Обсуждение композиций рисунков.




Разработка урока по теме «Галактическая птица»

Занятие «ПРОЕКТ ТВОЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ » -

ЦЕЛЬ – познакомить с научно-фантастическим жанром в живописи, выполнение линейной прорисовки композиции на тему «Пейзаж далекой планеты»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ – комбинированный урок, сопровождающаяся презентацией и сообщениями учащихся.

ЗАДАЧИ:

обучающая - познакомить учащихся с историей возникновения научно-фантастического жанра, на примере картин Алексея Архиповича Леонова, развития отечественной космонавтики, с теми, кто внес свой вклад в покорение Вселенной,

воспитательная - воспитать чувство патриотизма и гордости за свою Родину, первой преодолевшую силу земного притяжения,

развивающая - расширить кругозор учащихся, ознакомить с литературой по данной тематике.

 

ОФОРМЛЕНИЕ: книжная выставка «Человек. Вселенная. Космос»,

плакаты, портреты космонавтов,

мультимедийная презентация «Космос далекий и близкий»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подготовить сообщение о космонавтах Кубани. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!" Задание: подумайте над живописным изображением вида из космоса на нашу планету.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Открылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне — дна.
М.В. Ломоносов

Учитель. Ребята мы продолжаем разговор на космическую тему, сегодня на уроке мы рассмотрим картины художников-фантастов, повествующие о безграничном космосе и о чужих мирах, затерявшихся в нем. Начало научно-фантастического жанра в живописи было положено в середине прошлого века нашим соотечественником, самобытным художником, почетным членом Российской академии художеств, членом Академии изобразительного искусства США, а самое главное — летчиком-космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым.

Увлечение живописью А.А. Леонов пронес через всю жизнь. Именно оно сыграло немалую роль при его зачислении в отряд космонавтов: приемная комиссия отметила, что не каждый день встретишь такое — лейтенант-летчик устраивает выставку своих картин.

1 ученик. Алексей Архипович Леонов — летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос.

После окончания авиационного училища был зачислен в отряд космонавтов. 18–19 марта 1965 года совершил полет в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2» с П.И. Беляевым, в ходе которого первый в мире вышел в открытый космос на 12 минут 9 секунд. В ходе полета сложилась нештатная ситуация: разбухший скафандр не давал космонавту возможности вернуться через люк в корабль. Это все-таки удалось после неоднократных попыток. А после посадки спускаемого аппарата экипаж трое суток провел на морозе в глухой пермской тайге, так как спасатели не могли добраться до места приземления космонавтов. За героизм и мужество А.А. Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза и медаль «Золотая звезда».

15–21 июля 1975 года вместе с космонавтом В.Н. Кубасовым совершил второй полет в космос в качестве командира корабля «Союз-19» по программе «Союз–Аполлон», осуществил стыковку в космосе двух космических станций — советской и американской, что послужило началом сотрудничества в космосе СССР и США. За успешный полет А.А. Леонов был удостоен второй медали «Золотая звезда» и ордена Ленина.

Долгие годы Алексей Архипович занимал должность заместителя начальника Центра подготовки космонавтов (с 1970 до 1991-го).

Широкое признание к Леонову-художнику пришло очень рано (ряд художественных произведений А.А. Леонова созданы в соавторстве с профессиональным художником А. Соколовым). Его работы широко известны, они выставляются и публикуются в разных странах мира. Это не случайно, поскольку ни один сухой научный отчет, ни одна фотография со спутника не способны запечатлеть и передать того, на что способны глаз и рука художника.

Из сеанса радиосвязи с экипажем 18 марта 1965 г. Летчик-космонавт А. Леонов (позывной «Алмаз-2»): «Вижу, вижу небо! Землю!» Это все, что мог передать на Землю космонавт, находясь в свободном плавании в космическом пространстве на расстоянии полной длины троса (5 м 35 см) от корабля. Только намного позже А.А. Леонов скажет в интервью: «Это была божественная картина. Звезды были везде: вверху, внизу. А подо мной плыла Земля. И все же мне тогда было трудно отделаться от мысли, что атмосфера над Землей такая же тонкая, как… калька на чертеже. Так что же мы творим, когда уничтожаем ее, а вместе с ней и Землю!»

А художник А.А. Леонов напишет известную картину «Над черным морем»: «Земля казалась плоской. Я видел яркие облака, лазурь Черного моря, кромку побережья, Кавказский хребет, Новороссийскую бухту… Потом я узнал Волгу, горный хребет седого Урала, видел Обь, Енисей, как будто проплывая над огромной красочной картой. Солнце, яркое, как бы вколоченное в черноту неба, ощутимо согревало лицо».

Уникальность картин А.А. Леонова, выделяющая их из ряда других полотен на научно-фантастическую тему, в том, что художник хорошо знает и чувствует предмет, о котором пишет. В частности, это относится к изображению космической техники, которая кажется реально существующей и действующей в космических просторах.

3 ученик. История создания художественных графических произведений на космическую тему связана с именем еще одного разносторонне одаренного человека и самобытного художника, летчика-космонавта Владимира Александровича Джанибекова. Именно по его эскизам были созданы почтовые марки, почтовые открытки и конверты, оттиски почтовых штампов, приуроченные к юбилейным событиям истории освоения космоса (1–3).

Джанибеков Владимир Александрович, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза (1978, 1981), генерал-майор авиации, командир космических кораблей типа «Союз» и «Союз-Т», орбитальных станций «Салют-6» и «Салют-7», совершил пять полетов в космос, является членом Союза художников СССР.

Практическая работа.

Пейзаж далекой планеты

1. Ребята предлагаю вам совершить воображаемое путешествие на космическом корабле и представить художественный отчет: изобразить, что можно было бы наблюдать из иллюминатора, находясь в открытом космосе. Поскольку данная работа связана с научно-фантастическим жанром, давайте обобщим представления о вселенной и небесных телах.

Небесные тела

Звезды — светящиеся газовые шары, Солнце — самая близкая к нашей планете звезда. Звезды могут светить разным светом: самые горячие из них — голубым, те, что немного холоднее, — белым, еще холоднее — желтоватым, оранжевым и красным, пока не погаснут.

Туманности — газово-пылевые сгустки.

Планеты могут состоять из сгустков газа и бывают твердыми, горячими и холодными. У них могут быть спутники, как Луна у Земли. (У Юпитера целых 15 лун.)

Астероиды — осколки малых планет, когда-то являвшихся спутниками более крупных (Сатурн, Уран, Нептун).

Кометы, или, как их называли древние греки, «длинноволосые звезды» — светлые туманные оболочки вокруг небольшого ядра из льда и космической пыли, светящиеся отраженным солнечным светом, имеют газовые «хвосты», порой тянущиеся на полнеба.

Метеоры — так называемые «падающие звезды», представляют собой светящийся газ, образующийся при нагревании и испарении в земной атмосфере мельчайших космических частичек.

2. Обсуждение композиционного построения работы. Ведь изображение в иллюминаторе будет меняться в зависимости от того, просто ли мы летим среди звезд и планет (4) или подлетаем к какому-то небесному телу и наблюдаем, что находится рядом с ним (другие планеты, россыпи звезд, его луны и пр.) (5). А может быть, мы совершаем посадку на небесное тело (6)?

(4) (5)
(6)

 

3. Ребята определяют, какова их планета по характеру (тревожная, добрая, злая, спокойная), в зависимости от этого подбирают температуру ее поверхности (холодная или горячая), рельеф местности и пр. Есть ли у их планеты спутники, сколько и каких солнц освещают планету, какого цвета атмосфера, можно ли наблюдать в ней вспышки.

Космические существа

Есть ли жизнь во Вселенной? Какая она? Этот вопрос всегда волновал, волнует и будет волновать человека. И вы ребята должны ответить на него утвердительно в своих художественных работах.

Прежде чем приступить к рисованию, дети придумывают свои внеземные существа. Они могут принадлежать как миру растений и животных, так и миру разумных существ. Важно навести ребят на мысль, что эти существа не обязательно должны быть человекоподобными, напоминающими космонавтов в скафандрах или роботов, хотя это тоже не возбраняется.

Огромную помощь здесь могут оказать отрывки из повестей К. Булычева «Девочка, с которой ничего не случится» и «Девочка с Земли».

Алиса осторожно достала из сумки маленького шестилапого зверька, похожего на кенгуренка. У шушонка были большие стрекозиные глаза. Он вращал ими, крепко впившись верхней парой лап в Алисин костюм.

Он был очень похож на вентилятор. У него было три больших круглых уха, и когда он говорил, то вертел головой так, что поднимался ветер. Поэтому в галактике жителей Блука прозвали ушанами.

Вдруг под ноги к нам бросилось непонятное существо. Оно казалось пушистым шариком на палочках и доставало до колен. Удивительного цвета было это существо — ярко-красное в белую крапинку, как мухомор… Но тут мы увидели, как вдогонку за красным шариком спешит толстая двухголовая змея в блестящем переливающемся скафандре… Красный шар пытался укрыться за моими ногами, но змея протянула одну из ста тонких ножек, болтавшихся у нее по бокам, и подхватила беглеца. Он тут же изменил цвет с красного на желтый и подобрал прямые ножки.

Данный отрывок для ребят очень интересен в художественно-изобразительном плане, потому что данное существо-индикатор обладало способностью менять свой цвет в зависимости от своих чувств:

• изумрудно-зеленый — верит,

• желтый — не верит,

• черные полосы на желтом фоне — не согласен,

• темно-зеленый — счастлив,

• золотистый — очень чего-то хочет,

• золотистый с бегущими по спинке голубыми полосками — очень доволен,

• лиловые разводы — радость,

• черный — если его стукнуть…

Перед началом работы учащиеся также придумывают свое инопланетное существо, отвечая про себя на вопросы:

• Где оно обитает?

• Как передвигается?

• Какой у него нрав?

• Чем занимается? И т.

 

- Молодцы вы многое увидели: огромное воздушное пространство, где живут планеты, звезды, инопланетяне. Мысленно еще раз совершите полет на одну из планет и нарисуйте то, что бы вы могли там увидеть.

 

 

Обсуждение композиций рисунков.

В зависимости от замысла рисунка лист бумаги расположите вертикально или горизонтально. Определите размеры изображения, расположите его в плоскости листа.

Передать космическое пространство можно, нарисовав много звезд и удаленных планет.

Сюжеты у каждого из вас разные: кто-то нарисует старт космической ракеты, кто-то- другую планету и ее хозяев, инопланетян…

- Я нарисую огромное космическое пространство: Солнце, звезды, метеориты, каметы… Нарисую дом космонавтов и одного из них, который совершает плавание в открытом космосе.

5. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и показывает образцы.

- Сегодня мы с вами выполним линейную прорисовку композиции, а на следующем уроке будем работать красками.

1. Лист бумаги располагаю по горизонтали. Определяю на нем размещение деталей композиции. В нижнем правом углу намечаю космический дом, а в верхней части расположу планету.

2. Определяю месторасположение и размеры космонавта. Намечу у него голову, руки, ноги в виде овалов, схематично.

3.Размечаю детали дома. Прорисовываю контуры космонавта. Выполняю голову, руки, ноги, туловище космонавта так, чтобы было понятно, что он

находится в космическом пространстве в горизонтальном положении. Руки отведены в стороны, как будто человек плывет. Голова наклонена вперед

4. Прорисовываю до конца детали космического дома, скафандр космонавта. Намечаю вдалеке маленькие звездочки. Рисунок закончен.

6. Самостоятельная работа учащихся. Ребята выполняют линейную прорисовку композиции на тему

«Пейзаж далекой планеты»

- Еще раз продумайте композицию, не задерживайтесь на деталях. Выполняйте рисунок в том же порядке, как делала я. Надеюсь, что у вас получатся очень интересные работы. (Дети рисуют, звучит спокойная музыка)

Итог урока.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: