Особенности и пути интенсификации науки




 

Прогресс в науке всегда был связан с непрерывным приумножением знаний, которые позволили создавать новые теории. Следует отметить ее интенсивное развитие: в 1960-1970-е годы возникло даже понятие «информационный взрыв»; начали говорить о перепроизводстве информации. Объем знаний рос в геометрической прогрессии, он удваивался каждые 10-15 лет. Считалось, что в не далеком будущем наступит информационное насыщение, когда ученые уже будут не состоятельны, воспринимать и прорабатывать новые знания.

На сегодня поток информации продолжает нарастать, о чем свидетельствуют постоянные публикации в журналах и других научных изданиях. Но публикации – это только видимая часть информации и не всегда наиболее ценная. А относительно содержания качественно новых данных и выводов, то скорее чувствуется их недостаток, чем излишек.

Высокие темпы поступления научной информации в эпоху научно-технической революции сопровождаются ее ускоренным старением. Иногда такая информация «погибает», не дав ни новых идей, ни практической или научной отдачи.

Современный этап научно-технической революции нуждается в переоценке многих устарелых концепций. Подсчитано, что информация обесценивается за 4-8 лет. А поэтому следует мобильно вносить изменения в научную и техническую политику.

Отдельно следует отметить беды науки. Изобретения барометров, методов диагностики и лечения, которые основываются на устарелых научных и технических концепциях, неминуемо наносит ущерб народному хозяйству, тормозит рост производительности труда.

Материально техническая база ученого должна постоянно обновляться и совершенствоваться. Наука должна в первую очередь совершенствовать свой инструментарий, чтобы удовлетворять потребности общества в знаниях и расширить фронт фундаментальных наук. Ведь уровень технического оснащения науки во многом предопределяет точность и надежность полученной информации. Если устаревшее оборудование на производстве хотя и снижает производительность труда, но помогает получить определенный объем продукции, то морально устаревшая научно-исследовательская техника, по существу, ставит барьер приумножения знаний.

Усовершенствование и обновление экспериментального оборудования, приборов, информационно- вычислительных комплексов – обязательное условие интенсификации исследований и научных разработок. Как указывал академик О.П. Александров, создание новых методов и приборов – это ключевая линия, которая дает возможность делать важные открытия.

Требования к характеристикам исследовательской техники растут, а вместе с ними растет и ее стоимость. Во время экономического кризиса приобрести такую технику для многих научно-исследовательских учреждений невозможно. Существует мнение, что интенсификация науки не должна приводить к увеличению ассигнований на научные исследования, что наука также должна сокращать расходы на единицу информации.

Использование существующей технической базы науки слишком далеко от совершенства. Коэффициент загруженности исследовательских средств в некоторых научных заведениях не превышает 0,3 тогда как в других организациях таких приборов нет. Учитывая финансовую несостоятельность, следовало бы изменить формы использования дорогого научного оборудования, расширить круг людей, которые им пользуются. Можно пойти путем создания и соответствующего оснащения материалами, реактивами и обслуживающим персоналом научных лабораторий в вузах. Опыт их использования уже есть, следует только изменить организацию труда и обеспечить необходимыми материалами.

Но это не единственный путь интенсификации использования научно-исследовательского оборудования. Можно ввести систему проката, которая позволит сэкономить определенную сумму при одновременном поддержании темпов развития науки и коэффициента полезного действия приборов.

Известно, что высокий уровень оснащения экспериментальных баз позволяет повысить качество исследований и одновременно сократить срок разработок. А на сегодня, к сожалению, темпы обновления таких баз низкие. В развитии технической базы науки особенно важное место занимает электронно-вычислительная техника. Компьютер должен стать обязательным инструментом исследователя, который проводит сбор, обработку и анализ данных, полученных в процессе исследований.

Усовершенствование электронно-вычислительной техники, снижение ее стоимости открывает широкие возможности для исследований, становится самым важным фактором экономии времени ученого.

Современная наука немыслима без технических средств. И все же ведущее место в развитии науки занимает человек, так как сама техника является плодом его работы. Поэтому никакое оборудование в ближайшем будущем не сможет заменить человека.

Еще одна важная проблема. Для успешного разрешения назревшей проблемы в коллективе должна быть создана творческая обстановка, а главное – нужны талантливые люди, нужен лидер, который смело, вступал бы в противоречия с устарелой теорией, выдвинул новые гипотезы, сплотил вокруг себя и поддерживал коллектив. В противном случае такой коллектив будет работать бесплодно.

Укрепление научных организаций, использование коллективного труда сопровождается нежелательными тенденциями, а именно – неминуемым ростом роли административно-бюрократического фактора. Много крупных изобретений 20 века – электронная лампа, транзистор, лазер, магнитная звукозапись, ксерография и другие – сделаны отдельными людьми или небольшими коллективами ученых, изобретателей и специалистов. Работая автономно, такие группы рассматривают наиболее фантастические идеи, которые обязательно отклонила бы боле крупная организация. Но очевидно и другое: отдельным людям или небольшим коллективам сложно претворить в жизнь радикально новые идеи; для этого, как правило, нужна крепкая организация. И все же во многих странах мира в последнее время в противовес высокой концентрации научных ресурсов создаются небольшие научно-исследовательские группы, которые получают определенную автономию и необходимые средства для реализации научно-технических нововведений.

Интенсификация науки связана со многими проблемами. Разрешение одних нуждается в наращивании научно-технического потенциала, других – в усовершенствовании организации труда, третьих – в преодолении старых стереотипов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: