Учение Фридриха Ницше о «переоценке ценностей».




Проблема смысла жизни человека.

2. Проблема выбора и ответственности. Проблемой этой занимались многие философы, но, пожалуй, более всего она оказалась разработанной экзистенциалистами (М. Хайдеггером, К. Ясперсом, Ж.-П. Сартром, А. Камю и др.). Экзистенциалисты оставили человеку выбор, высветив тем самым гуманистическую направленность своих философских установок. Человек абсолютно свободен, и если свобода как таковая позволяет человеку быть личностью, осуществлять выбор и нести ответственность за него, то ее абсолютность начисто отгораживает человека от сети социальных, биологических, психологических закономерностей, в которую он реально вписан.

3. Проблема свободы личности. Под свободой личности подразумевается: свобода экономическая, свобода политическая, то есть такой набор гражданских прав, который обеспечивает нормальную жизнедеятельность индивида, свобода духовная — свобода выбора мировоззрения, идеологии, свобода их пропаганды.

4. Проблема отчуждения. По сути дела, идея отчуждения была заложена в концепции “общественного договора”, исходящей из передачи индивидами значительной части своих прав государству. У Гоббса, Руссо, и у Гегеля отчуждение рассматривается только в плане духовном, идеалистически — как отчуждение политических прав, отчуждение духа и т.д.

В действительности же исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а исходным пунктом в ней — общественное разделение труда. Возникнув в сфере материального производства, отчуждение распространяется и на все другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются политические учреждения, производство и потребление духовных благ, институты социальной сферы (образование, здравоохранение). Причем отчуждение — удел не только народных масс, оно в ряде аспектов захватывает и “верхи” общества.

Проблема ценностей.

Проблема морали.

№ 27. Ключевые проблемы социальной философии. Специфика социального познания.

Социальное познание это одна из форм познавательной деятельности – познание общества, т.е. социальных процессов и явлений. Любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано социально-культурными причинами. В зависимости от основания (критерия) внутри социального познания различают познания: социально-философское, экономическое, историческое, социологическое и т.д.

1. В социальном познании мы имеем дело не только с исследованием материальных, но и идеальных отношений. Они вплетены в материальную жизнь общества, не существуют без них. В тоже время они намного многообразнее и противоречивее, чем материальные связи в природе.

2. В социальном познании общество выступает и как объект, и как субъект познания: люди творят свою собственную историю, они же ее познают и изучают. Возникает как бы тождество объекта и субъекта. Субъект познания представляет разные интересы и цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится элемент субъективизма. Субъект социального познания – человек, который целенаправленно отображает в своем сознании объективно существующую реальность общественного бытия. Это значит, что в социальном познании познающему субъекту приходится постоянно сталкиваться со сложным миром субъективной реальности, с человеческой активностью, способной существенно влиять на первоначальные установки и ориентации познающего.

3. Необходимо отметить также социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнями развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами. Социальное познание практически всегда ценностно окрашено. Оно пристрастно к полученному знанию, поскольку затрагивает интересы и потребности людей, которые руководствуются разными установками и ценностными ориентациями в организации и осуществлении своих действий.

4. В познании социальной действительности следует учитывать многообразие различных ситуаций общественной жизни людей. Вот почему социальное познание в значительной мере представляет собой вероятностное знание, где, как правило, нет места жестким и безоговорочным утверждениям.


№ 30. Глобальные проблемы современности. Стратегии их решения.

Глобальные проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа. Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне является самой угрожающей проблемой. И хотя холодная война ушла в прошлое, ядерные арсеналы не уничтожены, а усилия России на международной арене в плане разоружения не находят должного отклика у политиков наиболее развитых стран, обладающих ядерным оружием, прежде всего у руководства США. Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. На наших глазах заканчивается эра экстенсивного использования потенциала биосферы: почти не осталось неосвоенных земель (за исключением территории России), систематически увеличивается площадь пустынь, сокращаются площади лесов - легкие планеты, изменяется климат (глобальное потепление, парниковый эффект), увеличивается количество углекислого газа и уменьшается - кислорода, разрушается озоновый слой. Начинается экологическая проблема с индивидуального поведения человека. Если он допускает выбрасывание хотя бы мелкого мусора на улицах города или даже в чистом поле, то на уровне массовом возникают экологические проблемы. Терроризм в современности также приобретает характер глобальной проблемы. С терроризмом чрезвычайно сложно бороться, ибо при этом подвергаются опасности жизни неповинных людей, взятых в заложники или шантажируемых. Демографическая проблема становится все более важной для человечества. Особенно важно развитие деторождаемости в России. Это только на первый взгляд кажется, что рост населения приводит к экономическим проблемам. На деле он же и решает их, ибо увеличиваются потребности, растет экономическая активность людей, что в итоге приводит к экономическому росту. Такие процессы мы можем сейчас наблюдать в странах, отличающихся большой плотностью населения. СПИД, наркомания и вредные привычки все более распространяются в обществе. СПИД называют чумой XX в. Одна из проблем, связанных с духовным недоразвитием - это сквернословие. Когда человек произносит нецензурные слова, он разрушает собственную личность, ее моральный строй. Обычный человек этого не замечает, считает сквернословие безобидным явлением, но как только он становится на путь культурного, а еще более - духовного развития, он осознает всю его пагубность и недопустимость.

 

 

№ 31. Основные категории философии и их значение в процессе философского размышления.

Раздел философии, изучающий бытие, называется онтологией.

В числе основных проявлений бытия выступают природная, социальная и духовная реальность. Исторически, первым объектом изучения науки выступала природа, природное бытие было первой реальностью изучения. С целью обозначения (репрезентации) мира как целостности использовались различные категории: мир, вселенная, космос, универсум.

Универсум обладает интегральным статусом, сочетая в себе философские и естественнонаучные аспекты. Она категория исчерпывающего, мысленного отображения единства, построенного на основе общих систем и принципов.

Универсум (от лат.) обозначает всю объективную реальность в пространстве и во времени. В зависимости от того, что подразумевается под реальностью, понятия «мир» и «универсум».

К универсуму принято относить мир чисел, числовых функций, мир фантазий – мысленные объекты как единое во многом и наоборот. Универсум – это вселенная философа.

Категория универсум раскрывается через бытие, небытие, пространство, время. Всякое философствование начинается с бытия. Эта категория постоянно присутст-вует во всей философии. Бытие – общее понятие о существовании и сущем вообще. Это = категории реальность. Бытие – все то, что существует. По Аристотелю бытие – живая субстанция, активная форма. В средние века – абсолют, Бог, Творец. По Гегелю бытие – это «чистое бытие», абсолютная идея, мышление. В 20 в. – «Я» - бытие (Сартр, Хайдеггер). В классической философии принято различать:

1. Природное бытие

2. Социальное (бытие человека)

3. Духовное

Категория бытия существует в паре с небытием, где под ним в философии понима-ется нечто равнозначное предбытию (Др. Китай); небытие – пустота у Демокрита; не существует в материальной концепции, следовательно бытие – всё то, что суще-ствует; единое, целостное, непреходящее многообразное бытие мира и бытие в ми-ре.

Бытие = категории реальности

В классической философии в онтологии важную роль играет субстанциальный подход. Это поиск основы, субстрата бытия. Здесь применялись понятия субстрат, атрибут, акциденция и др., где (основа) субстрат – первооснова проявления бытия; атрибут – свойство, без которого он не существует; акциденция – констатация при-ходящего, случайного свойства предмета, которое не изменяет сущности.

 

 

№ 32. Философия Древнего Востока: важнейшие понятия и основные школы.

ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем центрам: древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация Среднего Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к железу)

2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во 5. духовная жизнь.

В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".

Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы: аджика (адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание мира), буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф. систематически излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии, результатом дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э. ритуальные тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до н.э.), упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.). Для древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности чел. И окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом 3.признание существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного я, уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня - "атман" Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от страданий на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения путем особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В первых веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.

Философией древнего Востока увлекались: Гегель, Ницше, Юнг, Шопенгауэр и др. Основными категориями, которыми пользуется Восточная философия является Сансара – концепция круговорота науки. С ней тесно связан закон воздания – Карма. Учение о Сансаре человеческая жизнь понимается как определённая форма бесконечной цели цепей перерождения. Закон Кармы устанавливает последующую жизнь человека в зависимости от его нравственно-духовных ценностей, поэтому тот кто совершил в прошлой жизни достойные поступки и благие действия родится в качестве представителя высшего сословия (Варны), либо священнослужителей (Брахмана). А те кто вёл не правильный образ жизни родится как Шудры (масса зависимого населения), либо попадёт в тело животного.

Буддизм

Философия буддизма вошла в мировую культуру. По утверждению некоторых исследований Будда был реальной личностью. Буддизм – это не имя, это состояние ума, достигшее высшей точки развития. В буквальном переводе – познавший или осветлённый. Будда, отрицая существование вечной и неизменной души. Своё учение создавал на основе жизненной ситуации без включения какой-либо мистики. В учении Будды не было Бога, в том понимании, которое присущее другим религиям. Его общение – была железная дисциплина к глубинным знаниям, которой допускался не каждый, а лишь те, кто полностью преодолел чувства собственника, уничтожил страх и дошёл до источника зла, которые находятся в не естестве людей принимающих иллюзию за реальность в погоне за ничтожными ценностями, пренебрегая тем, что в действительности является наибольшими ценностями: знанием человеческого бытия и судьбы.

4 благородных истинны: 1. Страдание воплощенного бытия проистекает из постоянно возобновленных возрождения и смерти; 2. Причина этих страданий – жажда земных присвоений влекущих за собой не прекращаемого повторного не совершенства бытия; 3. Прекращение страданий заключается в достижении состояния просвещения и тем самым создание возможности сознательного представления кругов бытия на земле; 4. Путь к прекращению этих страданий состоит в постижении совершенства человека и приближение его к великой истине.

 

 

№ 33. Античная философия: этапы развития и основные проблемы.

Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе с конца VII века до нашей эры и в древнеримском рабовладельческом обществе, начиная со II века до нашей эры вплоть до начала VI века нашей эры.

Античная философия - единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества. Она складывалась на основе перенесенных с Востока в греческие города зачатков астрономических, математических и других знаний, в результате переработки древней мифологии в искусстве и поэзии, в результате изменения представлений о природе и человеке в отличие от мифологии. Исходной точкой развития Античной философии был философский материализм. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит полагали, что все вещи произошли из какого - то одного, и притом вещественного начала. Хотя их мнения были различными. Фалес считал, что в основе всего лежит вода, из нее все возникает и в нее все превращается. Анаксимандр полагал, что в основе бытия лежит определенное математическое число - апейрон, а Анаксимен - воздух. Гераклит - «отец диалектики » - думал, что огонь является основой бытия и мира. Однако внутри этой материалистической основы рано наметились отдельные воззрения, которые впоследствии привели к возникновению идеализма. Материализм в Античной философии развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит и, позднее, Эпикур. Появляется много материалистических философских учений. Детерминизм - учение, по которому все в мире происходит по определенной причине, то есть все в мире обусловлено (основопожник учения - Демокрит). Плюрализм (множественность) - философское учение, которое рассматривает в основе бытия несколько независимых начал (у Эмпедокла это - огонь, земля, вода и воздух; у Анаксагора - семена, которые падают из космоса на землю и образуют окружающий мир). В лице Сократа и, особенно, Платона сложилось учение философского идеализма. Подводя итог, можно выделить несколько основных особенностей Античной философии:

1. Греческая философия уходит своими корнями в культуру Древнего Востока.

2. В Греции не было контроля жречества как на Востоке. Поэтому под действием свободомыслия и свобододействий знания преобразовывались в отдельные науки.

3. Философия не являлась отдельной наукой, а развивалась в науках о медицине, природе, физике, этике, эстетике и других.

4. Античная философская мысль породила несколько направлений: натурфилософию, неоплатонизм, дуализм и другие, а античная наука - ряд наук.

5. Высказывание гипотез и идей проходило на основе наблюдений, а не практики.

6. космоцентризм –объектом др.греч. ф-ии был весь космос и человек уподоблялся микрокосмосу.

Античная философия. Проблема первоосновы бытия

Социально-экономические изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э., вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой, пыталась найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Основные черты античной философии

1. Космоцентризм: В центре внимания философов античности находился космос, особенно в ранний период. Философов интересовал вопрос о сущности природы, космоса, мира в целом. Поэтому досократиков называли физиками ("физис" - природа). Этот интерес был обусловлен характером древнегреческой мифологии, которая была "религией" природы, её обожествлением. Важнейшая проблема древнефеческой мифологии - проблема происхождения мира. Если мифология отвечала на вопрос "кто родил космос, то философия - "из чего он произошёл?

2. С момента возникновения, философия мыслилась, как наука о причинах и началах всего сущего, т.е. античной философии присущ объективизм и антологизм.

Объективизм: что собой представляет и как существует внешний мир - сам по себе, независимо от мышления, воли и желания человека;

Антологизм. Антология - учение о бытии, т.е. о том, что действительно существует, т.е. неизменно во всех своих изменчивых формах и что только значится существующим;

3. Стихийная диалектика мышления. Космос - главный объект, единое целое. Его начало (Гераклит - огонь, Даллес - вода. Демокрит - атом, Платон - идея), неизменно и самотождественно, но приобретает различные формы, испытывая всевозможные превращения.

 

№ 34. Милетская школа, Гераклит Эфесский.

Спецификой древн.гр. философии явл стремление понять мир. Поэтому первых греческих философов называли физиками. Одним из главных вопросов был вопрос о происхождении мира, из чего и как произошел мир. Первыми греческими философами явл представители милетской школы (6 в.д.н.э.). Фалес считал что всё существующее возникло из воды. Анаксимандр говорил, что первоисточником всех вещей явл неопределенное безпредельное, это то начало от которого все начинается и где все заканчивается. Анаксимен считал, что первоначалом всего в мире явл воздух. По его мнению то сгущается то разряжается. Воздух это дыхание обнимающее весь мир. Некоторые фи-фы считали основой мира единство неокторых веществ. В начале 5в.д.н.э. город Милет утратил свою самостоятельность и здесь философия прекратилась. Вторым очагом развития философии стал город Эдхе (в Азии) - родина Гераклита(530-470 г.д.н.э.) Особое место в Ф. античности занимает материалистическое направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал из к-го сост. все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией. Согласно Фалесу это вода, Анаксимел -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл -> земля + вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из ничего, а из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие вещи следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе. Демокрит считал, что атомы это твердые, абсолютно непроницаемые тельца(угловатые, крючкоподобные, шарообразные). 1.атомы сущ. вне нашего сознания и независимо от него 2.они обладают определенными физ. хар-ми 3.они не состоят из более мелких частиц 4.атомы вечны и неизменны 5.все явления природы объясняются св-ми атомов. Хотя большинство этих положений было переосмысленно, значение древнегреч. атомистических идей оказалось исключ. большим и предопределило дальнейшее развитие в этой области.

Философия Гераклита.

Центральным местом в учении Гераклита явл представление о вечном изменении всего существующего (всё существующее имеет приходящий характер) т.е. все изменяется. «все течет все изменяется». Гер считал, что для изменения имеются причины. Он как и все милетские философы также занимался поисками первовещества из которого все произошло. По его мнению первоначалом является огонь. Гер говорит: «мир изменятеся потому, что всякое свойство всякая вещь изменяется ни каким угодно образом, а переходит в свою противоположность. Гер считает борьбу противоположностей причиной движения вещей. Такое учение, согласно которому мир развивается через борьбу противоположностей называется диалектика. Гер был первым диалектиком. Древняя диалектика называется стихийной(не подтвержденная научными данными). Гер. Считал, что миром правит закон, необходимость - логос, Этот закон природный.

Фалес из Милета прославился тем, что много путешествовал. Родился в 638 г. до н.э., умер в 548 г. до н. э. Известны его успехи в области математики, геометрии, метеорологии и в области с/х. Ему приписано изобретению греч. календаря. В 585 – предсказал солнечное затмение. На основе своих знаний Фалес искал первооснову всего сущего. Его идеи перекликались с упанишадами. Фалес из Милета основой всего сущего считал воду. Все остальное возникает путем «сгущения» и «разрежения» этой первоматерии. Анаксимандр считал, что Земля свободно парит в пространстве. Первым дал геометрическую модель вселенной, первым изобрел географическую карту, отец эволюционной теории – человек произошел от существ в воде. Искал первооснову – беспредельное (гр. Апейрон) название подчеркнуло неопределимость космического начала (это не вода, не воздух – это целое, безграничное в пространстве и во времени). Это напоминало неисчерпаемость определения Абсолюта в ведах. Анаксимен считал первоосновой воздух, разрежения которого приводят к возникновению огня, а сгущения вызывают ветры – тучи – землю – камни.

Гераклид Эфесский (ок 530 – 470 до нэ)

Великим диалектиком античного мира явл-ся гераклид из Эфеса. Ему принадлежат слова: Всё течет, В одну реку 2 раза не войдешь, В мире нет ничего неподвижного….

Согласно воззрениям Гераклида переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей кот он назвал Вечным всеобщим логосом! (т.е. единым общим законом для всего сущего). По Гераклиду огонь = логос

Мир не созден никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и угасающимся. Огонь – образ вечного движения. Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. Гераклид разделял поезд бессмертия души и верил в перевоплощение души.

Центральным местом в учении Гераклита явл представление о вечном изменении всего существующего (всё существующее имеет приходящий характер) т.е. все изменяется. «все течет все изменяется». Гер считал, что для изменения имеются причины. Он как и все милетские философы также занимался поисками первовещества из которого все произошло. По его мнению первоначалом является огонь. Гер говорит: «мир изменятеся потому, что всякое свойство всякая вещь изменяется ни каким угодно образом, а переходит в свою противоположность. Гер считает борьбу противоположностей причиной движения вещей. Такое учение, согласно которому мир развивается через борьбу противоположностей называется диалектика. Гер был первым диалектиком. Древняя диалектика называется стихийной(не подтвержденная научными данными). Гер. Считал, что миром правит закон, необходимость - логос, Этот закон природный.

 

№ 35. Элейская школа.

Эллейские философы заявили, что многое не существует. Основатель – Ксенофан. Он много странствовал, потом попал в город Эллею. Они утверждали, что единой субстанции не существует.

Первым понятие бытия ввел Парменид. Он теоретик.Зикон пытался доказать то, что существует множество (логические задачки - апории):

деление отрезка

летящая стрела

черепаха и Ахилл

Хотели доказать, что не верьте своим чувствам, т.к. это есть не то, что на самом деле.

С точки зрения философов эллейской школы, нельзя доверять чувствам. Если верить чувствам, то получается то, что стрела летит и Ахилл догонит черепаху, а если довериться уму, то стрела лежит, а Ахилл никогда не догонит черепаху, т.е. движения нет.

Выход нашел Демокрит: «Единое существует – это атомы и пустота».У него присутствует только логическое впечатление. Элеаты делят реальность до бесконечности. Стрела не летит, т.к. перед стрелой поставили бесконечный ряд приближающихся к нулю отрезков. Демокрит считает, что есть предел – это атом. Считает: «Если разделить тело на бесконечное число частей, то возникает два варианта: или эти части не будут иметь величины и тогда их сумма равна нулю, т.е. исходное тело превращается в ничто, или эти части будут иметь величину и тогда их сумма будет очень велика».

 

 

№ 36. Жизнь и философия Сократа.

Сократ любил две вещи: истину и человека. Истину видел в раскрытии таких понятий, как «благо», «красота», «справедливость», «мудрость», и перенесении этих понятий на человека. Но подобная истина может быть постигнута только в процессе самопознания («познай самого себя»). В спорах Сократ доказывал целесообразность и разумность человека, в спорах рождалась истина. Он одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив ее как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога. В вопросах этики он утверждал, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Высшая цель человеческой жизни – счастье и блаженство.

Сократ (469-399). Искусство рождения мысли – майевтика. Стремятся понять мир в другой манере, нежели софисты, он движется от событий к их смыслу. Все прекрасные вещи имеют общее…Эйдос(видимая фигура) – идея вещи, её смысл. Поскольку общее можно обнаружить не чувствами, а умом Сократ относит общее к миру ума, существует родовое общее. Начиная с Сократа, человечество начинает осваивает мир родового общего. Этот мир родового иерархизирован. Главная идея – идея бога. У него происходит отождествление счастья с добродетелью. Мораль = знанию. Приобрести знание можно через диалектику, которая состоит из иронии и майевтика. Ирония – обмен мыслями, которая сначала даёт неверный результат (сравнение через противопоставление). До Сократа основным предметом философии являлась природа, Сократ отодвигает центр тяжести философских интересов в сторону человека. Если софисты занимались науками, Сократ отвергает всю натурфилософию как излишнюю для человека. Сократ превосходит софистов в понимании общего, родового. Софисты превосходят Сократа в определении практического. Главной задачей философии Сократ считает рациональное обоснование религиозно-нравственного мировоззрения. Мир является творением божества великого и всемогущего, а основой сущностью мира является духовный принцип. Сократ является первым из 3-х наиболее выдающихся философов классического периода.

 

 

№ 37. Учение Платона об «идеях» (миф о пещере).

Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру. Платон говорит: «Мир это не просто телесный космос, и отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим». По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени вещей, их слабые копии.

Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл, сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи организуется все множество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними существуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Платон говорит: душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находится в человеческом теле, как узник в темнице.

Платон противопоставляет идеализм материализму древних философов, которые «смотрят на землю и воздух, огонь и воду как на первоначала всех вещей», душу же они выводят позднее из этих первоначал. Идеалисты утверждают, что «первоначало есть душа, а не огонь, и не воздух»; «душа правит всем, что есть на земле и на небе с помощью своих собственных движений, названия которым следующие: желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть». Идеи являются причинами движения и существования вещей.

 

№ 40. Онтология Аристотеля. Учение о четырех причинах.

Антологические взгляды: всякую вещь, любой предмет можно объяснить зная 4 причины: материальную, формальную, движущую и целевую. Форма – образ вещи. Движущая объединяет форму и материи. Целевая причина – это то, ради чего вещь создана. Первая цель: мировой разум. Гносеологические взгляды: сенсуалист-эмпирик. Степени познания: ощущение – есть знание единичного; опыт – есть обобщение ощущений; искусство – есть знание общего; наука – есть знание необходимого. Критерием научности Аристотель считает созерцательность. Диалектика – предварительный уровень логики. Социально-политические взгляды: правильные: монархия, аристократия, полития – это форма правления, где многие граждане являются собственниками и имеют одинаковые права; неправильные: тирания, олигархия, демократия. Аристотель создал свою школу – школа перипатетиков (гуляющие философы).

 

№ 39. Атомистический материализм Демокрита.

Атомизм Демокрита ок 470-460 до нэ

Демокрит утверждает, что все существующее состоит из атомов и пустоты. Атомы - это неделимые частицы. Атомы соединяются между собой и образуются вещи. Пустота по своему характеру однородна, она может отделять тела между собой, а может находиться и внутри самих тел и отделять отдельные часть этих тел. Атомы же не содержат пустоты, они отличаются абсолютной плотностью. По мнению Декарта, в мире существует бесконечное множество атомов. Также бесконечно и число форм атомов. Одновременно Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве. Он был убежден, что существует множество миров, постоянно возникающих и погибающих. Атомы обладают свойством движения от природы, и передается оно посредством столкновения атомов. Движение выступает основным источником развития. Он полагал, что не только ничего не возникает из ничего, но и что ничего не возникает без причины. Все происходит по строгой необходимости. Таким образом, Демокрит стоит на позициях жесткого детерминизма, вытекающего из его признания механического движения единственной формой движения.

Объясняя психическую деятельность человека, Демокрит пишет, что душа - это движущее начало и орган ощущения и мышления. Душа состоит из атомов, поэтому она смертна, так как после смерти человека атомы души тоже рассеиваются. Он полагал, что люди пришли к вере в богов под влиянием существования грозных явлений природы: грома, молнии, солнечных и лунных затмений. По своим политическим взглядам Демокрит был горячим защитником греческой демократии, выступавшей против аристократии за рабовладельческую форму правления. В этике Демокрит исходит из индивидуалистического принципа. Для него главное - это "достижение доброй мысли". Философия Демокрита сыграла огромную роль для всей последующей философии.

Умер в глубокой старости.

Сам Демокрит в своих трудах напоминал, что свои идеи он заимствовал у магов Индии.

Первоначально считал что и вода и воздух и земля и огонь состоят из большого кол-ва атомов. Атомы – это мельчайшие неделимые частицы, движущиеся в пустоте. Создание атомов образует ввсе многообразие мира.

Душа по воззрению древних атомистов, тоже состоит из особых круглых огнеподобных атомов. Сов-ть огненных атомов разметал во всвем космосе, оживляет все и дает всему разум. Мир создан божественным разумом. Боги тоже состоят из атомов. Следует подчеркнуть, что наши изложения исходят из ценности для современной науки. Непосредственно в античности атомическая концепция не сыграла сущ-ной роли, т.к. она входила в конфликт с принципом бесконечноделимой материи, а также с некот-ми достижениями античной математики. Преодолеть трудности можно было введение дифференциального и интерального исчисления

Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствия в них пустых промежутков. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу: одни шероховатые, другие круглые, третьи угловатые и крючковатые. Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, но только более подвижных, мелких и круглых. Атомы и пустота - единственная реальность; соединение атомов образует всё многообразие природы, в том числе и человеческую душу. Таким образом, Демокрит первый в истории античной философии преодолел противопоставление материи и духа, удерживая единую, универсальную природу материи и мышления. Именно по этому с именем Демокрита и связывается в истории философии зарождение материализма как собственно философской доктрины. Атомистическая теория объясняла явления природы естественными причинами и тем самым освобождала людей от мифологического страха перед таинственными, сверхъестественными силами. Демокрит учил, что мир не создан богами, а существует вечн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: