Семинарское занятие №1
ТЕМА: АКТУАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫИ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
Форма проведения: ролевая игра «Пресс-конференция».
Заданная ситуация: Страна столкнулась с целым рядом экологических проблем. С целью информирования широкой общественности правительство проводит брифинг для журналистов, которые подготовили вопросы членам кабинета министров об экологической ситуации в стране и мерах правительства по ее улучшению.
Цель занятия:
1. Добиться усвоения знаний о:
- причинах глобального экологического кризиса;
- состоянии окружающей среды;
- правовых основах для развития взаимодействия человека с природой;
- формальных и неформальных природоохранных организациях;
- путях решения экологических проблем.
2. Сформировать умение вести дискуссию.
3. Сформировать творческие профессиональные умения:
- ориентироваться в современной экологической ситуации;
- анализировать социальные, политические, этические, исторические причины экологического кризиса;
- предлагать взвешенные пути улучшения экологического состояния страны.
4. Сформировать интерес к познанию природы и ее проблем, к изучению предмета, заинтересованное, заботливое отношение к природе, стремление личного участия в природоохранной деятельности, чувство сопричастности к окружающей среде, ответственности за ее качество.
Подготовительная работа.
Преподаватель предупреждает студентов о проведении занятия, предлагает ознакомиться с планом его проведения, распределить роли, которые студенты будут выполнять во время проведения семинара. Если необходимо, то проводится предварительное разъяснение сущности поставленных задач, преподаватель помогает студентам выбрать определенные роли, рекомендует нужную литературу и тому подобное. Студенты делятся на три группы: члены кабинета министров, корреспонденты и рецензенты.
|
Задачи исполнителям ролей:
Премьер-министр определяет основные причины глобального экологического кризиса, характеризует основные экологические проблемы, подчеркивая специфику их проявления на региональном уровне, и направления государственной экологически целесообразной социально-экономической политики.
Министры угольной промышленности, сельского хозяйства и продовольствия определяют соответствующие экологические проблемы, связанные с функционированием данных отраслей производства, предлагают пути их решения, прогнозируют возможные результаты и источники финансирования.
Министр юстиции знакомит присутствующих с международными и государственными законодательными актами, которые регулируют взаимодействие человека с природой, предлагает возможные законы, которые бы улучшили качество окружающей среды.
Министр финансов раскрывает динамику финансирования реализации экологической политики правительства, предлагает возможные источники финансирования проектов сохранения окружающей среды.
Министр здравоохранения знакомит с негативным влиянием разрушенной окружающей среды на здоровье людей, прогнозирует пути сохранения физического здоровья людей.
Министр культуры раскрывает ее роль в формировании экологической культуры населения, предлагает пути оптимизации данного процесса.
Министр информации и массовой коммуникации раскрывает их роль в формировании экологического сознания народа, предлагает формы работы СМИ, направленные на формирование экологической культуры населения.
|
Министр образования характеризует роль образовательных учреждений в формировании экологической культуры населения и молодого поколения, предлагает пути интенсификации этой деятельности.
Министр образования и науки раскрывает роль науки в сохранении окружающей среды, акцентируя внимание на необходимости оценивать ее достижения с моральной точки зрения и характеризуя вклад отдельных отраслей науки в решение экологических проблем.
Корреспонденты готовят соответствующие вопросы каждому министру.
Рецензенты оценивают и анализируют выступления всех министров, вопросы корреспондентов согласно ниже представленной схемы и 5-бальной системы оценивания.
Уровни оценивания:
0 - отсутствие качества;
1 - низкий уровень проявления качества;
2 - средний уровень проявления качества;
3 - высокий уровень проявления качества;
4 - образец проявления качества.
Примерная схема оценки выступлений участников игры:
- качество содержания выступления;
- его обоснованность;
- логичность;
- структурированность;
- системность;
- последовательность;
- реальность;
- личная позиция.
Критерии оценки речевой культуры:
- правильность;
- четкость;
- образность;
- яркость;
- эмоциональность.
Дополнительные критерии:
1.Современность или профессиональность точки зрения
2.Креативность
3.Лаконичность
4.Достоверность
5.Правильность и полнота ответа
|
6Конструктивность, логичность, содержательность
7Методическое мышление при составлении …..
8.Умение увязать теоретические положения с педагогической деятельностью при выполнении практического задания.
9Актуальность воспитательного мероприятия
10.Педагогическая креативность идей
11.Педагогическая культура речи
Выступления и вопросы оцениваются согласно всем критериям, в конце занятия рецензенты выставляют средний балл, определяя положительные и отрицательные аспекты выступлений и занятия в целом.
Проведение занятия.
1. Краткое выступление преподавателя, который в дальнейшем выступает в роли пресс-секретаря, корректируя направление работы конференции (можно подобрать наиболее подготовленного студента для выполнения данной роли).
2. Выступления министров, вопросы корреспондентов после каждого выступления, ответы министров.
3. Оценка рецензентами выступлений и вопросов участников конференции.
4. Преподаватель подводит итоги работы группы.
5. Рефлексия. Каждый студент должен высказать критические замечания по организации и проведению семинара и честно ответить на вопрос, что конкретно он может сделать прямо сейчас для сохранения природы.
Семинарское занятие №2