Кризис идентичности в старости.




Другая точка зрения на кризис перехода к старости состоит в том, что это прежде всего кризи с идентичности, внутриличностный кризис. Его предпосылки связаны с тем, что приметы старения, как правило, раньше и четче замечаются окружающими, а не самим субъектом. Процессы физиологического старения в силу их постепенности долгое время не осознаются, возникает иллюзия «неизменности» самого себя. Осознание старения и старости бывает неожиданным (например, при встрече с одноклассниками) и мучительным и приводит к различным внутренним конфликтам. Несоответствие между постаревшим телом и не изменившимся сознанием личности приводит к внимательной фиксации на ощущениях собственного тела, наблюдению его, прислушиванию к своему организму. Иногда кризис идентичности, вызванный осознанием старости, сравнивают с подростковым (там тоже есть задача выработки нового отношения к своему изменившемуся телу), но кризис в позднем возрасте гораздо болезненнее.

Старость в концепции Э. Эриксона знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути. Референтное окружение для человека старшего возраста, по мнению Э. Эриксона, — «человечество», «люди моего типа». Основные модальности поведения — «быть тем, кем стал», «сознавать, что когда-нибудь перестанешь существовать». Сущность психосоциального кризиса личности в старости — это достижение целостности Эго. Возможность «успешного» перехода в старший психологический возраст Эриксон связывает с позитивным разрешением предыдущих возрастных кризисов.

Цельность личности основывается на подведении итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Мудрост ь определяется Эриксоном как определенное состояние духа, как взгляд в прошлое, настоящее и будущее одновременно, освобождающий историю жизни от случайностей и дающий возможность установить связь и преемственность поколений. Мудрость представляет собой высшее достижение возраста старости. Разрешение финального кризиса требует углубленной внутренней работы, поисков, а не смирения и пассивности в принятии неизбежного конца. Если же человек ощущает, что не достиг тех целей, к которым стремился, или не может свести свои поступки в единое целое, то возникает страх смерти, ощущение безысходности, отчаяние. Разрешение кризиса идентичности конца жизни может быть зафиксировано в словах: «Я есть то, что меня переживет»

Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, утверждал, что человеку необходимо преодолеть три подкризиса (или разрешить три конфликта), чтобы чувство цельности (полноценности) полностью сложилось.

1. Переоценка собственного Я помимо профессиональной роли или какой-то другой социальной роли. Надо суметь перейти к новому рассмотрению себя, своей уникальности не через призму одной роли (профессионала или родителя), а с других позиций.

В связи с этим вспоминается восьмидесятилетний мужчина, который в опроснике «Кто Я?» все десять определений дал, исходя из уже оставшейся позади профессиональной деятельности: «Я — бывший инженер; бывший завотделом; тот, кто проработал 40 лет на одном месте» и т.д.

2. Осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого «равнодушия», терпимости. Успешное старение возможно, если человек сможет приспособиться к неизбежному физическому дискомфорту или найдет такое занятие, которое поможет ему отвлечься.

Как утверждал один из современных сатириков, здоровье после 50 лет — это когда каждый день болит в другом месте.

3. Преодоление озабоченности перспективой близкой смерти, принятие мысли о смерти без ужаса, продление собственной жизненной линии через участие в делах молодого поколения.

По данным Н.Ф. Шахматова, многие пожилые люди, хотя и не проявляют глубокого интереса к вопросам смерти, но и не испытывают травмирующих переживаний от беседы на эту тему (конечно, при условии соблюдения такта и осторожности).

Обычными ответами на вопросы соответствующего рода были: «Стараюсь не думать и не думаю о смерти», «Зачем думать о ней, какой в этом прок», «Боюсь не смерти, а физических страданий, которые могут ей сопутствовать».

Ролевая переориентация пожилого человека сочетается с необходимостью научиться уступать более молодым лидерские позиции в семье и профессиональной деятельности. Об этом писал Б. Ливехуд, связывая преодоление кризиса пожилого возраста с открытием новых смыслов жизни, духовных ценностей. Тогда и наблюдение за молодыми, входящими в период наивысших достижений, принесет человеку радость, а не зависть и стремление вставить палки в колеса.

В интегральной периодизации общего психического развития В.И. Слободчикова и Г.А. Цукерман старость рассматривается как пятая, завершающая ступень развития — «универсализация». Универсализация понимается как выход за пределы индивидуальности и одновременно вход в пространство обще- и сверхчеловеческих, экзистенциальных ценностей. Особые направления деятельности — работа по завершению того, что может быть завершено, и по принятию незавершенности (несовершенства) себя и мира. Характерным становится добровольный отказ от инициативности как нетерпеливого побуждения событий несвоевременных.


40. Механизмы личностной защиты пожилого человека.
41. Проблема времени в старости.

Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний:

— временная перспектива или расплывчатое чувство времени;

— уверенность в себе или застенчивость;

— экспериментирование с различными ролями или фиксация на

одной роли;

— ученичество или паралич трудовой деятельности;

— сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;

— отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;

— идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем.

На этом сложном пути могут быть и неудачи. Диффузия идентичности (или ролевое смешение) характеризуется тем, что молодой человек в течение более или менее продолжительного времени

не способен завершить психосоциальное самоопределение, что вынуждает его возвратиться на более раннюю ступень развития. При

этом могут возникнуть специфические трудности:

— диффузия времени — нарушение восприятия времени, проявляющееся двояким образом: либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности;


42. Выход на пенсию и «шок отставки»

Кризис на границе зрелости и старости датируют примерно возрастом 55—65 лет. Содержание его в психологии представлено весьма

смутно и мозаично. Метафорические описания («юность старости», «возраст увядания», «крутой поворот психической жизни», «борьба

с собственным закатом» и т.п.) соседствуют с указанием на конкретные факторы, которые могут быть рассмотрены как причина

кризиса.

Так, иногда кризис старшего возраста называют предпенс и о н н ы м, тем самым выделяя в качестве главнейшей детерминанты

такой социальный фактор, как достижение пенсионного возраста или выход на пенсию. Действительно, на современном историче­

ском этапе «объективной меткой», маркерным событием начала периода старости служит наступление официального пенсионного

возраста. Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки».

Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания. Однако индивидуальная выраженность и напряженность переживания пенсионного кризиса весьма различаются в зависимости от характера труда, от ценности его для индивида, от степени психологической подготовленности человека, его личностных особенностей и жизненной позиции, сложившейся в предшествующие годы. Так, расставание с тяжелой физической работой или нелюбимым профессиональным занятием может пройти совершенно безболезненно, даже радостно, как освобождение и возможность заняться чемо другим, более приятным

Наиболее результативной стратегией смягчения кризисной ситуации отставки признана техника «антиципирующего совладания». Выработка психологической готовности к новой социальной позиции включает предварительное планирование свободного времени, поиск нового жизненного уклада, новых путей включения в общество, предвидение негативных состояний и событий; стремление воспринять «отставку» в позитивном плане как освобождение деятельности от жестких ограничений по содержанию и времени, как переход в более свободное пространство, по­зволяющее проявиться новым способностям человека. Противодействие социальному старению — сложный процесс обдумывания своей жизни и соответствующей деятельности, заблаговременное планирование жизни после прекращения профессиональной деятельности


43. Проблема общения и одиночества в старости.

Люди пожилого возраста чаще могут ощущать себя одинокими. Причины переживаний: 1) слабое состояние здоровья, не позволяющее человеку покидать пределы квартиры; 2) отсутствие семьи и близких людей (или тот случай, когда семья живет в другом городе); 3) очень ограниченный круг общения. Само по себе одиночество – это отсутствие общения с другими людьми, когда человек либо прекращает вовсе, либо сводит до минимума контакты с социумом, окружающим его миром. Чувствуя себя одиноким, человек ощущает свою бесполезность, ненужность. Истощаясь эмоционально, человек и физически ощущает себя ослабленным, что приводит к его постепенному разрушению как личности. А. И. Берг доказал, что для нормальной жизнедеятельности и способности здраво рассуждать, человеку необходимо контактировать, общаться с окружающим миром. Когда человек полностью изолирован от общества и не имеет доступа к информации, может начаться безумие. Новая полученная информация заставляет двигаться, работать мыслительные процессы (анализировать, синтезировать, обобщать и т.д.). Контакты с внешним миром необходимы человеку, чтобы его интеллектуальная деятельность не прекращалась. Если человек способен и имеет возможность продолжать межличностное общение, он как бы отсрочивает свою старость. Именно этому возрасту в большей степени свойственно одиночество. Человек в пожилом возрасте не обременен профессиональной деятельностью, он как бы выпадает из этого социального круга. Становится все меньше интересных и занимающих его вещей. Темы для разговора, выбираемые пожилыми людьми, чаще всего бытовые. Обсуждаются последние новости, услышанные по радио или телевидению, здоровье, которое занимает их в большей степени, вопросы медицины и здравоохранения. Еще одной темой является обмен воспоминаниями. Люди пожилого возраста склонны вспоминать прожитые годы, молодость. Для человека в это время в связи с состоянием здоровья важными являются профессионализм участкового врача, его сдержанность и понимание, сочувствие и участие, то, насколько доступно и понятно он может изъясняться. Человек находится в неизменном движении жизни: круг его общения ограничен (врачи, соседи, посещающие его родственники). Каждый день он выполняет одну и ту же деятельность. Новые яркие события в его жизни очень редки, практически отсутствуют. Основными потребностями являются физиологические: в тепле, еде, здоровом и спокойном сне и т.д. Для пожилого человека важно ощущать заботу, любовь, тепло со стороны его семьи, родных. Проявляемая друг о друге забота отодвигает на задний план все негативные ощущения и переживания.


44. Противодействие социальному старению: способы реагирования.
45. Формы оказания социально-психологической помощи пожилым.

Дома престарелых, соц работники, дома в которых люди живут и получают помощь, завещая квартиру



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: