ОБЩИЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ПМПК





Раздел: ОБРАЗОВАНИЕ
Тема: ПМПК

Получение услуг тьютора. Тьютор является педагогическим работником, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для обучающегося с ОВЗ, участвует в реализации АООП, обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимся уровней образования (образовательных цензов), осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса. В настоящее время разрабатываются: профессиональный стандарт тьютора (как одна из дисциплин, включенных в профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»), профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ». Специальные технические средства обучения рекомендуются в соответствии со спецификой имеющихся у ребенка нарушений. Преимущественно они предусматриваются для обучающихся с сенсорной и двигательной патологией и описаны во ФГОС НОО ОВЗ, а также в Приказе Минобрнауки России от 30.08.13 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015) и в Приказе Минобрнауки России от 9.10.15 г. № 1309. Специальные учебники и дидактические пособия. Содержание этого пункта также зависит от рекомендованного варианта АООП. Обучающийся, получающий образование в условиях полной инклюзии (ФГОС НОО ОВЗ, вариант 1) не нуждается в специальных учебниках и пособиях. Для обучающихся по ФГОС НОО вариант 2 имеется перечень рекомендованных учебников. В частности, широкий перечень учебников разработан и на протяжении многих лет использовался в учебном процессе школ глухих, слабослышащих, отдельные учебники были разработаны для обучающихся с нарушениями речи.В процессе обучения слепых используются специальные учебники, созданные на основе учебников для детей, не имеющих ОВЗ, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (изданные рельефно-точечным шрифтом; содержащие иллюстративно-графический материал, выполненный рельефом или рельефом и цветом) и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный к особенностям познавательной деятельности слепых обучающихся; «озвученные» учебники, фонические материалы, аудио учебники, записанные на цифровые носители. Для слабовидящих рекомендуются специальные учебники, отпечатанные увеличенным шрифтом и имеющие учебно-методический аппарат, адаптированный под их зрительные возможности. Для обучающихся по пр. 1599, вар.1 рекомендуются учебники, разработанные для СКОУ VIII вида. Они же адаптированы к нуждам обучающихся с НОДА (6.3). Для обучающихся по СИПР также преимущественно обозначаются учебники, рекомендованные для обучения в СКОУ VIII вида. Вместе с тем, в настоящее время осуществляется работа по разработке учебников и учебно-методических пособий в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО (ИН). Другие специальные условия. Соблюдения медицинских рекомендаций (необходимость медицинского контроля за состоянием здоровья и психическим состоянием ребенка), в т.ч. относительно расположения рабочего места ребенка в классе; аспекты взаимодействия педагогов с ребенком. В большинстве случаев целесообразно указание на необходимость соблюдения охранительного педагогического режима, предполагающего соблюдение режима дня, дозированные нагрузки, профилактику стрессовых ситуаций. В этом же разделе могут указываться условия, относящиеся к техническому обеспечению и организационным условиям в соответствии с ПрАООП для определенного вида ОВЗ, но не оговоренные в действующем приказе № 1015 как обязательные. Особые условия прохождения государственной итоговой аттестации предполагаются для всех категорий детей, обучающихся по вариантам 1 и 2 ФГОС НОО ОВЗ. Они подробно представлены в некоторых ПрАООП (обозначенные для обучающихся с ЗПР) и могут экстраполироваться на другие категории. Перечень имеющихся в АООП рекомендаций подобного рода содержится в Приложении 6. Рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов. При формулировке направлений коррекционно-развивающей работы для обучающихся, которым рекомендовано обучение по 1 варианту соответствующей АООП, ПМПК ориентируется на перечень особых образовательных потребностей, обозначенных для каждой категории во ФГОС НОО ОВЗ и в соответствующей ПрАООП с учетом наименований содержания, обозначенных в курсах коррекционно-развивающей области с указанием на реализацию рекомендаций во внеурочной деятельности. Если ребенок получает образование в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ или ФГОС О УО (ИН), то основное содержание коррекционно-развивающей работы обозначено в описании коррекционно-развивающей области, соответствующей АООП, что и указывается в заключении ПМПК при выборе образования по вариантам 2, 3, 4 ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О У О (ИН). Поскольку программа коррекционной работы реализуется для вариантов 2, 3, 4 и во внеурочной деятельности, содержание которой определяется ПМПк ОО, оно может быть расширено за счет указания на необходимость коррекции отмеченных специалистами ПМПК потенциально дезадаптирующих ребенка особенностей моторики, речи, коммуникации, а также патологических привычек. Если наличие ОВЗ признается у ребенка-дошкольника, рекомендации по содержанию, в целом, соответствуют разделам коррекционно-развивающей области, имеющимся во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО, с учетом возрастных возможностей и ограничения. Программа коррекционной работы с подростком предполагает оказание ему психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи силами специалистов, имеющихся в ОО или же включенных в сетевое взаимодействие. Срок повторного обследования в ПМПК зависит от возраста ребенка на момент первичного обследования и характера имеющегося у него нарушения. В случае РАС обучение по определенному варианту АООП (н-р, в так называемом «ресурсном» классе) не продолжается более года. Изменения варианта АООП высоко вероятны для имплантированных обучающихся (как в сторону усложнения образовательной программы, так и в сторону упрощения), а также для получивших рекомендацию для обучения по варианту 1 по всем АООП, разработанным в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. В этих случаях используется гибкая формулировка н-р: «При устойчивых трудностях овладения рекомендованным вариантом АООП - в течение следующего учебного года». Для обучающихся с ТНР и ЗПР, у которых ПМПК допускает возможность не овладеть АООП по варианту 2, используется формулировка «При устойчивой неуспеваемости по нескольким предметам и сопутствующих трудностях психосоциальной адаптации - не позже, чем через год после начала освоения АООП». Подобная формулировка может быть дана для обучающихся с сенсорной и двигательной патологией, получивших рекомендацию обучения по варианту 2. Если обучающийся по ФГОС О УО (Пр. № 1599, вар.1) не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) он может быть переведен на обучение по СИПР. Для получивших рекомендацию обучения по варианту 2 ФГОС НОО ОВЗ срок повторного обследования совпадает с окончанием обучения в начальной школе, вместе с тем, при необходимости, могут быть назначены дополнительные сроки.Для подростков, особые образовательные потребности которые установлены ПМПК, повторное обследование рекомендуется перед завершением обучения по ФГОС ООО (не позже, чем в январе-феврале, поскольку рекомендация об особых условиях прохождения ГИА должна быть дана своевременно), аналогично для обучающихся по ФГОС среднего общего образования. Для обучающихся по ФГОС О УО - повторное обследование по желанию родителей (законных представителей) может быть организовано перед завершением образования (максимальный срок - 13 лет обучения), а также при необходимости для определения динамики обучения или при несогласии с рекомендованными специальными условиями - в любое время по факту обращения. Для обучающихся, особые образовательные потребности, которые были определены ПМПК до 2016г., при отсутствии взаимных претензий со стороны ОО и родителей дополнительное (повторное) обследование НЕ ТРЕБУЕТСЯ. Для детей дошкольного возраста повторное обследование в ПМПК необходимо перед началом обучения на уровне начального общего образования. В случае наличия в ДОО групп компенсирующей направленности организуется выезд территориальной ПМПК для вывода о степени компенсации имеющихся нарушений, наличия ОВЗ в начале школьного обучения, а также вывода о варианте АООП. Если у ребенка, посещавшего логопедическую или иную компенсирующую группу, а также не обращавшегося ранее за консультацией, по заключению специалистов ПМПк ОО или независимых экспертов имеются проявления нарушения развития, которые позволяют говорить о наличии ОВЗ и необходимости специальных условий, рекомендуется вариант АООП до начала школьного обучения (в случае незначительных отклонений - вариант 1). Только в этом случае ОО сможет составить учебный план, в соответствии с которым первый год обучения пролонгируется на двухлетний срок, позволяя сформировать у ребенка более надежные предпосылки дальнейшего успешного обучения и таким образом избежать последующего «срыва адаптации». Отсутствие подобной рекомендации (что наиболее вероятно для выпускников логопедических групп ДОО, где нередко получают помощь и дошкольники с негрубой ЗПР) нарушит положение о непрерывности коррекционной помощи. В соответствии с действующим Положением о деятельности ПМПК, любой специалист может иметь особое мнение по поводу имеющихся у ребенка ОВЗ и рекомендуемого ему варианта АООП, которое фиксируется в протоколе комиссии. Оно указывается в заключении комиссии. Копия заключения передается родителям сразу же или же она должна быть подготовлена в течение 5 рабочих дней, может быть направлена родителям по почте (с уведомлением о вручении). Независимо от того, как проводится обследование (индивидуально каждым специалистом или одновременно), каждый член ПМПК в процессе своего обследования или наблюдения за работой коллег ведет собственный краткий протокол, с фиксацией используемых методических средств. Подобный протокол позволяет не только описать, пусть и в краткой форме, результаты собственного обследования, но и зарегистрировать важные с профессиональной точки зрения данные, получаемые в процессе работы с ребенком и разговора др. специалистов с его родителями. Все эти данные позволяют более точно построить диагностическую гипотезу для собственного обследования, а при составлении коллегиального заключения - обеспечить профессионально подкрепленные доводы собственной позиции в отношении всех перечисленных пунктов заключения. Диагностическая гипотеза опирается не только на объективные жалобы, предъявляемые к ребенку взрослым или его собственные проблемы, но, в первую очередь, исходит из знания типичных и специфичных для различных вариантов дизонтогенеза особенностей психомоторного, когнитивного и социоэмоционального развития. В этом случае сведения о предыдущих этапах развития ребенка, полученные в ходе анализа анамнестических данных, играют чрезвычайно важную роль в выборе конкретных приемов его обследования (в т.ч. подборе адекватных диагностических методик) каждым специалистом ПМПК. Однако нередко первичная гипотеза может измениться, н-р, если специалисты видят, что ребенок не понимает инструкций или не удерживает их. Значительная роль в корректировке диагностической гипотезы принадлежит наблюдению за особенностями внешнего вида ребенка, его поведения до обследования, непосредственно в процессе работы, в ходе взаимодействия с разными людьми. Список использованных источников: - Нормативные документы, указанные в статье - Приказ Министерства образования и науки РФ органам исполнительной власти субъектов РФ от 23.05.16г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогической комиссии»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: