Иванова Наталья Егоровна, воспитатель
Юктешева Евгения Семеновна, воспитатель
МБДОУ г.Абакана «Детский сад «Алёнка»
ЗАНЯТИЕ КОНСТРУИРОВАНИЕМ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
В настоящее время в дошкольных учреждениях огромное внимание уделяется детскому конструированию. Во многих образовательных программах конструирование рассматривается как одно из направлений познавательного развития. Благодаря этой деятельности ребенок быстро совершенствует навыки и умения, осваивает пространство, учится логически мыслить, развивает свою фантазию, ведь он придумывает, создает свои конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество. У детей увлекающихся конструированием, хорошо развита фантазия, воображение, логическое и математическое мышление.
При выпуске из детского сада ребенок уже может:
-воплотить в постройке собственный замысел
-работать по образцу и по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию
-соотносить конструкцию предмета с его назначением.
Создавать модели из разного вида конструкторов по рисунку (схеме) и словесной инструкции.
Но необязательно использовать конструктор «Lego», во время образовательной деятельности с детьми по конструированию можно использовать счетные палочки, спички, ведь при помощи них можно составлять всевозможные фигуры, превращать одну фигуру в другую путем перекладывания палочек, создавать разнообразные игры, показывать даже фокусы. Некоторые педагоги предлагают проводить занятия со счетными палочками уже с 3 лет.
Составлен примерный комплекс заданий со счетными палочками специально для дошкольников:
1. Составление фигур из счетных палочек.
2. Изменение фигур перемещением палочек.
Первый комплекс ориентирован в основном на составление геометрических фигур (квадрат, треугольник) из определенного количества счетных палочек. Также можно добавлять задания на конструирование несложных фигур, показывающие объекты окружающего мира (ёлочка, домик, скамейка).
Второй комплекс связан с прямым перемещением палочек с целью изменения фигур.
Например: задание для ребенка младшего дошкольного возраста:
-Сложи один треугольник! Сколько тебе палочек нужно?
-Сложи два треугольника! Возьми шесть палочек.
Например: задание для ребенка старшего дошкольного возраста:
-Сложи из палочек фигуру
-Посчитай сколько здесь треугольников?
-Убери две палочки, чтобы осталось два треугольника
Существует несколько видов конструирования:
1. Конструирование по образцу. Используется у детей младшего дошкольного возраста. Начальный этап: постройка из деталей, на примере образца и способа изготовления. Это необходимый и важный этап в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщенным способом анализа – учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.
В рамках этой формы решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер. Развивается наглядно - образное мышление.
2. Конструирование по модели. В качестве образца предлагается модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребенка. Иными словами: предлагается определенная задача, но не способ ее решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят ее из имеющегося строительного материала. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирование по образцу.
3. Конструирование по условиям - носит иной характер, дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое значение, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер. Такая форма обучения развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определенный опыт.
4. Конструирование по теме. (Например - транспорт)
Эта форма близка по своему характеру конструирование по замыслу, стоило лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определенной темой. Основная цель конструирование по теме - закрепление знаний и умений детей.
5. Конструирование по замыслу: это творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение - достаточно трудная задача для дошкольников. Степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений.
6. Конструирование по простейшим чертежам и схемам. Эта форма дает возможность познакомить детей с чертежами, схемами. Умение использовать шаблоны, а в дальнейшем видеть детали в трех измерениях. В результате такого обучения детей развивается образное мышление познавательно-творческой способности.
В детских садах используют для конструирования не только конструкторы, но и подручный материал: пенопласт, горошины, пластилин, зубочистки, при помощи которых можно создать свой конструктор.
Также конструирование можно рекомендовать родителям для занятия с детьми в домашних условиях.
Таким образом, конструирование развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза. На основе практических действий с конструктором осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных соотношений. В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко. В процессе конструирования дети усваивают правильное употребление относительных понятий: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий. Также они упражняются в точном словесном указании направления (над – под, сзади – спереди, вправо – влево и т.д.).
Также конструированием можно легко заниматься дома с родителями.