Основной задачей анализа деятельности предприятий общественного питания является выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества и эффективности их работы, улучшения обслуживания потребителей путем изучения и использования передового опыта работы, устранения недостатков в хозяйствовании, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.
Производственная торговая деятельность предприятий общественного питания характеризуется, прежде всего, показателями товарооборота и выпуска собственной продукции. Товарооборот разделяется на розничный, оптовый и валовой. Анализ товарооборота и выпуска собственной продукции производят по данным производственно-торгового плана, бизнес-плана, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, контрольных проверок и других источников информации. Данные о товарообороте предприятия общественного питания сводим в таблицу 5.
Таблица 5 - Анализ выпуска продукции и товарооборота
Показатели | Прошлый год | Отчётный год | В % к прошлому году | |||
План | Факт | Отклонение | Выполнение плана, % | |||
Валовой ТО, руб.: | ||||||
а) в действующих ценах | +170 | 102,6 | 127,1 | |||
б) в сопоставимых ценах | - | 4465,2 | - | - | 84,74 | |
Розничный ТО, руб.: | ||||||
а) в действующих ценах | 5030,8 | 6030,5 | 6127,2 | +96,7 | 101,6 | 121,79 |
б) в сопоставимых ценах | 5030,8 | - | 4263,3 | - | - | 84,74 |
ТО по ПСП, руб.: | ||||||
а) в действующих ценах | 4076,5 | 5233,2 | 5430,5 | +197,3 | 103,7 | 133,2 |
б) в сопоставимых ценах | 4076,5 | - | 3454,6 | - | - | 84,74 |
Продолжение таблицы 5
ТО по ПТ, млн.р.: | ||||||
а) в действующих ценах | 1192,5 | 1296,3 | 1269,7 | -26,6 | 97,9 | 106,4 |
б) в сопоставимых ценах | 1192,5 | - | 1010,59 | - | - | 84,74 |
Оптовый ТО, руб.: | ||||||
а) в действующих ценах | 238,2 | 499,5 | 572,9 | +73,4 | 114,69 | 240,5 |
б) в сопоставимых ценах | 238,2 | - | 201,86 | - | - | 84,74 |
Удельный вес ПСП, % | ||||||
а) в действующих ценах | 226,3 | 19,85 | 18,95 | -0,9 | 95,46 | 8,37 |
б) в сопоставимых ценах | 226,3 | - | 191,7 | - | - | 84,71 |
Удельный вес ПТ, % | ||||||
а) в действующих ценах | 77,36 | 80,14 | 81,05 | +0,91 | 101,1 | 104,7 |
б) в сопоставимых ценах | 77,36 | - | 65,55 | - | - | 84,73 |
Удельный вес оптового ТО, % | ||||||
а) в действующих ценах | 4,52 | 7,64 | 8,55 | +0,91 | 111,9 | 189,1 |
б) в сопоставимых ценах | 4,52 | - | 383,05 | - | - | 84,74 |
Вывод: как показали произведенные расчеты, план по валовому товарообороту перевыполнен на 2,6 % или на 170 рублей, а по сравнению с прошлым годом валовой товарооборот в действующих ценах вырос на 27,1%. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах равен 4465,2 рублей.
План по розничному товарообороту был выполнен на 96,7 млн.р. или на 1,6%, а по сравнению с прошлым годом розничный товарооборот вырос на 21,7%.Оборот по продукции собственного производства вырос по сравнению с прошлым годом на 40,8%, а по сравнению запланированным уровнем на 197,3 руб. или 3,7 %. Отрицательно на повышение товарооборота повлияли снижение оптового товарооборота на 73,4 рублей, что следует оценить отрицательно. Удельный вес оптового товарооборота уменьшился на 0,91% по сравнению с планом, который увеличился на 7,64%.
Анализ выполнения плана и динамики товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается товарооборот, как равномерно удовлетворяется спрос потребителей. Если план в отдельные периоды не выполнен, то выявляют причины и подсчитывают потери в товарообороте. Изучим ритмичность развития товарооборота предприятий общественного питания, составим таблицу 6.
Таблица 6 - Анализ равномерности развития товарооборота и выпуска продукции
Показатели | Прошлый год | Отчётный год | В % к прошлому году | |||||||||
План | Факт | Отклонение | Выполнение плана, % | |||||||||
в дейст. ценах | в соп. ценах | в дейст. ценах | в соп. ценах | в дейст. ценах | в сопоставимых ценах | в дейст. ценах | в соп. ценах | в дейст. ценах | в соп. ценах | в дейст. ценах | в соп. Ценах | |
Валовой ТО | - | 4465?2 | - | 102,6 | - | 127,1 | 84,74 | |||||
1 квартал | 1422,6 | 1422,6 | 1763,1 | - | 1205,6 | +45,9 | - | 102,6 | - | 127,1 | 84,74 | |
2 квартал | 1264,5 | 1264,5 | 1567,2 | - | 1071,6 | +40,8 | - | 102,6 | - | 127,1 | 84,74 | |
3 квартал | 1369,9 | 1369,9 | 1697,8 | - | 1160,9 | +44,2 | - | 102,6 | - | 127,1 | 84,74 | |
4 квартал | 1211,8 | 1211,8 | 1501,9 | - | 1026,9 | +39,1 | - | 102,6 | - | 127,1 | 84,74 | |
Розничный ТО | 5030,8 | 5030,8 | 6030,5 | - | 6127,2 | 4263,3 | +96,7 | - | 101,6 | - | 121,8 | 84,74 |
1 квартал | 1358,3 | 1358,3 | 1628,2 | - | 1654,3 | 1151,09 | +26,1 | - | 101,6 | - | 121.8 | 84,74 |
2 квартал | 1207,39 | 1207,39 | 1447,32 | - | 1470,52 | 1023,19 | +23,2 | - | 101,6 | - | 121,8 | 84,74 |
3 квартал | 1308,0 | 1308,0 | 1567,9 | - | 1593,0 | 1108,45 | +25,1 | - | 101,6 | - | 121.8 | 84,74 |
4 квартал | 1157,0 | 1157,0 | 1387,0 | - | 1409,2 | 980,5 | +22,2 | - | 101,6 | - | 121.8 | 84,74 |
ТО по ПСП | 4076,5 | 4076,5 | 5233,2 | - | 5430,5 | 1010,59 | +197,3 | - | 103,7 | - | 133,2 | 24,79 |
1 квартал | 1100,6 | 1100,6 | 1412,9 | - | 1466,2 | 272,8 | +53,3 | - | 103,7 | - | 133,2 | 24,79 |
2 квартал | 978,36 | 978,36 | 1255,9 | - | 1303,3 | 242,5 | +47,4 | - | 103,7 | - | 133,2 | 24,79 |
3 квартал | 1059,8 | 1059,8 | 1360,6 | - | 1411,9 | 262,7 | +51,3 | - | 103,7 | - | 133,2 | 24,79 |
4 квартал | 937,5 | 937,5 | 1203,6 | - | 1249,0 | 232,4 | +45,4 | - | 103,7 | - | 133,2 | 24,79 |
1 кв. – 27%; 2кв. – 24%; 3 кв. –26%; 4 кв. – 23%
Вывод: как показали произведенные расчеты, предприятие общественного питания перевыполнило план по валовому товарообороту во всех кварталах отчетного года на 2,6 %.
Товарооборот по продукции собственного производства в отчётном году составил по кварталам перевыполнение на 3,7 %, а по сравнению с прошлым годом увеличился на 33,2%. Таким образом можно сделать вывод, что развитие всех форм и видов товарооборота происходит равномерно.
Одним из факторов успешного развития товарооборота и выпуска собственной продукции является обеспеченность трудовыми ресурсами, правильность установления режима труда, эффективность использования рабочего времени, рост производительности труда. Анализ обычно начинают с изучения укомплектованности штатов поваров, официантов, барменов и других работников и эффективности использования рабочего времени. Если по отдельным категориям работников фактическая численность ниже плановой, то выявляют причины и принимают меры по укомплектованию штатов и повышению эффективности труда работников.
Следует также изучить качественный состав работников: обеспеченность специалистами с высшим и средним специальным образованием, стаж работы, в том числе на данном предприятии, возрастает и т. п. Для оценки обеспеченности и использования трудовых ресурсов предприятия общественного питания составляем следующую таблицу 7.
Таблица 7 - Анализ показателей плана по труду (в действующих ценах)
Показатели | Прошлый год | Отчётный год | В % к прошлому году | |||
План | Факт | Отклонение | Выполнение плана, % | |||
1. Валовой ТО | +170 | 102,6 | 127,2 | |||
2.ТО по ПСП | 4076,5 | 5233,2 | 5430,5 | 197,3 | 103,7 | 133,2 |
3.Численность работников предприятия | +2 | 103,9 | 101,9 | |||
4.Численность работников производства | +1 | 103,3 | 103,3 | |||
5.Производительность труда работников предприятия | 101,3 | 126,4 | -1,6 | 98,7 | 124,7 | |
6.Выработка работников производства | 135,8 | 174,4 | 175,1 | +0,7 | 100,4 | 128,9 |
7.ФЗП: | ||||||
а) сумма | 216,8 | 217,9 | 255,8 | +37,9 | 117,3 | 1117,9 |
б) уровень, % | 41,1 | 3,3 | 3,8 | +0,5 | 115,1 | 9,2 |
9.Средняя заработная плата 1 работника производства, руб. | 602,2 | 605,2 | 687,6 | 82,4 | 113,6 | 114,1 |
Вывод: Произведенные расчеты показали, что план по валовому товарообороту в действующих ценах увеличен на 2,6 % или на 170 рублей, за счет роста товарооборота по продукции собственного производства на 3,7 % или на 197,3 рублей, снизилась производительность труда работников производства на 8,7% или на 1,6 рублей, что сказалось отрицательно. Положительно повлияло на рост товарооборота увеличение численности работников предприятия – на 3,9 %. Все это привело к увеличению фонда заработной платы на 7,3 % или на 37,9 рублей, что привело к повышению средней заработной платы работников на 3,6 % или 82,4 рублей.
Издержки производства и обращения являются важнейшим качественным показателем деятельности предприятий общественного питания. Они планируются, учитываются и изучаются в сумме и по их уровню. Уровень и о общественного питания определяется отношением их суммы к товарообороту и выражается в процентах. Уровень издержки производства и обращения показывает, сколько процентов занимают расходы в товарообороте.
Основная задача анализа издержки производства и обращения предприятий общественного питания – выявление путей, возможностей и резервов сокращения расходов и разработка мер по их использованию. Для проведения анализа издержек обращения составляем таблицу 8.
Таблица 8 - Анализ издержек производства и обращения
Показатели | Прошлый год | Отчётный год | В % к прошлому году | |||
План | Факт | Отклонение | Выполнение плана, % | |||
Валовой ТО, руб. | +170 | 102,6 | 127,2 | |||
Сумма издержек, руб. | -40 | 98,7 | 105,6 | |||
Уровень издержек,% | 54,8 | 47,3 | 45,5 | -1,8 | 96,1 | 83,02 |
Вывод: как показали произведенные расчеты абсолютный перерасход издержек составил 170 рублей или 2,6 %. По сравнению с прошлым годом наблюдается увеличение суммы валового дохода на 27,2%. При этом уровень издержек по выполнению плана снизился на 1,8%.
Сложившуюся ситуацию следует оценить отрицательно, т.к. перерасход издержек влечет за собой снижение прибыли и уровня рентабельности.
Цель анализа финансовых результатов – выявление путей, возможностей и резервов их роста при повышении качества обслуживания потребителей. В процессе анализа дают оценку степени выполнения планов по валовому доходу, прибыли, рентабельности, изучают их динамику и влияние факторов на финансовые результаты субъектов хозяйствования. Одной из главных задач анализа является выявление, изучение и мобилизация резервов их роста, повышение стимулирующей роли доходов и прибыли в результатах хозяйственной и другой деятельности объекта общественного питания. Для оценки выполнения плана по валовому доходу организации общественного питания составляем таблицу 9.
Таблица 9 - Анализ валового дохода
Показатели | Прошлый год | Отчётный год | В % к прошлому году | |||
План | Факт | Отклонение | Выполнение плана, % | |||
Валовой ТО, руб. | +474 | 102,6 | 127,2 | |||
Сумма валового дохода, руб. | +67 | 101,8 | 124,3 | |||
Уровень валового дохода, % | 56,3 | 55,5 | 55,1 | -0,4 | 99,2 | 97,8 |
Вывод: как показывают произведенные расчеты, организация общественного питания перевыполнила план по валовому доходу на 1,8 % или на 67 рублей, но в тоже время вследствие того, что план по товарообороту перевыполнен в большей степени (на 2,6 %), чем план по сумме валового дохода (на 1,8 %), произошло снижение уровня валового дохода на 0,4. Сложившуюся ситуацию следует оценить отрицательно т.к. это приводит к снижению прибыли, уровня рентабельности и как следствие ухудшению финансового состояния торгового объекта общественного питания.
Прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия. Она одновременно выступает и как источник дальнейшего экономического и социального развития коллектива организации и как показатель эффективности его деятельности. Получение прибыли соответствует основной цели деятельности организации в соответствии с гражданским кодексом. Прибыль для коллектива предприятия является единственным источником дальнейшего расширения объема производства, освоения новых видов продукции, повышения ее качества, технологического перевооружения производства. Любая сумма прибыли говорит о том, что предприятие прибыльное, но сумма прибыли не дает полного и четкого представления об эффективности и степени использования материальных и трудовых ресурсов, основных фондов, помощью которых она получена. Поэтому для оценки эффективности работы предприятия на ряду суммой прибыли используют показатели рентабельности.
Рентабельность – синтетический относительный показатель, отражающий многие стороны деятельности предприятий общественного питания за определенный период и рассчитывается как отношения прибыли отчетного периода к товарообороту.
Данный показатель отражает долю прибыли отчетного периода в продажной цене реализованных покупных товаров и продукции собственного производства. Для проведения общего анализа прибыли и рентабельности составляем таблицу 10.
Таблица 10 - Анализ прибыли и рентабельности
Показатели | Прошлый год | Отчётный год | В % к прошлому году | |||
План | Факт | Отклонение | Выполнение плана, % | |||
Валовой ТО, руб. | +170 | 102,6 | 127,1 | |||
Валовой доход: | ||||||
а) сумма, руб. | +67 | 101,8 | 124,3 | |||
б) уровень, % | 56,3 | 55,5 | 55,1 | -0,4 | 99,2 | 97,8 |
Издержки производства и обращения: | -40 | 98,7 | 105,6 | |||
а) сумма, руб. | +40 | 98,7 | 105,6 | |||
б) уровень, % | 54,8 | 47,3 | 45,5 | -1,8 | 96,1 | 83,02 |
Прибыль от реализации: | ||||||
а) сумма, руб. | +210 | 106,1 | 153,2 | |||
б) уровень, % | 45,1 | 52,6 | 54,4 | +1,8 | 103,4 | 120,6 |
Операционные доходы, руб. | - | - | - | 77,4 | ||
Операционные расходы, руб. | +23 | 276,9 | 163,6 | |||
Прибыль отчетного периода: | ||||||
а) сумма, руб. | +108 | 120,7 | 698,8 | |||
б) уровень, % | 1,7 | 7,9 | 9,3 | +1,4 | 117,7 | 547,0 |
Налог на прибыль | ||||||
а) сумма, руб. | +211 | 106,1 | 152,1 | |||
б) уровень, % | 45,3 | 52,4 | 54,2 | +1,8 | 103,4 | 119,6 |
Чистая прибыль | ||||||
а) сумма, руб. | - | - | - | - | - | - |
б) уровень, % | - | - | - | - | - | - |
Вывод: как показывают произведенные расчеты, прибыль отчетного года увеличилась на 108 млн. рублей. Положительно повлияли следующие факторы: увеличение валового дохода на 1,8% или на 67 рублей, прибыли от реализации на 210 рублей. В условиях рыночной экономики на эффективность работы предприятия влияют различные факторы, которые классифицируются по определенным признакам. В зависимости от направления действия их можно объединить в две группы: позитивные и негативные. Позитивные - это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, негативные - наоборот.
Резервы представляют собой упущенные (не использованные) на данный момент возможности роста объёма выпуска и продаж продукции, снижение её себестоимости, увеличение суммы прибыли и повышение уровня рентабельности, укрепление финансового состояния, а также улучшение других экономических показателей деятельности организации.
Суммы резервов могут быть определены как разность между возможными и фактически достигнутыми величинами экономических показателей деятельности.
По признаку зависимости от деятельности анализируемой организации можно выделить внутренние и внешние резервы. Основное внимание уделяется поиску внутренних резервов. Это прежде всего, резервы в части трудовых ресурсов, резервы в части основных фондов, резервы в части материалов.
Внутренние резервы могут быть подразделены на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные резервы представляют собой увеличение объёмов используемых в процессе производства ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), а также увеличение времени использования трудовых ресурсов и основных фондов, и кроме того, устранение причин непроизводительного использования всех названных видов ресурсов.
Интенсивные резервы заключаются в том, что организация может с неизменным количеством используемых ресурсов изготовить больший объём продукции, либо изготовить тот же объём продукции- с меньшим количеством используемых ресурсов. Основным направлением использования интенсивных резервов является использование достижений научно - технического прогресса. В результате этого происходит качественное улучшение используемых основных фондов, материалов, совершенствование характеристик персонала, повышение уровня применяемой технологии, а также организации производства.