Модель лидерства по ценам.




Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель с ломаной кривой спроса.

Олигополия -ситуация, когда несколько крупных фирм доминируют в отрасли.

Основа модели ломаной кривой спроса для олигополии: неявные тайные соглашения (картели) обычно неустойчивы, в то время как олигополистические фирмы зачастую испытывают сильное стремление к стабильности, особенно в отношении цены. Вот почему олигополистическим отраслям обычно свойственна негибкость, или жесткость цен. Даже если изменяются издержки или спрос, фирмы сопротивляются изменению цены. Когда цены падают или спрос снижается, они опасаются, что более низкие цены будут неверно интерпретированы конкурентами, которые начнут очередной раунд ценовой войны. А если издержки или спрос растут, они отказываются повышать цены, поскольку опасаются, что их конкуренты могут отказаться поднимать свои.

Модель ломаной кривой спроса для олигополии, была предложена примерно в одно и то же время английскими экономистами Р.Л.Холлом и К.И.Хитчем и американским экономистом Полом М.Суизи в 1939 году.

Суть олигополии: олигополист будет иметь ''изгибающуюся'' кривую спроса, если его конкуренты станут поддерживать любое проводимое им понижение цен, но игнорировать повышение. Поэтому кривая спроса каждой фирмы изогнута в точке преобладающей текущей цены Р1.

На рис. показано как выглядит рынок для олигополиста, соблюдающего эти два положения. Пусть Р1 будет ценой, господствующей на рынке. Q1 – соответствующий объём выпуска. Если фирма понизит цену до Р2 с объёмом выпуска Q2, то другие фирмы соответственно понизят свои. Продажи по отрасли в целом увеличатся. В данном случае фирма будет иметь примерно такую же долю рынка и будет двигаться вниз по кривой спроса D, которую проведём через две точки. Напротив, если фирма повысит цену до Р3, то другие не сделают этого. Вместо того, чтобы контролировать свою часть рынка, наша фирма потеряет своих потребителей. Как следствие, часть кривой спроса фирмы над ценой Р1 значительно более эластична, чем та часть, которая ниже её. Поскольку даже незначительное повышение цены приведёт к резкому падению спроса.

Теперь нанесём на график кривые предельных издержек и предельного дохода. Кривая МС фирмы возрастает как обычно. Кривая МR имеет форму, соответствующую кривой спроса. В левой части МR очень велик; это означает, что доход будет быстро потерян, если фирма станет двигаться вверх по очень эластичной части кривой спроса. В правой части МR значительно меньше, это означает, что лишь небольшой дополнительный доход может быть получен при движении вниз по менее эластичному отрезку кривой спроса. Как показано на рисунке, кривая МС пересекает кривую МR как раз на её переломе. Господствующая цена и будет равновесной для фирмы, потому что ей станет невыгодно перемещаться в любом направлении.

Равновесие ломаной кривой спроса для олигополиста очень стабильно. В отличие от чистого монополиста, олигополист при наличии ломаной кривой спроса не будет изменять цены или объём выпуска вследствие небольших или средних изменений в издержках. Уровень МС может сдвинуться на величину Δ в любом направлении и фирма при этом не изменит свою цену, а также объём выпуска. Кривая МС всё равно пересечёт кривую МR на изгибе. Только если МС изменятся более чем на Δ, фирма изменит господствующую цену.

Данная модель сама имеет существенные ограничения:

1. Ломаная кривая спроса объясняет негибкость цены, но не саму цену. Ее лучше использовать как описание жесткости цен, чем как ее объяснение. Объяснение негибкости цен связано с желанием фирм избежать взаимно разрушающей ценовой конкуренции.

2. Некоторые эмпирические исследования не подтверждают положение данной теории о том, что цены будут изменяться менее часто при олигополии, чем при монополии. Олигополистические цены не являются настолько негибкими, особенно по направлению вверх, насколько это подсказывается данной теорией. Во время инфляции олигополистические производители поднимают свои цены часто и существенно. Такие повышения цен могли бы быть лучше объяснены с точки зрения тайного сговора.

Модель лидерства по ценам.

Одним из главных препятствий для неявного соглашательского ценообразования является тот факт, что фирмам трудно прийти к соглашению (без переговоров друг с другом) о том, какой должна быть цена.

Ценовая сигнализация — это форма непрямого тайного сговора, которая помогает решить эту проблему. Например, фирма объявляет о повышении цены (возможно, через пресс-релиз) и надеется, что ее конкуренты воспримут это объявление как сигнал, что они должны также поднять цены. Если конкуренты последуют ее примеру, то все фирмы (по крайней мере, в краткосрочном интервале) получат более высокие прибыли.

Лидерство в ценах - установленный порядок, когда одна фирма регулярно объявляет о ценовых изменениях, а другие фирмы в отрасли следуют ее примеру.

Ценовое лидерствоситуация, когда повышение или понижение цен фирмой, доминирующей в олигополии (ценовым лидером), поддерживается всеми или большинством компаний на рынке (т.е. тоже принцип картеля – явный). В этом случае проблема координации цен исчезает: каждая фирма просто назначает ту цену, которую требует за свой товар лидер.

Лидерство в ценах особенно эффективно при неэластичном спросе на продукцию (лекарства, табак, алкоголь). Следуя за лидером в повышении цены, все олигополисты получают возрастающую экономическую прибыль при незначительном сокращении индивидуального, а значит и всего отраслевого выпуска. В этом случае характер эластичности спроса на продукцию олигополиста полностью совпадает с характером спроса на продукцию всей отрасли. Это совпадение происходит потому, что все фирмы синхронно изменяют цены вместе с ценой лидера.

Поскольку изменения цен всегда связаны с некоторым риском в том отношении, что конкуренты могут не последовать за лидером, корректировки цен делаются редко. Ценовой лидер не будет реагировать изменением своих цен на небольшие повседневные изменения в условиях издержек и спроса. Цена изменится только тогда, когда условия издержек и спроса изменятся значительно и во всей отрасли. Например, повысилась в отрасли заработная плата, увеличились налоги, повысились цены какого-нибудь основного ресурса.

Кроме того, ценовой лидер не обязательно выбирает цену, которая максимизирует прибыли отрасли в краткосрочном периоде. Причина этого заключается в том, что фирмы отрасли нередко стремятся помешать вступлению новых фирм. Новые фирмы, которые являются относительно неэффективными из-за своего небольшого размера, могут выжить и расширяться, если отраслевая цена очень высока (то есть, такой барьер для вступления в отрасль как эффект масштаба может быть преодолён).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: