Дайте собственное парадоксальное определение какому-либо психологическому термину (понятию, явлению).




Выскажите предположение, каков будет результат последнего предъявления грузиков (что скажет испытуемый). Можете проверить свое предположение на одном или нескольких испытуемых. Какой психологический феномен обнаруживается в ходе данного опыта? Кратко (в 2-3 предложениях) опишите суть этого феномена.

4. ВИДЫМЫШЛЕНИЯ

Вербальное, критическое, интуитивное, латеральное, дискурсивное, продуктивное, теоретическое, наглядно-действенное, пралогическое, абстрактное, наглядно-образное, эмпирическое …

О каком виде мышления, вероятнее всего, идет речь в каждом из следующих высказываний? В ответе запишите номер высказывания и соответствующий ему вид мышления.

1. «Бензин ваш – идеи наши» (И. Ильф, Е. Петров)

2. «Думать – это спорить с собой» (испанское изречение)

3. «Первый проблеск мысли – молния. Остальное – фейерверк» (С.Е. Лец)

4. «Призвание мышления – вызывать вечное из временного!» (А. Герцен)

5. «Способность воспринимать мысли, приходящие по их собственной инициативе – мышление, в котором особенно заметна его тайна» (А. Круглов)

6. «Математика – наиболее экономичный способ мышления» (А. Соколов)

 

5. СВОЙСТВА ПАМЯТИ

Какие свойства памяти или другие психологические закономерности лежат в основе правил запоминания, приведенных ниже? Дайте краткое психологическое объяснение (в 2-3 предложениях) каждому правилу запоминания.

1. Постарайтесь заинтересоваться тем, что заучиваете.

2. Пользуйтесь смысловыми опорами, смысловым соотнесением и смысловой группировкой.

3. Лучше учить по часу каждый день, чем семь часов подряд раз в неделю.

4. После истории учите физику, после математики – литературу.

5. Если что-то забыли, старайтесь припомнить, а не подглядывайте в книге

 

6. ЧАТУРАНГА

Известно, что шахматы (первоначально – «чатуранга») были изобретены в Индии. Существует легенда о том, что молодой раджа пожелал вознаградить брамина, который придумал эту мудрую игру.

– Выбирай любую награду, которую пожелаешь, – сказал раджа. – Для меня ничто не является невозможным!

Пожилой брамин склонил голову и почтительно обратился к правителю: – Прикажи, о мой повелитель, выдать мне за первую клетку одно пшеничное зернышко, за вторую – два, за третью – четыре, за четвертую – восемь…

– Довольно! – перебил его раджа с досадой. – Если ты так глуп, что не способен оказать должное уважение моей щедрости, немедленно получишь свой мешок с пшеницей!

Дайте психологическую интерпретацию приведенного диалога (3-5 предложений). Что стало психологической мишенью для воздействия брамина? Предложите способ, с помощью которого раджа сможет выйти из сложившейся ситуации, не уронив собственного достоинства.

 

7. ЧАСОВОЙ

В известном эксперименте З. В. Мануйленко (1948) изучалось, насколько дошкольник может удерживать заданную позу. Выяснилось, что принятие игровой роли «часового» позволяет ребенку значительно успешнее выполнять это трудное задание.

В наше время исследователи игровой деятельности современных детей получили другие результаты (https://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP012004/Siip_91.htm).

Используя приведенные на рисунке данные, ответьте на следующие вопросы.

Лучше или хуже современные дошкольники, по сравнению с детьми середины прошлого века, способны контролировать свои действия и управлять своим поведением? Что, на ваш взгляд, может быть тому причиной (2-3 предложения)?

Проинтерпретируйте в 2-3 предложениях тот факт, что результаты современных детей не образуют параллелограмма развития.

Дайте 3 рекомендации (не более 3 предложений каждая), основанных на результатах данного исследования: одну – воспитателям детских садов, вторую – родителям дошкольников, третью – учителям начальных классов.

 

Рис. Показатели произвольности у детей двух поколений

длительность сохранения позы вне игры (1948)

длительность сохранения позы при выполнении роли в игре (1948)

длительность сохранения позы вне игры (2003)

длительность сохранения позы при выполнении роли в игре (2003)

 

8. ПАРАДОКСАЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Парадоксальное высказывание – неожиданное, непривычное, расходящееся с общепринятым. Как правило, парадоксальное высказывание поражает нас неожиданностью суждения или вывода, когда привычная истина рушится на наших глазах: «Люди жестоки, но человек добр» (Р. Тагор), «Мышление – костыли несчастных людей с плохой памятью» (У. Кростин).

Дайте собственное парадоксальное определение какому-либо психологическому термину (понятию, явлению).

9. ШИНЕЛЬ

Вспомните описание образа Акакия Акакиевича Башмачникова из гоголевской «Шинели»:

«Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, нет, он служил с любовью. Там, в этом переписываньи, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его.

…Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что̀ ни посылал бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола, вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно, если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу.

… Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра».

Как случилось, что мир персонажа Гоголя сузился до чернильницы, пера и переписываемых бумаг из присутствия? Предположите, каков психологический механизм этой метаморфозы личности.

 

10. ИЛЛЮЗИЯ НЕРАВЕНСТВА

На вводном уроке математики по теме «Площадь» во 2 классе учительница предложила детям сравнить «на глаз» по размеру две вырезанные из картона фигуры малинового цвета, расположенные на доске одна под другой (см. рисунок). Все дети были уверены в том, что нижняя фигура больше. «Нижняя шире» – говорили они.

Каково же было их изумление, когда проверка наложением одной фигуры на другую показала, что они одинаковы! Некоторые ученики не поверили результату и попытались его «перепроверить», прикладывая одну фигуру к другой снизу. Удивительно, но бóльшей всегда казалась нижняя фигура.

Почему второклассникам казалось, что нижняя фигура больше? Как вы думаете, с какой целью учительница на уроке по теме «Площадь» предложила школьникам именно эту задачу?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: