Слова «наука доказала, что Бога нет» – не более чем идеология




Беседы на Книгу Бытия

Андрей Солодков

Интернет-портал «Православие.Ru» начинает цикл бесед, посвященных толкованию книг Ветхого Завета, который открывают беседы на Книгу Бытие.

В первой главе Книги Бытия, как мы помним, говорится о том, как Бог творил мир и человека. Пожалуй, ни одно библейское повествование не вызывает таких агрессивных нападок, как о Сотворении мира. «Это не научно!» – главный аргумент. А действительно ли противоположны наука и вера и ученый не может быть верующим? И так ли «научны» те теории, которые противопоставляются Библии? Должна ли наука в принципе заниматься вопросом происхождения мира? Размышляет историк религии Андрей Иванович Солодков.

Я хотел бы начать первую беседу на Книгу Бытие словами энциклопедиста Дени Дидро: «Природа не Бог, человек не машина, теория не факт». Потому что прежде, чем говорить об этой ветхозаветной книге, которая открывается рассказом о Сотворении мира Богом, целесообразно рассмотреть и другие теории возникновения или происхождения мира. Зачем это нужно и почему важно? Потому что от того, как человек воспринимает окружающий мир, как он воспринимает себя и свое место в этом мире, зависит вся его жизнь. У преподобного Макария Великого есть такое выражение: «Человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог. И поэтому повелевает, чтобы человек сперва понял, поняв, возлюбил и предначал волею». Как видим, без понимания невозможна любовь. А если нет любви, значит, и никакое действие невозможно – «возлюбил и предначал волею».

Существует множество теорий о том, что такое мир и человек и каково их происхождение, кроме той, о которой говорится в Священном Писании и которую более чем некорректно называть теорией, потому что это Божественное Откровение. В Книге Бытия сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю». Бог сначала творит небо и землю, потом – весь этот мир, потом – человека. Однако сегодня модно высмеивать эти слова Божественного Откровения. Как некий «символ веры», люди, именующие себя светскими, повторяют: наука доказала, что Бога нет. Но это утверждение не выдерживает никакой критики. Во-первых, наука не может что-то доказывать или не доказывать в бытии этого мира. Потому что, чтобы знать, каков этот мир, и иметь научную картину этого мира, необходимо его исследовать от начала до конца. И когда говорят, что «наука доказала: Бога нет», хочется спросить: а в какой лаборатории это доказывалось? какие научные эксперименты проводились, чтобы это доказать? И кто проводил эти эксперименты? Но вряд ли мы получим ответы на эти вопросы.

Сотворение мира, Кафедральный собор Монреале, Италия, мозаика XII в.

Слова «наука доказала, что Бога нет» – не более чем идеология

Слова: «наука доказала, что Бога нет» – не более чем некое философское утверждение, некая идеология, которая вычеркивает Бога из мировоззрения человека.

«Удаление» Бога шло постепенно. Одним из этапов этого процесса был деизм – философия, признающая, что Бог является Творцом этого мира, но, сотворив его, Он в дальнейшем «отвернулся» от него, отдалился, «не занимается» им. Бог просто «завел» этот мир как часовой механизм.

Признаёт как будто бы Бога и пантеизм, правда, утверждая при этом, что Бог – это вообще всё. Как следствие этого, выводится теория о необходимости подражать природе, слиться с природой, тогда человек станет лучше, этичнее, поднимет планку своей нравственности. Но ведь в природе не так всё и просто: существуют законы хищнические, существуют законы подавления одного животного другим… Возникла даже теория выживания.

«Материя вечна и бесконечна!» Люди неверующие склонны приписывать атрибуты Бога тварному миру

Более подробно мне бы хотелось остановиться на теории материализма, которая говорит, что человек пришел ниоткуда и уйдет в никуда. Сразу хочу заметить, что многие теории о происхождении этого мира и человека, о смысле жизни человека на земле, отрекаясь от Бога – а псалмопевец Давид заметил: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» (Пс. 13: 1), – все качества Бога начинают приписывать тварному миру. Так, например, материализм учит, что материя вечна. Но мы, православные люди, знаем, что этот титул принадлежит только Богу. Бог вечен, бесконечен, вездесущ, всемогущ, всеведущ и всезнающ. Но так как, по выражению учителя Церкви Тертуллиана, «душа по природе своей христианка» и она сотворена быть верующей, человек, утративший веру, отрекшийся от Бога, качества, присущие Богу, переносит на тварный мир. Вот и материалисты вечность приписали материи.

И.К.Айвазовский. Хаос (Сотворение мира). 1841, бумага, маслo 106x75cм, Музей конгрегации мхитаристов. Св. Лазар, Венеция

Эта теория учит: материя была мертвой, потом возник какой-то органический бульон, вдруг произошла некая реакция – и появилась жизнь. И всё это будто бы было миллиарды и миллиарды лет назад.

Приписывается тварному миру и бесконечность. Спроси сегодня: космос конечен или бесконечен? – Многие ответят: «Бесконечен!» Нет, космос имеет свое окончание. Только Бог бесконечен и безначален. Где это окончание космоса, наука пока еще не дозналась, но оно точно есть.

И так как от мировоззрения человека зависит и его восприятие этого мира, и его самосознание, самоосмысление – ответы на вопросы: кто я? откуда пришел и куда уйду? – то многие люди, верящие в теорию материализма и атеизма, отрицающие Бога, и ведут себя часто так, что иногда, как мы говорим, диву даешься. И это неслучайно. Почему? Потому что, когда человек верит, что он произошел из какой-то мертвой материи, пришел ниоткуда и уйдет в никуда, когда он верит, что умрет и на этом жизнь его закончится – его закопают, лопух на могиле вырастет, как писал Лесков, и более ничего от него не останется, – каков будет образ поведения и жизни такого человека? – «Бери от жизни всё, не дай себе засохнуть». Апостол Павел так и пишет: «Если мы не верим, что Христос умер и воскрес, то вера наша тщетна» (ср.: 1 Кор. 15: 13–14): будем есть, пить, гулять и веселиться – а зачем себя сдерживать?

И если человек мыслит себя всецело существом материальным, то и самое главное для него будет то, что материально, и нет ничего удивительного, что сегодня люди во главу угла ставят материальное и из-за такого мировоззрения становятся какими-то людьми неживыми. Неживыми и по отношению к другим людям, и по отношению к природе. Это такое хищническое отношение. Зачем сдерживать блудника? – Один раз живем, дайте насладиться до конца. Зачем сдерживать пьяницу? – Один раз живем – так и говорят: «Наливай, всё равно помирать». Зачем сдерживать человека, который употребляет наркотики: дайте их ему – один раз человек живет, он должен попробовать всё. Вот так далеко может завести материалистическое мировоззрение, отвержение Бога.

И справедливы слова псалмопевца Давида, о которых я вспоминал выше: «Сказал безумец в сердце своем: “нет Бога”» – и далее: «Они развратились, совершили гнусные дела» (Пс. 13: 2).

Так что все теории, отрицающие Бога, в большей степени построены не на научных доказательствах, а на философии и ангажированной идеологии. Нужно было объяснить людям, что же есть, если Бога нет. И я думаю, хорошо выполненный идеологический заказ по внедрению атеистического сознания в наше общество был неплохо проплачен. А встречающиеся даже в учебниках как бы научные доказательства того, что якобы мир возник случайно и Бога нет, никаких научных обоснований под собой не имеют.

Могила Фридриха Ницше

А как торжествовали многие, в том числе и «ученые», когда Ницше заявил: «Бог умер». Все рукоплескали, вся Европа: «Какой человек! Как он сказал!.. Бог умер!» Так же сегодня отрекшиеся от Бога, люди с извращенным сознанием восхищаются искусством «Черного квадрата» или чего-то подобного.

Вспоминается история с могилой Ницше, этого нигилиста. На могильном камне есть повреждение. На нем было написано: «Бог умер!», так некие люди вместо слова «Бог» приписали «Ницше». Получилось: «Ницше умер». Вот такую злую шутку сыграла с ним судьба, в которую он так верил. Он, исповедовавший, что Бога нет, а всё предрешено каким-то безличностным материальным вращением молекул и атомов.

Но обратимся к словам великих ученых, чтобы понять, действительно ли они отрицали Бога и действительно ли Бог для них был чужд. Думаю, ни у кого не станет вызывать сомнения слова физика и математика Исаака Ньютона. Он писал: «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану всеведущего и всемогущего Существа. Вот мое первое и последнее слово».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: