Примеры ситуационных задач




Вопросы к экзамену (Экология, 2019 г.)

 

1. Предмет, методы и задачи экологии. Законы экологии Б. Коммонера.

2. Среда обитания и экологические факторы. Особенности различных сред обитания и адаптаций видов животных и растений к обитанию в них.

3. Свет как экологический фактор. Фотопериодизм. Экологические группы растений по отношению к свету. Гелиотропизм.

4. Температура как экологический фактор. Эктотермные и эндотермные организмы.

5. Вода как экологический фактор. Экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму.

6. Свойства почвы как экологического фактора (эдафические факторы). Значение эдафических факторов в распределении растений и животных.

7. Биотические факторы. Влияние растений друг на друга. Биотические связи животных и растений.

8. Значение лимитирующих (ограничивающих) факторов. Закон «минимума» и «толерантности». Правило оптимума. Эврибионтные и стенобионтные виды.

9. Синергизм факторов. Влияние экологических факторов на пространственное размещение организмов, их выживание, рост, развитие и размножение.

10. Понятие «жизненная форма». Жизненные формы растений. Опишите морфологические признаки и адаптации к местообитанию. Приведите примеры.

11. Пища как фактор. Основные типы питания. Охарактеризуйте эколого-биологическую роль продуцентов, консументов, редуцентов.

12. Понятие о популяции (элементарная, экологическая, географическая). Отличие популяции от биоценоза.

13. Статистические показатели популяции (численность, плотность, половая структура, возрастная структура)

14. Динамические показатели популяции (рождаемость, смертность, скорость роста, кривые роста).

15. Пространственно-этологические особенности популяций: одиночный, семейный образ жизни, стая, колония, стадо.

16. Продолжительность жизни и выживаемость. Экологические стратегии выживания.

17. Гомеостаз популяции. Факторы, влияющие на гомеостаз популяции. Регулирование численности (плотности) популяции.

18. Понятие сообщество, Биоценоз. Простые и сложные биоценозы. Биотоп. Экологические функции почв.

19. Видовая структура сообществ (биоценоза). Показатели видовой структуры (обилие вида, частота встречаемости, постоянство, доминирование).

20. Пространственная структура сообществ. Ярусность и мозаичность. Что входит в понятие парцелла, синузия, ассоциация, формация. Приведите примеры.

21. Экологическая ниша. Объясните, для чего необходимо пространственно-временное разделение экологических ниш. Приведите пример.

22. Определение понятий «биогеоценоз» и «экосистема». Их сходство и различие. Основные типы природных экосистем и биомов. Зональность экосистем.

23. Границы и экотоны. Пограничный эффект, Биоразнообразие и его факторы.

24. Потоки энергии в экосистеме. Трофические цепи и экологические пирамиды. Правила пирамид.

25. Биомасса, продукция и продуктивность экосистем. 4 класса сообществ по продуктивности.

26. Экологические сукцессии и их типы. Основные закономерности сукцессий.

27. Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Особенности и отличие от естественных растительных сообществ.

28. Понятие о биосфере. Структура биосферы. Границы жизни в биосфере и ограничивающие факторы. Свойства биосферы

29. Типы вещества биосферы. Уровни организации живой материи. Функции живого вещества.

30 Биогеохимические циклы как основа динамического равновесия и устойчивости биосферы. Целостность биосферы как глобальной экосистемы.

31. Происхождение и эволюция биосферы. Современные тенденции изменения биосферы.

32. Ресурсы биосферы. Эколого-экономическая классификация природных ресурсов по исчерпаемости. Ресурсообеспеченность. Факторы, определяющие масштабы потребления природных ресурсов.

33. Загрязнение окружающей природной среды как экологическая проблема и как результат вмешательства человека в природу. Классификация загрязнений. Виды веществ-загрязнителей.

34. Отрицательные воздействия загрязняющих веществ на живые организмы. Нормирование загрязняющих веществ в окружающей среде.

35. Понятие об экологическом кризисе и его причинах. Современная экологическая ситуация в мире, в стране, в регионе.

36. Почвенные ресурсы, значение их в сельскохозяйственном производстве. Деградация почв и причины ее возникновения.

37. Экологические последствия влияния животноводства на окружающую природную среду.

38. Экологические проблемы применения минеральных удобрений.

39. Экологические проблемы применения химических средств защиты растений. Интегрированная система защиты растений.

40. Биологическая защита растений. Трансгенные (генетически модифицированные) растения.

41. Альтернативные системы земледелия (биологическое земледелие) и их экологическое значение. Адаптивное растениеводство.

42. Значение атмосферы в природе и жизни человека. Экологические последствия загрязнения атмосферы.

43. Воздействие на биосферу физических факторов(тепловое, шумовое, электромагнитное, радиоактивное виды загрязнений).

44. Значение гидросферы. Меры по охране вод.

45. Проблема качества воды. Эвтрофирование водоемов.

46. Антропогенные воздействия на биотические сообщества. Основные причины вымирания видов.

47. Значение сохранения биологического разнообразия на Земле. Охраняемые природные территории, их задачи и цели.

48. Понятие «экологически безопасная сельскохозяйственная продукция». Основные загрязнители пищевой продукции. Нормативы, лимитирующие содержание токсикантов в продуктах питания.

49. Система экологического контроля в России. Экологический менеджмент и аудит.

50. Особенности экономического механизма охраны окружающей среды в России. Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды.

51. Мониторинг окружающей природной среды. Виды мониторинга.

52. Биологический мониторинг. Биоиндикация и биотестирование.

53. Понятие об экологической экспертизе. Виды экологической экспертизы

54. Основы рационального природопользования. Государственный учет природных ресурсов (кадастры) и загрязнителей (по степени токсичности)

55. Лицензия, договор и лимиты на природопользование.

56. Биотехнология в охране окружающей природной среды.

57. Государственные органы охраны окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивое развитие.

58. Юридическая и профессиональная ответственность за состояние окружающей среды. Виды наказания за экологические правонарушения.

59. Закон РФ №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

60. Экология и инновационная деятельность. Организация безотходных (малоотходных) производств.

Примеры ситуационных задач

61. У каждой насекомоядной птицы свой «потолок» высоты полетов при сборе корма. Например, дрозды кормятся на земле, мухоловка – в кронах деревьев, ласточки летают в поисках пищи значительно выше. Почему?

62. Студенты решили озеленить территорию ВУЗа и посадить аллею из елей. В лесничестве им разрешили выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться. Дайте объяснение описанного явления.

63. Объясните, почему водные млекопитающие (киты, дельфины) имеют гораздо более мощные теплоизоляционные покровы (подкожный жир), чем наземные звери, обитающие в суровых холодных условиях. Для сравнения: температура соленой воды не опускается ниже -1,3оС, а температура воздуха на суше может падать до -70оС.

64. Как будет меняться концентрация загрязнителей в цепях питания (многие загрязнители накапливаются в клетках и тканях организмов, не высвобождаются в окружающую среду), в каких дозах они будут поступать в организм человека в зависимости от потребляемой пищи (растения, травоядные, хищные животные, грибы и т.д.)?

65. Докажите на конкретных примерах связь продовольственной проблемы с проблемой деградации почв.

66. В окрестностях дымящих промышленных предприятий в лесах стала накапливаться подстилка. Почему это происходит, какие прогнозы можно высказать о будущем этого леса?

67. Почему снижается плодородие почв, если вещества, изъятые человеком в виде урожая с полей, все равно рано или поздно в переработанном виде вновь возвращаются в окружающую среду?

68. Какими способами можно защитить урожай сельскохозяйственных культур от вредителей без использования ядохимикатов. Приведите конкретные примеры.

69. Среди врачей-диетологов бытует мнение, что при выращивании моркови, редиса, свеклы, шпината, салата для употребления в сыром виде должны быть запрещены подкормки азотными удобрениями. Почему?

70. Промысел оказывает большое влияние на плотность популяций ряда видов млекопитающих. Объясните, почему из популяции кабана, без риска ее уничтожить, можно изъять до 30% особей, тогда как допустимый отстрел лосей не должен превышать 15% численности популяции.

71. По подсчетам специалистов, уничтожение лесного покрова планеты в 3 раза сильнее влияет на накопление диоксида углерода в атмосфере, чем сжигание топлива. Какими последствиями для человечества это обернется?

72. Докажите нерациональность сплошных рубок в разновозрастных и разнопородных лесах. Для каких лесов такие рубки рациональны?

73. Определите, превышает ли загрязнение воздуха допустимые санитарные нормы, если в нем при разовом выбросе возникли концентрации оксида серы 0,45 мг/м3 и диоксида азота 0,06 мг/м3, учитывая, что диоксиды серы и азота обладают эффектом суммации. ПДК диоксида серы 0,5 мг/м3, а диоксида азота 0,085 мг/м3.

74. Человек забирает из водоема много воды на хозяйственные нужды. Установлены допустимые нормы водозабора. Они составляют для реки 1/25. На различные нужды хозяйства забирают 1/6 часть годового речного стока. Рассчитайте, во сколько раз превышает норму водозабор воды. К каким последствиям это приводит?

75. Руководствуясь основами экологии, укажите нормы и правила поведения, которые бы вы ввели для жителей многоэтажных, многоквартирных домов, которыми можно пренебречь в домах усадебного типа.

76. Как сказывается на растительных сообществах прокладка газо- и нефтепроводов?

77. Объясните, почему в крупных городах главные автомобильные магистрали необходимо проектировать параллельно, а не поперек к направлению основных ветров.

78. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов, вносимых в почву, попадает в водоемы. Какое значение для здоровья человека и существования экосистем имеют такие водотоки? Выскажите предположения о путях защиты здоровья людей в населенных пунктах, использующих воду из данных водоемов.

79. Иркутский ученый В.П. Кривых доказал, что протравливание семян зерновых культур хвойной мукой с небольшой добавкой фосфорного удобрения вместо «грубого» протравливания пестицидами дает прибавку урожая в среднем в 2 раза. Назовите выгоду предложенной ученым технологии.

80. Собранный на дорогах города снег дорожные службы вывозят. Куда можно вывозить и выгружать, учитывая экономические и экологические последствия, этот снег?

81. Океан – обширная саморегулирующаяся система, удаленная от населенных территорий. Почему бы в таком случае не использовать его для захоронения основной массы радиоактивных и других опасных отходов? Объясните свою точку зрения.

82. Во всем мире каждый год вымывается около 25 тыс. т почвы. В районах, где земли расположены на крутых склонах и подвергаются неразумной эксплуатации, водная эрозия, кроме резкого снижения плодородия, может привести к драматическим результатам. Опишите к каким.

83. Рассчитайте индекс сходства двух фитоценозов. Сделайте вывод о сходстве фитоценозов.

Первый фитоценоз – сосняк-черничник: сосна обыкновенная, черника, брусника, блестящий зеленый мох, майник двулистный, седмичник европейский, ландыш майский, грушанка круглолистная.

Второй фитоценоз – сосняк-брусничник: сосна обыкновенная, брусника, блестящий зеленый мох, ландыш майский, грушанка средняя, вереск обыкновенный, кукушник, плаун булавовидный.

84. В начале сезона было помечено 1000 рыб. В ходе последующего лова в общем вылове из 5000 рыб обнаружилось 350 меченых. Какова была численность популяции перед началом промысла?

85. Благодаря человеку многие виды растений попали с одного континента на другой и там успешно размножились. Какие свойства обычно характерны для таких переселенцев? В какие сообщества вселение идет легче, а в какие труднее и почему? Какие последствия для местных видов может иметь подобное вселение?

86. Если в лесу на площади 1 га взвесить отдельно всех насекомых, все растения и всех хищных позвоночных (земноводных, рептилий, птиц, млекопитающих вместе взятых), то представители какой группы суммарно будут самыми тяжелыми? Самыми легкими? Объясните почему.

87. Не имея лицензии на охоту и охотничьего билета, гражданин Ш. застрелил в лесу лося, за что был задержан охотинспектором. Руководствуясь КоАП РФ и УК РФ, поясните, к какой ответственности может быть привлечен гражданин Ш.? Подлежит ли изъятию мясо и шкура убитого лося, а также оружие?

88. В России на протяжении веков заготавливали ивовые прутья, бересту, березовый сок, березовые веники, кору ивы, лыко с липы, живицу (смолу сосны). Опишите, какой вред природе наносят эти промыслы. Укажите степень вреда природе, наносимого промыслами. Распределите промыслы по степени причиняемого вреда.

89. По данным ФАО человечество теряет (за счет вымывания, засоления, загрязнения и т.п.) 5-7 млн. т почвы в год. Если не брать в расчет возобновление почвы и распашку новых территорий, рассчитайте, за какой срок при нынешнем хозяйствовании человечество потеряет всю обрабатываемую сегодня почву (около 150 млн. т). Опишите возможные экологические последствия.

90. При проведении работ в своих садах и огородах местное население традиционно зеленую массу сорных растений и старые кусты плодовых кустарников выбрасывали на свалку. Что бы вы предложили с целью изменения традиций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: