Урок № 15
Тема урока: Анализ – интерпретация музыкальных произведений, выражение собственного эмоционально - эстетического отношения к музыке.
Цель: познакомить учащихся с многообразием тембров симфонического оркестра.
Задачи:
• формировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов;
• развивать творческую активность.
• развивать умения сравнивать, использовать имеющие сведения, для получения новых знаний;
• формировать у учащихся мыслительную деятельность,
• Развивать музыкальный слух;
• музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах);
• приобретать основы музыкально-исторических знаний.
Методы и приемы:
· Диалоговая беседа
· Элементы критического мышления
· Работа в группах
· «Мозговой штурм»
· Индивидуальная работа
· Цветовые ассоциации
· Применение ИКТ
· Игра на музыкальных инструментах
· Слушание
· Рефлексия
Ход урока
Организационный момент. Музыкально приветствие. СЛАЙД № 1
Сегодня в течение всего урока мы будем работать по группам. Деление на группы, по музыкальным жанрам – песня, танец, марш.
Просмотр позитивного видеоролика «Маша и медведь».
СЛАЙД № 2
Учитель: Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная.
- Какая из них более выразительная, яркая, красивая?
- А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты?
(С помощью КРАСОК.)
Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?..
- Конечно, говорить мы будем об окраске голосов музыкальных инструментов или о тембрах.
В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр…
Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но…струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так как стеклянная.
Тема нашего урока: «Разноцветные краски симфонического оркестра. Тембры – музыкальные краски» (СЛАЙД№3)
СЛАЙД№4
Наши задачи: Сегодня мы познакомимся с тембрами духовых и ударных инструментов и постараемся доказать, что голоса этих инструментов не только отличаются друг от друга, но и имеют разнообразную окраску. С инструментами струнно-смычковой группы мы с вами познакомились на прошлом уроке.
В этом мне помогут не только ребята, которые подготовили информацию об инструментах, но и все вы.
«Мозговой штурм»
- Давайте вспомним:
- Что такое симфонический оркестр?
- Сколько групп входит в симфонический оркестр?
- Кто в оркестре самый главный?
Слушая голоса инструментов, на Листе №1 (приложение 1) вам нужно подобрать «цвет», соответствующий тембру инструмента: например, звонкий – яркий цвет, глухой – темный. Можно использовать оттенки цветов, можно и соединять несколько цветов...
Мы взяли бесцветную палитру и решили раскрасить её теми цветами, с которыми у нас будет ассоциироваться прослушанная нами музыка. А в конце мы посмотрим, что у нас получилось. СЛАЙД№5
Учитель: Итак, познакомимсяс группой деревянных духовых инструментов. Само название «духовые» говорит о том, каким образом способом извлекается звук из этих инструментов…. А каким образом извлекают звук?
- Правильно, в них дуют. А почему их называют деревянными?
А деревянными их стали называть потому, что… делали из дерева.
Когда-то деревянные инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов, например из пластмассы, металла и даже из стекла.
СЛАЙД № 6 Флейта
Ученик: ФЛЕЙТА – один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, но современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании мира природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки.
Её звук – легкий, звонкий, светлый и подвижный
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу флейты). Приложение 1.
СЛАЙД № 7 Гобой
Ученик: Войдя в состав оркестра в 17веке, гобой сразу стал кумиром музыкантов и меломанов. Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.
Звук более теплый и густой, чем у флейты, его голос можно узнать как бы по «носовому» оттенку.
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу гобоя).
СЛАЙД № 8 Кларнет
Ученик: Появился лишь в 18веке, но ему единственному из всех доступно изменение силы звука от мощного до еле слышного. Кларнету доступно все: он хорош для выражения радости, страсти, драматических чувств.
Звук очень чистый, прозрачный и округлый, отличается благородством.
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу кларнета).
СЛАЙД № 9 Фагот
Ученик: Последний участник группы деревянных инструментов – фагот. Появился в 17веке, как самый низкий по звучанию инструмент. Это бас. Его деревянный ствол настолько велик, что его «складывают» пополам. Этим он напоминает вязанку дров, что и отразилось в его названии: «фагот» от итальянского означает «вязанка».
Его звук точно характеризует писатель Грибоедов в «Горе от ума»: «…Хрипун, удавленник, фагот…». В самом деле, тембр фагота немного сдавлен, ворчлив, словно голос старого человека.
Он может быть ворчливым, насмешливым, может быть и грустным, печальным.
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу фагота).
СЛАЙД №10
МЕДНАЯ ДУХОВАЯ ГРУППА
Учитель. Следующая группа духовых инструментов – МЕДНАЯ. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь, часто это латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью.
Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнем с Трубы.
СЛАЙД №11 Труба
Ученик: В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть «ФАНФАРЫ».
Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу трубы).
СЛАЙД № 12 Валторна
Ученик: произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины.Теплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии.
Звук – мягкий, «ленивый», теплый.
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу валторны).
СЛАЙД №13 Туба
Ученик: Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19веке.
Звук – густой и глубокий, «неповоротливый».
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу тубы).
СЛАЙД №14 Ударные инструменты
Учитель. Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.
Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры.
СЛАЙД №15 Литавры
Ученик: Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником.
Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии.
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).
СЛАЙД №16 Ксилофон
, по которым ударяют двумя молоточками.
Звук – резкий, щёлкающий, сильный.
СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).
Учитель: А теперь, пока помощники разместят на доске ваши работы, мы выразительно прочитаем характеристики тембров всех инструментов