Буддизм как этическое учение




Буддизм представляет собой религиозное учение, которое основное внимание уделяло развитию у человека этических норм и правил поведения. Центром доктрины буддизма является учение о карме, в котором все поступки человека связывались с соответствующими наказаниями или поощрениями.

 

Этическая доктрина буддизма строится на «четырех благородных истинах »:

— жизнь полна зла и страданий;

— причина страданий – внутренний мир самого человека с его неправильными желаниями и жаждой жизни;

— путь избавления от страданий состоит в избавлении от желаний (нирвана);

— путь избавления от желаний – это путь спасения (Восьмеричный Путь).

 

Благородный Восьмеричный Путь состоит из следующих ступеней, разделяемых на три группы:

I группа - Мудрость

1 ступень - правильное воззрение в первую очередь включает в себя постижение четырёх благородных истин. После этого буддисту необходимо постигнуть и прочие основные положения учения, которые необходимо «внутренне пережить» и реализовать в виде главной мотивации своего поведения.

2 ступень - правильное намерение. Буддисту необходимо принять твердое решение следовать буддийскому пути, ведущему к освобождению и нирване. Также ему необходимо выращивать в себе метту — любящую доброту по отношению ко всем живым существам.

II группа - Нравственность

3 ступень - правильная речь включает в себя отказ от лжи, неприличных и грубых слов, непристойности, глупости, клеветы и сеющих распри слухов.

4 ступень - правильное поведение – связана с деятельностью физического тела, но оценивается с моральной точки зрения. Включает три аспекта:

• Воздержание от желания убивать всех других живых существ, от убийства как ремесла.

• Воздержание от взятия того, что не дано: от воровства, обмана и пр.

• Воздержание от прелюбодеяния: от супружеской неверности, соблазнения, изнасилования и пр. Для посвящённых в духовный сан необходимым условием является соблюдение обета безбрачия.

5ступень - правильный образ жизни. Для обретения внутреннего мира следует зарабатывать на жизнь в соответствии с буддийскими ценностями. Необходимо воздерживаться от работы:

• связанной с торговлей живыми существами, людьми или животными: работорговля, проституция;

• так или иначе связанной с изготовлением и продажей оружия и инструментов для убийств;

• связанными с производством мяса, поскольку для получения мяса требуется убийство живых существ;

• связанной с одурманивающими веществами: производство алкоголя и наркотиков, торговля ими;

• связанной с обманом, накоплением богатства неправедными и преступными путями.

Правильный образ жизни включает также отказ от излишеств, богатства и роскоши. Только при этом условии можно избавиться от зависти и других страстей и связанных с ними страданий.

 

 

III группа - Духовная дисциплина

6 ступень - правильное усилие включает в себя стремление сосредоточить свои силы и реализовать следующие состояния, способствующие пробуждению: самоосознавание, усилие, концентрация, радость, спокойствие, умиротворение.

7 ступень - правильное памятование включает в себя «осознавание собственного тела, ощущений, ума и ментальных объектов» с целью достижения «непрерывной осознанности». В качестве методов используется шаматха (успокоение сознания и устранение аффектов) и випашьяна (созерцание, направленное на закрепление позитивных и устранение негативных состояний сознания).

8 ступень - правильное сосредоточение включает в себя глубокую медитацию или дхьяну (особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания, приводящая к полной остановке на некоторое время любой психической активности), а также развитие концентрации и ведёт к достижению предельной созерцательности или самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), а затем и к освобождению.

 

Базовый кодекс буддийской этики. Пять священных заповедей:

• отказ, воздержание от причинения любого вреда живым существам (ахимса), от убийства (прана-атипата);

• отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому (адатта-адана, астея);

• воздержание от неправильного сексуального поведения (кама-митхьячара);

• отказ от злоупотребления доверием, лжи и обмана (сатья);

• отказ от употребления опьяняющих напитков (мадьяпана) и от всего, что затрудняет самоконтроль.

 

Моральный кодекс светских приверженцев буддизма в Китае:

— Не убивать

— Не красть

— Не прелюбодействовать

— Не лгать и не клеветать

— Не использовать дурманящих веществ

— Не сплетничать о других буддистах

— Не превозносить себя и не унижать других

— Не скупиться к нуждающимся

— Не держать зла и не побуждать ко злу

— Не клеветать на “Три Драгоценности”:

1. Будда;

2. Дхарма (закон, учение);

3. Сангха (монашеская община).

 

Вывод: Этика стала фундаментом буддизма, основой всех его представлений и связанных с ними норм поведения. Постичь буддийское знание мог только человек, обладающий развитыми понятиями о нравственности и строго соблюдающий моральные нормы в повседневной жизни.

Высшей целью в буддизме является достижение нирваны – полного покоя, в котором приходит настоящее Знание. Для достижения нирваны следовало соблюдать строгие рекомендации и этические запреты.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: