Музыкальное восприятие и анализ музыкального произведения.




Урок № 19

Тема. Характерные признаки вокальной музыки

Цель:

учебная: ознакомить учащихся с особенностями человеческого голоса, с понятиями «диапазон», «группы человеческих голосов»; обучать учеников выражать собственное эмоционально эстетическое отношение к музыкальным и литературным образам;

развивающая: развивать образно-ассоциативное мышление учащихся;

воспитательная: прививать учащимся уважение к музыкальному наследию, бережное отношение к произведениям искусства; стимулировать стремление к самосовершенствованию.

Музыкальный материал: Ф. Шуберт «Ave Maria»; А.Кос-Анатольский «Ой ти, дівчино, з горіха зерня»; Ж. Бизе. Ария Тореадора из оперы «Кармен»; Б.Савельев «Разноцветная игра».

Наглядные пособия: нотная хрестоматия; портреты Ф. Шуберта, А. Кос-Анатольского, Ж. Бизе, А. Соловьяненко; репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна».

Оборудование: ТСО; Фонохрестоматия.

Тип урока: комбинированный урок

 

 

Ход урока

Организационный момент.

Ученики входят в класс под музыкальное сопровождение (Б.Савельев «Разноцветная игра»).

Проверка готовности класса к уроку.

Музыкальное приветствие

Мотивация учебной деятельности

Учитель. Любовь к музыке, в частности к песне, роднит многих людей

в разных странах. По телевидению мы можем видеть различные конкурсы, шоу, концерты, где каждый участник должен поразить слушателей или жюри своим неповторимым голосом.

- Чем же поражают нас певцы?

- Почему одним мы отдаем свои симпатии, а другим - нет? Попробуем в этом разобраться.

Актуализация опорных знаний

- Что такое вокальная музыка?

- Какие жанры вокальной музыки вы знаете?

- Какие существуют виды человеческих голосов?

- Что такое тембр?

Представление темы урока.

Изучение нового материала.

Учитель. Каждый человеческий голос имеет не только специфическую окраску, что называют тембром, но и определенный диапазон голоса.

Работа с понятиями

Диапазоп - расстояние между самым высоким и самым низким звуками, которые могут воссоздать голос или музыкальный инструмент.

Наибольший диапазон имеет орган, поскольку он содержит диапазоны остальных музыкальных инструментов. Рассмотрите таблицу, которая поможет вам узнать, на какие группы делятся человеческие голоса (учебник, с. 87).

Созерцание репродукций произведений искусства

Учитель (показывает репродукцию картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна»). Вглядываясь в картину, попробуем представить чувства, которые охватывали ее автора при создании образа Богоматери, а также представить музыку, которая могла бы так же вдохновенно воссоздать этот образ.

- Какой предстает в вашем воображении эта музыка?

Может ли она быть быстрой, танцевальной или решительным маршем?

Слово учителя

- Франц Шуберт - выдающийся австрийский композитор, современник Людвига ван Бетховена. Основные черты характера композитора (жизнерадостность, доброта и скромность) воспроизводились в его музыке простыми, светлыми и искренними чувствами. Освещение самых разнообразных человеческих переживаний является главным мотивом творчества Шуберта.

Песня Франца Шуберта «Ave Maria» («Ave Maria» («Здравствуй, Мария») - это приветствие архангела Гавриила Деве Марии во время Благовещенья), полна большой внутренней силы, является восхвалением материнской доброты и любви. Прослушайте вокальное произведение Шуберта «Ave Maria» в исполнении выдающейся певицы Марии Каллас. Обратим внимание на нежное и одновременно торжественно взволнованное звучание мелодии.

Музыкальное восприятие и анализ музыкального произведения.

Прослушивание музыки

Учитель. Послушайте произведение и, пользуясь таблицей в учебнике, определите, к какой группе голосов принадлежит голос певицы.

(Слушание «Ave Maria» Шуберта)

- Охарактеризуйте тембр голоса певицы, используя приведенные слова.

(Мягкий • Прозрачный • Грубый • Сиплый Звонкий • Резкий • Бархатный)

- Какими средствами музыкальной выразительности отображен образ Марии?

- Какая роль аккомпанемента (сопровождения) в песне «Ave Maria»? Может ли он быть другим (например, сложным, аккордовым)?

В творчестве выдающегося композитора и педагога прошлого века Анатолия Кос-Анатольского много талантливых обработок народных песен. Особое внимание привлекают песни композитора - разнообразные по содержанию и характеру и очень мелодичные, которые тесно связанные с фольклором.

 

 

Сегодня мы послушаем песню в обработке А. Кос-Анатольского «Ой ты, дівчино, з горіха зерня», в исполнении выдающегося Донецкого певца Анатолия Соловьяненко. Послушайте фрагмент песни и ответьте навопросы.

- Как можно охарактеризовать голос певца?

(Слушания песни в обработке А. Кос-Анатольского «Ой ты, дівчино, з горіха зерня».)

И в конце нашего знакомства с голосами послушайте арию Тореадора из оперы «Кармен» Ж. Бизе в исполнении российского певца Дмитрия Хворостовского.

- Охарактеризуйте особенности голоса певца.

(Слушание арии Тореадора из оперы Ж. Бизе «Кармен»)

- Уместно было бы поручить исполнение арии Тореадора певцу

А. Словьяненко?

Вокально-хоровая работа

Распевки.

Разучивание песни Б.Савельева «Разноцветная игра».

«Разноцветная игра» (текст песни)

Сл. Л.Рубальская, муз. Б.Савельев

1.Я с утра гляжу в окошко,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра.

Только выручить нас может

Разноцветная игра,

Разноцветная игра,

Разноцветная игра.

Припев:

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

Никому про наш секрет не говори,

А стекляшек разноцветных набери.

Ты зажмурься и три раза повернись,

А теперь глаза открой и удивись!

 

2.Две обычных серых кошки

Мокнут посреди двора,

Мокнут посреди двора,

Мокнут посреди двора.

Сделать их цветными может

Разноцветная игра,

Разноцветная игра,

Разноцветная игра.

Припев:

3.Для чего нужны стекляшки

Рассказать уже пора,

Рассказать уже пора,

Рассказать уже пора.

Смотришь в них и мир раскрашен —

Вот и вся наша игра,

Вот и вся наша игра,

Вот и вся наша игра!

Припев:

4. Я с утра гляжу в окошко,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра,

Дождик льёт как из ведра.

Только выручить нас может

Разноцветная игра,

Разноцветная игра,

Разноцветная игра.

Припев:

Итог урока

1.Обобщение изученного материала. Рефлексия.

- Что такое диапазон?

- Какие типы голосов вы знаете?

- Назовите фамилии известных исполнителей, которые вы запомнили.

2.Оценивания музыкально-творческой деятельности учащихся на уроке

Домашнее задание

Подготовить компьютерную презентацию о выдающихся певцах - звездах оперного пения.

Ученики выходят из класса под музыкальное сопровождение (Б.Савельев «Разноцветная игра»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: