ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Предисловие




Предисловие

Практикум предназначен для студентов филиала «Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова» в г. Северодвинске, изучающим дисциплину «Философия» по направлениям бакалавриата. Данный практикум составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Все задания сгруппированы по изучаемым темам, что позволит студентам лучше ориентироваться в них.

К каждой теме практического занятия предлагаются вопросы для докладов и обсуждений, контрольные вопросы и здания, тест, перечень основных понятий, списки первоисточников, основной и дополнительной литературы. Тестовые задания содержат четыре варианта ответа, из которых необходимо выбрать только один.

Составители практикума обращают особое внимание на работу с текстами первоисточников. Для подготовки к практическим занятиям студентам необходимо повторить лекционный материал, изучить основную учебную литературу из списка в рабочей программе, прочитать и сделать выписки из «Хрестоматии по истории философии», в соответствии с изучаемой темой. При подготовке к докладам необходимо использовать указанные в практикуме первоисточники и литературу.

№ 1. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ

1. Время, место и условия возникновения философии.

2. Предмет, функции и назначение философии.

3. Отношение философии к мифологии, религии, науке и искусству.

4. Основные проблемы и структура философского знания.

 

Основная литература

1. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. № 5. С. 91-98.

2. Вундт В. М. Введение в философию: учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 351 с.

3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. – М.: Республика, 2003. – 623 с. (Введение с. 3 – 36).

4. Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – СПб: Алетейя, 1998. – 288с.

5. Джеймс У. Введение в философию. Рассел Б. Проблемы философии. – М.: Республика, 2000. – 315 с.

6. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. – М: Мысль., 1972. – 312 с. (Гл. 4 Стр. 102-143).

7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

8. Мир философии. Книга для чтения. Часть 1. – М.: Издательство политической литературы, 1991. – С.10-129.

9. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? – М.: Наука, 1991. – 408 с.

10. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М.: Мысль, 2010 Статьи: философия, мировоззрение, мифология, искусство, наука.

11. Хрестоматия по истории философии / Авт.-сост. Е.И. Жиляева, Н.В. Честнейшин, Д.А. Честнейшина. – М.: Перо, 2018. – 301 с.

Вопросы и задания

1. Укажите какие социально-экономические, политические и духовные факторы повлияли на возникновение философии.

2. На основе статьи Э. Гуссерля из хрестоматии объясните, почему он считал, что родиной философии является Древняя Греция и в чем состоит отличие греческой философии от восточной мудрости?

3. Раскройте сущность основных подходов (онтологического, гносеологического, этического, аксиологического и др.) к определению предмета философии.

4. Сравните определение предмета философии у Аристотеля и М. Хайдеггера, в чем, на ваш взгляд, они схожи и чем различаются?

5. Составьте сравнительную таблицу основных форм познания: мифологического, религиозного, художественного, научного и философского.

6. Приведите примеры различных подходов к определению структуры философского знания.

7. Определите на основе статьи В. Виндельбанда основную проблематику философии на различных этапах ее развития.

8. Заполните таблицу:

Структура философского знания

Философская дисциплина Предмет изучения Круг проблем
Онтология    
Гносеология    
Методология    
Аксиология    
Социальная философия    
Этика    
Эстетика    
Философия культуры    
Философская антропология    
Философия природы    
Философия истории    

· Раскрыть сущность понятий: онтология, гносеология, диалектика, метафизика, теория, рефлексия, материализм, идеализм, рационализм, сенсуализм, аксиология.

 

Проверочный тест

1. Предметом философии является

A. мир человеческого бытия

B. общие законы природы

C. закономерности развития общества

D. всеобщее в системе мир-человек

2. Философское учение о ценностях называется

A. гносеология

B. аксиология

C. онтология

D. методология

3. Для скептицизма характерно

A. Признание познаваемости мира

B. Признание непознаваемости мира

C. Сомнение в возможностях человеческого познания

D. Отсутствие интереса к гносеологическим проблемам

4. Время возникновения философии:

A. 6 в. до н.э.

B. 4 в. н.э.

C. 4 в. до н.э.

D. 8 в. до н.э.

5. Раздел философии, изучающий общие законы бытия:

A. Гносеология

B. Онтология

C. Эпистемология

D. Феноменология

6. Философский метод направленный на познание явлений действительности в их всеобщей связи и развитии

A. метафизика

B. диалектика

C. дедукция

D. рефлексия

7. Что такое дуализм?

A. Учение, признающее первичной материю.

B. Учение, признающее первичным сознание.

C. Учение, считающее материю и сознание двумя равноправными субстанциями.

D. Учение, сводящее субстанцию к ее акциденциям

8. Гносеология – это раздел философии, изучающий проблемы

A. общества

B. идеального

C. познания

D. материи

9. Слово «философия» с древнегреческого переводится как

A. любовь к мудрости

B. мудрословие

C. достоверное знание

D. мышление о сущем

10. Философская концепция, в рамках которой основным источником знаний признается разум называется

A. сенсуализм

B. рационализм

C. иррационализм

D. эмпиризм

 

№ 2.1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫФИЛОСОФИИ:

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

1. Истоки и особенности античной философии.

2. Ионийская философия: Милетская школа и Гераклит.

3. Философия элеатов и атомистическая философия Демокрита.

4. Антропологический переворот в Античной философии. Софисты и Сократ.

5. Платоновское учение об идеях, о человеческой душе, познании, Космосе, государстве и воспитании человека.

6. Аристотелевское учение о соотношении философии и частно-научного знания. Предмет и назначение метафизики, психологии, логики, этики и политики.

7. Школы эллинистической философии: эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, неоплатонизм.

 

Источники

1. Аристотель. Сочинения. В 4 т. – М.: Мысль, 1978–1984 (Т. 1: «Метафизика», «О душе»; Т. 4: «Никомахова этика»).

2. Ксенофонт. Сократические сочинения. Воспоминания. – СПб.: Комплект, 1993. – 416 с.

3. Материалисты Древней Греции. – М.: Гос. изд-во полит лит-ры, 1955. – 238 с.

4. Платон. Сочинения. В 4 т. М.: Мысль, 1990–1995 (Диалоги: «Апология Сократа», «Федр», «Федон», «Тимей», «Менон», «Государство»).

5. Плотин. Трактаты 1-11. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2007. – 444 с.

6. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.: Республика, 1998. – 464 с.

7. Сенека. Нравственные письма к Луцилию. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2000. – 576 с.

8. Сенека. Философские трактаты – СПб.: Алетейя, 2001. – 400 с.

9. Фрагменты ранних греческих философов. – М.: Наука, 1989. – 576 с.

10. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. От Лао-цзы до Фейербаха / Отв. редактор Л.А. Микешина. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997. – 448 с.

Основная литература

1. Адо П. Что такое античная философия? – М.: Издательство гуманитарной литературы, 1999 – 320 с..

2. Альберт К. О понятии философии у Платона. Владивосток: Изд-во Дальневост. федерал. ун-та, 2012. – 120 с.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высш. шк., 2001. – 400 с.

4. Богомолов А.С. Античная философия. – М.: Высш. шк. 2006. – 390 с.

5. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М.: Либерком, 2009. – 269 с.

6. Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве // Философия и общество. – 2005. – № 1. – С. 156–173.

7. Гомперц Т. Греческие мыслители. В 2 т. – СПб.: Алтейя, 1999.

8. История философии: Россия – Запад – Восток. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2000. – 480 с.

9. Йегер В. Пайдейя. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2001. – 594 с.

10. Кессиди Ф.Х. Сократ. – СПб.: Алетейя, 2001. – 352 с.

11. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. М., 1997.

12. Нерсесянц В.С. Сократ. – М.: Норма, 2015. – 240 с.

13. Ницше Ф. Сумерки идолов… Раздел: Проблема Сократа // Сочинения. В 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1990. – С. 563–567.

14. Платон: pro et contra: Платоническая традиция в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. СПб.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института, 2001. – 640 с.

15. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1. – СПб.: Пневма, 2003. – 688 с.

16. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. – 576 с.

17. Философия природы в античности и в средние века / Под общей ред. П.П. Гайденко, В.М. Петрова. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 608 с.

18. Философия в 2 т. Том 1 история философии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Отв. ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 275 с. (Гл. 2)

19. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. – М.: Высш. шк., 2003. – 703 с.

Вопросы и задания

1. Объясните сущность античного космоцентризма.

2. Какие диалектические идеи можно обнаружить в ионийской философии?

3. Укажите сходство и различие взглядов атомистов и элеатов.

4. Раскройте основные отличия позиции софистов и Сократа на примере диалога Фрасимаха с Сократом в 1 книге «Государства» Платона.

5. Выявите основные подходы к определению справедливости в 1 книге «Государства» Платона и объясните, почему ни одно из них не удовлетворяет Сократа.

6. В чем состоит принципиальное отличие аристотелевского учения о причинах от платоновского учения об идеях?

7. Почему Аристотель считал душу энтелехией тела?

8. Какие основания для типологии государства предложил Аристотель?

9. Какие характерные принципы стоицизма выражены в произведении Сенеки «О блаженной жизни»?

10. Заполните таблицу:

Философские школы античности

Философская школа Представители Основные положения
Ионийская философия    
Элейская школа    
Атомизм    
Софисты    
Афинская школа    
Эпикуреизм    
Скептицизм    
Стоицизм    
Неоплатонизм    

· Раскрыть сущность понятий: космоцентризм, пантеизм, монизм, гилозоизм, релятивизм, прагматизм, детерминизм, архэ, апейрон, скептицизм, эйдос, объективный идеализм, дуализм, форма, энтелехия, гедонизм, фатализм.

Проверочный тест


1. Апейрон как первоначало мира признавал:

А. Анаксимандр

В. Фалес

С. Гераклит

D. ни один из названных философов

2. К софистам следует отнести

A. Сократа

B. Демокрита

C. Горгия

D. Платона

3. В центре внимания Сократа – проблема:

А. природы

В. первоначала

С. идеального устроения государства

D. сущности человека

4. Платон был

A. материалистом

B. объективным идеалистом

C. субъективным идеалистом

D. плюралистом

5. Характерной чертой стоицизма является

A. фатализм

B. мистицизм

C. креационизм

D. атомизм

6. Основателем Милетской школы является

A. Гераклит

B. Парменид

C. Анаксимандр

D. Фалес

7. Первоосновой, согласно Гераклиту является

A. огонь

B. вода

C. земля

D. воздух

8. Атомистическую концепцию разработал

A. Гераклит

B. Демокрит

C. Сократ

D. Парменид

9. Кто утверждал, что человек есть мера всех вещей?

A. Демокрит

B. Аристотель

C. Платон

D. Протагор

10. Учение о форме и материи разработал

A. Сократ

B. Платон

C. Аристотель

D. Сенека


№ 2.2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫФИЛОСОФИИ:

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

 

1. Трансформация античной философии в средневековой культуре. Особенности религиозно-философского дискурса: теоцентризм, креационизм, провиденциализм, теодицея, эсхатологизм.

2. Восточная (греческая) патристика. Антропология Григория Нисского. Иоанн Дамаскин как систематизатор идей восточной патристики.

3. Западная (латинская) патристика. Учение Августина о времени и вечности, свободе воли и благодати. Философия истории Августина.

4. Схоластика как система обучения и тип философии. Основные темы дискуссий в схоластической философии: спор об универсалиях, проблема веры и разума, доказательства бытия Бога.

Источники

1. Блаженный Августин. Исповедь. – Спб.: Наука, 2013. – 372 с.

2. Блаженный Августин. О граде Божием / Блаженный Августин. Творения. В 4 т. Т. 3-4. – СПб.: Алетейя, 1998.

3. Антология средневековой мысли: В 2 т. – СПб.: РГХИ, 2001–2002.

4. Григорий Нисский. Об устроении человека. – СПб.: Аксиома, 1995. – 174 c.

5. Философия средневековья. Хрестоматия. Кн. 1. СПб., 1994.

6. Фома Аквинский. Сочинения. – М.: Едиториал УРСС, 2010. – 264 с.

7. Фома Аквинский. Сумма против язычников: В 2 кн. Кн. 1. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2004. – 440 с.

8. Фома Аквинский. Сумма теологии. Т. 1-5. – М., 2006-2015.

9. Хрестоматия по истории философии: Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. Ч. 1. От Лао-цзы до Фейербаха / Отв. редактор Л.А. Микешина. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997. – 448 с.

10. Хрестоматия по философии / Авт.-сост. Е.И. Жиляева, Н.В. Честнейшин, Д.А. Честнейшина. – М.: Перо, 2018. – 301 с.

Основная литература

1. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.

2. История философии: Россия – Запад – Восток. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2000. – 480 с.

3. Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века. – М.: Культурная революция, Республика, 2010. – 678 с.

4. Коплстон Ф. История философии. Средние века. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. – 494 с.

5. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М.: Мысль, 1979. – 423 с.

6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т. 1. – СПб.: Пневма, 2003. – 688 с.

7. Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высш. шк., 1979. – 448 с.

8. Философия природы в античности и в средние века / Под общей ред. П.П. Гайденко, В.М. Петрова. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 608 с.

9. Философия в 2 т. Том 1 история философии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Отв. ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 275 с. (Гл. 3)

10. Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. – Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003. – 592 с.

 

Вопросы и задания

1. Как и почему изменилось положение и роль философии в Средние века?

2. Какие философские проблемы были актуальны для восточной патристики?

3. Какие особенности осмысления проблемы человека характерны для учения Августина Блаженного?

4. Объясните на основе концепции Августина, как изменилось представление о времени и об истории в Средние века?

5. В чем сущность теории двойственной истины?

6. Какие подходы к решению проблемы универсалий существовали в схоластике?

7. Проанализируйте доказательства бытия бога Фомы Аквинского, обоснуйте могут ли данные доказательства выступать в качестве достаточного основания признания существования бога?

8. На основе текста их хрестоматии раскройте особенности подхода Уильяма Оккама к проблеме универсалий.

9. Заполните таблицу:

Основные направления схоластики

Направление Место универсалий в структуре бытия Представители
Реализм    
Концептуализм    
Номинализм    

 

· Раскрыть сущность понятий: теоцентризм, провиденциализм, патристика, схоластика, теодиция, эсхатология, теократия, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, фидеизм, теология.

Проверочный тест

1. Труд «О граде Божьем» написал

A. Платон

B. Фома Аквинский

C. Фрэнсис Бэкон

D. Августин Аврелий

2. По мнению Фомы Аквинского философия является

A. наукой наук

B. служанкой теологии

C. бессмыслицей

D. суеверием

3. Представителем патристики является

A. Фома Аквинский

B. Августин Блаженный

C. Марк Аврелий

D. Аристотель

4. Главной целью человека, согласно Августину Блаженному является

A.познание себя как образа и подобия Божьего

B. счастье

C. земное блаженство

D.физическое совершенство

5. Представителем схоластики является

A. Фома Аквинский

B. Августин Блаженный

C. Марк Аврелий

D. Аристотель

6. Автором теории двойственной истины считается

A. Фома Аквинский

B. Сигер Брабантский

C. Иоанн Дамаскин

D. Иоанн Скотт Эриугена

7. Какие утверждения присущи номинализму?

А. Подлинной реальностью обладают только универсалии

В. Универсалии существуют вне и до вещей

С. Общие понятия есть только имена и образуются нашим умом

D. Ни одно из этих утверждений не характерно для номинализма

8. Учение о конечных судьбах мира называется

A. Провиденциализм

B. Теодицея

C. Эсхатология

D. Теология

9. Представителями восточной патристики являются

A. Василий Великий и Григорий Нисский

B. Секст Эмпирик и Марк Аврелий

C. Фома Аквинский и Сигер Брабантский

D. Уильям Оккам и Дунс Скот

10. Какие утверждения присущи реализму?

А. Подлинной реальностью обладают только универсалии

В. Универсалии существуют вне и до вещей

С. Общие понятия есть только имена и образуются нашим умом

D. Ни одно из этих утверждений не характерно для реализма.

№ 2.3. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫФИЛОСОФИИ:

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Особенности европейской философской мысли Нового времени.

2. Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).

3. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

4. Социально-политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка.

5. Социально-политическая философия Ш. Монтескье и Ж.Ж. Руссо.

 

Источники

1. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания // Беркли Дж. Сочинения. – М.: Мысль, 1978. – С. 150-247.

2. Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1972. – С. 5-214.

3. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1991. – 731 с.

4. Декарт Р. Сочинения. В 2 т. – М.: Мысль, 1989–1991.

5. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разуме // Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1983. – 686 с.

6. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 3. – М.: Мысль, 1988. – С. 135–406.

7. Монтескье Ш.Л. О духе законов. – М.: Мысль, 1999. – 672 с.

8. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. – М.: «Канон Пресс», «Кучково поле», 1998. – 416 с.

9. Спиноза Б. Этика // Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. Т. 1. – М.: Госполитиздат, 1957. – С. 359-618.

10. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера. – М.: Наука, 1994. – 720 с.

11. Хрестоматия по философии / Сост. и ред. Е.И. Жиляева, Н.В. Честнейшин, Д.А. Честнейшина. – М.: Перо, 2018. – 301 с.

12. Юм Д. Трактат о человеческой природе // Юм Д. Сочинения В 2 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1996. – 733 с.

 

Основная литература

1. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: ПЕР СЭ;СПб.: Университетская книга, 2000. – 456 с.

2. Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескьё. Вольтер. Руссо. – М.: ИФРАН, 2006. – 256 с.

3. История философии: Запад–Россия–Восток. Кн. 2: Философия ХV–ХIХ вв. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1996. – 557 с.

4. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия ХVIII века. – М.: Высш. шк., 1986. – 400 с.

5. Лошаков Р.А. Отношение разума и веры в новоевропейской метафизике (Августин, Декарт, Паскаль). – Архангельск: Изд. ПГУ, 1999. – 120 с.

6. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Готфрида Лейбница. – М.: МГУ, 1973. – 264 с.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. – М.: Издательская группа «Прогресс»; «Культура», 1993. – 352 с.

7. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVII века. – М.: Высш. шк., 1974. – 379 с.

8. Нарский И.С. Западноевропейская философия ХVIII века. – М.: Высш. шк., 1973. – 302 с.

9. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. – М.: ИФРАН, 1993. – 213 с.

10. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 3. От Возрождения до Канта. – СПб.: Пневма, 2002. – 880 с.

11. Соколов В.В. Европейская философия ХV–ХVII веков. М.: Высш шк., 2003. – 428 с.

12. Философия в 2 т. Том 1 история философии: учебник и практикум для академического бакалавриата / Отв. ред. В. Н. Лавриненко. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 275 с. (Гл. 5,6)

13. Хёсле В. Гении философии Нового времени. – М.: Наука, 1992. – 224 с.

 

Вопросы и задания

1. Какие факторы обусловили изменение философского знания в Новое время?

2. Проведите сравнительный анализ философии рационализма и эмпиризма.

3. Объясните можно ли Рене Декарта считать скептиком, исходя из того, что он призывал во всем усомниться?

4. Сравните онтологические и гносеологические концепции Декарта, Спинозы и Лейбница, установите в чем состояло их сходство и различие.

5. Как вы понимаете определение свободы как познания необходимости, данное Б. Спинозой?

6. Прочитайте отрывок из «Нового органона» Ф. Бэкона об идолах, объясните их сущность.

7. В чем, по мнению Дж. Локка, состоит несостоятельность теории врожденных идей?

8. Можно ли определить философскую концепцию Дж. Беркли как солипсизм?

9. Чем позиция Д. Юма отличается от локковской и берклианской в вопросе о статусе объективной реальности (источнике ощущений)?

10. Какие формы правления выделял Ш.Л. Монтескье? Выделите основные факторы влияющие на становление развитие данных форм правления и их специфические черты.

11. Почему Ж.Ж. Руссо полагал, что прогресс наук и искусства не способствует совершенствованию нравов? Основные причины неравенства и особенности трактовки общественного договора в социальной философии Ж.Ж. Руссо.

12. Заполните таблицу:

 

 

Социально-политическая философия Т. Гоббса и Дж. Локка

  Т. Гоббс Дж. Локк
Характеристика природы человека    
Естественные права    
Характеристика естественного состояния    
Причины создания государства    
Функции государства    
Предпочтительная форма правления    
Отношение к разделению властей (виды власти)    

 

· Раскрыть сущность понятий: антропоцентризм, индивидуализм, субстанция, монада, модус, механицизм, индукция, дедукция, географический детерминизм, индетерминизм, солипсизм, прогресс.

 

Проверочный тест

1. Основным методом познания в философии эмпиризма считается

A. Дедукция

B. Индукция

C. Аналогия

D. Диалектика

2. Основоположником новоевропейского рационализма является

A. Рене Декарт

B. Бенедикт Спиноза

C. Фрэнсис Бэкон

D. Фома Аквинский

3. По мнению Руссо государство возникло в результате

A. завоевания

B. общественного договора

C. божественного вмешательства

D. классовой борьбы

4 Основоположником новоевропейского эмпиризма является

A. Фрэнсис Бэкон

B. Джон Локк

C. Рене Декарт

D. Бенедикт Спиноза

 

5. Кто говорил «Мыслю, следовательно существую»

A. Фрэнсис Бэкон

B. Джон Локк

C. Рене Декарт

D. Бенедикт Спиноза

6. Основной причиной социальной несправедливости по мнению Руссо является

A. частная собственность

B. религия

C. законы

D. наука

7. Теорию разделения властей выдвинул

A. Фрэнсис Бэкон

B. Бенедикт Спиноза

C. Шарль Луи Монтескье

D. Рене Декарт

8. Учение об идолах, ложных призраках, затрудняющих познание разработал

A. Фрэнсис Бэкон

B. Джон Локк

C. Рене Декарт

D. Бенедикт Спиноза

9. Согласно Спинозе субстанция это

A. Бог или природа

B. Бесформенное вещество

C. Неопределенное состояние

D. Абсолютная идея

10. Кто считал, что науки и искусства способствуют развращению нравов

A. Шарль Луи Монтьескьё

B. Жан Жак Руссо

C. Готфрид Вильгельм Лейбниц

D. Рене Декарт

№ 2.4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫФИЛОСОФИИ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: