Рекомендации по ведению дневников наблюдений




ДНЕВНИК ТЬЮТОРА

Вариант 1 «Дневник наблюдений за ребенком с ОВЗ»

Дневник наблюдений – основной документ, которые ведет тьютор; форма отчетности позволяющая фиксировать изменения и отслеживать динамику развития ребенка. Ежедневные записи дневника помогут проследить, как ребенок включается в задания, в коммуникацию, что меняется, с какими трудностями он сталкивается.

Главная задача дневника наблюдений – отражать состояние и деятельность ребенка в течение времени пребывания в ОУ: на уроках, групповых и индивидуальных занятиях, на перемене и других мероприятиях. В дневнике отображаются наиболее эффективные формы взаимодействия с ребенком, реальные достижения и затруднения.

Материалы дневника наблюдения могут быть предложены для ознакомления родителям. Важно показать родителям объективную картину изменения состояний ребенка во время пребывания в ОУ, его достижения и трудности для организации совместной, «двусторонней» помощи и поддержки.

Форма дневника наблюдений произвольна. В зависимости от конкретных задач дневники могут быть различными, например:

1. Дневник, в котором тьютор фиксирует значимые проявления поведения ребенка с целью отслеживания динамики учебной и социальной жизни.

2. Дневник как форма приложения к отчетности перед вышестоящей психолого-педагогической инстанцией. Такая форма отчетности должна вестись в соответствии с требованиями этой инстанции. Логика документа такого рода предполагает наличие даты записей, цели (она может быть общей, в начале дневника), задач, используемых методов и отметки типа «удалось – не удалось».

3. Дневник как способ информирования родителей о школьной жизни, учебе и успехах их ребенка. Благодаря такой форме дневника родители смогут максимально полно представить себе картину жизни их ребенка в школе и понять, как проходит процесс обучения.

Важно отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение. Параметры могут быть следующими:

– физическое развитие;

– когнитивное развитие;

– социально-эмоциональное развитие;

– коммуникативные возможности;

– отношение к учебе;

– школьные навыки.

Кроме того, по каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы, например:

– описание проблемы;

– возможности ребенка;

– ресурсы;

– компенсационные возможности;

– ограничения;

– возможные пути преодоления;

– действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.

Тьютор может вести любые записи, помогающие объективно оценить возможности ребенка; выявить проблемы, с которыми необходимо работать; сформулировать конкретные задачи в работе с данным учеником; составить индивидуальный план работы. Например, заполнять в начале и в конце полугодия, или учебного года таблицу сформированности основных навыков, предложенную И.В.Карпенковой:

Таблица сформированности основных навыков

  Деятельность ребенка Делает + Делает не всегда +- Делает, но редко -+ Не делает -
Маршрутная деятельность  
Знает, где раздевалка; приходя в школу, идет в раздевалку, в соответствующее место; верхнюю одежду вешает на вешалку, переобувается, пакет с обувью также вешает на вешалку  
Берет свой портфель и идет в свой класс  
В классе находит свое место; достает из портфеля необходимые вещи, в соответствии с уроком; портфель помещает на соответствующее место  
В течение урока находится в классе, сидит или двигается в соответствии с указаниями учителя  
После урока меняет учебники и тетради для следующего урока  
Во время перемены вместе с другими учениками под руководством учителя выходит из класса, гуляет в рекреации или идет в столовую, в спортзал, в другие классы, после уроков – в раздевалку  
После уроков собирает все вещи в портфель  
Другое  
Витальная деятельность (навыки самообслуживания)  
Во время урока (или на перемене) может попроситься в туалет  
Может самостоятельно сходить в туалет во время перемены  
Моет руки перед едой и после туалета  
Находясь в столовой, ест  
Другое  
Коммуникативная деятельность  
Выполняет инструкции учителя  
Может повторять действия за учителем  
Смотрит на учителя  
Задает вопросы  
Отвечает на вопросы  
Поднимает руку, когда знает ответ  
Может по просьбе учителя выйти из-за парты и ответить у доски  
Копирует то, что делают другие ученики, если не успел за учителем  
На перемене общается со сверстниками  
Другое  
Учебная деятельность  
Может самостоятельно писать  
Может самостоятельно открыть учебник или тетрадь на нужном месте  
Пользуется не только ручкой, но и остальными канцтоварами, в соответствии с заданием  
Рисует  
Пользуется красками, фломастерами, мелками  
Другое  
Этика отношений  
Здоровается (прощается) в соответствии с ситуацией  
Обращается к учителям на «вы», к сверстникам – на «ты»  
Ждет, когда надо ждать всех  
Помогает другим, по просьбе  
Помогает другим, без просьбы, по ситуации  
Поздравляет, выражает радость успеху других  
Переживает за других в случае грустной ситуации  
Другое  
Осознавание себя и смысла учебы  
Радуется похвале  
Понимает и серьезен, когда его действия критикуют  
Стремится исправить свое поведение или оценку  
Выражает разную степень интереса к темам и урокам  
Что-то любит больше, что-то меньше (рисовать, двигаться, слушать)  
Другое  

 

Рекомендации по ведению дневников наблюдений

1. Дневник наблюдений один из основных документов, позволяющих отследить динамику развития учащегося (воспитанника).

2. Тьютор заполняют дневник на основе личных наблюдений, результатов диагностик.

3. 3. В записи следует отразить:

- динамику развития воспитанника;

-анализ результатов психолого – педагогического мониторинга.

4. Сроки заполнения: ежедневно.

Подлежит фиксации:

1. Состояние органов чувств.

2. Особенности внимания - устойчивость, переключаемость, объем, привлекаемость.

3. Особенности восприятия и осмысления учебного материала - быстро ли улавливает главное, усвоение нового материала, как понимает объяснение учителя, умение устанавливать причинно - следственные связи.

4. Особенности понимания и воспроизведения учебного материала - процессы памяти, прочность запоминания, что лучше запоминает (цифры, факты, описания), точность воспроизведения, условия, благоприятствующие точности воспроизведения, например, использование наглядности.

5. Особенности речи - дефекты речи, понимание, запас слов, письменная речь.

6. Особенности усвоения учебного материала - отношение к отдельным учебным предметам, умение применять знания в новых условиях.

7. Успеваемость - общая, по предметам, факты, которые влияют на успеваемость в течение учебного года или за несколько лет обучения.

8. Особенности познавательных интересов - отсутствуют, слабы, осознанность интересов, их мотивировка, особые интересы к чему-то, склонность к какому - либо роду деятельности, профориентированность.

9. Особенности личности - общая характеристика поведения, выполнение школьного режима, требований взрослых, отношение к общественной жизни коллектива, какие общественные обязанности, поручения имеет и как их выполняет.

10. Взаимоотношения с коллективом - положение, авторитет в коллективе, чем определяется это положение.

11.Особенности характера - ярко выражение положительные и отрицательные стороны характера, преобладающее настроение и чем оно вызвано (угрюмость, апатия, эйфория, дисфория), наличие волевых черт характера, отношение к собственному дефекту.

12.. Общие выводы: трудности, возникающие в процессе обучения и воспитания, их преодоление; на преодоление какого недостатка, в первую очередь, должно быть направлено внимание тьютора, на какие положительные качества личности должен опереться тьютор в своей работе, какие коррекционно-педагогические мероприятия должны быть проведены в дальнейшем с этим учеником, динамика развития.

 

Вариант 2 «Дневник наблюдений за учащимся общеобразовательной школы с целью повышения качества образования»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: