерность принесла бы чрезвычайное облегчение в духовной битве, потребовалось бы только ежедневное фиксирование наплыва различного свойства энергий и интенсивность их. Нужно ли говорить, что зная о том, в чем мы сильны или слабы в данный момент, мы были бы подобны лучшему кормчему, максимально облегчая движение своей ладьи. Конечно, годовым циклом закономерность отнюдь не исчерпывается, и если бы, например, взять за основной цикл земную жизнь, то можно также утверждать, что в различных точках и этого круга нас ждут и друзья и враги. Можно заметить, что как физическое тело, так и тонкое и огненное имеют свои круги развития. Если круг физического тела завершается в точке, называемой "смертью", то круг тонкого тела простирается дальше, что же касается огненного тела, то о нем говорить пока преждевременно.
"Шкала" качеств, взятая из Книг Учения, поможет установить еще одну закономерность: энергии как цвета спектра — строго чередуются в своих проявлениях. Зная, что после зеленого цвета не может быть сразу фиолетовый, мы можем заключить, что после проявления какого-нибудь одного качества следует ожидать проявления другого — следующего за ним. Так, например, Учение говорит: "После каменной тягости тупоумия они еще переживут ядовитую слизь сомнения и ужас самомнения". (А.Й., 26).
Итак, наблюдая движение "шкалы" и ее различных частей, можно не только преуспеть в движении, но и обогатиться знаниями, ни одна частица которых не будет оторванной от жизни. Так можно утвердиться на мысли, что наша жизнь неотъемлема от общего развития, так можно войти в ритм эволюции. Учение говорит: "Осознать психическую энергию, иначе говоря войти в ритм эволюции" (Община,253).
Если Учение поможет определить какое свойство — благо и какое — вред, то еще может быть не учтенным одно обстоятельство: многие качества будут приняты вовсе не за то, что они есть на самом деле. Так читаем в "Общине":
"Сентиментальность часто принимается за сострадание, гнев — за возмущение и самосохранение — за мужество". (Общ.,229). Можно себе представить, что получится, если кто-то, приняв сентиментальность за сострадание, начнет развивать в себе это качество. Вот почему было бы недальновидно ограничиться лишь записыванием своих свойств, вот почему было бы ценно всесторонне исследовать и проверить свою "шкалу", проверить неоднократно на самых различных примерах жизни. Для этого понадобилось бы немного подумать над причиной возникающих чувств, подумать над их следствием и разобраться в своих побуждениях: не утаился ли где червячок самости — первопричина наших темных свойств. Умение обнаружить этого червячка будет залогом того, что указанная опасность при составлении "шкалы" может быть избегнута. Вл. говорит: "Честность признания есть явление, которое каждый дух должен в себе развить". (А.Й. 661).
Все трудное — трудно лишь в начале. Поэтому самое трудное — начать. На первых шагах убийственно действует ничтожность достигнутого и подавляюще — перспективы трудностей впереди.
Поэтому как зовущую формулу устремления хорошо постоянно иметь перед своим сознанием следующую мысль Учения:
"Начиная дела, умейте радоваться началу. Обычно люди хотят видеть цветы и плоды, но испытатели радуются первому ростку, ибо это есть пробуждение жизни". Трудно идти без этой формулы. Но зато как радостно сознавать, что каждый день может положить начало чему-то прекрасному. Как часто приходит желание начать, но и зато как часто мы скорбно вздыхаем — что было бы теперь, если бы пришедший тогда импульс был утвержден.
3.
"Как начать Агни Йогу? Прежде всего, следует осознать присутствие психической энергии, затем нужно осознать, что огонь составляет сущность духа..."
(А.Й., 323).
Когда "шкала" качеств будет составлена и продумана, когда энергии качеств начнут познаваться в процессе жизни, — тогда можно утвердить приближение к осознанию психической энергии.
Учение говорит, что психическая энергия есть основная энергия сознания. Но что же такое сознание? Если трудно было понять всеначальную мощь, то последний вопрос так же застанет многих врасплох. В самом деле — без сознания мы не сделаем и шага, а тем не менее не составили о нем еще никакого представления. Обратимся к нашей "шкале". Налево мы видим отрицательные качества направо — положительные. Совокупность этих качеств и свойств и будет нашим сознанием. Конечно, не следует считать приведенное определение исчерпывающим, но зато оно будет наиболее легко ощутимо и близко к жизни.
Конечно, перед нами сразу же встанет вопрос, что же будет тем центром, вокруг которого эти энергии собираются, накапливаются, утончаются и т.д. Учение говорит: "... зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание". (А.Й., 275).
"Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманация зерна изменяется в зависимости от роста сознания". (А. Й., 275).
Итак, вернемся к упомянутому положению: мы непрерывно мыслим и днем и ночью. Мы непрерывно излучаем мысль. Причем наше мышление может проявиться лишь в пределах нашей "шкалы качеств". Ибо, например, человек, не обладающий мужеством, не сможет мужественно мыслить и т.д. Так видим, что огненное зерно духа непрестанно излучает свет. Этот свет ни плох, ни хорош. Для ясности представим себе его как луч. Если этот луч направлен через положительное качество — он рождает положительное мышление, если он направлен через отрицательное свойство, то рождается отрицательное мышление. Так можем себе представить грубую схему луча, эманирующегося огненным зерном духа.
3 — зерно духа, ЗК — ни хорошая, ни плохая линия луча, К — точка прохождения через призму качества, КМ — мысль.
Эта эманация до встречи ее с качеством, если можно так выразиться, и может представлять собою то, что называется психической энергией. Она лежит в основе каждой энергии качества, она, проходя через качество, облекается в его одежды и называется мыслью.
Как великий артист, она надевает разные одежды и грим и играет разных людей, но творчество остается ее постоянной сущностью. Как Великий Дух, она воплощается то в правителя, покрытого золотом, то в мудрого царя, то в подвижника, то в полководца, — оставаясь неизменной в своей сущности.
Еще раз повторим, что в наши планы не входит исчерпывающее объяснение, но только расстановка вех. Перечислим их:
1. Все несовершенное имеет светлую и темную сторону.
2. Светлая половина состоит из светлых качеств.
3. Каждое качество есть энергия.
4. Энергии качеств составляют сознание.
5. Мы мыслим непрерывно в пределах наших качеств.
6. В нашей сущности заложено зерно огня со всеми его возможностями.
7. Выясняя взаимодействие качеств, мышления и зерна духа, мы приблизимся вплотную к психической энергии.
На первый взгляд может показаться непонятным, — каким образом происходит процесс совершенствования, каким образом мы должны действовать, чтобы расширить и утончить наше сознание. Ведь каждый трус мечтает о мужестве и из этой мечты рождается частица мужества, но как нарастить эту частицу, как расширить ее до такого предела, когда она заполнит все обиталище страха. Наконец, как утончить мужество грубого воина и довести качество его до мужества подвижника. Как продвинуть мышление вперед. "Беспредельность" отвечает просто: Сознание расширяется познаванием причин и утончается познанием качества. (§918)
Это и будет формулой сознательного совершенствования, которая поможет подойти к утверждению и изживанию качеств — сознательно.
Закончим советом Вл.: "Проще думайте о психической энергии".
4.
"Сознание творится притяжением к огненному источнику".
(Беспред., §635).
До сих пор мы говорили об энергиях человеческой сущности, не затрагивая понятия Учителя. Теперь остановимся на этом основном стимуле совершенствования духа.
"Учитель является с момента зажжения духа. С тех пор Учитель неразрывен с учеником" — так утверждает Учение (Общ., 60). Значит в тот момент, когда человек сознательно двинулся по пути совершенствования, появляется и невидимый Руководитель. Каждое, даже самое малейшее устремление, будет замечено и поддержано — утверждает Давший Учение. Очень часто устремившийся и не подозревает, что Кто-то охраняет и поддерживает каждый его шаг, но по мере движения вперед он начинает замечать целый ряд обстоятельств, возникающих, по-нашему, как счастливые случайности. Неисповедимыми путями приходят книги, происходят нужные знакомства, в тяжелые минуты нисходит чудесная помощь, и устремившийся начинает понимать, что Кто-то Неведомый заботится о нем; тогда ощущение руководства начинает возрастать все больше и больше, таинственные импульсы, зарождающиеся внутри, приобретают значение указаний Свыше, и, когда наконец степень совершенствования допускает, происходит знаменательная встреча ученика со своим Учителем.
Учитель есть Магнит, таящий в себе те энергии, которые находятся в нашей гамме достоинств. На основании этого родства происходит притяжение, устремление к слиянию с энергиями Учителя. Чем лучше становимся мы, чем более совершенствуется качество наших положительных энергий, чем быстрее и успешнее завершается трансмутация наших темных свойств, чем больше наше мышление отвечает качеству мышления Учителя, тем ближе приближаемся мы к Источнику наших светлых сил. Так в основе совершенствования лежит приближение к Учителю. Если мы говорили прежде, что совершенствование есть цель и смысл жизни, то теперь мы может уточнить это представление понятием Учителя.
Мы знаем, что магнитное притяжение создает канал, по которому силы Ведущего Магнита передаются сущности ученика, питая устремление и трансмутируя отрицательные свойства. Напрячь это устремление сознательно — это значит сотрудничать с Магнитом, это значит облегчить ток, это значит развернуть возможности своих светлых энергий — предельно.