Современные общества старообрядцев или как сейчас принято обозначать «общины», вопросы семейного брака, стараются не обсуждать внутри и уж точно не выносить вовне. Тема эта очень деликатная, как с нравственной, с религиозной, так и историко – традиционной стороны. Вне зависимости от принадлежности к какому либо старообрядческому согласию изменения в «порядок брачевания» вносились в трехсот летний период с течением времени под давлением, как внешних факторов, так и внутренних. Тем более, что при всей мешанине взглядов, надуманных мифов и небылиц в старообрядческой и околостарообрядческой среде, интересен и поучителен опыт наших предков – старообрядцев «беглопоповского согласия», занимавшего одно из доминирующих мест среди старообрядцев Горнозаводского Урала (мастеровых и управленцев заводов, купцов, промышленников) в конце XVIII начала XIX века. Так как более глубоко мне пришлось изучать исторические материалы духовного, культурного, экономического и бытового содержания жизни обществ староверов Режевского чугунолитейного и железоделательного завода, входившего в Верх Исетский частный горный округ, то считаю возможным на основе документального материала показать элементы «порядка брачения» в выше означенный период. Общество староверов Режевского завода стремилось следовать на протяжении земной жизни канонам древлеправославной веры. Помимо этого, бытовая жизнь четко регламентировалась религиозными, духовными и культурно - нравственными устоями, в рамках которых вся земная жизнь человека подчинялась общинным, соборным решениям обществ конкретной географической местности. Старообрядчество есть религиозное, культурно – бытовое, общественно - экономическое, а не только узко обрядовое явление. Старообрядцы во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство, и в этом отношении старообрядческий приход является образцом христианской общины. Старообрядцы донесли до наших дней светлый идеал пастыря - отца прихода и молитвенника, столпа общественной совести. У старообрядцев никогда не было поговорки «что ни поп, то батька». Для старообрядца приходской пастырь - непременно выборный, это действительно свеча, поставленная перед престолом Божиим. И, когда бы государственная власть ни старалась согнуть общество староверов, старообрядцы употребляли все силы, чтобы сохранить себе свободу церковно - общинного самоопределения, духовные, культурные и экономические устои, и эту свободу они у себя осуществили. В Государственном архиве Свердловской области благодаря его величеству «случаю» и бюрократической машине Жандармского управления сохранился ряд уникальных документов, дающих определенное суждение о религиозных, духовных и гражданских устоях староверов Горнозаводского Урала и в частности в Режевском заводе в первой половине XIX века. Ниже приводится основные элементы порядка бракосочетания в обществе старообрядцев Режевского завода Верх Исетского частного горного округа. ГАСО ф.43.оп.3.д.7.
Просьба на благословление брака:
«Ваше Благословение Милостивый Государь пречестнайший отец Священно Иерей Парамон Дмитриевич («Беглый поп» - принятый и «исправленный» обществом старообрядцев новообрядческий иерей Парамон Дмитреевич Лебедев, окормлявший старообрядцев Верх Исетских заводов в период с 1822 по 40 -е годы XIX века с постоянным местожительством в Верх Нейвенском заводе С.П.).
Податель Сего Екатеринбургский мещанский сын Козма Гаврилов Лазарев с воли родителя своего желает вступить в первый законный брак с дочерью Режевского завода Приказчика Павла Якорнева (Павел Якорнов – гл. приказчик Режевского завода из старообряцев С.П.) девицею Марьей о которой будет особое Сведение с того завода, а каков оный Козма и родители Его состоят издавна в старообрядчестве и что он имеет совершенные лета ко вступлению в супружество законом дозволенное, а потому Вас пречестной отец покорнейше просим совершить бракосочетание прося Вашего благословения с истинным высокопочтением пребыть имеем навсегда.
Вашего Благословения всепокорнейшие слуги (подпись) №5. Генваря 25 дня 1835 года».
Порядок бракосочетания старообрядцев, выработанный совместно обществами старообрядцев Верх – Исетских заводов и администрацией «Главного Верх – Исетских заводов правления» в первой четверти XIX века:
- Далее: - даются сведения о брачующихся с места проживания и работы, от старообрядческого общества места жительства, заверенные подписями властей, администрации по месту работы и старшинами «общества» старообрядцев;
- Далее: - «Аттестат» на брачующихся, подписанный Гл. приказчиком завода, приказчиком, повытчиком об отсутствии обременений, долгов, экономической самостоятельности и т.п.
- Справка об отпуске на срок и месте бракосочетания в Верх – Нейвенском заводе в алтарной часовне прихода священника Парамона Лебедева, заверенная печатью канцелярии завода, где проживают вступающие в брак;
- Венчание в старообрядческой алтарной часовне по древлеправославному уставу и запись в книге бракосочетаний.
5. Копии записей в церковной книге бракосочетаний священником Парамоном Лебедевым направлялись Уряднику Екатеринбургского уезда.
Непременным в обществе староверов было ведение родословия. В отличие от нынешнего модного веяния, родословие староверов имело конкретное прикладное значение. Первое и основное – человек должен был знать свои «корни»; передача навыков мастерства «родового дела», теперь это называется «наследственностью или генами». Нельзя научить быть хорошим изографом; рудознатцем, учителем, врачом, это от «Бога и от Рода». Второе: – «запрещается брачиться в родстве от общего родителя до восьмого колена». Как правило, старообрядцы Режевского завода при вступлении в брак руководствовались «Описанием о плотском родстве и его определении степеней в коих разрешаются браки и в коих запрещаются» и стародавней русской традиции брать невесту «невесть откуда» - со стороны, для здорового потомства. Многие Режевские старообрядцы выбирали себе невест из Невьянского, Верх – Нейвенского, Тагильских, Верх – Исетского, Алапаевского, Быньговского заводов и др. Это укрепляло между заводами не только производственные связи, но и родовые и духовные. В настоящее же время первый важнейший устой утерян, что и порождает тотальный непрофессионализм и торможение в развитии экономики России.
Выписка о браках среди старообрядцев Режевского завода совершенных старообрядческим священником о. Парамоном Лебедевым. «Рождественское мясоястие» 1835 год».
№ | Вступающие в брак | Поручители |
Андрей Карпов Байбородин вторым браком сочетался со вдовою Тагильского завода Надеждой Григорьевой Ведерниковой | Гаврило Иванов Зубков; Ефимия Карпова Четверкина | |
Онанья Емельянов Карташев первым браком сочетался Тагильского завода девицею Екатериной Яковлевой Мазгалиной | Егорий Давыдов Карташев; Матрена Емельянова Четвёркина | |
Диомид Прокопий Адуев первым браком сочетался Тагильского завода девицею Зиновией Лукояновой Чернеевой | Маркел Родионов Крюков; Дарья Прокопьева Адуева | |
Тит Евсеев Карпенков первым браком сочетался Ирбитского завода девицею Афонасией Ивановой Густомесовой | Кондратей Евсеев Карпенков; Анна Ивановна Черепина |
С.Б. Панов