Слушание и анализ музыкального произведения.




Урок № 17

Тема. Музыка- международный «язык» общения.

Цель: - образовательная: научить детей разбираться в интонационном различие музыки разных народов и уметь находить общее в музыкальных средствах выразительности.

развивающая: формировать у учеников навыки и умения осознанного восприятия музыки, самостоятельного анализа музыкального произведения, умение различать музыку разных народов по интонации и стилю.

- воспитательная: прививать любовь и уважение к музыке разных наров мира,

Испытывать чувство дружбы к людям разных стран.

Патриотическое воспитание учащихся средствами многонациональной музыкальной культуры.

Оформление урока: на доске тема урока, нотная запись песни «Колыбельная

Медведицы», портреты Г. Струве, ДЖ. Гершвина,

Е. Крылатого, Х. Плиева.

 

Оборудование урока: баян, проигрыватель, магнитофон, фонохресто-

матии, портреты композиторов.

 

 

Музыкальный ряд: Г. Струве «Моя Россия», «Маленькая мама»; Е. Крылатов

«Колыбельная Медведицы»; Д. Гершвин «Колыбельная»;

«Нас много на шаре Земном».

 

Ход урока

1.Оргмомент: Вход под музыку Первого концерта для фор­тепиано с оркестром» П. Чайковского.

Музыкальное приветствие.

Актуализация полученных знаний.

- Под какую музыку вы вошли в класс?

- Какой ее характер?

- Какого рода слова: планета, земля, жизнь?

- Женского.

- Правильно, потому что во всем есть женское начало.

Мотивация учебной деятельности.

-Какую песню все дети мира слышат с первых дней жизни?

- «Колыбельную».

- А кто ее им напевает?

- Мама.

- Да, конечно мама, самый дорогой человек в мире. Какие колыбельные вы знаете?

- «Спят усталые игрушки», «Колыбельная Медведицы», «Спи моя радость, усни» и другие (обязательно поем хотя бы по одной фразе из каждой песни).

- Послушайте еще одну колыбельную песню уже знакомого вам композитора Г. Струве «Маленькая мама». Слушание. Скажите, как прозвучала эта песня?

- Негромко, спокойно, плавно.

- Можно колыбельную петь громко?

- Нет. Потому что мама укладывает малыша спать. Она поет ему песню, чтобы он перестал плакать и успокоился.

- Я знаю, что вам очень нравится одна колыбельная песенка. Я ее вам покажу сольфеджио на пальцах, нашем нотном стане, а вы угадайте, что это за песня и откуда она.

- Это «Колыбельная Медведицы» из мультфильма про «Умку».

- Ее написал композитор Евгений Крылатов.

- Приготовьте свои руки и споем сольфеджио эту песню. (Работа над скачками ми-си, над ритмом). Повторяем текст в ритме песни и поем ее. (Работа над текстом).

Представление темы урока. Изучение нового материала.

- Сегодня мы отправимся в путешествие очень далеко, за океан, в Америку. И поможет нам в этом, как всегда – музыка. Это будет музыка замечательного американского композитора Джоржа Гершвина. Он написал оперу «Порги и Бесс», в которой рассказывается о жизни негритянской бедноты. Это было в 20-е годы прошлого столетия. Чтобы лучше узнать о жизни негров в Америке Д. Гершвин отправился в южные районы страны, и несколько месяцев провел среди «героев» будущей музыкальной драмы, в самой гуще беднейших слоев негритянского населения, изучая особенности их музыки, речи, быта, душевного склада. О участвовал в их хоровом пении и даже бывал принят неграми в качестве запевалы – небывалый почет для «белого», говорящий о том, как глубоко проник Гершвин в строй негритянской музыкальной речи.

- Кто мне скажет, что такое музыкальная речь и из чего она состоит?

- Музыкальная речь состоит из средств музыкальной выразительности.

- Что входит в эти средства?

- Мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, регистр, интонация, лад.

Слушание и анализ музыкального произведения.

- Сейчас мы услышим одно из самых популярных произведений оперы Гершвина «Порги и Бесс». Обратите внимание на интонацию, мелодию, ритм, темп, динамику и регистр этого произведения. (Слушание «Колыбельной»).

- Что общего у этой песни с песнями, которые вы слушали и пели сегодня на уроке?

- Темп, динамика.

- Какие они?

- Темп спокойный, динамика приглушенная.

- Что же за песня прозвучала?

- Колыбельная.

- Она так и называется.

- Похожа интонация этой песни на знакомые уже нам произведения других стран?

- Нет. Она резко отличается от них. И ритм тоже не похож.

- В каком регистре звучит песня?

- В высоком.

- Что слышится в интонации голоса этой женщины?

- Она плачет.

- Как вы думаете, почему она плачет? Как жилось неграм в Америке в начале ХХ века?

- Плохо. Они бедствовали, голодали.

- Так почему мать, напевая колыбельную, плачет?

- Потому что она пытается усыпить своего плачущего от голода ребенка.

- В чем сходство этих колыбельных?

- Матери поют колыбельную песню, чтобы успокоить своих голодных детей. Чтобы они уснули и забыли про голод, но при этом они плачут.

- Какими средствами музыкальной выразительности это изображается?

- Исполнением в высоком регистре, спокойным темпом, тихой динамикой.

- А в чем различие?

- Разный ритм, интонация, мелодия.

- Ребята! Гершвин написал свою колыбельную в стиле «джаз», в чем особенность этой музыки?

- Синкопированный ритм. Это когда сильная доля в такте смещается с 1-ой на 2-ую, слабую, и она становится сильной.

- Что же общего в колыбельных песнях разных народов мира?

- Спокойный темп, негромкая динамика. Она поется ласково и с любовью.

- Как должны жить дети разных стран мира? Скажите все вместе.

- ДРУЖНО!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: