I. Подготовительная часть




Урок рисования как форма коррекционно-развивающей работы

Структура урока рисования

 

Урок в специальной школе сохраняется в качестве основной формы организации учебной деятельности школьников. Как пра­вило, проводятся уроки комбинированного типа, на которых ре­шаются несколько дидактических задач (повторение пройденного, объяснение нового материала, за­крепление полученных знаний и умений). Поставленные задачи реализуются на основе тех же дидактических принципов, что и в массовой школе. Однако они значительно модифицируются и ис­пользуются своеобразно, с учетом познавательной деятельности детей сумственной отсталостью.

Помимо общеобразовательных задач, осуществляемых на уро­ках рисования, первостепенное внимание уделяется тому, что­бы, обучая, исправлять, корригировать недостатки психики уча­щихся. Для этого нужны такие дидактические приемы и методы, которые имеют специальное назначение и без которых невоз­можно эффективное проведение коррекционной работы.В основе обучения таких детей лежит особый специфический принцип — принцип коррекционной направлен­ности обучения. Этот принцип применительно к занятиям рисо­ванием состоит в том, чтобы формировать и развивать у детейправильное восприятие формы, конструкции, цвета предметов, их положения в пространстве, и умение находить в предметах существенные признаки, а также устанавливать существующее между ними сходство и различие. Принцип коррекционной направлен­ности обучения предполагает активное развитие у учащихся ин­теллектуальных операций, и прежде всего процессов анализа, синтеза, сравнения, а также умения планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка. Благодаря ус­пешной реализации этого принципа у детей совершенствуются зрительно-моторные координации, происходит заметный сдвиг в эмоционально-волевой и двигательной сфере.

Независимо от вида работы (будь то рисование с натуры, деко­ративное или тематическое рисование) на каждом хорошо орга­низованном уроке четко выделяются основные этапы.

Общая организационная структура урока рисования в специ­альной школе может быть представлена в следующем виде:

I. Подготовительная часть

1. Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).

2. Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоцио­нальной заинтересованности, повышение мотивации изобрази­тельной деятельности школьников).

II.Основная часть

1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по фор­ме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).

2. Определение последовательности выполнения рисунка (пла­нирование деятельности).

3. Указания к началу работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).

4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изо­бразительной деятельности (осуществление фронтального, диф­ференцированного и индивидуального руководства; повторное при­влечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащих­ся; дополнительный показ технических приемов рисования и т. п.).

III. Заключительная часть

1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащих­ся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения постав­ленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и досто­инствах рисунков; оценка их учениками и учителем).

2. Задание на дом.

3.Организованное окончание урока.
Результаты коррекционно-развивающей работы в процессе уро­ка рисования во многом зависят от наиболее целесообразного, рационального дозирования каждого его этапа. При этом подгото­вительная часть урока (т.е. организационный момент и вводная беседа) не должна быть слишком продолжительной. Повышение работоспособности, «врабатываемость» наступает через 5—10 мин после начала урока. Затем следует наиболее активная и продук­тивная фаза деятельности учащихся (от 10-й до 30-й мин. урока). Именно в этот период важно направить интеллектуальную дея­тельность школьников на всестороннее познание объекта изобра­жения и планирование работы. В этот же период, как правило, выполняется и основная — графическая — часть задания.

Примерно на 25—30-й мин. урока, когда наблюдается общее утомление школьников, рекомендуется вводить упражнения, вос­станавливающие их работоспособность (физкультурная пауза, минутки отдыха и т.п.).

В заключительной части урока (от 30-й до 45-й мин) учащиеся производят работу, которая в меньшей степени связана с необходимостью выполнять умственные действия (раскрашивание ри­сунка, рассматривание готовых работ одноклассников и т.п.).

Предлагаемая структура урока рисования и примерное распре­деление времени на каждом из этапов в наибольшей степени от­вечают особенностям познавательной деятельности умственно отсталых школьников. Кроме того, такая система обеспечивает рациональное управление деятельностью учащихся на всех этапах работы над рисунком.

 

Рассмотрим структуру урока более подробно.

I. Подготовительная часть

Организационный этап. Эта подготовительная, наиболее корот­кая по времени часть урока может быть эффективно использована в воспитательных целях. По заданию учителя дежурные раздают тетради для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, акварельные и гуашевые краски, баночки с водой, листы бумаги для пробы красок и т. п. Дети также могут готовить свои рабочие места самостоятельно.

Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей и правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, следит за тем, чтобы на рабочем месте не было ничего посторон­него, не имеющего отношения к уроку рисования.

 

Вводная беседа. Цель вводной беседы состоит в том, чтобы мо­билизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к про­цессу рисования. При наличии интереса учащиеся работают со­вершенно иначе, характер изобразительной деятельности резко меняется: становится активным, радостным, более самостоятель­ным. Интерес к занятиям снимает утомление, оказывает суще­ственное влияние на формирование графических навыков, поло­жительно сказывается на качестве рисунков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах работы.

Создание заинтересованности в начале урока достигается раз­ными средствами. Прежде всего, учитель рассказывает о содержа­нии предстоящей работы, знакомит детей с объектом изображе­ния и его назначением.

Далее учитель рассказывает, чему дети будут учиться на уроке. При необходимости можнообъяснить, какое практическое значение имеет предлагаемое за­дание и где можно использовать выполненный рисунок. Можно пока­зать лучшие рисунки учеников параллельного класса и анало­гичные образцовые работы из фонда детских рисунков.Кроме того, в соответствии с темой урока демонстрируются печатные таблицы изображаемых предметов или орнаментов, репродукции картин, иллюстрации из книг и журналов, плакаты и открытки; читаются отрывки из литературных произведений, загадки, отдельные строки из сти­хотворений, песен.

В младших классах учитель вызывает интерес к работе, исполь­зуя элементы игры и занимательности.

Таким образом, воздействуя на чувства детей, учитель вызыва­ет необходимую активность и адекватное отношение к поставлен­ным задачам.

П.Основная часть

Анализ объекта изображения (натуры или образца) или выяв­ление сюжета рисунка (в тематическом рисовании). Следует особо отметить, что без помощи учителя большинство умственно отста­лых детей (особенно в младших классах) не могут самостоятельно всесторонне изучить объект изображения. В связи с этим учитель проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, строится на вопросах учителем к детям. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.

Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме:

а) организация восприятия предмета в целом (его общая ха­рактеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эс­тетическая оценка);

б) анализ предмета:

выделение основной, наиболее крупной части;

выделение остальных частей;

определение формы основной части;

определение формы остальных частей;

установление конструкции, строения предмета (расположе­ние частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу);

выделение цвета каждой части;

в) повторное привлечение внимания учащихся к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный об­раз предмета).

В качестве наглядности также могут быть использованы иллюстрации, образцы рисунков, приготовленные педагогом.

 

Определение последовательности построения рисунка. После озна­комления учащихся с предметом или образцом учитель помогает им установить порядок выполнения работы: с чего начать рису­нок, как его продолжить, каковы этапы построения рисунка. От этого во многом зависит точность изображения, особенно в слу­чаях, когда предмет состоит из многих деталей.

Для того чтобы изобразительная деятельность носила целена­правленный характер и учащиеся не отклонялись от конечной цели, учителю приходится весь процесс построения рисунка делить на ряд этапов. Каждый из них надо сопровождать показом выполнения рисунка на доске, подробными объяс­нениями и указаниями.

Первоначально многие задания выполняются в виде графиче­ских диктантов: учащиеся рисуют вслед за учителем, повторяя его действия.

 

В зависимости от возраста учащихся и их графической подго­товленности рекомендуется придерживаться следующей последовательностиобучения планированию построения рисунка:

I период

подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;

поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);

практическое выполнение рисунка учениками;

отчет учащихся о порядке построения рисунка;

II период

совместное с учениками определение последовательности вы­полнения рисунка;

показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;

повторение учениками порядка выполнения задания;

практическая работа учащихся;

III период

выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схе­мы построения изображения (схема присутствует в виде наглядного материала).

 

Указания к началу работы.

Учитель напоми­нает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводит­ся работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по компо­зиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, ка­кова их величина, что нарисовать на первом плане, что — на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие — крупнее.

На этом эта­пе урока учитель также дает рекомендации по технике работы ка­рандашами и красками.

 

Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изоб­разительной деятельности. После объяснения задания и соответ­ствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к ри­сованию. Однако процессом изобразительной деятельности школь­ников руководит учитель: он постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объек­том или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует дея­тельность учащихся.

Учитывая степень выраженности дефекта, необходимо чаще напоминать детям о самых простых правилах рисования, напри­мер о том, что во время рисования не надо сильно нажимать на карандаш.

Осуществляя индивидуальный подход, учитель задает наво­дящие вопросы, дает советы и рекомендации, следит за пра­вильным выполнением последовательности построения рисун­ка, соблюдением основных правил рисования. Наряду с этим он индивидуально показывает детям приемы изображения отдельных деталей рисунка (на отдельном листе), исправляет допущенные детьми ошибки и т.д.

Индивидуальный подход осуществляется и тогда, когда кто-то из учеников раздражается или отказывается от выполнения зада­ния. В этом случае, не привлекая внимания других учащихся, учи­тель принимает все меры к тому, чтобы успокоить такого ученика, вывести его из конфликтного состояния, включить в общую фронтальную работу.

III. Заключительная часть

Подведение итогов урока. Во время подведения итогов закрепляется новый матери­ал и происходит оценка результатов детского творчества, идет развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех за­дач, которые были поставлены учителем в начале урока.

Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают достигнутые успехии допущенные ошибки.

Задание на дом. Учащиеся I—IV классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся V—VI классов. Учитель подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например, предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке.

Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисун­ки, которые начали в классе, например, закончить раскраску орнамента или тематического рисунка (раскраска рисунка с на­туры дома, без модели, не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование на заданную тему.

Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах.

 

Грошенков И.А.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: