на водных объектах Российской Федерации




Об утверждении Правил пользования маломерными судами

В соответствии с пунктом 7 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835[1], п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемые Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г.

 

Министр Е.Н. Зиничев

 

УТВЕРЖДЕНЫ

приказом МЧС России

от_____________№ ______

 

 

Правила

пользования маломерными судами

на водных объектах Российской Федерации

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Правила устанавливают единый порядок пользования маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях (далее – маломерные суда) на водных объектах Российской Федерации, и распространяются на принадлежащие юридическим и физическим лицам маломерные суда.

2. Государственную регистрацию, учет, классификацию и освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют территориальные подразделения Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – ГИМС МЧС России) по субъектам Российской Федерации.

3. Контроль за выполнением требований настоящих Правил осуществляет ГИМС МЧС России.

4. Лица, нарушившие требования настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

II. Порядок пользования маломерными судами

 

5. Пользование маломерными судами разрешается:

а) после их государственной регистрации в реестре маломерных судов, нанесения идентификационных номеров и освидетельствования, кроме судов, не подлежащих государственной регистрации;

б) с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может эксплуатироваться, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, огнями, навигационным и другим оборудованием.

6. К управлению маломерными судами, подлежащими регистрации в реестре маломерных судов, допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами (далее – судоводители).

7. Для управления маломерными судами, не подлежащими государственной регистрации, наличие удостоверения на право управления маломерными судами не требуется.

8. На водных объектах Российской Федерации или их участках, где действуют Международные правила предупреждения столкновений судов в море 1972 г.[2] (далее – МППСС-72), или Правила плавания судов по внутренним водным путям, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.01.2018 № 19 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.03.2018, регистрационный № 50283), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2019 № 50 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28.05.2019, регистрационный № 54757) (далее – ППВВП), движение маломерных судов должно осуществляться с учетом требований, перечисленных правил.

9. На водных объектах Российской Федерации, или их участках, на которые не распространяется действие МППСС-72 и ППВВП, маневрирование маломерных судов должно осуществляться с учетом следующих правил:

а) когда два судна с механическими двигателями сближаются на противоположных или почти противоположных курсах так, что возникает опасность столкновения, каждое из них должно изменить свой курс вправо, с тем, чтобы каждое судно прошло у другого по левому борту;

б) если суда следуют курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

маломерное судно с механическим двигателем, которое имеет другое судно с механическим двигателем на своей правой стороне, должно уступить ему возможность прохода;

маломерное судно с механическим двигателем должно уступать дорогу судну, не использующему механический двигатель, или судну, не являющемуся маломерным;

маломерное судно, не идущее под парусом, должно уступать дорогу судну, идущему под парусом;

в) если два парусных судна идут курсами, пересекающимися таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то:

когда суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;

когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром. Наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении судна – сторона, противоположная той, на которой находится самый большой парус (далее – наветренная сторона);

если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить левым или правым галсом идет это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу;

г) если настоящими Правилами не предусмотрено иное, при встречном расхождении в узкостях судно, идущее вниз, имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх. Судно считается идущим вверх, если оно осуществляет движение в направлении от устья к истоку реки.

10. Каждое маломерное судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.

11. При движении в границах портов, вблизи пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха населения на воде, около судов, занятых водолазными работами, безопасная скорость должна исключать волнообразование, которое может негативно повлиять на людей, другие суда, плавательные средства, гидротехнические и причальные сооружения.

12. Безопасная скорость движения маломерных судов на водных объектах или их участках, не входящих в состав внутренних водных путей Российской Федерации, устанавливается правилами пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемыми в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации[3], по представлению Главного государственного инспектора по маломерным судам субъекта Российской Федерации.

13. Применяемые на маломерном судне индивидуальные спасательные средства должны соответствовать размеру и массе лиц, их использующих, и при применении должны быть застегнуты и обеспечивать надежное закрепление на теле пользователя.

14. При плавании должны быть одеты в индивидуальные спасательные средства:

а) все лица, находящиеся на водных мотоциклах (гидроциклах) либо на буксируемых устройствах (водных лыжах, вейкбордах, подъемно-буксировочных системах и иных устройствах), в том числе на надувных буксируемых устройствах, на весь период нахождения на них;

б) все лица, находящиеся во время движения на беспалубных маломерных судах длиной до 4 метров включительно;

в) все лица, находящиеся на открытой палубе маломерного судна либо на беспалубных маломерных судах во время шлюзования или прохождения акватории порта;

г) дети до 12-летнего возраста, находящиеся вне судовых помещений.

15. Кроме случаев, перечисленных в пункте 14 настоящих Правил, рекомендуется использование индивидуальных спасательных средств для лиц, находящихся на открытой палубе маломерного судна во время движения, либо при ухудшении погодных условий.

16. При осуществлении буксировки маломерным судном буксируемых устройств (водных лыж, вейкбордов, подъемно-буксировочных систем и иных устройств), в том числе надувных буксируемых устройств, кроме судоводителя на судне должно быть лицо, осуществляющее наблюдение за буксируемым устройством и находящимися на нем людьми.

17. При плавании на маломерных судах запрещается:

а) управлять маломерным судном, подлежащим государственной регистрации:

не зарегистрированным в установленном порядке;

не прошедшим освидетельствования;

не несущим идентификационных номеров либо с нарушениями правил их нанесения;

переоборудованным без соответствующего освидетельствования;

лицу, не имеющему права управления соответствующим типом маломерного судна, в соответствующем районе плавания либо без удостоверения на право управления маломерным судном;

без судового билета или его копии, заверенной в установленном порядке, или документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствии владельца;

б) управлять судном, находясь в состоянии опьянения, либо передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

в) эксплуатировать судно с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

г) превышать установленную скорость движения;

д) нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения огней или знаков;

е) наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам обеспечения судоходства, знакам судоходной и навигационной обстановки;

ж) заходить в запретные для плавания и временно опасные для плавания районы или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

з) заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей и купален в местах массового отдыха населения на водных объектах;

и) осуществлять буксировку буксируемых устройств или приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) ближе 50 м к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

к) перевозить на судне детей до 7-летнего возраста без сопровождения совершеннолетнего;

л) швартоваться, останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, под мостами;

м) маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

н) устанавливать моторы (подвесные двигатели) на лодки с превышением допустимой мощности, установленной производителем судна;

о) использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

п) осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

р) осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;

с) выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;

т) осуществлять расхождение и обгон судов в зоне работающих дноуглубительных, дноочистительных и землесосных снарядов, а также в подходных каналах, при подходе к шлюзам;

у) двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях при ограниченной (менее 1 км) видимости, за исключением судов, использующих радиолокационное оборудование;

ф) нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

х) эксплуатировать судно в темное время суток при отсутствии, неисправности или несоответствии огней установленным требованиям;

ц) выбрасывать за борт мусор, допускать загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

18. Запрещается эксплуатация маломерных судов, имеющих следующие неисправности:

а) наличие, независимо от местонахождения, свищей и пробоин обшивки корпуса, повреждений набора корпуса или отсутствие его элементов, предусмотренных конструкцией;

б) отсутствие или разгерметизация, предусмотренных конструкцией маломерного судна герметичных отсеков, воздушных ящиков или блоков плавучести;

в) не обеспечен полный угол перекладки руля (35 градусов на каждый борт), затруднено вращение рулевого штурвала;

г) повреждение пера руля или деталей рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртросовая передача), наличие разрывов каболок штуртроса;

д) отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки);

е) утечка топлива из баков, шлангов системы питания;

ж) наличие вибрации или уровня шума двигателя (подвесного мотора) превышающих допустимые эксплуатационной документацией значения;

з) повреждение системы дистанционного управления двигателем, реверс-редуктором;

и) несоответствие установленным нормам комплектации и оборудования судна;

к) отсутствие индивидуальных спасательных средств по количеству лиц, находящихся на борту, или их неисправность;

л) якорные устройства и швартовное оборудование (кнехты, утки, роульсы, клюзы, киповые планки) не обеспечивают удержание маломерного судна при его стоянке, причаливании и шлюзовании.

 

III. Обязанности судоводителей и лиц, управляющих маломерными судами

 

19. Судоводители обязаны иметь при себе во время плавания следующие документы:

а) удостоверение на право управления маломерным судном;

б) судовой билет маломерного судна или его копию, заверенную в установленном порядке;

в) документы, подтверждающие право владения, пользования или распоряжения управляемым им судном в отсутствии владельца.

20. Судоводитель или лицо, управляющее маломерным судном, обязаны:

а) выполнять требования настоящих Правил, ППВВП, МППСС-72, обязательных постановлений в морском порту[4], Правил пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.03.2014 № 58 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30.07.2014, регистрационный № 33349), с изменениями, внесенными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.06.2015 № 189 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.07.2015, регистрационный № 38007), правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах, утверждаемых в соответствии с пунктом 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации, и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;

б) проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с нормами, установленными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности маломерных судов» (ТР ТС 026/2012)[5];

в) перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне;

г) осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленной категории сложности района плавания судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

д) прекращать движение судна по требованию государственного инспектора по маломерным судам или иного должностного лица, имеющего на то право;

е) при управлении судном, подлежащим государственной регистрации в реестре маломерных судов, передавать регистрационные и судоводительские документы для проверки государственному инспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право;

ж) оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде, сообщать в ГИМС МЧС России обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;

з) выполнять требования должностных лиц ГИМС МЧС России, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;

и) сообщать в ГИМС МЧС России, природоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов;

к) выполнять установленные требования и порядок при пользовании базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов.

 

 


[1] Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5499; 2013, № 46, ст. 5949.

 

[2] Конвенция о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море, 1972 года (Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, вып. ХХХIII. – М., 1979, стр. 435 – 461. Конвенция вступила в силу для СССР 15.07.1977. Документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 09.11.1973).

[3] Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 23, ст. 2381; 2013, № 43, ст. 5452.

[4] Статья 14 Федерального закона от 8 ноября 2007г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 46, ст. 5557; 2018, № 53, 8451).

[5] Официальный сайт Комиссии Таможенного союза https://www.tsouz.ru/, 18.06.2012.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: