Лекция 4. Диалектика как философская теория развития




Понятие диалектики употреблялось в истории философии в разных значениях. Сам термин «диалектика» возникает в античности. Первоначально им обозначали искусство вести беседу (именно в таком значении впервые его вводит в философию древнегреческий мыслитель Сократ). Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущества своих собственных позиций. Рассуждение движется от одних утверждений, разделяющих собеседников, к другим, в которых с обоюдного согласия сглаживается категоричность взглядов, сближаются, становясь более правильными, позиции. В результате преодолевается односторонность суждений, учитываются разные точки зрения, вырабатывается более верное понимание тех или иных явлений. Данное понимание диалектики сохраняется в философии вплоть до 19 в.

В осмыслении процессов природной и социальной действительности господствовал вышеупомянутый метафизический подход.

Немецкая классическая философия (конец 18 – первая половина 19 вв.) предложила вторую историческую форму диалектики. Наибольший вклад в ее формирование внес Г.В.Ф. Гегель. Он в своем трехтомном произведении «Энциклопедия философских наук» впервые в истории философии представил весь природный, социальный и духовный мир в виде процесса, в непрерывном движении, изменении и развитии. Таким образом, диалектика стала рассматриваться как универсальная теория развития, которая противопоставлялась метафизике.

У Г.В.Ф. Гегеля диалектика носила идеалистический характер: основой развития выступает Абсолютная идея (некое мировое духовное первоначало, Бог в философском понимании). Абсолютная Идея пребывает в состоянии постоянного развития, имеет активный, деятельный характер. Ее деятельность заключается в самопознании. В ходе самопознания она порождает природу, а затем и человеческое общество с его культурой, в которых проявляются динамичные законы, присущие Абсолютной идее. Таким образом, основой гегелевской концепции является принцип тождества бытия и мышления, согласно которому природа, общество, культура – это различные формы проявления Абсолютной идеи.

Г.В.Ф. Гегель сформулировал и обосновал основные принципы, законы и категории диалектики, показал их внутреннюю взаимосвязь. Он утверждал, что развитие осуществляется как процесс последовательного развертывания системы категорий, которые одновременно являются формами бытия и мышления. Источником развития является противоречие, содержащееся в каждой форме как бытия, так и мышления.

В результате с первой половины 19 в. понятие диалектика выступает как такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития.

В неклассической философии существуют различные подходы, в рамках которых по-разному оценивается гегелевская теория диалектики. С одной стороны, такие философские течения как позитивизм, аналитическая философия отрицают значимость концепции диалектики как чисто абстрактной, оторванной от реальности теории. С другой стороны, в рамках ряда философских направлений происходит переосмысление гегелевской теории диалектики и создание на основе ее принципов, законов и категорий альтернативных концепций диалектики:

- материалистическая диалектика (марксизм): весь мир рассматривается в качестве процесса взаимосвязанных изменений, источником чего являются принципы и законы, внутренне присущие материи;

- экзистенциальная диалектика (экзистенциализм): диалектика рассматривается в первую очередь как способ анализа структуры человеческого сознания, для которого характерны внутренняя противоречивость, неустойчивость, изменчивость;

- негативная диалектика (неомарксизм – Франкфуртская школа): диалектика рассматривается прежде всего как метод критического мышления, направленного на отрицание существующих форм социального и культурного порядка и связанных с ним понятий и категорий.

Принципы диалектики – это основополагающие идеи, придающие философскому знанию качественную определенность, системность и целостность.

К основным принципам диалектики относятся:

1) Принцип универсальной взаимосвязи: Мир представлен как совокупность явлений, находящихся в самых разнообразных отношениях, связях друг с другом. Любые предметы, явления и процессы рассматриваются как звенья бесконечной цепи, соединяющей все существующее в мире в единое целое.

2) Принцип развития: В мире нет ничего окончательно завершенного, все превращается во что-то другое, изменяется. Принцип предполагает анализ любых явлений с учетом того, как они возникли, какие этапы прошли в своем изменении, чем стали теперь, чем могут стать в будущем.

3) Принцип детерминизма: Данный принцип утверждает причинность как универсальный вид связи. Причинность – это генетическая связь явлений, в которой одно явление при определенных условиях порождает другое. Всякое изменение или развитие в соответствии с данным принципом имеет свою причину и следствие.

4) Принцип системности: Во всех сферах действительности присутствует закономерная организация. Она возникает в результате того, что взаимосвязи между элементами ряда совокупностей являются более организованными и устойчивыми, чем взаимосвязи с другими элементами, в результате чего данные совокупности образуют системы.

Содержание философских принципов диалектики конкретизируется в системе законов диалектики.

В широком смысле закон – это форма знания, выражающая внутреннюю, устойчивую, необходимую, существенную связь явлений действительности. Законы диалектики имеют наиболее общий характер, поскольку они направлены на выявление всеобщих и устойчивых связей в сферах природы, общества и мышления, которые обуславливают их развитие.

1. Закон единства и взаимодействия противоположностей.

Данный закон объясняет источник и движущие силы развития предметов, явлений и процессов: Любое явление содержит в себе взаимоисключающие стороны, моменты, тенденции, т.е. противоположности. Диалектические противоположности – это такие стороны предмета, которые одновременно взаимоисключают и взаимодополняют друг друга, неразрывно связаны друг с другом. Например, в сознании человеческой жизни неразрывно переплетены индивидуальные и социально обусловленные черты; в структуре атома существуют частицы с отрицательным зарядом (электрон) и с положительным зарядом (протон, позитрон).

