Цели:
v Закрепить понятие, почему некоторые согласные называют непроизносимыми, какие согласные бывают непроизносимыми, как проверить их правописание, уметь определять тему урока, формулировать цели и задачи.
v Развивать речь, мышление, навыки грамотного написания слов с непроизносимыми согласными, умения подбирать проверочные слова, применять свои знания в нестандартной ситуации
v Воспитывать интерес к предмету, формировать умение работать в команде, аккуратность, самостоятельность
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация класса. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса Сергеевна. Сегодня я у вас проведу урок русского языка. | Дети записывают число, классная работа. |
Отгадайте загадки: СЛАЙД №2 1.День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук. /сердце/ СЛАЙД №3 2.Не огонь, а больно жжёт. Не фонарь, а ярко светит. /солнце/ СЛАЙД№4 3.Сделал шаг - стал ростом выше. Так "дорос" до самой крыши. А потом назад пошел - К росту прежнему пришел. /лестница/ Что объединяет все эти загадки?/в отгадках слова с непроизносимой согласной/ -Спасибо! | Дети отгадывают загадки |
- О чём вам говорит этот слайд? СЛАЙД №5 Что это за буквы? /Звуки этих букв при произношении не произносятся/ Привидите пример: | Отвечают на вопрос. Звуки этих букв при произношении не произносятся/ Солнце, лестница, сердце |
СЛАЙД №6 Как вы думаете, над какой темой мы будем продолжать работать? | Правописание непроизносимых согласных в словах/ |
Как вы думаете, в словарных словах встречаются слова с непроизносимыми согласными? Проверим. Словарная работа: Алфавит, быстро, город, деревня, до свидания, здравствуйте, извините, карандаш, Москва, посуда. В каком слове есть непроизносимый согласный? | Записывают слова в тетради, говорят какую букву запоминаем, ставим ударение. Отвечают на вопрос. В словарных словах встречаются слова с непроизносимым согласным. Например: Здравствуйте- здравие. |
Работа с упражнением. Стр. 118 упр.225. Чтение правила. | Читают задание, выполняют упражнение.
Грустить- грустный, опоздать – поздний,
Место- местность, честен – честность,
Звезда – звездный, свистеть – свистнуть.
|
Самостоятельная работа. Слайд №7. Прочитайте слова, что общего в этих словах?/непроизносимый согласный/ Извес?ный, гиган?ский, влас?ный, чес?ный, доблес?ный, праз?ник. Записать слова, вставить пропущенные орфограмм. Устно подобрать проверочные слова. | Записывают слова, подбирают проверочные. весть- извес т ный, гиган т ский (гигант), влас т ный(власть), чес т ный(честь), доблес т ный(доблесть), праз д ник(словарное слово, его нужно запомнить.) |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(слайд 8) - Встаньте около своих парт, руки поставьте на пояс. - Я буду зачитывать вам слова. Если я скажу слово, в котором есть непроизносимая согласная, вы делаете наклон вперёд. Если в слове нет непроизносимой согласной, то вы делаете 2 поворота туловища влево, вправо. ШАЛАШ, УСТНЫЙ, СУГРОБ, РУКАВ, ЛУГ, СЧАСТЛИВЫЙ, ЗЕМЛЯ, ТОПОЛЬ, ЗАВИСТЛИВЫЙ, СВЁКЛА, ПОБЕДА, ГРУСТНЫЙ, ДУБЫ, ТУЧА, ЦВЕТ, СЕРДЦЕ, ОВРАГ.) | Выполняют движения. |
Ребята, а сейчас проведем тестирования, определим уровень наших знаний. ТЕСТ (слайды с 9 – 16) v В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА? 1. ЧУДЕСНЫЙ - ЧУДО 2.ОКРЕСТНОСТЬ - ОКРЕСТНЫЙ 3.ПРЕЛЕСТНЫЙ - ПРЕЛЕСТИ 4.ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО v II. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ? 1.ЗДРАВСТВУЙТЕ МЕСТНЫЙ ЯСНЫЙ 2. МЕСТНЫЙ ОКРЕСНОСТЬ ЧУС ТВА 3.КАПУСНЫЙ СОНЦЕ СЧАСТЛИВЫЙ 4.ПОЗНИЙ КРАСНЫЙ ЛЕСНИЦА v III.КАКИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ В СЛОВАХ? 1.Л Д 2.Л Д Т 3.Л Д Т В 4.Л П Д Т v IV.ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ 1.ПОЗДНЯЯ 2.ПОЕЗДА 3.ПОЗДНО 4.ОПОЗДАЛ V. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА? 1.КАПУСТНЫЙ 2.ВКУСНЫЙ 3.ПРАЗДНИЧНЫЙ 4.ЧУСТВЕННЫЙ v VI. НАЙДИТЕ СЛОВО С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ 1.ЛЕС...НИЦА 2.ЗАПАС...ЛИВЫЙ 3.НАПРАС...НЫЙ 4.ИНТЕРЕС...НЫЙ v VII. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА ПИШУТСЯ С "Т"? 1.ЗВЕЗ...НЫЙ ПРАЗ...НИК СЕР...ЦЕ 2.ИЗВЕС...НЫЙ ЯРОС...НЫЙ ГРУС...НЫЙ 3.ЧУДЕС...НЫЙ ОПАС...НЫЙ 4.ЧЕС...НЫЙ СЧАС...ЛИВЫЙ ЯС...НЫЙ v VIII. НАЙДИТЕ СЛОВА С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ 1.ТРОСТНИК МЕСТНЫЙ 2.ДОРОЖКА ПОДРУЖКА 3.ЗЕЛЕНЫЙ ГОЛОСИСТЫЙ 4.ЛИМОННЫЙ АККУРАТНЫЙ | |
Работа с упражнением. Стр. 119 упр. 227 Теперь обратите внимание на произношение и написание таких слов, как: чудесный, вкусный, интересный, опасный. Скажите есть ли в этих словах непроизносимый согласный? (нет) А как убедиться в том что в этих словах нет непроизносимого согласного? Чтение правила. Вот еще новые словарные слова: Интересный, интересно- любопытство, привлекающий внимание. Например: Моё внимание привлек интересный документ, лежавший на столе прямо передо мной. | Выполняют упражнение, подчеркивают в словах буквосочетание сн, составляют предложения, подчеркивают грамматическую основу. |
Итог. (слайд №17) 1.Что нужно сделать чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный звук в корне слова? приведите примеры 2.Как убедиться в том что в слове нет непроизносимого согласного звука? приведите примеры |
|
Домашнее задание: (слайд 18) |
.
Конспект пробного урока по русскому языку
Тема «Провописание слов с непроизносимыми согласными»
Студентки 524 группы Сероштановой Л.С.
Урок будет дан 12.12.12.
В 3 «б» классе
Учитель: Герленгер Г.В.
Методист: Посохова Л. А.