ЗАДАЧА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА




Вопрос

Закупочная логистика — это управление материальными потоками с целью эффективного обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Любое предприятие, производственное или торговое имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Для производственных предприятий это сырье, материалы, полуфабрикаты, — все то, что необходимо для выполнения заказа на данном предприятии. В торговом производстве используются уже готовая продукция к потреблению — товары народного потребления.

Эффективная работа службы снабжения во многом зависит от сложившейся организационной структуры предприятия. При организации службы снабжения, отвечающей за выполнение всех задач по снабжению производства способна оптимально наладить движение материального потока на стадии закупок.

. Цель закупочной логистики – создание надежного и беспрерывного МП в организацию с максимально возможной экономической эффективностью. Основу экономической эффективности составляет поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам.

Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:

· элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы[1], в которую входит предприятие;

· элементом микрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;

· самостоятельной системой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.

Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.

1. Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая связанные с поставкой товаров технико-технологические и экономические вопросы, а также вопросы планирования. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников — требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы — улучшается положение предприятия как ее элемента[2].

2. Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органически вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи снабжение — производство — сбыт. Обеспечение высокой степени согласованности действий по управлению материальными потоками между службой снабжения и службами производства и сбыта является задачей логистической организации предприятия в целом. Современные системы организации производства и материально-технического обеспечения (например, система МРП) обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени[3].

Цепь снабжение — производство — сбыт должна строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабжения производства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь в концептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный на всестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решать зада­чи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости от соответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг не предлагает также и методов системной организации всех участников процесса продвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход к предпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализовать концепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.

3. Эффективность функционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существенной степени зависит от системной организации самой службы снабжения.

Задачи, решаемые службой снабжения должны строиться на основе современной концепции маркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства и уже потом - стратегия снабжения производства.

Задачи:

· что закупать;

· сколько закупать;

· у кого закупать;

· на каких условиях закупать;

· как системно увязать закупки с производством и сбытом;

· как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками.

·

Функции снабжения.

 

Кроме того, необходимо выполнить следующие работы (функции):

· заключить договор;

· проконтролировать исполнение договора;

· организовать доставку;

· организовать складирование.

Главной целью управления процессом закупок является адекватное и полное удовлетворение потребностей производства.

Организация процесса закупок имеет свои этапы:

1. Сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.

2. Выбор формы и источников материально-технического снабжения.

3. Размещение заказов и их реализация.

4. Организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности.

5. Поддержание отношений с поставщиками.

Осуществление закупок.

Выбранный товар для предприятия может закупаться как непосредственно у производителя, так и у посредников, дилеров. Основным фактором, влияющим на выбор поставщика, является номенклатура товара и его цена. Все зависит от того, на каких условиях осуществляется реализация. Так например, закупая товар у производителя предприятие может столкнуться с проблемой самостоятельного формирования необходимого ассортимента. Данные условия характерны для производителей занимающихся массовым производством и выпускающих широкую номенклатуру товаров. При таких условиях осуществлять закупку товара у посредника, который специализируется на формировании нужного ассортимента и поставках его потребителю является более выгодным.

Другим преимуществом закупки товара у посредника является возможность приобрести широкий ассортимент нужного товара относительно небольшими партиями. В результате сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объем договорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента.

Из-за того, что посредники закупают крупную партию товара, цена товара у посредника может оказаться ниже, чем у изготовителя.

Немаловажным фактором, влияющим на принятие решения об осуществлении закупок, является удаленность склада продавца от склада покупателя. При наличии выше перечисленных факторов в пользу посредника может оказаться, что посредник может располагаться территориально на более отдаленном расстоянии, чем изготовитель товара. Дополнительные транспортные расходы в этом случае могут превысить разницу в ценах изготовителя и посредника.

Прогрессивной логистической системой используемой при осуществлении доставки товаров является система «Точно в срок». Применение данной системы позволяет существенно повысить эффективность закупок и снизить затраты. Принцип работы системы основывается на том, что заказывается столько товара сколько можно потребить, не используя склада. Большое значение имеет временной фактор. Успешное использование системы напрямую зависит от взаимодействия продавца и покупателя, т.е. повышается ответственность двух сторон.

Определение сроков и размеров закупок сводится к расчетам по какой-либо одной формуле и считается формальной механической работой.

Нерационально уделять партиям, играющим незначительную роль в производстве, то же внимание, что и материалам первостепенной важности (принцип Парето).

В зависимости от затрат, материалы делятся на 3 класса А, В, С.

А - немногочисленные но важные материалы, которые требуют больших вложений.

В - относительно второстепенные материалы, требующие меньшего внимания, чем А.

С - составляет значительную часть в номенклатуре, недорогие, на них приходятся наименьшая часть вложений в запасы.

Этапы АВС метода:

· установить стоимость каждой детали;

· установить спрос на каждую деталь;

· расположить материалы по убыванию цены;

· суммировать данные о количестве и издержках на материалы;

· разбить материалы на группы в зависимости от удельного веса в общих издержках.

Преимущества: позволяет провести классификацию материалов и формально использовать ее долгое время.

Недостатки: возможная переклассификация из-за изменения спроса и цены, необходим контроль.

 

Вопрос 3

Основываясь на постулате «маркетинг – философия бизнеса», делается вывод о том, что современный маркетинг представляет собой и способ мышления предпринимателей, менеджеров, специалистов предприятия. Маркетинговый способ мышления предполагает принятие управленческих решений, исходя из потребностей и интересов потребителей. Следовательно, маркетинг актуален не только для специалистов-маркетологов, осуществляющих собственно маркетинговую деятельность на предприятии, но и для руководителей и специалистов, в чьи функциональные обязанности на предприятии выполнение маркетинговых задач не входит.

Известно, что традиционно закупочная деятельность и формирование закупочной стратегии рассматривается в логистике в разделе «закупочная логистика» или «логистика на входе». В то же время существует объективный интерес маркетологов к тому, как осуществляется закупочная деятельность. Это объясняется следующим. Во-первых, качество закупаемых и используемых материальных ресурсов прямо сказывается на качестве продукции, предлагаемой предприятием на рынке. Во-вторых, стоимость материальных ресурсов (МР) полностью переносится на стоимость продукции, что влияет на цену последней. В-третьих, сама по себе закупочная деятельность на предприятии сопряжена с определенными затратами – на транспортную, складскую и т. д. деятельность – что опять-таки прямо влияет на цену предлагаемой продукции. Даже приведенный неполный перечень аргументов свидетельствует о том, что закупочная деятельность существенно влияет на качество и цену предлагаемой предприятием продукции, а следовательно, влияет и на восприятие предприятия и его продукции потребителями. Таким образом, закупочная деятельность должна рассматриваться как входящая в сферу интересов маркетологов. И маркетинг соответственно может рассматриваться как закупочно-производственно-сбытовая система, в отличие от распространенных представлений о маркетинге как о сбытовой или производственно-сбытовой системах. Графическая иллюстрация маркетингового подхода к формированию закупочной стратегии и осуществлению маркетинговой деятельности на предприятии представлена на рис. 1. Маркетинг на предприятии представлен в части, касающейся осуществления закупочной деятельности.

 

Отправной точкой на рис. 1 является потребитель как носитель определенных потребностей,предпочтений, ожиданий, руководствующийся определенными мотивами поведения. Это в полной мересогласуется с маркетинговой концепцией, где потребитель выступает в качестве основного ориентира для предприятия в условиях рыночной неопределенности. Маркетинг в лице маркетологов,осуществляющих маркетинговую деятельность, исследует, выявляет, анализирует и транслируетпотребительские предпочтения, ожидания, мотивы поведения потребителя в требованиях к продукту,составленные «на языке», понятном руководителям и специалистам предприятия. Осуществляется«перевод с языка рынка на язык предприятия». Эти требования к продукту актуальны не только для последующих решений закупочного характера, но практически для любых решений производственных,сбытовых, кадровых и др. Требования к продукту, производимому на предприятии, касаются качества продукта, его цены, организации его распределения,продвижения и сервисного обслуживания.

Кроме требований к продукту, разрабатываются и важные для закупочных решений требования к поставщикам МР. Эти требования специфичны и актуальны только для закупочной деятельности.

Содержание этих требований может состоять в следующем:

• в необходимости обеспечить поставки МР в определенном объеме, исходя из спроса на

продукт и возможностей предприятия;

• в соблюдении определенных условий поставок материальных ресурсов, в том числе гарантии надежности поставок и качества поставляемых материалов;

• в готовности поставщика идти навстречу предприятию при согласовании как условий поставок, так и качества поставляемых ресурсов. От поставщика может потребоваться внести определенные изменения в технологию работы, осуществить технологические инновации и т. д.;

• в готовности поставщика к координации и даже в определенных условиях – к интеграции с предприятием. Это требование, конечно, актуально не всегда и по отношению не ко всем поставщикам. Его выполнение означает для поставщика определенный приоритет интересов предприятия-покупателя над собственными. Не игнорирование собственных интересов, но готовность действовать, исходя из интересов связки «поставщик МР – предприятие» или даже «поставщик МР – предприятие – потребитель». Это требование соответствует отмечаемой многими специалистами тенденции к усилению кооперации между контрагентами в интересах наилучшего удовлетворения конечного потребителя;

• наличие у поставщика позитивного имиджа на рынке, известность поставщика МР среди потребителей продукции предприятия.

Требования к продукту, который будет предлагаться предприятием на рынке, транслируются маркетологами в требования к материальным ресурсам, которые состоят преимущественно в требованиях к качеству МР (включая и ответ на вопрос, какие именно материальные ресурсы должны использоваться), и к цене МР. Все эти требования должны учитываться при формировании закупочной

стратегии. Но кроме непосредственного участия маркетологов в формировании закупочной стратегии, речь должна идти и о решении ряда задач в рамках реализации выбранной стратегии закупок, которые находятся на стыке маркетинга и закупок. На рис. 1 это обозначено как маркетинг закупок. Предметом

маркетинга закупок является подготовка и принятие решений о закупке конкретного сырья, материалов, полуфабрикатов и др. у конкретного поставщика. Следует оговорить, что речь, видимо, должна идти о

таком участии марктеологов в решении закупочных задач, которое согласуется с представлениями о традиционных маркетинговых функциях и задачах на предприятии. Маркетинг закупок предполагает выполнение ряда действий и операций, которые являются тактическими или оперативными. К ним относятся, в частности:

• широкий круг исследовательско-аналитических задач, относящихся к рынку закупок;

• задачи маркетингового содействия в поиске поставщиков, в ведении преговоров с ними

и выработке требуемых условий договора поставки МР;

• задачи мониторинга новых, появляющихся на рынке МР, которые представляют интерес

для предприятия;

• участие в контроле и анализе соблюдения поставщиком условий поставок, качества поставляемых МР.

Аналогичным образом в рамках концепции интегрирующего маркетинга могут быть рассмотрены взаимосвязи маркетинговой деятельности с решениями производственного, сбытового и иного характера.

Одним из перспективных направлений развития концепции интегрирующего маркетинга является расширение ее за переделы одного предприятия и выход на систему взаимосвязанных предприятий, выступающих по отношению друг к другу в качестве поставщиков и покупателей.

Маркетинговая логика действий каждого из участников такой системы должны проявляться двояко. С одной стороны, предприятие, являясь покупателем продукции какого-либо поставщика, должно, как потребитель, руководствоваться собственными потребностями и предпочтениями. Продукцию предприятия закупают, например, для перепродажи торговые посредники, каждый из которых также может и должен рассматриваться, как носитель определенных потребностей и предпочтений. С другой стороны, деятельность каждого предприятия-участника системы имееет смысл только в случае, если конечный потребитель признает результат деятельности всей системы. Потребности и предпочтения конечного потребителя, таким образом, являются приоритетеными, а потребности каждого из предприятий – производными. Примат конечного потребителя и рассмотрение его потребностей, как основы для принятия решений в группе взаимодействующих предприятий – решений, влияющих на качество конечного продукта, его цену, организацию его распределения и продвижения – является условием достижения целей этих предприятий.

 

 

Вопрос 4

Выбор поставщика

Важность выбора поставщика объясняется не только функционированием на современном рынке большого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть прежде всего надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организации производства.

Выбор поставщика осуществляется двумя способами.

Первый способ - анализ возможных вариантов и предложений осуществляет торговый агент предприятия, отвечающий за закупки. Он выбирает поставщика исходя прежде всего из наиболее низких закупочных цен, делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающие вопросы.

Второй способ заключается в коллегиальном обсуждении возможностей и потребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупок предприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделом контроля качества либо отделом сбыта.

Выявление и изучение источников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должно проводиться систематически, базируясь на различных источниках информации.

Обычные источники информации - это каталоги (в печатном или электронном виде), торговые журналы, различного рода рекламные объявления, прайс-листы, торговые директории (регистры) поставщиков и товаров, торговые представительства и др.

Каталоги наиболее известных источников снабжения содержат, например, информацию о производственных источниках, предложениях, перечень товаров, находящихся в наличии у дистрибьюторов, цены, размеры скидок и т. п. Торговые журналы, являясь ценным источником информации о потенциальных поставщиках, несут покупателю общую информацию о новой продукции и сырье, а также определенную рекламу.

Торговые директории или регистры - это источники, в которых приводятся списки основных производителей, их адреса, количество отделений, филиалы, продукция, в некоторых случаях финансовое положение или место в продажах. Они также содержат списки названий товаров на рынке с указанием их производителей и списки сырья и комплектующих с указанием названия и адреса поставщика. Информация в регистрах организована так, чтобы можно было вести поиск по типу товара, по его производителю или по названию товара.

Торговые представительства, возможно, являются одним из наиболее ценных, имеющихся в наличии средств информации об источниках снабжения, видах продукции и общей ситуации на рынке закупок.

Особое внимание в качестве средства информации об источниках снабжения отводится Интернету'. В последние годы Интернет в России активно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе и для снабжения.

Большое количество и разнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсов приводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовую деятельность предприятия.

Возможны два направления выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из числа компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании располагает точными данными о деятельности этих компаний.

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка: рынка, с которым компания уже работает, или совершенно нового рынка (в случае принятия решения о диверсификации деятельности). Для проверки потенциального поставщика часто необходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность.

Для повышения объективности оценки потенциального поставщика предприятия могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и др.

Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависят от требований потребителей логистической системы и могут быть различными. Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же время независимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производства важнейшими критериями в процессе оценки и отбора согласно требованиям закупочной логистики являются следующие.

1. Качество продукции. Относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями, а также с требованиями потребителя независимо от того, соответствует ли она спецификации.

2. Надежность поставщика (честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с данной компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и сроков поставки и т. д.).

3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного материального ресурса, т. е. транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и т. д.

4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимо соблюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.

5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условия платежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблем снабжения.

Как показывает практика, системе установленных критериев может соответствовать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и,- как правило, не может быть полностью формализован.

ЗАДАЧА ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА

После того как решена задача «делать или покупать» и предприятие определило, какое сырье и какие материалы необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика. Перечислим и охарактеризуем основные этапы решения этой задачи.

1. Поиск потенциальных поставщиков.

При этом могут быть использованы следующие методы:

· объявление конкурса;

· изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

· посещение выставок и ярмарок;

· переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

· В результате перечисленных мероприятий формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

2. Анализ потенциальных поставщиков.

Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется на основании специальных критериев, позволяющих осуществить отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

· удаленность поставщика от потребителя;

· сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

· наличие резервных мощностей;

· организацию управления качеством у поставщика;

· психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

 

· способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

· финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

3. Оценка результатов работы с поставщиками.

На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.

Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых то­варов в торговле — к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика данной категории предметов труда будет надежность поставки.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.

Вступая в хозяйственную связь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску. В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителя могут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямые финансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, на определенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различные способы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западные фирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящих справки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов.

Отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может быть сформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков. Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляются по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: