МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ.




ПРОГРАММА.

 

Наименование.

  Студия музыкального и духовного развития «Гусли - мысли».  
Пояснительная записка. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Музыкальный инструмент гусли – это не только символ музыкально-инструментальной культуры России, но еще и глубинная историческая традиция литературно – художественного наследия нашего народа, его корни и память. Главными носителями музыки на Руси с древнейших времен и в течение многих столетий, как известно, служили искусники и потешники, издавна именовавшиеся скоморохами. Сам же образ старинного певца и игреца-скомороха невольно связывается с представлением о гуслях - наиболее распространенном и давнем славянском музыкальном инструменте. Понятие «гусль» или «гусли» встречается во всех славянских наречиях, но далеко не всегда значит одно и тоже. Так, например, в настоящее время «гуслями» у южнославянских народов называется первобытный однострунный смычковый инструмент, звуками которого сопровождаются героические «юнацкие» песни. Западные славяне словом «гусли» называют скрипку или инструменты ей подобные. Наконец, восточные славяне (русские), под словом «гусли» всегда понимали инструмент, определявшийся заморскими путешественниками, как «лежачая арфа». На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой — плектром, а на вторых — пальцами обеих рук. В конце XVI — начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие. Гусли всегда и везде принадлежали к семейству струнных инструментов, и общее между ними было то, что «струны» в древности именовались словом «гусль». В старинных русских памятниках гудением или гудьбой называется звук струн вне зависимости от самого способа извлечения звука. Игрец на струнном инструменте вообще называется гудцом. Гудцом киевским, игравшим «на струнах» назывался боян - непременный участник всех древнерусских сказаний и слов. В придворном обиходе, гусли появились впервые вероятно только на свадьбе царя Михаила Федоровича, в 1626 году, когда забавляли царя гусельники, домрачеи и скрипотчики. Позднее, когда началось подлинное гонение на скоморохов, гусли попали в опалу и, наряду с прочими инструментами упоминаются как «всякие бесовские игры». Изучив спрос и потребности населения можно прийти к выводу – людям нужно вернуть этот инструмент во всей его красе, чтоб народ мог не только слушать, а ещё и играть, слагать песни и былины, как это было испокон веков. Необходимо организовать место и условия для ознакомления, предоставить профессиональную помощь и дополнительное обучение. Предлагаю открыть на базе КЦ «Северный» студию музыкального и духовного развития «Гусли – мысли» по обучению всех желающих игре на гуслях, выявлению талантов и воплощению в жизнь оригинальных идей в разных стилях и направлениях. Через интерес и увлечение молодёжь придёт к истокам музыки. Проводя параллель между увлечениями и истинными ценностями можно открыть целый мир народной и классической музыки, духовно обогатить подрастающее поколение.
Цель: Обучение всех желающих игре на гуслях, ознакомление с историей инструмента, развитие музыкальных способностей, реализация приобретённых умений в ансамбле гусляров. Создание условий для реализации креативных музыкальных идей, открытия талантов творческой молодёжи и всех желающих путём создания студии музыкального и духовного развития «Гусли - мысли».  
Задачи:
Задача 1: Создание студии музыкального и духовного развития «Гусли - мысли». Формирование коллектива, участников, организаторов и единомышленников.
Задача 2: Обучение в музыкальной студии «Гусли – мысли»». Задачи образовательные: · углубление знаний по основам музыкальной грамоты; · обучение различным навыкам игры на гуслях; · обучение навыкам чтения с листа; · формирование навыков грамотного разбора и анализа музыкального текста; · изучение истории русских народных инструментов и основных жанров фольклора; · выработка исполнительских навыков для освоения оркестровых партий; · выработка исполнительских навыков для передачи образно эмоциональный строя музыкального произведения; · изучение техники безопасности. Задачи развивающие: · развитие координации движений и активности игрового аппарата; · развитие музыкального слуха (мелодического и гармонического); · развитие чувства ритма; · развитие музыкальной памяти и внимания; · развитие природных способностей учащегося через создание атмосферы музыкального сотворчества. Задачи воспитательные: · формирование интереса к детской классической и академической народной музыке; · формирование музыкального вкуса и эстетического кругозора на примерах лучших образцов народной и эстрадной музыки; · привитие усидчивости и трудолюбия; · воспитание собранности и дисциплинированности; · формирование умения и навыка выступления на сцене; · воспитание чувства коллективизма и стремления к саморазвитию.  
  Программа обучения навыкам.   К занятиям в творческом объединении по данной программе привлекаются учащиеся без предварительного отбора. Все необходимые навыки игры на инструменте отрабатываются систематически на занятиях с помощью специального составленного комплекса упражнений, основанных на пьесах репертуара. Таким образом, учащиеся быстро приобретают необходимые навыки, что даёт им возможность выступать на сцене с первых лет обучения. Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ученик, несмотря на все трудности, верил в свои силы и, таким образом, постоянно поддерживалось его желание играть на инструменте и в составе ансамбля гусляров. Объем индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы: · метро-ритмические упражнения; · усвоение основных музыкально-теоретических знаний; · выработка необходимых исполнительских приемов; · чтение с листа; · творческие упражнения (подбор по слуху); · показ педагогом; · беседа о музыке; прослушивание аудиозаписей; · просмотр видеоматериала, лекторий с презентацией.  
Структура индивидуальных занятий
Основное время занятия (выработка знаний, умений, навыков) 45 минут
Смена деятельности (развивающие игры-упражнения, психологический тренинг, беседы о музыке) 5 минут
Общее время: 50 минут

 

Ожидаемые результаты.

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают общую идею программы: ориентацию на результаты и качество образования. Планируемые результаты обучения определены с учетом уровней усвоения содержания программы (низкий, средний, высокий).

В содержании и структуре планируемых результатов учтены их основные функции:

· служить критериальной основой для оценки результатов деятельности педагогов и учащихся;

· являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.

 

В течение 1 года обучения учащийся должен выучить:

· упражнения, направленные на освоение различных ритмических группировок, динамические и хроматические упражнения;

· 4 этюда на разные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;

· 2-3 пьесы различного характера;

· 6-8 оркестровых и ансамблевых партий различной сложности;

· овладеть навыками чтения с листа.

Требования к учащимся

· воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;

· индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:

· массовое распространение у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;

· неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;

· отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;

· перегрузки в общеобразовательной школе;

· отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.

По окончании данного года обучения учащийся должен свободно владеть всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными для изучения на данном этапе. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки должны помочь ученику активно включаться в музыкальный процесс, выявить мотивацию к коллективному музицированию на русских народных инструментах.

 

За один год обучения учащийся должен знать:

· знать основные жанры музыкального фольклора;

· знать названия и историю происхождения народных инструментов;

· знать основные исторические сведения об инструменте;

· знать конструктивные особенности инструмента;

· знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь ихприменять при необходимости;

· знать разновидности инструмента гусли;

· знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

· усвоить основные музыкально-теоретические понятия (метро-ритм, темп, звукоряд, гамма, лад, фраза, мелодия);

· знать обозначения основных динамических оттенков (f, p, cresc, dim);

· владеть простейшими навыками анализа музыкального периода (лад, размер, строение фразы, характеристика художественного образа).

За один год обучения учащийся должен уметь:

· свободно читать аккордовые последовательности в скрипичном ключе;

· иметь основные навыки игры на инструменте;

· развить общую координацию рук и пальцев;

· уверенно исполнять оркестровые партии;

· уметь играть в ансамбле с другими учащимися.

Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:

· открытые занятия для родителей;

· итоговые открытые занятия;

· участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;

· участие в методических семинарах различного уровня;

· тестирование;

· беседа;

· выполнение творческих заданий.

Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.

Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:

· отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;

· активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения

· результативность участия в конкурсах и фестивалях.

В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях с исполнением оркестровых партий или сольной программы.

При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:

· «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;

· «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;

· «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.

Учебно-тематический план

Название разделов Количество часов
Всего Теория Практикака
1. Введение в предмет. Техника безопасности.     -  
2. Углубление музыкально-теоретических знаний в соответствии с исполняемым музыкальным материалом.      
3. Обучение исполнительским приёмам игры на инструменте.      
4. Развитие ансамблевых навыков игры.      
5. Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий):      
6. Развитие слуховых и музыкальных представлений: - слушание музыки; - образовательные беседы.      
  Итоговые занятия.      
8. Совместная практика.      
Итого в месяц      

 

Cодержание программы. 1. Введение в предмет. Техника безопасности. Теория:правила поведения учащихся в кабинетах отдела музыкального творчества (подготовка учебного места, выполнение правил пожарной и электробезопасности, соблюдение правил гигиены, отключение мобильных телефонов и запрет на пользование звуковоспроизводящей аппаратурой во время занятий).Правила уличного движения. Правила противопожарной безопасности. Правила поведения на занятиях. Знакомство с образовательной программой. 2. Углубление музыкально-теоретических знаний в соответствии с исполняемым музыкальным материалом. Теория:углубление по музыкальной теории (музыкальный лад, гамма, мотив, фраза, тоника, знаки альтерации, знаки сокращенного письма (реприза, вольты, сложный ритмический рисунок, переменный размер, переменный лад, синкопа). Практика: упражнения на чтение нот с листа, анализ музыкального текста, быстрое заучивание нотного текста.   3. Обучение исполнительским приёмам игры на инструменте. Теория: изучение правил пользования инструментом. Беседа о необходимости правильного выполнения домашних заданий, самостоятельной работы вне занятия. Практика: посадка и постановка рук, организация целесообразных игровых движений, подготовительные упражнения, гимнастика для рук, игра по открытым струнам (пиццикато). Работа над качеством звукоизвлечения. Овладение элементарными техническими навыками. Развитие координации рук, пальцев. Посадка за инструментом. Освоение и развитие первоначальных навыков игры на гуслях: посадка, постановка игрового аппарата; освоение принципа игры медиатором. Освоение основных приемов игры на гуслях – «глиссандо» - движение правой руки - вверх, вниз, круговые движения, а также в виде восьмерок. Упражнения, направленные на развитие координации рук. Закрепление освоенных терминов, изучение новых терминов. Работа над звуком.   4. Развитие ансамблевых навыков игры. Теория: понятие об ансамбле и оркестре. История развития оркестровых коллективов русских народных инструментов творческого объединения, понятие «дирижёр»,беседа о выдающихся дирижёрах, особенностях дирижёрской техники. Практика: работа над штрихами, понятие о позиционной игре, простейшие виды расстановки пальцев левой руки (аккордовая аппликатура), работа над пластикой игровых движений правой руки, игра упражнений, этюдов с простым ритмическим рисунком. 5.Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий). Теория: понятие «художественный образ» «музыкальное настроение» Стилевые особенности исполняемых произведений, анализ динамического плана произведения. Изучение средств художественной выразительности (штрихи, агогика). Практика: работа в ансамбле с педагогом над выразительным исполнением, выработка навыков исполнения агогических отклонений и простых динамических оттенков, понятие «ауфтакт».   6. Развитие слуховых и музыкальных представлений. Теория: простейшие приёмы композиции (организации звукового материала). Знакомство с музыкальными сочинениями. Практика:слушание музыкальных сочинений, выполнение творческих заданий (показ педагогом).   7. Итоговые занятия. Теория: подбор индивидуальной программы для выступления. Обсуждение и анализ полученных знаний и умений, самоанализ. Практика: сдача по нотам и наизусть выученных произведений, проигрывание готовых, выученных пьес на открытом прослушивании, концерте.   8. Совместная практика. Теория:обсуждение и анализ реализации творческих проектов, беседы о музыке, анализ полученных музыкальных впечатлений. Практика:участие в творческих проектах, конкурсах, фестивалях, репетициях коллектива, посещение концертов, творческих встреч, просмотр видеозаписей, слушание музыки, выполнение творческих заданий (рисунки, устные рассказы), совместная музыкальная практика с группой «Сердитый ДеД» и другими коллективами. Формы занятий · занятие-игра; · занятие-концерт; · занятие-беседа; · занятие-конкурс; · занятие-зачёт. Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений, выработки необходимых исполнительских и теоретических навыков. Обучение основано на педагогическом принципе «от простого к сложному». Основные принципы методики преподавания. Педагогический процесс специального класса гуслей в творческом объединении строится с учетом индивидуальных особенностей учащегося. Знания и навыки, усвоенные учеником за время обучения, должны быть свободно применены им в последующей практической деятельности, независимо от профессиональной ориентации. Для этого с первых шагов обучения ведется активная работа по развитию образного мышления и творческой фантазии, умению передать через инструмент собственные музыкальные представления. Выбор содержания и формы проведения занятия зависит от конкретных педагогических целей. Перед каждым занятием педагог ставит этапные задачи, исходя из общего плана художественного воспитания ученика. Работа ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Следует избегать формального выполнения заданий, пробуждать увлеченность и заинтересованность в непосредственном восприятии музыкального произведения, контролировать доступность материала в художественном и техническом отношении. Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: словесный (рассказ, беседа, объяснение); · метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения); · метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа); · объяснительно-иллюстративный (педагог играет произведение ученика и попутно объясняет); · репродуктивный метод (повторение учеником игровых приемов по образцу учителя); · метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения); · частично-поисковый (ученик участвует в поисках решения поставленной задачи). Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. Показателями успешности занятий в студии являются: · высокий уровень обученности; · успешные выступления на отчетных концертах, конкурсах, фестивалях. Условия реализации программы Залогом успешной творческой деятельности педагога являются предоставленные ему необходимые для работы условия и благоприятная творческая атмосфера в педагогическом коллективе. Занятия должны проходить в просторном (с учетом индивидуальной и коллективной форм музицирования) теплом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении с хорошей акустикой, оснащенным необходимой аппаратурой для подключения инструментов, а так же аппаратурой для прослушивания и желательно просмотра записей выступлений известных исполнителей и коллективов. Необходимые инструменты для ансамбля гусляров: гусли прима (с чехлом) – 2 шт., гусли пикколо (с чехлом) – 2 шт., гусли альт (с чехлом) – 1 шт., гусли клавишные 1 шт., настроенное фортепьяно, балалайка контрабас – 1 шт., бубен – 1 шт. Так же класс должен быть оборудован партами, стульями, пюпитрами и школьной доской с нотоносцем. Планируя учебную работу по обучению игре на инструменте, педагог должен руководствоваться принципом постепенности и последовательности обучения. Недопустимо включение в индивидуальный план произведений, превышающих музыкально-исполнительские (художественные, технические) возможности учащегося и не соответствующие его возрастным особенностям. Работа учащегося над такими произведениями становится сильнейшим тормозом для его музыкального развития и часто наносит большой вред. Однако, в некоторых случаях, когда это педагогически целесообразно, возможно включение в репертуар ученика отдельных произведений из репертуара следующего года обучения. Развитие техники в широком смысле этого слова осуществляется на всех произведениях, которые проходит ученик; развитию техники в узком смысле слова способствует работа над инструктивным материалом (этюды, гаммы, упражнения). Основным ведущим учебным материалом должен быть классический художественный репертуар – народные песни, произведения русских и зарубежных классиков, оригинальные произведения современных авторов. Нельзя допускать, чтобы работа над техникой сводилась к нагромождению большого количества упражнений и механическому их отрабатыванию. Важна не количественная их сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении. Постоянное внимание должно быть уделено свободной и естественной посадке за инструментом и освоению целесообразных движений, обусловленных теми или иными художественными или механическими задачами. Правильная аппликатура является одним из элементов игры. Аппликатура должна быть логически оправданной, способствующей возможно более свободному и выразительному исполнению. Поэтому, работая над интонационно точными и свободными переходами, необходимо учитывать в каждом отдельном случае в зависимости от характера произведения, их музыкально-выразительное значение. Работа над выразительностью исполнения, качеством звукоизвлечения, интонацией, ритмом и динамикой, как важнейшими средствами музыкального выражения должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения учащегося и быть предметом постоянного внимания.  

 

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫИ ИСПОЛНИТЕЛИ.

АВТОР.
Минин Сергей Евгеньевич, 04.10.1977 г. р.  
  Гусляр. Руководитель студии по гуслям. Менеждер по культуре.
Образование: Архангельский областной колледж культуры и искусств (1996-2000), оркестровый факультет, специальность: педагог-организатор, дирижёр, руководитель оркестра народных инструментов; спец. инструмент – гусли;   - Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры (2000-2007), кафедра культурологии; факультет: менеджмент организации; специальность: менеджер в сфере культуры.  
Опыт работы: С 1997 по 2000 год - участник фольклорно-этнографического театра «Славутница», театр участвовал во всех мероприятиях музея «Малые Корелы», в городских праздниках, в настоящее время коллектив называется «Новиця», ведётся сотрудничество. 1999 по 2014 год – художественный руководитель фолк-рок коллектива «Дорогие Россияне». 2001-2002 - зам. директора по творчеству СКЦ "Луч" В 2016-2017 работал руководителем студии музыкального и духовного развития "Гусли - мысли", написана своя программа по обучению на гуслях (Ломоносовский ДК). С февраля 2017 работал художественным руководителем Веркольского Дома культуры и руководителем студии музыкального и духовного развития по игре на гуслях "Гусли - мысли". Выиграно два гранта по проектам "Гусли в современном мире", конкурс "Культурная инициатива" (Пинежский р-он) и "Гусли в каждый дом", конкурс "Сокровища большой страны" (Москва). Проведено множество презентаций и мастер-классов. Представил Архангельскую область с мастер-классом по гуслям на международном фестивале "Гусли мира" (Суздаль, 2017) Участие: на фестивале "Ломоносовский обоз", на Маргаритинской ярмарке 2016, 880 лет д. Кеврола, в детском народном фестивале по проекту "Фольклаборатория" (д.Едома), Благовещенской ярмарке (с.Пинега), Петровской ярмарке (с.Карпогоры), Ярмарке ремёсел (д.Кимжа), на фестивале "Веркольские первоцветы"(Веркола), в пинежской ярмарке на Дне города Архангельска, на фестивале "Пекашинские стога" (Веркола), "Аремьевские чтения" (Веркола) и проч.  

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ.

  Активная концертная деятельность, попытка выйти на мировой уровень, популяризация и развитие гуслей, возврат к истокам и поиск новых творческих решений на традиционной основе. Необходимо продолжить работу по работе с музыкальным и духовным воспитанием детей и молодёжи. Оказывать помощь в создании новых творческих креативных проектов. Поддерживать молодёжь в реализации своих субкультур, находить новые формы самовыражения. Сохранять свою культуру и духовное наследие. Создание своего ежегодного творческого креативного фестиваля «Гусли – мысли».  

 

 

Список использованной литературы:

 

· К. Шаханов «Школа игры на гуслях звончатых» С. –Петербург, 2010;

· М. Рубин «Хрестоматия для арфы» М., 1985;

· «Гуди гораздо» вып.1,2 С. – Петербург, 2000;

· «Романсы, вальсы, русские народные песни» в обр. В. Городовской М., 2000;

· Л.А. Басурманова, Т.А. Рокитянская «Гусли – групповое и индивидуальное обучение» М., 2005

Список литературы для педагога:

· Каргина З.А. «Практическое пособие для педагога дополнительного образования» - М.: Школьная Пресса, 2008 г.;

· Киселева Т., Красильников Ю. «Социально-культурная деятельность» - М.: 2004 г.;

· Коджаспирова Г.М. «Педагогика» - М.: Гардарики, 2004 г.;

· Матонис В. «Музыкально-эстетическое воспитание личности» - Лен.: 1988 г.;

· Мерзлякова С. «Фольклор – музыка – театр» - М.:1999 г.;

· Нечепоренко П., Мельников В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2001 г.;

· Рогаль-Левицкий Д. «Современный оркестр» - М.: 1956 г.;

· Сорокоумова Е.А. «Возрастная психология» - СПб.: Питер, 2007 г.;

· Цветков В. «Школа игры на балалайке» - М.: 2000 г.;

· Шалов А. «Основы игры на балалайке» - Л.: 1970 г.

 

Интернет-ресурсы

· https://music.prsiterum.com/metodic/17.htmI

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь