Бюджетный процесс его этапы и стадии.




Финансовый год в Российской Федерации устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря). Это означает, что существует необходимость в принятии актов о бюджете с периодичностью в один год. Именно это и обусловило существование такого явления, как бюджетный процесс. Бюджетный процесс – это регламентированная законом деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов соответствующих уровней. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.[9]

Можно выделить несколько стадий бюджетного процесса:

1) составление бюджета;

2) рассмотрение и утверждение бюджета;

3) исполнение бюджета, контроль за исполнением бюджета;

4) составление и утверждение отчета за исполнением бюджета.

Продолжительность бюджетного процесса: 1 и 2-ая стадии - более года; 3-я стадия (с 1.01 - 31.12) - год; 4-я стадия - полгода. Для завершения исполнения бюджета кроме бюджетного периода (финансового года) предоставляется льготный период - 1 месяц, в течение которого должны быть закончены операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Существует понятие счетный период - это финансовый год вместе с льготным периодом.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.

В первом чтении принимаются параметры бюджета и рассматриваются:

- прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;

- приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;[10]

По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ [11].

2.3. Роль бюджетной классификации в исполнении бюджетов.

 

Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства бюджетной системы, является бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам. Действующая в настоящее время бюджетная классификация приближена к международным стандартам финансовой отчетности и интегрирована с планом счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений.

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов.[12]

Доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов, отражаются с помощью единого 20-значного кода классификации (табл. 2.3).

Бюджетная классификация ориентирована на решение таких задач, как:

- контроль за составом и структурой доходов и расходов бюджетной системы;

- получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;

- формирование инструментов законодательного контроля бюджетного процесса;

- обеспечение реализации принципа единства бюджетной системы России[13]

Таблица 2.3. Структура кода классификации доходов бюджетов

Для детализации поступлений по кодам классификации доходов применяется код подвида доходов (ст. 20 БК РФ). Код классификации расходов бюджетов состоит:

1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.[14]

Перечень главных распорядителей средств бюджетов устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Перечень и коды целевых статей и видов расходов бюджета утверждаются в составе ведомственной структуры расходов законом о бюджете.

Согласно ст. 21 БК РФ целевые статьи и виды расходов бюджетов формируются в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.[15]

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит:

1) из кода главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов;

2) кода группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.[17]

Едиными группами и подгруппами источников финансирования дефицитов бюджетов являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета (ст. 23 БК РФ).[18]

Код классификации операций сектора государственного управления состоит из кода группы, статьи и подстатьи.

Согласно ст. 23.1 БК РФ единый для бюджетов бюджетной системы РФ перечень подстатей операций сектора государственного управления и порядок применения классификации устанавливается Минфином России[19]

3. Бюджетный федерализм в Российской Федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: