Коллективный анализ с детьми отрядного дела (общелагерного дела)




Виды педагогического анализа, применяемого на смене.

 

Анализ смены

 

Примерная схема анализа смены.

1. Решение задач смены.

А) В какой степени удалось решить общие задачи смены (определяемые задачами коллектива лагеря, спецификой смены) и задачи, вытекающие из особенностей членов группы?

Б) Как в процесс выработки задач были включены дети?

- Насколько они приняли эти задачи?

- Какое выражение нашли общие задачи в задачах конкретной деятельности групп?

- Отличительные особенности ребят (потребности,способности, ценности, ориентации, интересы, мотивы) и вытекающие отсюда задачи и пути их решения.

- Роль в решении задач выборного актива, творческих групп (советов дела), членов контактных групп, отдельных ребят.

 

2. Насколько деятельность и отношения в группе способствовали решению поставленных задач?

 

3. Насколько деятельность и отношения в лагере готовили к деятельности вне лагеря, по окончании лагерной смены?

 

4. Что можно сказать о влиянии деятельности, отношений в коллективе на развитие личности подростка?

- По каким признакам можно судить о моральных приобретениях подростка?

- Чему научились подростки, какие знания приобрели?

- Влияние на отдельные личности?

 

5. Как меняется коллектив группы в течение смены?

- Какие конкретные признаки свидетельствуют об изменении состояния коллектива? Результат, к которому пришли к концу смены?

 

Особенности проведения анализа смены

Основными задачами анализа смены являются:

ü Оценка сложившихся взаимоотношений.

ü Оценка результатов коллективной организаторской деятельности.

ü Анализ важности опыта, полученного ребятами при выполнении индивидуальных и общих поручений, в том числе во время работы в органах самоуправления, в творческих группах.

ü Анализ индивидуальных и коллективных достижений ребят.

ü Оценка изменений в опыте (знаниях и умениях), в ценностных ориентациях, в активности, в состоянии здоровья.

Возможные формы: подведение итогов работы с «Конвертом открытий и достижений», обсуждение составлявшейся в течение смены «Звёздной карты отряда», итоговый сбор отряда, итоговый круглый стол по тематике смены.

 

Выводы:

Анализ воспитательной работы помогает вожатому:

- оценить педагогическую и психологическую целесообразность избранной темы и вида работы; понять причины успешного или не удачного ее проведения;

- дать ответ на вопрос, почему содержание деятельности было принято или не принято подростками, почему тот или иной метод воспитательного воздействия оказался эффективным, нейтральным или вызвал отрицательную реакцию;

- судить о своих качествах, сильных и слабых сторонах деятельности;

- выдвигать перед собой реальные задачи, сознательно углублять положительное и ликвидировать отрицательное в своей работе и свойствах личности.

 

Коллективный анализ с детьми отрядного дела (общелагерного дела)

 

Дети видят смысл своего существования в конкретной деятельности. Анализ необходим для того, чтобы подростки учились подходить осознанно к своим делам, понимать причины успешного или неуспешного их поведения, делать из этого соответствующие выводы.

Анализ может осуществляться сразу после проведения дела по свежим впечатлениям или быть отсроченным, проходить после того, как подростки имели время обдумать свои впечатления от проведенного дела.

Примерные вопросы для обсуждения.

- Какие задачи ставили ребята, задумывая дело?

- Удалось ли решить эти задачи в ходе подготовки и проведения дела?

- Чем данное дело было полезно для людей, его участников?

- Что способствовало решению задач:

- позиция членов группы (активность ребят, их творчество, инициатива, заинтересованность, отклик на действия актива, совета дела, поддержка их действий, атмосфера в группе, отношения между ребятами, интерес ребят, организованность).

- позиция актива, совета дела (умение спланировать работу, создать все необходимые условия, поставить в активную позицию всех членов группы, найти каждому дело по душе; осуществлять оперативное руководство ходом подготовки дела; авторитет актива, его требовательность, влияние на ребят, конкретные умения и навыки);

- помощь других (старших ребят);

- организация дела (его целесообразность, подготовленность, продолжительность по времени и т. д.).

- кто из организаторов дела, его участников особенно отличился в подготовке и ходе дела?

- что было не особенно удачным в этом деле?

- как можно было избежать этого? Исправить не особо удачные моменты?

- возможно ли проведение подобного мероприятия в постоянном коллективе?

- при каких условиях?

- какие выводы можно сделать из данного дела для всех ребят? Отдельных подростков? Актива? Совета дела? Какую перспективу наметить в делах группы?

 

Правила обсуждения

- обсуждение вести доброжелательно, не оценивать работу членов коллектива с позиции личных симпатий и антипатий.

- не упускать возможности сказать о человеке доброе слово, если он этого заслуживает.

- Критиковать только справедливо, помня об уважительном отношении к достоинству человека.

- подходить к обсуждению поступка человека конструктивно, стараясь извлечь уроки, для будущей деятельности подростков.

- Внимательно слушать друг друга, не перебивать.

- Не повторять одну и ту же мысль несколько раз. Можно высказаться, если твое мнение не совпадает с мнением большинства.

- Поощрять взаимопомощь, творческий подход, добрые взаимоотношения.

Условия успеха.

- регулярное проведение анализа;

- предварительная подготовка ведущего, (дать совет как проводить, как начать, на что обратить внимание);

- внимательно и чутко следить за ходом разговора, слушать каждое высказывание, вовремя задавать вопросы, помогать выделять главное.

 

Особенности проведения анализа дела

Проводить анализ лучше всего сразу после дела, не откладывая надолго, иначе уходит острота эмоционального впечатления, стираются в памяти некоторые важные моменты. В разных ситуациях анализ дела можно проводить со всем отрядом или только с творческой группой, готовившей дело. При анализе дела стоит учесть:

ü Решая задачу совершенствования совместной деятельности и отношений, не нужно забывать и о его обучающей функции – в ходе анализа у ребят должно формироваться представление о системе работы по подготовке и проведению подобных дел.

ü Обязательно нужно выслушать разные стороны участников дела, его организаторов, зрителей и участников.

ü Делу нужно дать общую оценку, обсудить как удалось воплотить задуманные идеи; затем оценить качество его составляющих: сценарий, оформление помещения и реквизит, работу ведущих, активность участников и т.д.

ü Важно особо выделить обсуждение подготовки дела, участие в ней каждого из ребят, а не только членов творческой группы.

ü Педагогу важно ориентироваться на то, что в большинстве случаев важнее не «техническая» безупречность дела, а выполнение поставленных задач, отношение к делу и друг другу.

Возможные формы анализа дела: итоговый сбор творческой группы или совета дела, итоговое обучающее занятие с использованием поисковых методов, деловая игра «10 шагов к успеху», соцопрос участников дела и подведение его итогов, круглый стол, тематический «огонёк».

 

 

Выводы:

Анализировать мероприятия с ребятами очень Важно, так как это позволит их настроить на нужное Вам настроение, и все цели и задачи мероприятия будут достигнуты.

 

 

Анализ дня.

 

Анализ дня Вожатым

 

Вот и прошли первые дни смены, какие они, ваши детки, попробуйте ответить на следующие вопросы, закончите некоторые предложения:

1. День отличается от предыдущих тем, что…

2. Хотелось бы отметить, что при анализе дня…

3. Взаимоотношения в отряде сегодня…

4. Обязательно следует обратить внимание на …

5. По достижению своих целей сегодня ребята…

6. Для себя я решил(а)…

7. У меня возник вопрос…

8. На этой неделе необходимо…

9. Стоит отметить следующих детей…

10. Поставь задачу на завтра для себя…

11. и для отряда…


Анализ дня.

1. Выполнен ли план на день? Что удалось? Почему?

2. Какое дело сегодняшнего дня стало наиболее важным? Как оно повлияло на отряд?

3. Как оно сработало на вашу личную цель?

4. Произошли ли изменения в коллективе?

5. Кто обратил на себя внимание?

6. Как изменились ребята, на которых раньше вы внимания не обращали?

7. Что нового, вам лично, дал этот день?

8. Каковы задачи на следующий день?


Анализ дня.

1. Достигнута ли задача дня?

2. Что помогло или помешало для решения данной задачи? Почему?

3. Как это повлияло на детей?

4. Как это повлияло на вас, как на педагога?

5. Перспективы на завтра. Постановка задач для себя и для отряда.


Схема анализа дня вожатым

1. Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?

2. Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?

§ какую задачу решили?

§ основные этапы этого дела;

§ в направлении ли решения был продуман и осуществлен ход дела?

§ как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?

§ отношение ребят к делу?

§ как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, задумывались, смотрели)?

§ Приходилось ли Вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?

3. Анализ ситуации:

§ краткое содержание и ее участники;

§ в связи, с чем возникла ситуация?

§ как проявили себя участники ситуации?

§ итог ситуации;

§ выход из ситуации.

4. Общая характеристика прожитого дня:

§ был ли отряд организован?

§ произошли ли изменения в коллективе?

§ настроение отряда (индивидуально, группировок);

§ кто обратил на себя внимание?

§ как изменились ребята, на которых Вы раньше не обращали внимание?

5. Общий вывод:

§ удался ли день в целом (дела и мероприятия)?

§ что нового этот день дал Вам, как вожатому?

§ какие формы воспитательного воздействия проверил (для чего? почему именно эти?)

§ задачи на следующий день

 

 

Особенности проведения анализа дня

Чтобы помочь ребятам последовательно выполнять собственные решения, анализируя день, нужно соотносить реальную ситуацию с тем, что было задумано. При этом:

ü Важно направить внимание ребят на изменение в их настроении, состоянии, активности, опыте, знаниях и умениях, на соблюдение норм взаимодействия, следование принятым ценностям – то есть на то, в чём проявляются результаты деятельности.

ü Обсуждение не должно быть безличным, но приоритет должен отдаваться не оценке личностей, а оценке поступков, достижений и поиску способов решения трудностей.

ü Нужно обращать внимание ребят, как на общие, так и на индивидуальные проблемы и достижения, т.к. они взаимосвязаны и часто зависят друг от друга.

ü Все решения должны ложиться в основу завтрашних планов ребят.

ü Особый ритуал завершения вечернего обсуждения дня в целом поможет педагогу сделать анализ эмоционально значимым, привычным для ребят, придаст ему больше ценности в глазах ребят.

Возможные формы анализа дня: вечерний сбор отряда, вечерний сбор-«огонёк», проблемный или тематический «огонёк», заполнение странички в индивидуальном дневнике, игровая форма (открытие секретов, разгадка кроссворда, поиск сокровищ, строительство дома и т.п.)

 

Анализ ситуации.

 

 

Особенности анализа ситуации

Анализ ситуации всегда проводит сам отрядный воспитатель или специалист-психолог, старший вожатый. Чаще всего приходится обсуждать с детьми ситуации, носящие конфликтный характер, так как именно они требуют срочного разрешения, что и определяет особенности этого вида анализа.

В большинстве случаев возникшую конфликтную ситуацию имеет смысл анализировать только с теми детьми, которые являются её непосредственными участниками. Если есть необходимость участия всего отряда, педагогу необходимо следить, чтобы шло обсуждение конкретной ситуации, а не личности её участников.

Нельзя сводить анализ ситуации к выяснению отношений, необходимо искать способы устранения последствий конфликта.

Осуждая возникшую ситуацию, нужно учить ребят соотносить своё поведение, поступки, с теми нормами, законами, традициями, которые были приняты в отряде и лагере в начале смены, они являются ориентиром при поиске решения.

Опорой при обсуждении возникших в отряде ситуаций могут служить такие вопросы:

В связи с чем возникла ситуация?

Как поступили её участники?

Каков итог ситуации?

Какие могут быть выходы из ситуации?

Как не допустить подобных ситуаций в дальнейшем? И т.п.

Помогите детям научиться обсуждать не человека, а его поведение в конкретной ситуации, делать выводы о поступке, а не о личности в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: