СЛАЙД №14 Ударные инструменты




Урок № 15

Тема урока: Анализ – интерпретация музыкальных произведений, выражение собственного эмоционально - эстетического отношения к музыке.

Цель: познакомить учащихся с многообразием тембров симфонического оркестра.

Задачи:

• формировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов;
• развивать творческую активность.
• развивать умения сравнивать, использовать имеющие сведения, для получения новых знаний;
• формировать у учащихся мыслительную деятельность,

• Развивать музыкальный слух;

• музыкально-ритмической деятельности (игра на инструментах);

• приобретать основы музыкально-исторических знаний.

 

Методы и приемы:

· Диалоговая беседа

· Элементы критического мышления

· Работа в группах

· «Мозговой штурм»

· Индивидуальная работа

· Цветовые ассоциации

· Применение ИКТ

· Игра на музыкальных инструментах

· Слушание

· Рефлексия

Ход урока

Организационный момент. Музыкально приветствие. СЛАЙД № 1

 

Сегодня в течение всего урока мы будем работать по группам. Деление на группы, по музыкальным жанрам – песня, танец, марш.

Просмотр позитивного видеоролика «Маша и медведь».

СЛАЙД № 2

Учитель: Перед вами две работы: одна черно-белая, а вторая – цветная.

- Какая из них более выразительная, яркая, красивая?

- А с помощью чего художник добивается этой выразительности и красоты?

(С помощью КРАСОК.)

Иногда симфонический оркестр сравнивают с палитрой живописца. А можем ли мы говорить о красках в музыке? И если да, то, что это за краски?..

- Конечно, говорить мы будем об окраске голосов музыкальных инструментов или о тембрах.

В музыке тоже есть свои краски, которыми искусно пользуются композиторы. Ведь у каждого инструмента свой неповторимый голос или как говорят музыканты свой тембр…

Одну и ту же ноту могут сыграть разные инструменты, но…струна звучит иначе, чем металлическая или деревянная пластины, а деревянная трубка будет звучать не так как стеклянная.

Тема нашего урока: «Разноцветные краски симфонического оркестра. Тембры – музыкальные краски» (СЛАЙД№3)

СЛАЙД№4

Наши задачи: Сегодня мы познакомимся с тембрами духовых и ударных инструментов и постараемся доказать, что голоса этих инструментов не только отличаются друг от друга, но и имеют разнообразную окраску. С инструментами струнно-смычковой группы мы с вами познакомились на прошлом уроке.

В этом мне помогут не только ребята, которые подготовили информацию об инструментах, но и все вы.

«Мозговой штурм»

- Давайте вспомним:

- Что такое симфонический оркестр?

- Сколько групп входит в симфонический оркестр?

- Кто в оркестре самый главный?

 

Слушая голоса инструментов, на Листе №1 (приложение 1) вам нужно подобрать «цвет», соответствующий тембру инструмента: например, звонкий – яркий цвет, глухой – темный. Можно использовать оттенки цветов, можно и соединять несколько цветов...

Мы взяли бесцветную палитру и решили раскрасить её теми цветами, с которыми у нас будет ассоциироваться прослушанная нами музыка. А в конце мы посмотрим, что у нас получилось. СЛАЙД№5

Учитель: Итак, познакомимсяс группой деревянных духовых инструментов. Само название «духовые» говорит о том, каким образом способом извлекается звук из этих инструментов…. А каким образом извлекают звук?

- Правильно, в них дуют. А почему их называют деревянными?

А деревянными их стали называть потому, что… делали из дерева.

Когда-то деревянные инструменты изготавливались из дерева, отсюда и их название «деревянные». Но в наше время они делаются из других материалов, например из пластмассы, металла и даже из стекла.

СЛАЙД № 6 Флейта

Ученик: ФЛЕЙТА – один из древнейших музыкальных инструментов. Её происхождение теряется в глубине веков, но современная флейта далеко ушла от старинной. Она обладает самым высоким голосом среди духовых. Ей нет равных в подражании мира природы: птичьим голосам, в изображении сказочных существ, населяющих леса, реки.

Её звук – легкий, звонкий, светлый и подвижный

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу флейты). Приложение 1.

СЛАЙД № 7 Гобой

Ученик: Войдя в состав оркестра в 17веке, гобой сразу стал кумиром музыкантов и меломанов. Гобою лучше всего удаётся выразить лирические настроения, нежную любовь, покорную жалобу, горькие страдания.

Звук более теплый и густой, чем у флейты, его голос можно узнать как бы по «носовому» оттенку.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу гобоя).

СЛАЙД № 8 Кларнет

Ученик: Появился лишь в 18веке, но ему единственному из всех доступно изменение силы звука от мощного до еле слышного. Кларнету доступно все: он хорош для выражения радости, страсти, драматических чувств.

Звук очень чистый, прозрачный и округлый, отличается благородством.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу кларнета).

СЛАЙД № 9 Фагот

Ученик: Последний участник группы деревянных инструментов – фагот. Появился в 17веке, как самый низкий по звучанию инструмент. Это бас. Его деревянный ствол настолько велик, что его «складывают» пополам. Этим он напоминает вязанку дров, что и отразилось в его названии: «фагот» от итальянского означает «вязанка».

Его звук точно характеризует писатель Грибоедов в «Горе от ума»: «…Хрипун, удавленник, фагот…». В самом деле, тембр фагота немного сдавлен, ворчлив, словно голос старого человека.

Он может быть ворчливым, насмешливым, может быть и грустным, печальным.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу фагота).

СЛАЙД №10

МЕДНАЯ ДУХОВАЯ ГРУППА

Учитель. Следующая группа духовых инструментов – МЕДНАЯ. Как показывает название, материал из которого изготавливаются инструменты – металл, хотя и не обязательно медь, часто это латунь, жесть и др. сплавы. В оркестре «медь» может без труда заглушить остальные инструменты, поэтому композиторы пользуются их звучанием с осторожностью.

Эта группа появилась позже других оркестровых групп. В неё входят: труба, валторна и туба. Знакомство с медными инструментами начнем с Трубы.

СЛАЙД №11 Труба

Ученик: В средние века труба сопровождала празднества и торжественные обряды, созывала войско на бой, открывала рыцарские турниры. Часто она исполняет воинственные сигналы, которые стали называть «ФАНФАРЫ».

Звук – яркий, далеко летящий, праздничный, торжественный.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу трубы).

СЛАЙД № 12 Валторна

Ученик: произошла от старинного охотничьего рога. Название «валторна» от немецкого означает «лесной рог». Длина металлической трубки достигала почти 6 метров, поэтому её изогнули наподобие раковины.Теплый, задушевный голос позволяет исполнять широкие, плавные мелодии.

Звук – мягкий, «ленивый», теплый.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу валторны).

СЛАЙД №13 Туба

Ученик: Самый низкий инструмент по звучанию среди медных – туба. Её создали в 19веке.

Звук – густой и глубокий, «неповоротливый».

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу тубы).

СЛАЙД №14 Ударные инструменты

Учитель. Мы подошли к последней группе оркестра – ударным инструментам. Это большая группа, в которую входят литавры, малый и большой барабаны, там-там, треугольник, колокола, колокольчики, ксилофон. Всех их объединяет общий способ извлечения звука – удар. Стихия этих инструментов – ритм. Никакой другой инструмент не может придать музыке такую упругость и динамичность, как это делают ударные.

Постоянным, обязательным участником оркестра является только один инструмент – литавры.

СЛАЙД №15 Литавры

Ученик: Литавры - древний инструмент, представляет собой медные котлы, затянутые сверху кожей, по которой ударяют небольшой колотушкой с круглым мягким наконечником.

Звук разнообразных оттенков: от еле слышного шороха до мощного грохота. Могут передавать ощущение постепенного накопления ритмической энергии.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).

СЛАЙД №16 Ксилофон

, по которым ударяют двумя молоточками.

Звук – резкий, щёлкающий, сильный.

СЛУШАЕМ (подбираем цвет голосу литавр).

Учитель: А теперь, пока помощники разместят на доске ваши работы, мы выразительно прочитаем характеристики тембров всех инструментов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: