Слоговое (силлабическое) письмо




Факультет «Лингвистика»

Кафедра «Романо-германские языки»

 

 

Реферат

по дисциплине

Основы языкознания

на тему:

Этапы и формы развития начертательного письма

 

Работу выполнила

студентка 1 курса группы Л4-12

Блаженова Екатерина Владимировна

 

Преподаватель: С. Ю. Бабанова

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1.Определение начертательного письма………………………………………4

2.Основные этапы развития начертательного письма………………………..4

2.1.Пиктография………….………………………………………….……….5

2.2. Идеография………………………………………………………………6

2.3.Слоговое (силлабическое) письмо………………………………………7

2.4.Буквенно-звуковое письмо­­­­­­­­­­­­­­………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………..10

Список литературы…………………………………………………………….12

 

Введение

С момента появления человекоподобных существ и человека, в наиболее близком нам значении этого слова, появилась нужда и в каком-либо способе связи между собой – общении. Люди должны были научится выходить на контакт достаточно быстро и просто, что сильно облегчило бы им жизнь, деление добычи и земли, позволило бы значительно быстрее решать межплеменные и межличностные конфликты.

Изначальным, первичным способом общения стала тогда устная речь, которая возникла около 500 тысяч лет назад. Следом возник и вторичный способ – начертательное письмо. Оно появилось намного позже, примерно 6 тысячелетий назад. Точных временных рамок, как таковых, не существует, так как, к примеру, древнеегипетское письмо известно нам с конца четвёртого тысячелетия до н.э., а китайская письменность получила своё распространение только во втором тысячелетии до н.э.

Наиболее близкое нам буквенное письмо существует всего около трёх тысячелетий.

Совершенно обоснованно, письменность (в большинстве её проявлений) считается одним из величайших изобретений человечества, подкрепляющим собой достижения практически всех возможных областей науки, культуры, образования и техники, являющимся бесспорной основой нашей цивилизации.

Само понятие «письмо» представляет собой систему знаков, предназначенную для фиксации речи и передачи её во времени и пространстве. Иными словами, письмо – система графических знаков для передачи, запечатления речи.

И всё же, сейчас речь пойдёт не обо всём письме в целом, так как тема эта довольно обширна, в данной работе мне хотелось бы затронуть исключительно начертательное письмо, его историю, причину возникновения и формы развития.

 

 

Определение начертательного письма

Начертательное письмо – это письмо, построенное на использовании графических (от греч. graphi-kos – «письменный, начертательный») знаков, а так же картинок, букв, цифр и т.д.

За всё время исторического развития начертательного письма, в нём последовательно сменилось несколько типов, каждый из которых определялся тем, какие именно элементы звукового языка служили единицей письменного обозначения: целостные сообщения, слова, слоги или звуки.

Однако, считать, что каждый народ, начиная развиваться как полноценная цивилизация, в обязательном порядке проходил через все возможные этапы развития письма, определённо, не стоит. По целому ряду причин, связанных с грамматическим строем местного языка, или же некоторыми историческими факторами, некоторые народы проходили данный «путь развития письма» частично и могли остановиться на любом из этапов.

Примером могут послужить страны Востока. Так, например, письмо в современном Китае построено на обозначении символами целых слов, а Япония и Корея помимо этого используют ещё и национальные слоговые системы: «кана» и «кунмун» соответственно.

Некоторые другие народы, представляющие собой, например, большинство известных нам стран Европы, последовательно прошли весь путь непосредственно от низшего этапа в развитии письма к высшему, от «знаков-фраз» до «знаков-звуков», или же перескочили сразу с первого на последнее. Именно такой скачок совершили некоторые народы Крайнего Севера после Октябрьской революции.

Основные этапы развития начертательного письма

Как уже было сказано ранее, начертательное письмо прошло четыре основных этапа (типа), связанных непосредственно с тем, что именно обозначал в нем знак. Стандартно, устанавливаются следующие четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое; где пиктография, соответственно, – сообщения, идеография – слова, слоговое письмо – слоги, и буквенно-звуковое – звуки.

Теперь же стоит подробнее рассмотреть каждый из установленных типов начертательного письма.


4

Пиктография

Начертательное письмо зарождается как пиктография (от лат. pictus – «живописный», и греч. grapho – «пишу») – рисуночное письмо.

Она отлично знакома каждому, упоминания о ней вы ни раз слышали, а многие даже видели её примеры в документальных и художественных фильмах, связанных с зарождением человечества. Образцы же данного типа письма всегда интересовали не только археологов и историков, но и этнографов, и искусствоведов.

В первую очередь, следует отметить, что данная разновидность письма не является фонетической, а значит, не передаёт звучания слов. Она состоит из сильно упрощённых схематических изображений (примитивных рисунков) людей, животных, предметов, событий и действий. Естественно, и историк, и человек искусства, и этнограф заинтересованы в изучении подобных рисунков, ведь культура древних, искусство и письмо в данном случае неразделимы.

С помощью пиктографии описывались происшествия, достижения или жизненные ситуации (такие как охота, поход, ритуал или победа в бою), предметы (орудия труда, лодка, посуда), живые существа (люди, животные, птицы) и подобное. Точное словесное оформление всего запечатленного для пиктографии было несущественно, важность имела лишь основная мысль, а прочесть её можно было как угодно, и нарицательными, и глаголами…

Развитие пиктографического письма происходило на протяжении долгих тысячелетий. Наиболее ранние примеры «рисунков» носили довольно реалистичный характер, тогда как со временем они приобрели символическое значение. Отличительной и, пожалуй, основной особенностью пиктографии является то, что даже носители разных языков могли одинаково понять смысл одних и тех же записей. Однако субъективность (полная зависимость оформления записи от восприятия и желания писавшего) могла, в равной степени, затруднить чтенье даже для его соплеменников – нестабильность пиктографических изображений приводила к существенным различиям в их толковании.

Широкое распространение пиктография получила в области хозяйственных дел. Число понятий сильно ограничивалось содержанием послания, ведь, чтобы зафиксировать количество населения, размер армии, границы охотничьих угодий и имущество жителей не нужны были слишком сложные изображения.

В ритуальных записях пиктография использовалась для передачи смысла отдельных действий жрецов, мистической стороны некоторых явлений и понятий и т.д.

Особый интерес вызывают и материалы, которые использовались для пиктографического письма. Самые ранние записи создавались человеком с помощью примитивных средств – обуглившейся палки, заостренного осколка вулканической породы или кости, на камне. Позже стали использоваться намного более удобные материалы – древесная кора, или кожа животных.

К сожалению, до наших времен большинство памятников пиктографического письма не дошло, однако сохранились отдельные записи в виде наскальной живописи, элементов обустройства древних храмов и гробниц или посланий, нарисованных на оружии и предметах быта.

Идеография.

С развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография уже не способна выполнять. Тогда же и формируется идеография (от греч. idea – «идея» и grapho – «пишу») – разновидность письма, знаки которого обозначают определенную идею. То есть, запечатлеется не факт в его непосредственной данности, а понятия, возникающие в сознании человека и требующие своего выражения на письме. В этом и заключается её главное отличие от пиктографии, изображения которой передают значение конкретных объектов или предметов. Именно тогда человек научился разделять речь на отдельные элементы – слова.

Так, например, понятия «зоркость» и «бодрствование» нельзя нарисовать, но можно нарисовать тот орган, через который они проявляются – глаз. Таким образом, обозначения на первых шагах идеографического письма остаются теми же рисунками, но обозначаемое меняется: рисунок глаза как пиктограмма обозначает «глаз», а как идеограмма – «зоркость», «бодрствование», то есть функцию данной вещи или результат ее использования. Таким же способом «дружбу» можно передать изображением двух рук, пожимающих одна другую, а «вражду» – изображением скрещенного оружия.

Идеографическое письмо доносило сообщение практически дословно, передавая даже порядок слов. Кроме того, для идеографии характерна стабилизация количества и форм графических знаков. Это означает, что

пишущий не изобретал значки, как в пиктографии, а брал их из готового набора.

На начальном этапе развития данного вида начертательного письма один и тот же знак мог обозначать предметы или понятия и в прямом, и в переносном значении. Однако со временем идеограммы приобрели более устойчивые значения.

Период развития идеографического письма пришёлся как раз-таки на период формирования понятия государства, а также развития торговли и общественного производства. Возникла необходимость не только точно понимать идеограммы, но и записывать их намного быстрее, передавая большие объемы информации. Именно это и привело к тому, что идеограмма, претерпевая значительные изменения, превратившись в иероглиф (от греч. hieroglyphoi – «священные письмена») – условный знак, обозначающий определенные понятия или же важные составные части отдельных слов или словооборотов.

Иероглифическое письмо удобно тем, что с помощью его знаков можно передать и наглядное, и отвлеченное содержание. Тут-то уже и возникает вопрос формирования официального алфавита, так как, для того чтобы читать и писать, надо знать и иметь в распоряжении известный, общепринятый набор знаков и очень большое количество иероглифов.

Идеографическое письмо наиболее всего характерно для цивилизаций Древнего Египта и Восточных цивилизаций, в которых иероглифы используются и по сей день. Вероятнее всего, это напрямую связано с особенностями восточной культуры и ментальности, основой которых является образное, абстрактное мышление.

Слоговое (силлабическое) письмо

Со временем письмо стало передавать язык не только в его грамматическом строе, но и в его фонетическом обличии. Еще древние египтяне делали попытки передачи в письме фонетической стороны языка. Люди стали разлагать сложные слова на «кусочки», созвучные с короткими словами, то есть, в конце концов, на слоги. Тогда иероглиф и стал обозначать слог.

Пример: если бы мы русское имя Шура разложили на «шу» и «ра» и рассматривали бы эти кусочки в соответствии с их французским значением шy (chou) – «капуста» и ра (rat) – «крыса», то мы изобразили бы данное имя иероглифами «капусты» и «крысы».


7

Именно таким образом возник первый этап развития силлабического, или слогового письма.

Слоговое письмо представляет собой фонетическую систему, основными элементами которой являются отдельные знаки или совокупность символов, обозначающие слоги.

Скорость развития слогового письма соответствовала тому, насколько богат язык в плане грамматики. В то же время формировался единый литературный язык, в котором закреплялось единообразное произношение отдельных слов. Важно то, что в той или иной форме слоговые и буквенно-фонетические знаки использовались в большинстве древних систем письма. Исключением является китайский язык.

Слоговые системы в зависимости от фонетического значения символов подразделяются на три основных категории.

Первая – переднеазиатская клинопись, письменность майя, корейское лигатерно-фонетическое и библосское письмо. Символы в ней могут обозначать любой слог – с изолированными гласными, гласными и согласными, а в некоторых случаях и с конечными согласными звуками.

Вторая – критско-микенское письмо, персидско-ахеменидская клинопись, а также кипрская, эфиопская и японская слоговые системы. В ней письменные символы обозначают только изолированные гласные или сочетания согласных с определенными гласными звуками.

Третья – в основном индийские слоговые системы. В ней знаки обозначали только изолированные гласные, а также сочетания согласных и гласного «а».

Слоговое письмо считается достаточно удобным как в обучении, так и в использовании, ведь в нём присутствует необходимый минимум знаков, он довольно точно отображает фонетические особенности языка, отлично передает грамматическую форму слов и словосочетаний.

В то же время, одним из наиболее существенных недостатков слоговых систем является то, что количество слогов в любом языке гораздо меньше, чем число звуков. Именно поэтому в таком письме для более точной передачи информации требуется большее количество символов. К тому же, Тексты, записанные таким образом, довольно сложно читать, поскольку кроме постижения смысла написанного попутно необходимо воспроизводить фонетическое звучание слов. А это становится практически невозможным без глубоких знаний языка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: