Постановка певцов, положение корпуса, головы, артикуляции при пении.
Дыхание перед началом пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Цезуры.
Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсирования). Преимущественно мягкая атака звука. Пение нон легато и легато. Нюансы (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте).
Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу.
Выработка чистого и выразительного интонирование диатонических ступеней лада, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная), соблюдение динамической ровности при произнесении текста.
Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе, при наличии в фонограмме прописанной мелодии.
Формирование сценической культуры.
Понятие пластика, внутренняя энергия, зажимы. Формирование сценических движений. Умения действовать на сцене, устранение внутренних и внешних зажимов.
Действие и задача конкретного произведения. Подробный разбор текста, выявление “изюминки” конкретного эстрадного произведения. Способы самовыражения, интерпретации.
Ожидаемые результаты обучения
В результате первого года обучения учащиеся должны знать:
ü ноты, их название и запись;
ü длительность звука, двухдольный размер, такт, затакт;
ü звукоряд, гаммы, скрипичный и басовый ключи;
ü строение голосового аппарата.
Уметь:
ü правильно пользоваться певческим дыханием (спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед началом пения, выработка равномерного выдоха);
ü пользоваться правильной постановкой корпуса при пении;
ü чисто интонировать.
Учащиеся должны овладеть навыком певческого формирования гласных в сочетании с согласными звуками, четким произношением согласных звуков, также навыком работы с микрофоном, фонограммой “минус”.
В программу первого года обучения входит пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе с использованием следующих интервалов: чистая прима, малая и большая секунда, малая и большая терция, чистая октава. Формирование навыков работы с фонограммой. Также нужно стремиться к тому, чтобы ученики имели рабочий диапазон певческого голоса в пределах септимы, октавы, научились передавать в пении образное содержание произведений, умели исполнять их эмоционально и выразительно.
Методическое обеспечение программы
Для реализации данной программы необходимы: специально оборудованный кабинет, в котором имеется музыкальный инструмент, компьютер для работы с фонограммами, наглядные пособия по разделу “Строение голосового аппарата”, аудиозаписи, нотный материал, методические пособия; актовый зал, оснащенный микрофонами, специальной усилительной и осветительной аппаратурой.
Для обеспечения реализации данной программы необходимо наличие педагога с музыкально-педагогическим образованием и звукооператора.
Учебный план (1 год обучения)
№ | Наименование предмета | Количество учебных часов в неделю/месяц |
Вокал | 1/4 | |
Всего: | 1/4 |
Данная программа предполагает различные формы проведения занятий:
· беседа
· репетиция
· аудиторное занятие, практикум, лекция
· контрольный урок
· концерт, семинар, фестиваль, творческая встреча.
Организация деятельности учащихся на занятиях в классе эстрадного пения осуществляется в индивидуальной форме работы.
Методы обучения.
На занятиях применяются наглядные, словесные, практические и частично-поисковые методы обучения.
Наглядный метод используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала.
Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание, распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского восприятия.
К практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокально-хоровые упражнения. Их можно разделить на две группы. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению техникой эстрадного пения.
Упражнения второй группы направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании песен. Планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости.
Частично-поисковые методы позволяют учащимся осуществлять индивидуальный и коллективный поиск, выбор костюмов, освещения и оформления сцены.
В содержание занятий входит распевание и работа над текущим репертуаром. На распевание отводится 5-10 минут. В некоторых случаях (начало учебного года, длительный перерыв в занятиях) время, отводимое на распевание, может быть увеличено. На каждом занятии целесообразно проводить работу над несколькими песнями, различными по характеру и сложности, четко представляя цели и задачи в каждом из них. Показ песен сопровождается беседой, разбором характера и содержания песни вместе с ребятами. Разучивание мелодии и словесного текста происходит по фразам, предложениям, куплетам.
При изучении программного материала создаются ситуации успеха, взаимопомощи. После контрольных уроков и концертных выступлений обязательно должна осуществляться рефлексия.
Распределение учебного материала в программе довольно условно и зависит от уровня подготовки обучающихся и времени, необходимого на решение поставленных задач. На протяжении всех лет обучения необходимо развивать у учащихся тембровое чувство и мышление, пополнять ресурс выразительности исполнения вокальных произведений, создавать условия, в которых ребенок испытывает радость ощущения исполнительской свободы и творческого комфорта.
Одаренные дети и подростки могут принимать участие в больших праздниках и тематических концертах. В конце каждого учебного года проводятся отчетные концерты, где исполняются песни, разученные в течение года.
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся в период обучения могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полетности, звонкости и вибрато голоса, а также естественного звучания.
Вся вокальная работа должна проводиться на доступном учащимся материале. При составлении репертуарного плана необходимо учитывать вокальные данные учащихся и на их основе подбирать репертуар, постепенно усложняя его. Концертный репертуар необходимо составлять только из произведений, пройденных на занятиях.