Формула «единство и борьба противоположностей» выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Единство противоположностей – это такая связь противоположностей, при которой они составляют взаимодополняющие части единого целого и не могут существовать одна без другой. Борьба противоположностей – это такая связь противоположностей, которая ведет к изменению целого, в рамках которого они существуют.

Результатом такого напряженного взаимодействия противоположностей становится противоречие. Диалектическое противоречиеэто взаимодействие противоположных сторон, свойств, тенденций объектов, которое является источником их развития, перехода в новое качество.

Можно привести пример диалектического противоречия из области биологии: Допустим, существует некоторый биологический вид; под воздействием ряда факторов значительно изменяется окружающая среда, к которой данный вид не приспособлен. В данных условиях возникает противоречие между особенностями вида и окружающей средой, итогом которого может быть либо гибель вида, либо выработка у него таких свойств и функций, которые бы позволили ему приспособиться к окружающей среде. В последнем случае вид существенно изменяет свою специфику и по сути становится уже новым биологическим видом, т.е. происходит развитие в результате разрешения противоречия. Таким образом, например, совершился переход от древних гоминид к обезьяноподобным предкам человека.

В зависимости от глубины и масштаба противоречий, величины и продолжительности их действия выделяют несколько видов противоречий:

1) внутренние (возникающие в результате взаимодействия сторон, свойств, тенденций самих объектов) и внешние (возникающие в результате взаимодействия с различными объектами);

2) основные (определяющие развитие объектов на протяжении всего периода их существования) и неосновные (порождаемые основными противоречиями);

3) общие (присущие нескольким объектам определенного класса или целому классу объектов) и специфические (характерные для отдельных объектов или части объектов некоторого класса);

5) антагонистические (основанные прежде всего на несовместимости противоположностей) и неантагонистические (предполагающие прежде всего единство противоположностей).

Противоречия не уничтожаются, а разрешаются, порождая новые противоречия. Таким образом, данный закон указывает на противоречия как на источник развития объектов.

2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Данный закон выражает взаимосвязь количественных и качественных изменений и раскрывает общий механизм развития. Категория качество обозначает совокупность существенных признаков и свойств, которые отличают один предмет или явление от других и придают ему определённость. Качество предмета или явления связано с предметом как целым, охватывает его полностью и неотделимо от него. Количество – это философская категория, выражающая величину, объем, число, интенсивность проявления свойств, присущих предметам и явлениям, темп протекания процессов, в которых они участвуют. Например, у такого объекта как карандаш его качество в практическом отношении выражается в способности использования для письма, рисования, в то время как длина, цвет карандаша, толщина грифеля могут рассматриваться как количественные характеристики.

Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь выражается понятием меры. Мера – это философская категория, определяющая такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность объекта. Например, для такого объекта как вода, границами меры в качестве жидкости будут являться количественные показатели от 0 до 100 градусов.

Выход количественных параметров за пределы меры с необходимостью ведет к изменению его качества. Качественные изменения выражаются через категорию «скачок». Скачок – это переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате выхода за границы меры). Примерами скачков выступают образование звезд и планет, возникновение жизни на Земле, формирование новых видов растений и животных, человека и его сознания, социальные революции, возникновение новых научных теорий.

Рассмотрим пример: В нашей стране каменные жилые дома считаются пригодными для проживания, если их физический износ составляет менее 70%. Таким образом, границами меры для каменных жилых домов в качестве пригодности для проживания являются количественные показатели физического износа от 0 до 70%. В случае увеличения физического износа выше показателя 70% происходит скачок – каменный жилой дом приобретает новое для себя качество аварийного жилья.

Таким образом, суть закона состоит в том, что постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах и явлениях, но до поры до времени не меняющие их основных черт, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям.

3. Закон отрицания отрицания.

Данный закон характеризует развитие со стороны его направленности и результата. Развитие складывается из определенных циклов, этапов, стадий. Способом перехода от одной ступени развития к другой в рамках каждого цикла является отрицание. Отрицаниеэто философская категория, выражающая взаимообусловленность процессов отмирания старого качества, не отвечающего изменившимся условиям, и сохранения нового качества, соответствующего им.

Отрицание – это этап развития, означающий превращение объекта в нечто иное, переход на новую ступень развития, от одного этапа к другому. Отрицание отрицания предполагает в свою очередь преемственность – сохранение в рамках нового качественного этапа развития объекта признаков, свойств, характерных для предыдущего качественного этапа. В рамках данного закона указывается на то, что «новое» качество не может возникнуть на пустом месте, а всегда включает в себя элементы «старого» качества.

Можно рассмотреть некоторые примеры проявления закона отрицания отрицания: Например, эмбриональное формирование человеческого детеныша сменяется младенчеством, что означает переход в качественно новую фазу развития; в то же время ряд признаков и свойств, сформировавшихся у эмбриона, сохраняется у младенца. В развитии общества можно, например, наблюдать переход от аграрной к индустриальной стадии развития; в то же время становление индустриального общества было подготовлено процессами, происходившими в рамках аграрного общества, и в рамках индустриального общества сохранились многие признаки и свойства, характеризовавшие предыдущую стадию.

Таким образом, суть закона состоит в том, что процесс развития любых объектов сопровождается такими явлениями как переход от одной стадии к другой и преемственность между данными стадиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: