Психические процессы. Развитие необходимых качеств и свойств, психических процессов для обеспечения безопасности на дорогах




 

С учетом общих законов развития детской психики можно назвать следующие особенности в исследовании детского поведения на дороге. Научные знания должны развиваться в области управления поведением на расстоянии. При этом преобладающей должна быть оценка эффективности по отношению к мгновенной ситуации, когда действия ребенка рассматриваются как часть меняющейся дорожной обстановки. Вследствие детской импульсивности и спонтанности, почти полного отсутствия достаточного опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих могут происходить совершенно неожиданные изменения в обстановке и в поведении ребенка (смена направлений движений, внезапная остановка), которые лишь с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками дорожного движения.

Детское поведение на дороге должно изучаться и с учетом того, что внимание ребенка направлено преимущественно на единичные объекты, а ориентация в сложной обстановке недостаточна. В общем, господствует зависящее от дорожных условий слуховое восприятие. Вследствие недостатка опыта увеличивается время идентификации и оценки. Зрительное поле в существенной мере обусловлено ростом: уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет – около 110 см. В 6 лет зачастую еще отсутствует способность точной локализации источника звука. Восприятие дорожного движения затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменения формы и положения объекта (приближающийся автомобиль – недооценка скорости). Оценки движущихся в поперечном направлении транспортных средств являются еще более ошибочными и подверженными влиянию контрастов, чем у взрослых участников дорожного движения (чем больше отличия от светоцветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» представляют дети движение, например, шумные мопеды и мотоциклы).

Внимание у ребенка еще плохо распределяется. Это выражается в том, что дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. Повышенная концентрация и пониженная подвижность внимания являются следствием рассеянного состояния. На звуки в таком рассеянном состоянии дети часто не обращают внимания. Вследствие целостных манер поведения и чувств в рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно обратить свой взгляд в сторону, а это в свою очередь может привести к непроизвольному изменению движения, что чревато бывает опасными последствиями, в особенности при езде на велосипеде.

Примерно до 3 лет следует учитывать недостаточно координированные движения: детям в этом возрасте трудно бывает останавливаться при своем движении вперед. Надежная ориентация налево – направо приобретается не ранее чем в 7-летнем возрасте.

Знание дорожного движения даже у 10-летних детей еще весьма неполно. Дети до 4 лет, как правило, еще совершенно незнакомы с дорожными знаками. Кроме того, все еще имеется довольно большое расхождение между осознанным правильным поведением и фактическим поведением. Технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств, практически нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек (например, представления о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно также как и их игрушечные автомобильчики).

В общих установках разделение игрушечных и реальных условий происходит лишь постепенно и поэтому может случиться так, что проверка храбрости и бег наперегонки могут переноситься с детской площадки на улицу.

Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми переоценивается. Готовность к риску свойственна мальчикам в большей мере, чем девочкам; отсюда вдвое выше частота попадания в ДТП мальчиков, чем девочкам:

ü неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

ü неспособность адекватно оценивать обстановку;

ü быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

ü преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

ü преобладание потребности в движении над осторожностью;

ü стремление подражать взрослым;

ü недостаток знаний об источниках опасности;

ü отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

ü переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

ü неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: