Семинарское занятие № 2 Происхождение древнегреческой трагедии. Творчество Эсхила.
1. Происхождение и композиционное построение древнегреческой трагедии.
2. Устройство театра в древней Греции.
3. Эволюция жанра трагедии в творчестве Эсхила.
4. Особенности мировоззрения Эсхила.
5. Трагическая судьба рода в трилогии “Орестея”.
6. Специфика создания образов главных героев (Агамемнон, Клитемнестра, Орест, Электра)
7. Борьба материнского и отцовского права в трагедии “Эвмениды”.
8. Образ Прометея в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей»
9. Миф о Прометее и его отражение в трагедии Эсхила
10. Осмысление страдания как орудия божественной справедливости
Рекомендуемая литература
Эсхил. Орестея. Прометей прикованный. Любое издание.
Борухович, З. Г. История древнегреческой литературы: Классический период / З. Г. Борухович. М., 1962.
Поэтика древнегреческой литературы / под. ред. С. С. Аверинцева. M., 1981.
Гаспаров, М. Л. Литература европейской античности / М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо, Т. А. Миллер, М. Е. Грабарь-Пассек // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. М., 1983. С. 303–500.
Гусейнов, Г. Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия: Лекция / Г.Ч. Гусейнов М.: ГИТИС. 1982.
Лосев, А. Ф. Античная драма / А. Ф. Лосев. М., 1970.
Радциг, С. И. История древнегреческой литературы / С. И. Радциг. М., 1977.
Топуридзе Е.И. Человек в античной трагедии. Тбилиси, 1984
Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. М., 1983.
Ярхо, В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы изучения древнегреческой трагедии / В. Н. Ярхо. М., 1978.
Ярхо, В. Н. Эсхил / В. Н. Ярхо. М., 1958.
Семинарское занятие № 3. Творчество Софокла и Эврипида.
1. Творческое новаторство Социально-политические взгляды Софокла.
2. Роль прологав трагедии “Антигона”: противопоставление Антигоны и Исмены. Мягкий и твёрдый характер. Пассивный и активный героизм.
3. Конфликт Антигоны с Креонтом: “писаные” и “неписаные” законы.
4. Композиционное мастерство в трагедии “Царь Эдип”: невольные злодеяния и саморазоблачение героя.
5. Несоответствие намерений героя результатам яго действий: “трагедия судьбы” или трагедия “недостаточной человеческой мудрости”?
6. Еврипид – «философ на сцене». Характер конфликта в его трагедиях.
7. Новаторство Еврипида-драматурга: от классической трагедии к психологической трагедии и социально-психологической драме.
8. Отношение Еврипида к полисной религии. Изображение богов в его трагедиях.
9. Женские образы в трагедиях Еврипида («Медея», «Ипполит»).
10. Психологическая трагедия «Медея». Особенности образа главной героини.
11. Раскрытие темы семейных отношений в трагедии «Медея».
12. Проблема долга и личного счастья в трагедиях Еврипида.
Рекомендуемая литература
Еврипид. Медея. Ипполит. Любое издание.
Софокл. Царь Эдип. Антигона. Любое издание
Гаврилов, А. К. Театр Еврипида и афинское Просвещение: Источниковедческое исследование. Автореф. дисс. … д. и. н. / А.К. Гаврилов. СПб., 1995.
Гончарова, Т. Еврипид / Т. Гончарова.М., 1984
Лосев, А. Ф. Античная драма / А. Ф. Лосев. М., 1970.
Радциг, С. И. История древнегреческой литературы / С. И. Радциг. М., 1977.
Топуридзе Е.И. Человек в античной трагедии. Тбилиси, 1984
Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. М., 1983.
Суриков, И. Е. Эволюция религиозного сознания афинян во вт. пол. V в. до н. э./ И.Е. Суриков // Софокл, Еврипид и Аристофан в их отношении к традиционной религии. М.: Изд-во ИВИ РАН, 2002.
Ярхо, В. Н. Трагедия Софокла «Антигона»: Уч. Пособие / В.Н. Ярхо. М.: Высш. шк., 1986.
Ярхо, В.Н. Софокл и его трагедии / В.Н. Ярхо // Софокл. Трагедии. М., "Художественная литература", 1988.
Семинарское занятие №4. «Божественная комедия» Данте Алигьери
1. История создания «Божественной комедии». Значение названия.
2. Символика чисел в творчестве Данте и, в частности, в БК.
3. Значение аллегорий и символов в БК
4. Этические принципы, на которых построен Ад (сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля.Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама.)
5. Архитектоника дантовского "Ада".
6. Значение надписи на вратах Ада.
7. "Ад" как галерея человеческих страстей: пластичность изображения грешников и сверхматериальность ада.
8. Образы спутников поэта (Вергилий, Беатриче, Бернард Клервоский).
Рекомендуемая литература
Данте Алигьери. Божественная комедия. Любое издание
Ауэрбах, Э. Данте – поэт земного мира / Э. Ауэрбах. М., 2004.
Голенищев-Кутузов, И.Н. Творчество Данте и мировая культура / И.Н. Голенищев-Кутузов. М., 1971
Елина, Н. Г. Данте / Н.Г. Елина М.: 1965 г. Илюшин, А. А. Над строкой «Божественно Комедии» / А.А. Ильюшин // Дантовские чтения. М., 1985 Лотман, Ю. М. Заметки о художественном пространстве / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам. Тарту, 1986. Мандельштам, О. Э. Разговор о Данте / О.Э. Мандельштам. М., 1987 Малашенко, И. Е. Данте и Фома Аквинский: два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти / И.Е. Малашенко // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1980 г. №4. Робинович, В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне / В.Л. Робинович. - М., 1985 Хлодовский, Р. И. Гуманизм Данте. Путь к «Божественной Комедии» / Р.И. Хлодовский. - М. 1979 Шичалин, Ю. А. О некоторых образах неоплатонического происхождения у Данте // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985 г.