Вопросы к экзамену. Перечень теоретических вопросов к экзамену (для оценки знаний)




Вопросы к экзамену

Перечень теоретических вопросов к экзамену (для оценки знаний):

 

1. Альтернативы. Понятие, виды. Множество Эджварта-Парето.

2. Информационное обеспечение процесса принятия решений.

3. Источники и виды неопределенности.

4. Качество и эффективность управленческих решений.

5. Коллективные методы принятия решений.

6. Контроль при разработке УР.

7. Критерии. Оценки по критериям. Шкалы критериев.

8. Методики разработки группового решения.

9. Методология процесса разработки управленческого решения.

10. Методы «стоимость-эффективность» и «затраты-прибыль» для решений при 2-х критериях.

11. Методы качественных экспертных оценок.

12. Методы количественных экспертных оценок.

13. Методы оценки экономической эффективности УР.

14. Основные этапы и методы разработки УР.

15. Ответственность при разработке и принятии УР.

16. Оценка степени риска.

17. Подходы, используемые при разработке управленческих решений.

18. Понятие и виды проблем.

19. Принятие решений в различных системах.

20. Принятие решений в условиях неопределенности и риска.

21. Прогнозирование и планирование при разработке УР.

22. Психологическое пространство УР.

23. Риск и его разновидности.

24. Роль, сущность и свойства управленческих решений.

25. Условия и факторы качества управленческих решений.

Перечень типовых практических заданий (для оценки умений):

1. Поясните, что является признаком сходства целей и решений:

а) присутствие фактора риска;

б) цель – это этап выработки решений;

в) цель определяет выбор варианта решений;

г) цель без решения бессмысленна.

2. Поясните, что является признаком различий целей и решений:

а) цели определяют критерии оценки эффективности решений;

б) цель определяет выбор варианта решений;

в) ответственность за выбор целей и реализацию решений;

г) присутствие фактора риска;

д) выбор цели – творческий процесс, а выбор решения возможен при помощи машин.

3. Поясните, что является признаком взаимосвязи целей и решений:

а) цель – основа контроля за выполнением решения;

б) постановка цели – первооснова организации;

в) направленность на позитивные изменения объекта управления;

г) ориентация на миссию организации;

д) многовариантность решения и однозначность цели.

4. Что понимают под агрегацией целей, обоснуйте:

а) метод сокращения количества целей;

б) объединение целей, совпадающих по содержанию;

в) выделение главной цели.

5. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

Правило монотонности (при формировании матриц агрегирования): агрегированная оценка, получаемая при уменьшении хотя бы одной агрегируемой оценки должна быть не больше первоначальной, т.е. при движении из левого нижнего угла матрицы вправо и вверх, оценки должны возрастать.

6. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

Комплексная оценка должна отражать возможности развития объекта-системы (например, региона).

7. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

Формирование комплексной оценки может проводиться специалистами среднего уровня.

8. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

Человек способен эффективно оценивать неограниченное число целей (вариантов).

9.Согласны ли вы, что при установлении цели необходимо:

А) исходить из общих интересов организации;

Б) учитывать возможную противоречивость интересов отдельных подсистем, выраженную в частных целях.

10. С каким определением вы не согласны, почему? Дерево целей это:

А) структурированная, построенная по иерархическому принципу (ранжированная по уровням) совокупность целей системы, программы, плана, в которой выделены главная цель, подчиненные ей цели последующих уровней.

Б) связный граф, выражающий соподчинение и взаимосвязи элементов.

В) графическая схема, которая демонстрирует разбивку общих целей на подцели.

11.С каким определением вы полностью согласны, почему? Ранжирование это-

А) определение важности, весомости, ранга факторов, проблем по различным критериям.

Б) расстановка элементов системы по рангу, по признакам значимости, масштабности; установление порядка расположения, места лиц, проблем, целей и задач в зависимости от их важности, весомости.

12.Какая ситуация встречается реже других? Приведите примеры каждого случая.

А) неопределенность

Б) вероятностная неопределенность

В) неопределенность

13.Что понимают под критерием пессимиста, обоснуйте:

А) минимакс

Б) максимакс

В) максимин

14.Как вы считаете, критический риск влечет за собой

А) потерю прибыли

Б) потерю выручки

В) потерю имущества, банкротство

Приведите примеры каждого случая

15. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

Допустимый риск приводит к гибели предприятия.

16. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

В зависимости от вероятности потерь и влияния на финансовое положение предприятий различают следующие уровни рисков: наиболее вероятный, допустимый, возможный, критический, напряженный, катастрофический.

17. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

Между понятиями «риск» и «неопределенность» нет различий.

18. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

В ситуации риска сложнее принимать решения, чем в ситуации неопределенности.

19. Какой минимум альтернатив необходим для выработки управленческого решения? Обоснуйте.

20. Какие преимущества и недостатки у индивидуальных и групповых решений? Приведите примеры.

21. Приведите примеры проявления эффекта конформизма. Какие факторы обусловливают появление этого психологического эффекта?

22. Сколько туров необходимо для получения решения методом Дельфы? Обоснуйте.

23. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

Результаты голосования в больших группах зависят от выбора метода подсчета голосов. Докажите. Приведите примеры.

24. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

При наличии доминирующих, несопоставимых альтернатив необходимо введение дополнительного критерия для сравнения. Приведите примеры.

25. Верно ли высказывание? Аргументируйте ответ.

Матрица Эйзенхауэра – один из методов двухкритериальной оценки альтернативных вариантов (целей, задач, решений).

Перечень типовых практических заданий (для оценки навыков и (или) опыта деятельности):

1. По имеющимся данным распределения предпочтений избирателей по отношению к трем кандидатам, определить победителя тремя различными способами:

- Простое большинство;

- Метод Кондорсе;

- Метод Борда.

Кандидаты В1 В2 В3 В4 В5
А → В → С 23 11 19 6 16
В → А → С 2 8 4 22 14
В → С → А 17 15 15 11 8
С → В → А 8 21 12 5 1
А → С → В 3 3 7 14 3
С → А → В 10 9 12 2 11

2. По имеющимся данным постройте дерево решений, сделайте свертку и определите лучший вариант.

Тип решения Вероятность выбора данного типа решения Выигрыш при действии
Выбор 1 типа решения Выбор 2 типа решения
В1 В2 В3 В4 В5 В1 В2 В3 В4 В5 В1 В2 В3 В4 В5
1 0,7 0,3 0,9 0,35 0,65 350 250 -50 -50 150 -100 -110 450 500 800
2 0,3 0,7 0,1 0,65 0,35 -50 -50 250 350 -40 500 450 -100 -110 -200

3. Используя метод «Стоимость - Эффективность» определите множество Эджворта-Парето:

В1.

Показатель Альтернативы
1 2 3 4 5 6 7
1 Эффективность в усл. ед. 26 18 23 27 20 16 30
2 Стоимость в усл. ед. 10 9 10 12 7 6 25

В2.

Показатель Альтернативы
1 2 3 4 5 6 7
1 Эффективность в усл. ед. 261 181 231 271 201 161 301
2 Стоимость в усл. ед. 101 91 101 121 71 61 251

В3.

Показатель Альтернативы
1 2 3 4 5 6 7
1 Эффективность в усл. ед. 126 118 123 127 120 116 130
2 Стоимость в усл. ед. 110 19 110 112 17 16 125

В4.

Показатель Альтернативы
1 2 3 4 5 6 7
1 Эффективность в усл. ед. 62 81 32 72 20 61 30
2 Стоимость в усл. ед. 10 9 10 12 7 6 25

В5.

Показатель Альтернативы
1 2 3 4 5 6 7
1 Эффективность в усл. ед. 26 18 23 27 20 16 30
2 Стоимость в усл. ед. 11 7 10 12 7 5 20

4 В заданиях приняты условные единицы для упрощения расчетов.

В1. Определите вектор решений и вектор внешней среды. Составьте функцию полезности по имеющимся данным.

В сельском поселении планируют открыть муниципальную пекарню. Себестоимость одной булки – 12 руб. Продажная цена – 15 руб. Население сельского поселения 2000 человек. На основании маркетингового исследования установлено, что в последние 50 дней спрос на хлебобулочные изделия характеризовался следующими данными:

Sj (спрос в день, тыс. шт.) 2 4 6 8 10

Число дней 5 10 15 15 5

Коэффициент оптимизма – 0,3.

Сколько булок в день будет выгодно выпекать?

В2. Определите вектор решений и вектор внешней среды. Составьте функцию полезности по имеющимся данным.

Председатель с/х кооператива решает закупить бочки для засолки огурцов. Ожидаемая урожайность колеблется от 700 до 1000 кг. В бочку вмещается 50 кг. Цена бочки 300 руб., затраты на засолку 20 руб. на бочку, аренда места на рынке – 50 руб. Цена реализации продукции 7 руб. за кг. Сколько бочек необходимо закупить?

В3. В муниципальном районе, в котором основной вид деятельности – выращивание зерновых, а посевная площадь1430 га, решено построить элеватор. Предложены типовые проекты элеватора мощностью на 20, 30, 40, 50 и 60 тыс. центнеров зерна. Проектная документация стоит 40 тыс. денежных единиц. Стоимость оборудования и введение в эксплуатацию элеватора мощностью 20 тыс. центнеров равна 60 тыс. денежных единиц и возрастает на 10% с ростом мощности элеватора на 10 тыс. центнеров. Затраты на эксплуатацию элеватора мощностью 20 тыс. центнеров составляют 10 тыс. денежных единиц и уменьшаются на 10% с ростом мощности на 10 тыс. центнеров. Стоимость хранения зерна (что составляет статью доходов) 10 денежных единиц на 1 центнер. Урожайность в этом районе колеблется от 14 до 20 центнеров с га. Какой проект нужно выбрать?

В4. Организуются муниципальные пригородные автобусные рейсы. Число пассажиров колеблется от 300 до 450 чел., из которых 105 имеют право бесплатного проезда. Цена билета – 6 руб. Вместимость автобуса 30 чел. Эксплуатационные затраты на один рейс – 50 руб. Оплата шофера за одну поездку – 60 руб. Сколько необходимо организовать рейсов?

В5. В райцентре решается вопрос о строительстве сыроваренного завода. Известно, что дневной объем поставок молока колеблется от 4800 до 5600 л в день. Один сепаратор ежедневно перерабатывает 600 л молока в 50 кг сыра. Стоимость аппарата 40000 руб., ежемесячные эксплуатационные расходы –1500 руб., аренда помещения – 12000 руб. в год. Молоко закупается по 3 руб./л, сыр продается по 45 руб./кг. Неиспользованное молоко приходится вывозить на свинокомплекс молоковозами (вместимость 5 т) с затратами 100 руб. за рейс. Сколько сепараторов закупать?

5.Составьте список из десяти задач-целей для менеджера на месяц. Проранжируйте их по критериям срочности и важности. Постройте матрицу Эйзенхауэра. Сделайте выводы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: