Задание 1. Изучение специфики работы учреждения специального образования, реализующего образовательную программу специального образования (основные направления работы учреждения, контингент педагогов и учащихся (воспитанников)). Ознакомление с тяжелыми нарушениями речи в учреждении образования.
ГУО «Ясли-сад №74 г. Бреста» располагается по адресу ул. Краснонаменная д. 3.
Педагогический коллектив:
Заведующий – Тарасевич Светлана Анатольевна
Заместитель заведующего по основной деятельности – Лось
Людмила Ивановна
Заместитель заведующего по хозяйственной работе – Гойнаш Елена Владимировна
Руководитель физического воспитания – Демчик Светлана Арсентьевна
Музыкальный руководитель – Войтович Лилия Васильевна
Музыкальный руководитель – Пецевич Анастасия Ивановна
Учитель-дефектолог – Попова Татьяна Николаевна
Учитель-дефектолог – Василюк Татьяна Михайловна
Учитель-дефектолог – Гасанова Галина Викторовна
Учитель-дефектолог – Денисюк Ольга Алексеевна
Учитель-дефектолог Острейко Светлана Николаевна
Учитель-дефектолог Савчук Юлия Анатольевна
Учитель-дефектолог Титова Екатерина Григорьевна
Учитель-дефектолог Хорошевич Елена Федоровна
Учитель-дефектолог Янюк Ирина Васильевна
В группах с трудностями обучения работает 2 воспитатели и воспитатель дополнительного сопровождения при необходимости (с детьми с нарушениями аутического спектра и нарушениями поведения)
Всего групп – 7
Средняя – 2 группы (1,4)
Старшая – 4 группы (2,3,5,6)
Старшая второй год обучения – 1 группа (7)
В группах 14-15 детей
Основными направлениями деятельности учреждения образования являются: диагностика (исследование, изучение), профилактика, методическая работа, консультирование, коррекционно-развивающая работа, работа по исправлению нарушением факторов.
|
Учитель дефектолог изучает условия развития учащихся в семье, учреждении образования, по месту жительства, вникает в мир их интересов, потребностей.
Консультативная помощь специалистами учреждения образования оказывается участникам образовательного процесса по вопросам развития, воспитания, обучения, профессионального становления и социализации обучающихся, воспитанников.
Обобщая свой опыт, который у специалистов накопился в ходе их деятельности, они применяют его в ходе занятий (групповых и индивидуальны, педагогов, применяют при работе с детьми с трудностями обучения.
В процессе разработки и реализации комплексных программ учителем дефектологом, коррекции, реабилитации и развития педагог оказывает социально-педагогическую коррекционную помощь детям. Совместно с педагогическим коллективом, широкой общественностью он организует процесс социального воспитания, в детском коллективе. При этом особое внимание уделяется исправлению речевых и грамматических ошибок, развитие памяти и моторики.
Задание 2.Изучение учебно-программной документации учителя-дефектолога: (выписки из протокола обследования психолого-медико-педагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, речевые карты детей с нарушениями речи, перспективные планы групповых и индивидуальных занятий, учетная документация учителя-дефектолога и др.)
Изучила учебно- программную документацию учителя-дефектолога.
|
Перечень нормативных документов:
1. Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы. Общая характеристика и направления реализации подпрограммы 3 «Развитие системы специального образования».
2. Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» (одобрен Советом Республики 22 декабря 2010 года).
3. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2017/2018 учебном году.
4. Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, в 2016/2017 учебном году.
5. Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них и признании утративших силу некоторых постановлений Министерства образования РБ, утвержденная постановлением МО РБ от 25.07.2011 № 136.
6. Положение о специальном дошкольном учреждении, утвержденное постановлением МО РБ от 19.07.2011 № 90.
7. Постановление МО РБ от 11.07.2017 г. № 78 «О внесении изменения в постановление МО РБ от 19.07.2011 № 90».
|
8. Перечень медицинских показаний и противопоказаний для получения образования, утвержденный постановлением МО РБ от 22.12.2011 № 128.
9. Закон РБ «О внесении изменений в закон РБ «О правах ребенка».
10. Постановление МО РБ от 13 июня 2017 г. № 451. Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017 – 2025 годы.
11. Приложение к Национальному плану действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017 – 2025 годы.
12.Инструктивно-методическое письмо «Об организации в 2018/2019 учебном году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью».
13. Пастанова Мiнiстэрства адукацыi рэспублiкi Беларусь 30 лiпеня 2018г. № 81 «Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыi на узроунi дашкольнай адукацыi на 2018/2019 навучальны год».
Основная документация учителя-дефектолога и требования к её оформлению.
Материалы психолого-педагогического обследования детей, содержание и структура которых определяется и утверждается педагогическим коллективом: речевая карта (для детей с тяжёлыми нарушениями речи); диагностическая карта и индивидуальная карта для каждого ребенка в группах для детей с ТО и протокол психофизического развития ребёнка (для других категорий детей).
Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию познавательной деятельности, а также календарно-тематическое планирование коррекционных занятий по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром и занятий по образовательной области «элементарные математические материалы»
Индивидуальная работа с детьми (на каждый месяц или неделю текущего месяца): фамилия, имя ребёнка; содержание работы, её учёт; внесение дополнений на следующий месяц (неделю) по результатам наблюдений за деятельностью детей.
Учебный план на 2018-2019 год.
График посещения детьми индивидуальных занятий: примерное количество занятий в неделю с конкретным ребёнком, время проведения.
Журнал учёта проведенных занятии и посещения их детьми.
Тетрадь преемственности работы учителя-дефектолога с воспитателем для группы.
Тетрадь преемственности работы учителя-дефектолога с другими специалистами (педагогом-психологом, музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания).
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения заполняется на ребёнка, который посещает группу интегрированного (совместного) обучения и воспитания либо на ребёнка, которому рекомендованы занятия с педагогом-психологом.
Журнал учёта проведенных консультаций.
Журнал учёта движения детей.
Выписки из протокола обследования психолого-медико-педагогической комиссии центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.
Речевые карты детей с нарушениями речи.
Перспективные планы групповых и индивидуальных занятий.
Задание 3.Наблюдение коррекционно-педагогических занятий, проводимых учителем-дефектологом. В течение практики студенты посещают и 2 индивидуальных и 1 подгрупповое занятия. Просмотренные занятия сопровождаются психолого-педагогическим анализом и отражаются в дневнике практики. Схема анализа занятия:
Занятие
Схема анализа посещенного студентом-практикантом занятия по познавательной деятельности
Дата, время: 18.03.2019
Вид занятия: подгрупповое
Тема: Транспорт
Цель: развивать лексико-грамматический строй речи, связную речь, мелкую и общую моторику, графические навыки. Эмоционально-волевую сферу.
Задачи: развивать - память, внимание, мышление; общую и мелкую моторику; связную речь, графические навыки.
Эмоционально-волевую сферу.
Оборудование:
Маски: «Мальчик», «Девочка», «Мама»; «Азбука развития эмоций ребенка»: «Радость», «Грусть», «Страх», «Вина»; Д/и «Уроки безопасности»; Д/и «4-й лишний» (транспорт); Задания на листах; Коробки с карандашами.
Ход занятия:
I. Вводная часть. 1. Приветствие. Уч.-деф. в маске «Мальчик» (дети дают ему имя) здоровается с каждым ребенком за руку. 2. Упражнение «Настроение» по картинам из д/и «Уроки безопасности» с использованием эмоций «Радость», «Грусть», «Страх», «Вина».
II. Основная часть. 1. Д/и «4-й лишний». 2. Динамическая пауза «Самолет» (из картотеки). 3. Пальчиковая гимнастика «Машина» (из картотеки). 4. «Водный транспорт раскрась, воздушный – обведи голубым карандашом, а наземный - коричневым» (работа на листах).
III. Итог занятия. Что мы делали сегодня на занятии? Пальчиковая гимнастика: «Молодцы!», «Дай пять(10)»
Занятие