Урок рисования как форма коррекционно-развивающей работы
Структура урока рисования
Урок в специальной школе сохраняется в качестве основной формы организации учебной деятельности школьников. Как правило, проводятся уроки комбинированного типа, на которых решаются несколько дидактических задач (повторение пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений). Поставленные задачи реализуются на основе тех же дидактических принципов, что и в массовой школе. Однако они значительно модифицируются и используются своеобразно, с учетом познавательной деятельности детей сумственной отсталостью.
Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на уроках рисования, первостепенное внимание уделяется тому, чтобы, обучая, исправлять, корригировать недостатки психики учащихся. Для этого нужны такие дидактические приемы и методы, которые имеют специальное назначение и без которых невозможно эффективное проведение коррекционной работы.В основе обучения таких детей лежит особый специфический принцип — принцип коррекционной направленности обучения. Этот принцип применительно к занятиям рисованием состоит в том, чтобы формировать и развивать у детейправильное восприятие формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве, и умение находить в предметах существенные признаки, а также устанавливать существующее между ними сходство и различие. Принцип коррекционной направленности обучения предполагает активное развитие у учащихся интеллектуальных операций, и прежде всего процессов анализа, синтеза, сравнения, а также умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка. Благодаря успешной реализации этого принципа у детей совершенствуются зрительно-моторные координации, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере.
|
Независимо от вида работы (будь то рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование) на каждом хорошо организованном уроке четко выделяются основные этапы.
Общая организационная структура урока рисования в специальной школе может быть представлена в следующем виде:
I. Подготовительная часть
1. Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).
2. Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).
II.Основная часть
1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по форме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).
2. Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).
3. Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).
4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности (осуществление фронтального, дифференцированного и индивидуального руководства; повторное привлечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащихся; дополнительный показ технических приемов рисования и т. п.).
|
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащихся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения поставленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах рисунков; оценка их учениками и учителем).
2. Задание на дом.
3.Организованное окончание урока.
Результаты коррекционно-развивающей работы в процессе урока рисования во многом зависят от наиболее целесообразного, рационального дозирования каждого его этапа. При этом подготовительная часть урока (т.е. организационный момент и вводная беседа) не должна быть слишком продолжительной. Повышение работоспособности, «врабатываемость» наступает через 5—10 мин после начала урока. Затем следует наиболее активная и продуктивная фаза деятельности учащихся (от 10-й до 30-й мин. урока). Именно в этот период важно направить интеллектуальную деятельность школьников на всестороннее познание объекта изображения и планирование работы. В этот же период, как правило, выполняется и основная — графическая — часть задания.
Примерно на 25—30-й мин. урока, когда наблюдается общее утомление школьников, рекомендуется вводить упражнения, восстанавливающие их работоспособность (физкультурная пауза, минутки отдыха и т.п.).
В заключительной части урока (от 30-й до 45-й мин) учащиеся производят работу, которая в меньшей степени связана с необходимостью выполнять умственные действия (раскрашивание рисунка, рассматривание готовых работ одноклассников и т.п.).
Предлагаемая структура урока рисования и примерное распределение времени на каждом из этапов в наибольшей степени отвечают особенностям познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Кроме того, такая система обеспечивает рациональное управление деятельностью учащихся на всех этапах работы над рисунком.
|
Рассмотрим структуру урока более подробно.
I. Подготовительная часть
Организационный этап. Эта подготовительная, наиболее короткая по времени часть урока может быть эффективно использована в воспитательных целях. По заданию учителя дежурные раздают тетради для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, акварельные и гуашевые краски, баночки с водой, листы бумаги для пробы красок и т. п. Дети также могут готовить свои рабочие места самостоятельно.
Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей и правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, следит за тем, чтобы на рабочем месте не было ничего постороннего, не имеющего отношения к уроку рисования.
Вводная беседа. Цель вводной беседы состоит в том, чтобы мобилизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к процессу рисования. При наличии интереса учащиеся работают совершенно иначе, характер изобразительной деятельности резко меняется: становится активным, радостным, более самостоятельным. Интерес к занятиям снимает утомление, оказывает существенное влияние на формирование графических навыков, положительно сказывается на качестве рисунков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах работы.
Создание заинтересованности в начале урока достигается разными средствами. Прежде всего, учитель рассказывает о содержании предстоящей работы, знакомит детей с объектом изображения и его назначением.
Далее учитель рассказывает, чему дети будут учиться на уроке. При необходимости можнообъяснить, какое практическое значение имеет предлагаемое задание и где можно использовать выполненный рисунок. Можно показать лучшие рисунки учеников параллельного класса и аналогичные образцовые работы из фонда детских рисунков.Кроме того, в соответствии с темой урока демонстрируются печатные таблицы изображаемых предметов или орнаментов, репродукции картин, иллюстрации из книг и журналов, плакаты и открытки; читаются отрывки из литературных произведений, загадки, отдельные строки из стихотворений, песен.
В младших классах учитель вызывает интерес к работе, используя элементы игры и занимательности.
Таким образом, воздействуя на чувства детей, учитель вызывает необходимую активность и адекватное отношение к поставленным задачам.
П.Основная часть
Анализ объекта изображения (натуры или образца) или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании). Следует особо отметить, что без помощи учителя большинство умственно отсталых детей (особенно в младших классах) не могут самостоятельно всесторонне изучить объект изображения. В связи с этим учитель проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, строится на вопросах учителем к детям. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.
Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме:
а) организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка);
б) анализ предмета:
выделение основной, наиболее крупной части;
выделение остальных частей;
определение формы основной части;
определение формы остальных частей;
установление конструкции, строения предмета (расположение частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу);
выделение цвета каждой части;
в) повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета).
В качестве наглядности также могут быть использованы иллюстрации, образцы рисунков, приготовленные педагогом.
Определение последовательности построения рисунка. После ознакомления учащихся с предметом или образцом учитель помогает им установить порядок выполнения работы: с чего начать рисунок, как его продолжить, каковы этапы построения рисунка. От этого во многом зависит точность изображения, особенно в случаях, когда предмет состоит из многих деталей.
Для того чтобы изобразительная деятельность носила целенаправленный характер и учащиеся не отклонялись от конечной цели, учителю приходится весь процесс построения рисунка делить на ряд этапов. Каждый из них надо сопровождать показом выполнения рисунка на доске, подробными объяснениями и указаниями.
Первоначально многие задания выполняются в виде графических диктантов: учащиеся рисуют вслед за учителем, повторяя его действия.
В зависимости от возраста учащихся и их графической подготовленности рекомендуется придерживаться следующей последовательностиобучения планированию построения рисунка:
I период
подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;
поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);
практическое выполнение рисунка учениками;
отчет учащихся о порядке построения рисунка;
II период
совместное с учениками определение последовательности выполнения рисунка;
показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;
повторение учениками порядка выполнения задания;
практическая работа учащихся;
III период
выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схемы построения изображения (схема присутствует в виде наглядного материала).
Указания к началу работы.
Учитель напоминает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводится работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по композиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, какова их величина, что нарисовать на первом плане, что — на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие — крупнее.
На этом этапе урока учитель также дает рекомендации по технике работы карандашами и красками.
Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности. После объяснения задания и соответствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к рисованию. Однако процессом изобразительной деятельности школьников руководит учитель: он постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объектом или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует деятельность учащихся.
Учитывая степень выраженности дефекта, необходимо чаще напоминать детям о самых простых правилах рисования, например о том, что во время рисования не надо сильно нажимать на карандаш.
Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наводящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за правильным выполнением последовательности построения рисунка, соблюдением основных правил рисования. Наряду с этим он индивидуально показывает детям приемы изображения отдельных деталей рисунка (на отдельном листе), исправляет допущенные детьми ошибки и т.д.
Индивидуальный подход осуществляется и тогда, когда кто-то из учеников раздражается или отказывается от выполнения задания. В этом случае, не привлекая внимания других учащихся, учитель принимает все меры к тому, чтобы успокоить такого ученика, вывести его из конфликтного состояния, включить в общую фронтальную работу.
III. Заключительная часть
Подведение итогов урока. Во время подведения итогов закрепляется новый материал и происходит оценка результатов детского творчества, идет развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех задач, которые были поставлены учителем в начале урока.
Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают достигнутые успехии допущенные ошибки.
Задание на дом. Учащиеся I—IV классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся V—VI классов. Учитель подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например, предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке.
Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисунки, которые начали в классе, например, закончить раскраску орнамента или тематического рисунка (раскраска рисунка с натуры дома, без модели, не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование на заданную тему.
Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах.
Грошенков И.А.