филиал в г. Северодвинске Архангельской области




 
  Кафедра литературы и русского языка  
  (наименование кафедры)  
     
  Якимова Ольга Николаевна  
  (фамилия, имя, отчество студента)  
     
  Институт Гуманитарный курс   группа      
     
  44.03.01 Педагогическое образование, Филологическое образование  
  (код и наименование направления подготовки/специальность)  
     
  КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  
     
  По дисциплине Фольклор  
     
  На тему Тематика и поэтика частушки  
    (наименование темы)  
     
                 
             
                 
                 
                 
         
  Отметка о зачёте          
              (дата)  
                 
         
  Руководитель            
      (должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)  
               
      (дата)          
                 
                 
                 
  Северодвинск 2018  
  Лист для замечаний  
                                 

 


 

Тематика и поэтика частушки

Частушка (припевка, коротушка) — жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-м годам. Термин «частушка» был введён писателем Глебом Ивановичем Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки — игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

По версии Алексея Александровича Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия — «то, что часто повторяют».

1. Тематика, содержание частушек.

По теме частушки можно разделить на «любовно-бытовые» и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой.

«Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни. Персонажи: задорные озабоченные девки и замедленные парни.

Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов.

Мотивы:

- мотив личного любовного чувства (любовь, ревность, ссора, разлука и т.п.)

Почему именно тема любви? Так как частушка сочинялась в большинстве случаев молодежью, про семейную жизнь – редко (если только от лица молодежи про родителей).

Какими могли быть причины разлуки? Это гражданская, империалистическая война, измена милого с близкой подружкой, уход в город на заработки и т.д.

Чем лирические песни о любви отличаются от частушек любовных? В протяжных старинных песнях господствовало чувство безысходности (власть родителей, власть мужа), частушка же говорит о родившейся свободе чувств, силе протеста против вековых устоев. Следовательно, любовная частушка является показателем роста общественного самосознания, глубоких изменений в быту и культуре.

Отдельная группа частушек про любовь – о соперницах.

- мотив разгула, пьянства – сочинялись мужской частью населения (нарочитая грубость), показывает картины дореволюционной деревни с поножовщиной, драками, скандалами.

- сатиристические частушки – выпады молодежи одной деревни против другой; издевки девиц над своими парнями и наоборот. Высмеивались внешние манеры, повадки, пьянство, особенности одежды, говор.

 

«Общественно-политическим» частушкам присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда.Во многих частушках демонстрировалось общее народное безразличие ко всем пертурбациям в стране — в противовес пропагандируемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети. В 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещены цензурой. В предсоветскую эпоху к такой теме относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие частушки содержат ненормативную лексику.

Общественные темы – чем ближе к революции, тем их становилось всё больше. О империалистической войне. Критика царского строя, власти.

1905 год – тематика становится серьезнее и глубже. Отклики на забастовки, отражение волнений. Высмеивается полиция, духовенство, царь.

2. Богатство тематики и проблематики.

В отличие от традиционных лирических песен, в которых тема семейных отношений занимает центральное место, в частушках эта тема затрагивается сравнительно редко. Частушка — жанр молодежный. Поэтому не удивительно, что главными ее героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви.

Любовные взаимоотношения молодых людей, всевозможные «сюжеты» этих отношений (встречи, гулянья, размолвки, разлука), разнообразные оттенки чувств и настроений, связанные с этой темой, получили в частушках разностороннее выражение. Частушек на тему любви многие тысячи.

Частушкам присущи все основные качества и признаки фольклорных произведений. Как и в традиционных лирических песнях, в них, в их конкретном идейно-эстетическом содержании, мы видим сочетание элементов коллективного и индивидуального. Однако в частушках, как в жанре более молодом, в силу определенных исторических причин начало индивидуальное выражено более отчетливо. Если в традиционных лирических песнях на тему любви мы имеем дело с обобщенными до предела образами «доброго молодца» и «красной девушки», то в частушках перед нами выступает множество довольно индивидуализированных образов парней и девушек.

Как известно, патриархальные отношения в крестьянской семье довольно стойко удерживались в России и в эпоху капитализма. Родители и в это время нередко выдавали замуж свою дочь без ее согласия. Поэтому можно встретить частушки, в которых «молодка» упрекает своих родителей за то, что они выдали ее замуж за нелюбимого. Эти частушки преисполнены чувства грусти, они по своему эмоциональному содержанию напоминают уже известные нам традиционные лирические песни. Однако следует сказать, что, кроме частушек, созданных в русле грустных традиционных лирических песен, мы встречаем и частушки совершенно иного содержания. В них рисуется образ девушки, которая смело порывает с патриархальными нормами, сама, а не по решению родителей избирает себе друга жизни, выходит замуж «само-ходочкой».

Во многих частушках, как и в традиционной лирической песне, говорится о несчастной, неудачно сложившейся любви девушки, рисуются самые печальные любовные ситуации (обман, измена и т. д.). Но здесь, как правило, нет чувства безысходности, непоправимого горя, что мы видели в традиционных лирических песнях. Образу обиженной девушки в этих частушках не свойствен духовный надлом. Наоборот, — это образ человека сильного, твердого, гордо возвышающегося над своими неудачами. Девушка не упрашивает слезно своего милого любить ее по-прежнему, а гордо, с чувством собственного достоинства говорит: Затоплю я печку щепочкам, От щепочки не жар! Если ты меня не любишь, Так и мне тебя не жаль!

Тема любви — центральная, наиболее разработанная, но далеко не единственная в частушках. Частушки живо откликнулись и на все важнейшие социальные явления времени. Прежде всего в частушках получило отражение такое явление пореформенного времени, как проникновение капитализма в деревню и связанный с этим процесс «раскрестьянивания», т. е. расслоение крестьянства на кучку богачей и массу бедняков.

Тема крестьянской бедности составляет содержание многих частушек.

3. Символизм цвета в частушке.

В частушке цвет имеет символическое значение: красный — цвет силы, голубой — цвет сомнения, жёлтый — цвет измены, чёрный — цвёт горя, белый цвет — цвет чистоты и непорочности.

4. Своеобразие поэтики.

Как и в традиционных лирических песнях, в основе языка частушки лежит живая разговорная речь. Однако язык частушки по своему лексическому составу значительно богаче языка лирических песен. Это объясняется тем, что частушка несравненно разнообразнее лирических песен по своей тематике и выражаемым эмоциям.

Однако язык частушек не только богаче, но и современнее, свежее языка традиционных лирических песен. В отличие от них частушки широко используют различные неологизмы, в них необычайно ярко проявляется народное словотворчество. Так, например, родители, пытающиеся выдать девушку за немилого, называются в частушке «губителями-зарезниками», «характерная» девушка выходит замуж «самоходочкой». Ее дружок — веселый, «гармонистый», его глаза «карие, карючие» и т. д. На смелый языкотворческий характер частушки в свое время обращал внимание писателей А. М. Горький.

Не менее своеобразен и поэтический стиль частушек. В них можно встретить самые различные тропы и образные выражения: эпитеты, сравнения, метафоры и т. д. Некоторые из этих тропов перешли в частушки из традиционных лирических песен. Однако подавляющее большинство создано самой частушкой и отличается ярким жанровым своеобразием.

В частушках можно встретить такие фольклорные эпитеты, как «ясный сокол», «лебедь белая», «родимая сторонка», «родная матушка», «сердечный друг», «миленький дружочек» и т. п. Все эти эпитеты перешли в частушку из традиционных лирических песен. Однако больше в частушках эпитетов не традиционных, а новых. Эти новые эпитеты оригинальны, они служат средством меткой индивидуальной характеристики образов. Так, девушка наделяет своего «дружка» такими эпитетами, как «дроля, яблочко садовое», «дроля, аленький цветочек», «отчаянная головушка», «плут-кровиночка», «милый окаянный», «разбессованный миле-ночек» и т. п. Не менее оригинальны эпитеты, в которых характеризуется возлюбленная, выражается отношение к ней дружка: «милая забавница», «милая, горячая», «милка-ветер, милочка-крутилочка» и т. п.

Приведенные и подобные им эпитеты определяют жанровую специфику частушки. С помощью таких эпитетов в любовных частушках выражаются различные мысли и чувства, даются меткие индивидуализирующие характеристики.

Традиционная лирическая песня и частушка имеют существенные различия в способе художественного отражения действительности, в самих принципах создания образов. Если в традиционных песнях создаются, как правило, условно обобщенные образы молодца и девушки и различные их символические обозначения здесь как нигде более кстати, то в частушках в большинстве случаев перед нами выступают жизненно реальные образы парня и девушки, причем каждый раз с их неповторимыми индивидуальными чертами: и в таком случае в употреблении символов нет никакой необходимости.

Совершенно другое — с гиперболами. В традиционных лирических песнях гиперболы почти не употребляются. Наоборот, в частушках гиперболы встречаются довольно часто, частушечники употребляют их очень охотно. Это объясняется особенностями, жанровой спецификой частушки. Малая форма частушки принуждает говорить кратко и четко. Избегая в создании картин полутонов, частушка выражает мысли выпукло, ярко, нередко подчеркнуто заостренно. Употребление гипербол в таком случае не только возможно, но и совершенно необходимо. Вот, например, в какой гиперболической форме говорит частушка о любви молодца к девушке:

«Через поле яровое, Через десять деревень, Через сорок три дорожки Ходит милый каждый день».

В приведенной частушке ощущается юмористический подтекст. Следует заметить, что в частушках довольно большое место занимают такие средства поэтического стиля, как юмор и ирония.

Стих частушек — силлабо-тонический. Чаще всего в них используется четырехстопный хорей. Но в живой практике бытования частушки не читаются, а поются. Их ритм в напеве имеет музыкально-тактовую основу.

В основе ритмического строения частушек лежат обычные для литературного стихосложения стопы (двусложные и трехсложные). Исполнение частушки и под балалайку, и под гармонь, и без музыкального сопровождения приводит к тому, что ритмическая четкость метрического стиха в ряде случаев исчезает, заменяясь музыкально-тактовым ритмом. Значительно чаще, чем сохранение единообразия ритма в стихах, в частушках встречаются ритмические перебои, столкновение стоп с разными ударениями, укорачивание или удлинение строки. Ритмическое строение стиха частушки исключительно многообразно.

Наряду с сохранением в частушках какого-либо стихотворного размера(пр.: Глянь-ка, миленький на небо, После неба на меня. Как на небе тучи ходят, Так на сердце у меня)обнаруживаются всевозможные изменения ритма, причудливые сочетания различных ритмических фигур (пр.: Он пришел да поздоровался, Я руку подала, — Сама девчонка пристыдилася Глазком ему не повела. Сероглазый дроля милый, Не делай боле так, Под мои веселые песенки Играешь кое-как! Ты сиропь, сирёночка, Голубая веточка, До чего к дроле пристала Сёренькая кепочка.)

 

Ритмическое богатство частушки все же можно свести к некоторому единству. Леонид Семенович Шептаевв связи с этим замечает: «Частушечная строка имеет музыкально-тактовое измерение. В строке учитываются тактовые доли, не совпадающие со слогами. В разных слогах строки содержится разное количество (от 1 до 2) долей, смотря по напеву. Как правило, в строке насчитывается восемь долей, и ритм частушки обычно определяется как восьмидольник... Кроме количества долей, в частушке, как и в песне, учитывается количество опорных слогов в строке... В каждой строке частушки бывает два опорных слова в отличие от песенной строчки, где бывает и другое их количество... На этой ритмической основе народ создал многообразнейшие музыкально-мелодические рисунки».

Напев и назначение частушки определяют и количество слогов в стихе. Для лирических частушек («прогулочных» — исполняемых во время гулянья, «посиделочных» и др.) характерно 8—16 слогов в частушечной строке; плясовая частушка нередко бывает с укороченной строкой в 4—5 слогов или сочетает укороченную строку с обычной.

Четкое деление частушек на строки-стихи связано с рифмовкой. Рифма частушек настолько разнообразна, насколько это позволяет четверостишие. Четыре стиха частушки могут рифмоваться попарно:«Я миленочка жалею, Вспомянуть дома не смею; Где уж, где уж вспомянуть — Боюсь в окошечко взглянуть».

Наиболее часто встречается перекрестная рифмовка (рифмуются отдельно нечетные и четные строки, или одни четные):

«Одна звездочка сияет, «Как бы не было погоды

Одна на небе горит; Не летал бы белый снег.

Один дролечкамечтает, Кабы не было кровинки

Со мной речи говорит». Не ходил гулять бы ввек».

Встречаются также и другие виды рифмовки: кольцевая (охватная) рифмовка, рифмовка трех (например: первой, второй и четвертой) строк, рифмовка всех строк частушки:

«Славушку наносят. «Уж завлечь-то завлеку,

Говорят пустое! Пускай ходит за реку, —

Бабы всяко наплетут, По льду-снегу, по насту:

Поговорят да бросят». Пусть походит попусту».

 

«Меня милый провожал

У меня платочек взял

Как платок я отдала, —

Крепко рученьку пожал».

 

Рифмовка отделяет один стих от другого, придает стройность четверостишию. Во многих случаях она содействует смысловому выделению частей частушки. В частушке чаще всего отделены по смыслу первые две строки от вторых двух строк; с этим связано преобладание перекрестной (с обязательным опорным рифмованием второй и четвертой строк; первая и третья строки нередко не рифмуются) или парной рифмовки. Другие формы рифмовки встречаются значительно реже.

Рифмы обычны мужские (ударение на последнем слоге) и женские (ударение на втором слоге с конца); дактилическая рифма встречается как исключение. Полная рифма довольно редка; обычно это простые формы рифмы (например, глагольная) или повторение гласных (реже согласных) звуков, образующих конечные созвучия.

В частушках встречается не только рифмовка последних слогов, но и внутренняя рифма, часто связанная с звукописью, а также единоначатие строк. Звукопись особенно богата в плясовых частушках; в них повторение одних и тех же звуков создает ритмическое подчеркивание, ритмические акценты, имеющие в пляске особое значение. Таковы частушки:«Тучки в кучке, тучки в кучке, Посередкеоблачок. Кто же, кто же это где — на распашку пиджачок?»

Повтор в приведенной частушке звуков «ч», «к», «т», сочетаемых с «е» и «и» (произносимых одинаково в неударных слогах), «инструментирует» четверостишие. Следующая частушка сочетается со своеобразным изменением ритма, отвечающего пляске:«Нету Коленьки-Николеньки, Нету Колиных речей. Охти-ахти, не мог прийти, Не мог товарища найти».

Пример единоначатия строк, также важного в ритмическом и смысловом строении текста:«Чтобы шали не слетали, Чтобы кисти не сплелись, Чтобы люди не слыхали, Что мы с милым обнялись». (Фактически рифмуются первые и последние слова в стихах.)

Частушки, несмотря на свою краткость, нередко имеют довольно сложное композиционное строение. Простейшая форма частушки — повествовательная, в ней содержание объединяет все четыре строки; но обычно третья и четвертая строки противостоят началу или дополняют и разъясняют первые две строки.

Так, начало частушки говорит:«Отворю окошечко Середнее немножечко».

О том, что видит девушка в окне, говорят заключающие строки: «От реченьки идут двое: Колечка да Лешечка».

Противоположение частей видно в таком тексте:«Тише, тише, тишина,Идет гармошка Мишина — Еще лучше Васина,Всю беседу скрасила».

Первые две строки могут говорить о действии, третья и четвертая — о реакции на него:«Дроля двери отворяет,Шарфик белый в переплет.Мы с подружкой рассмеялись,Кого ждали, тот идет».

Третья и четвертая строки нередко детализируют первые две, имеющие характер завязки:«Я сидела у окошка, Вижу: миленький прошел— На руках больша тальянка,На беседушку пошел».

Принцип деления частушки на две части, первая из которых начинает, а вторая объясняет то, о чем идет речь, — основной принцип композиции текста. Естественно, что традиционный прием параллелизма, в котором обязательно сопоставление не менее чем двух образов, вошел в частушку как основной композиционный принцип этого жанра. Обычно это логический (прямой) параллелизм: «С неба звездочка упала, Улетела за леса; Вся любовь моя пропала, — Ушел милый от меня».

Принцип деления частушки на две части собственно и обусловил широчайшее использование в этом жанре параллелизма. Этот же принцип привел к тому, что в частушку входит и становится обычным явлением формальный параллелизм.

Этот прием, в котором при сопоставлении нет и попытки установить логическую связь между сопоставляемыми образами, породил множество частушек. Таковы многие частушки, использующие зачин «С неба звездочка упала», но без прямой параллели к нему.

«С неба звездочка упала, Ровно ягодиночка. Для кого милый плохой, Для меня картиночка».

«С неба звездочка упала На сарайчик тесовой. Отдай, миленький, колечко Иплаточек носовой».

При исполнении таких частушек объединил их запев. В результате частушка приближалась к песне; но тождества с песней не было потому, что содержание отдельных частушек оставалось самостоятельным.

Из формального параллелизма рождается частушечный запев, объединяющий тексты частушек в серии. Запевы частушечных серий различны. Традиция их сохранена и в частушках послереволюционного времени.

Частушечные серии выразили тенденции жанра к расширению своих узких рамок. Об этом же говорит использование в частушках припева, что тоже приводит к серийности текстов. Припев в частушке может быть различен. Он может следовать за частушечным четверостишием и может включаться в саму частушку, образуя в ней повторяющиеся вторую и четвертую строчки. Обе формы припева могут объединяться: «Мы на лодочке катались, Вспомни, что было, Не гребли, а целовались, Ну наверно уж забыла. Забыла ты, забыл и я, Забыли навсегда».

Частушечные серии, образованные некоторыми типами запева или припевом, выделяются также особой мелодией, на которую частушка поется; в этих случаях сама серия получает название по запеву или по словам припева. Напев может явиться признаком, по которому выделяется данный тип частушек. Так выделяется по напеву (а часто и по тексту) «Подгорная» («Как подгорную плясать надобно уменье...»), «Матаня», знаменитые двустрочные «страданья» («Хорошо страдать у пруда, далеко ходить оттуда»; и другие.

Выделяя главные типы композиционного строения частушек, следует отметить также тип монологический и диалогический. Частушка этого типа представляет обращение к кому-либо или передает чей-либо разговор. Например, частушка, передающая диалог влюбленных: «Ах, ты, ягодка ты мой, Все корят меня тобой.Дорогая, я не рад, Самого меня корят».

Иличастушка — обращение к матери: «Ты, родима матушка, Побереги без батюшка; Ты на брата не гляди, Поутру рано не буди».

Форма разговора или монолога позволяет в частушке обрисовать отношения тех, о ком идет речь. Эта форма ведет к драматизации исполнения частушек. Монологическая форма часто используется как начало — «заставка» — пения частушек. Она также создает особую их группировку: частушки исполняются как разговор между поющими девушками.

Композиционное строение и группировка частушек, как видно, в ряде случаев ведет к своеобразию в построении и расположении текстов при их пении. Сохраняя самостоятельное значение, каждое четверостишие может быть связано с другими темами, образами, содержанием. Однако в подавляющем большинстве случаев частушечные двустишия и четверостишия независимы друг от друга и исполняются как отдельные, связанные между собой только общим напевом песенки. Лучшие из песенок-частушек независимо от того, взаимосвязаны они или нет, — образны, подлинно поэтичны.

В частушках часто использованы сравнения. Сравнения в отдельных случаях повторяют параллелизм:

«Какая острая пила — «Как пила крушит, пилит,

В елочку впилилася, В елочку впилилася, —

Какая глупая была — Так мое сердце болит,

В мальчика влюбилася». В мальчика влюбилася».

Параллелизм и сравнение в приведенных текстах имеют общие образы. Но гораздо чаще образное сравнение частушек независимо от параллелизма.

Широко используются в частушках метафоры и метафорические выражения. Частушка говорит о «березке, всем ветрам покорной»; девушка желает, «чтобы милого ударило в тоску», о парне говорится: «пусть посохнет зимушку». Иногда на метафорическом образе строится вся частушка целиком.Нередки в частушке и метонимические образы. Так, говоря о парне, увлекающем девушку, частушка упоминает о его одежде: «Все ребята в картузах, А мой милый в кепке. Проклятая кепка Завлекает крепко».

Часто встречается в частушке традиционная для народного творчества гипербола. Например, девушка будет любить милого, пока «в морюшке до донышка не высохнет вода»; вспоминая о встрече с милым, о свидании, девушка признается, что он «сколько звездочек на небе, столько раз поцеловал» и т. д.

А. М. Горький писал: «Я предлагаю молодым литераторам обратить внимание на «частушки» — непрерывное и подлинно «народное» творчество рабочих и крестьян. Много ли мы найдем в частушках провинциализмов, уродливых местных речений и бессмысленных слов? Отбросив в сторону подражания частушкам, сочиняемые свободомыслящими мещанами и скептически настроенными путниками, мы увидим, что частушки строятся из чистого языка, а если иной раз слова у них сокращены, изменены — это делается всегда в угоду ритму, рифме»

Список литературы

1. А. М. Горький, статья «О бойкости».

2. В. И. Чичеров, «Русское народное творчество», Издательство Московского университета, 1959.

3. Лазутин, Сергей Георгиевич, «Русская частушка: вопросы происхождения и формирования жанра», С. Г. Лазутин. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1960.

4. Кравцов, Николай Иванович, «Русское устное народное творчество: учебник» Н.И. Кравцов, С.Г. Лазутин. - издание второе, исправленное и дополненное. - Москва: Высшая школа, 1977, 1983. Доп. Мин. выс. и сред. спец. образования СССР

5. Лазутин, Сергей Георгиевич, «Русские народные лирические песни, частушки и пословицы: учебное пособие для вузов», С.Г. Лазутин. - Москва: Высшая школа, 1990.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: