Билет 26. Учебное чтение в обучении иностранным языкам
Учебное чтение (англ. guided reading) - вид учебной работы с текстом, чтение, задачей которого является выработка навыков и умений в чтении, а также в других видах речевой деятельности.
Учебное чтение выступает в качестве средства обучения, и реализуются в процессе формирования механизмов чтения, операций и действий, составляющих процессы восприятия и понимания, такие как зрительное восприятие и узнавание. Соотнесение зрительных образов с речемоторными и слуховыми. Предвосхищение или вероятное прогнозирование, смысловая догадка. Быстрое и безошибочное восприятие и узнавание графических образов лексико-грамматических единиц, письменного текста подразумевает сформированность рецептивных, технических и лексико-грамматических навыков. В рамках учебного чтения различаются следующие подвиды чтения:
· по способу и характеру учебной работы с текстом и глубине проникновения в его содержание (интенсивное и экстенсивное чтение);
· по степени самостоятельности учащегося при чтении (подготовленное – неподготовленное чтение; чтение со словарем и без словаря;
· чтение с частично и полностью снятыми трудностями понимания содержания и языковой формы текста;
· по использованию родного языка (беспереводное и переводное чтение).
По способу и характеру учебной работы с текстом разделяют:
1) интенсивное - вид учебного чтения, предполагает умение полно и точно понимать текст, самостоятельно преодолевать трудности при увлечении необходимой информации с помощью аналитических действий и операций с использованием двуязычных и толковых словарей. В центре внимания стоит не только содержания и смысл, но и его языковая форма. Для интенсивного чтения предлагаются короткие тексты, текстовые упражнения, которые формируют лексико-грамматические навыки. Чтение и умение, связанные с пониманием прочитанного и осмыслением содержания текста.
|
2) экстенсивное, курсовое или систематическое чтение предполагает развитие умения читать большие по объёму тексты, с большей скоростью, с общим охватом содержания и в основном самостоятельно. Важное значение играет догадка, которая помогает преодолевать различные виды трудностей. Полученную информацию мы используем в устно - речевом общении (дискуссиях, ролевых играх) или создания письменных речевых произведений (аннотаций, изложений, сочинений).
Учебное чтение преследует цель сформировать технические и лексико-грамматические навыки.
Механизмы чтения:
1. Зрительное восприятие и узнавание
2. Соотнесение зрительных образов с речевыми и слуховыми
3. Сегментирование речевого потока на единицы
4. Группировка слов внутри предложения
5. Антиципация – предвосхищение или вероятностное прогнозирование
6. Смысловая догадка
На начальном этапе основной целью учителя является учебное чтение, то есть чтение, при котором создаются и закрепляются связи “графические знаки-звуки”. В качестве упражнений могут быть предложены следующие игровые упражнения: найти похожие буквы в русском и иностранном алфавите, “Быстро покажи”, “Расположи в алфавитном порядке”, “Какая это буква?”, “Найди соседей”.
Процесс обучения чтению начинается с формирования навыков чтения, т.е. технической стороны чтения.
|
С.Ф. Шатилов под навыками чтения понимает автоматизированные зрительно-речемоторно-слуховые связи языковых явлений с их значением.
Навыки чтения обеспечивают способность:
· Устанавливать графемно-фонемные соответствия;
· Устанавливать соответствие между графическим образом слова и его слухо-речемоторным образом;
· Правильно артикуляционно оформлять читаемые единицы;
· Соотносить лексический образ слова, словосочетания с их значением;
· Соотносить грамматическую форму слова, словосочетания с их значением.
Обучение чтению
Минимальной единицей обучения чтению является слово, которое и позволяет учащимся овладеть техникой чтения – озвучиванием графического образа слова – по правилам чтения или путем запоминания самого образа слова и соотнесения его со значением.
Методы обучения чтению:
1) Аналитические: звуковой, звуко-буквенный, слоговой;
2) Синтетические: метод целых слов, метод целых предложений;
3) Аналитико-синтетические (смешанные).
Первый способ включает чтение слов по образцу с использованием звуко-буквенного анализа, позволяющего учащимся самостоятельно вывести правило чтения. После прочтения за учителем (диктором) следует звуко-буквенный анализ, который может осуществляться с использованием разрезной азбуки (например, учитель просит соотнести количество букв с количеством звуков в слове). Далее учащиеся учатся читать однотипные слова, содержащие изучаемое правило.
Второй способ предполагает чтение слов, организованных по правилу чтения, представленному звуком, буквой и ключевым словом. На следующем этапе учащиеся учатся читать слова, используя данное правило чтения.
|
Е.И. Пассов выделяет несколько методов обучения техники чтения на современном этапе развития методики преподавания иностранных языков: алфавитный (заучивание названий букв, а потом их комбинаций из двух или трёх букв), звуковой (выучивание звуков с последующей комбинацией их в слова), слоговый (выучивание комбинаций слогов), метод целых слов (заучивание наизусть целых слов, иногда фраз и даже предложений — прямой метод), звуковой аналитико-синтетический метод, фонемно-графический метод.
В современных методиках параллельно также выделяют метод устного опережения, когда учащиеся сначала изучают основные разговорные фразы иностранного языка и только потом переходят изучению правил чтения и написания букв и буквосочетаний. Что не мешает применению всех перечисленных выше методов, т. к. осуществляется прежде изучения букв и звуков. Как пишет С. Ф. Шатилов, такой метод устраняет две трудности из трёх: усвоение звукового образа слова и его значения; учащемуся остаётся только связать графический образ со звуковым, но не все могут это сделать, особенно труден переход к чтению после длительного устного вводного курса. Примерно устный вводный курс должен занимать не более 2-3 месяцев.
В соответствии с предложенной методикой обучение чтению вслух производится на устной основе и осуществляется с помощью следующих упражнений:
— знакомство с буквами алфавита и их озвучивание;
— чтение отдельных слов по ключевым словам;
— чтение грамматических структур с различным лексическим оформлением;
— чтение различных структур, организованных в логической последовательности и т. д.
Этапы работы над формированием техники чтения
Этап первый. Устный вводный фонетический курс. Выработка и закрепление слухо-речедвигательных навыков при произнесении отдельных фонем в увязке со значками транскрипции. Тренировка навыков говорения (диалогическая речь с опорой на запись в транскрипции). Выработка и закрепление навыков чтения транскрипции. Поурочный контроль говорения и чтения транскрипции. Контрольное чтение незнакомых слов в транскрипционной записи в конце данного этапа. Количество уроков 8-10.
Этап второй. Названия букв и их графические образы. Первые навыки письма полупечатным шрифтом. Английский алфавит. Первый опыт работы со словарем учебника. Количество уроков 3-4.
Этап третий. Знакомство с правилами чтения в увязке с графическим образом слов, изученных в устном вводном курсе. Выработка и закрепление навыков чтения по учебнику речевых единиц (слов и диалогов), смысл и произношение которых известны учащимся из устного вводного курса. Закрепление навыков письма на уровне копирования. Контрольная работа по буквам и алфавиту в конце данного этапа. Количество уроков 5-6.
Этап четвертый. Закрепление навыков чтения на речевых единицах, диалогах и текстах, не входивших в устный вводный курс. Введение новых, доучивание известных правил чтения.
Рассмотрим виды упражнений, которые учитель может использовать на уроках обучения чтению.
Задания, направленные на формирование технической стороны чтения:
1. Задания на овладение графемно-фонемными связями.
· Прочитай слова и выдели буквосочетание
· Буквы перепутались. Помоги *** составить слова.
· Пройди по лабиринту и собери буквы.
· Собери разрезанные картинки как можно быстрее.
· Соедини слова с картинками и прочитай их.
· Найди слово, соответствующее картинке.
· «Зашифрованный код»
· Вставь пропущенную букву и прочитай слово.
· «Фотоглаз»: посмотри на слова в столбике и определи, есть ли в нем лишнее слово.
Задания на развитие языковой догадки:
· Словесный лабиринт. Найди и прочитай слова, исключив лишние буквы.
· Сложи слово из данного набора слогов и выбери соответствующую картинку.
· Прочитай слова. Ты легко сможешь их перевести. Почему?
Задания, обучающие чтению предложений:
· Прочитай предложения и соотнеси их с картинками.
· Прочитай предложения быстро, медленно/весело, сердито, удивленно.
· Разрежь пазлы на части и перемешай их. Составь и прочитай предложения.
· Домино. Вырежи карточки и соедини предложения с соответствующей картинкой.
· Прочитай предложения. Правильно или нет?
· В каждом предложении есть лишнее слово. Вычеркни его и прочитай.
· В картинке спрятаны предложения. Прочитай и напиши их.