ПРОГРАММА.
Наименование.
Студия музыкального и духовного развития «Гусли - мысли». |
Пояснительная записка. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность. Музыкальный инструмент гусли – это не только символ музыкально-инструментальной культуры России, но еще и глубинная историческая традиция литературно – художественного наследия нашего народа, его корни и память. Главными носителями музыки на Руси с древнейших времен и в течение многих столетий, как известно, служили искусники и потешники, издавна именовавшиеся скоморохами. Сам же образ старинного певца и игреца-скомороха невольно связывается с представлением о гуслях - наиболее распространенном и давнем славянском музыкальном инструменте. Понятие «гусль» или «гусли» встречается во всех славянских наречиях, но далеко не всегда значит одно и тоже. Так, например, в настоящее время «гуслями» у южнославянских народов называется первобытный однострунный смычковый инструмент, звуками которого сопровождаются героические «юнацкие» песни. Западные славяне словом «гусли» называют скрипку или инструменты ей подобные. Наконец, восточные славяне (русские), под словом «гусли» всегда понимали инструмент, определявшийся заморскими путешественниками, как «лежачая арфа». На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой — плектром, а на вторых — пальцами обеих рук. В конце XVI — начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие. Гусли всегда и везде принадлежали к семейству струнных инструментов, и общее между ними было то, что «струны» в древности именовались словом «гусль». В старинных русских памятниках гудением или гудьбой называется звук струн вне зависимости от самого способа извлечения звука. Игрец на струнном инструменте вообще называется гудцом. Гудцом киевским, игравшим «на струнах» назывался боян - непременный участник всех древнерусских сказаний и слов. В придворном обиходе, гусли появились впервые вероятно только на свадьбе царя Михаила Федоровича, в 1626 году, когда забавляли царя гусельники, домрачеи и скрипотчики. Позднее, когда началось подлинное гонение на скоморохов, гусли попали в опалу и, наряду с прочими инструментами упоминаются как «всякие бесовские игры». Изучив спрос и потребности населения можно прийти к выводу – людям нужно вернуть этот инструмент во всей его красе, чтоб народ мог не только слушать, а ещё и играть, слагать песни и былины, как это было испокон веков. Необходимо организовать место и условия для ознакомления, предоставить профессиональную помощь и дополнительное обучение. Предлагаю открыть на базе КЦ «Северный» студию музыкального и духовного развития «Гусли – мысли» по обучению всех желающих игре на гуслях, выявлению талантов и воплощению в жизнь оригинальных идей в разных стилях и направлениях. Через интерес и увлечение молодёжь придёт к истокам музыки. Проводя параллель между увлечениями и истинными ценностями можно открыть целый мир народной и классической музыки, духовно обогатить подрастающее поколение. |
Цель: Обучение всех желающих игре на гуслях, ознакомление с историей инструмента, развитие музыкальных способностей, реализация приобретённых умений в ансамбле гусляров. Создание условий для реализации креативных музыкальных идей, открытия талантов творческой молодёжи и всех желающих путём создания студии музыкального и духовного развития «Гусли - мысли». |
Задачи: |
Задача 1: Создание студии музыкального и духовного развития «Гусли - мысли». Формирование коллектива, участников, организаторов и единомышленников. |
Задача 2: Обучение в музыкальной студии «Гусли – мысли»». Задачи образовательные: · углубление знаний по основам музыкальной грамоты; · обучение различным навыкам игры на гуслях; · обучение навыкам чтения с листа; · формирование навыков грамотного разбора и анализа музыкального текста; · изучение истории русских народных инструментов и основных жанров фольклора; · выработка исполнительских навыков для освоения оркестровых партий; · выработка исполнительских навыков для передачи образно эмоциональный строя музыкального произведения; · изучение техники безопасности. Задачи развивающие: · развитие координации движений и активности игрового аппарата; · развитие музыкального слуха (мелодического и гармонического); · развитие чувства ритма; · развитие музыкальной памяти и внимания; · развитие природных способностей учащегося через создание атмосферы музыкального сотворчества. Задачи воспитательные: · формирование интереса к детской классической и академической народной музыке; · формирование музыкального вкуса и эстетического кругозора на примерах лучших образцов народной и эстрадной музыки; · привитие усидчивости и трудолюбия; · воспитание собранности и дисциплинированности; · формирование умения и навыка выступления на сцене; · воспитание чувства коллективизма и стремления к саморазвитию. |
Программа обучения навыкам.
К занятиям в творческом объединении по данной программе привлекаются учащиеся без предварительного отбора. Все необходимые навыки игры на инструменте отрабатываются систематически на занятиях с помощью специального составленного комплекса упражнений, основанных на пьесах репертуара. Таким образом, учащиеся быстро приобретают необходимые навыки, что даёт им возможность выступать на сцене с первых лет обучения.
Программа нацелена на то, чтобы практически на каждом занятии создавалась ситуация успеха, для того, чтобы ученик, несмотря на все трудности, верил в свои силы и, таким образом, постоянно поддерживалось его желание играть на инструменте и в составе ансамбля гусляров.
Объем индивидуальных занятий определен в соответствии с целями и задачами программы, психофизиологическими особенностями учащихся и содержанием учебного материала. На каждом занятии используются различные формы работы:
· метро-ритмические упражнения;
· усвоение основных музыкально-теоретических знаний;
· выработка необходимых исполнительских приемов;
· чтение с листа;
· творческие упражнения (подбор по слуху);
· показ педагогом;
· беседа о музыке; прослушивание аудиозаписей;
· просмотр видеоматериала, лекторий с презентацией.
|
Ожидаемые результаты.
Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Планируемые результаты отражают общую идею программы: ориентацию на результаты и качество образования. Планируемые результаты обучения определены с учетом уровней усвоения содержания программы (низкий, средний, высокий).
В содержании и структуре планируемых результатов учтены их основные функции:
· служить критериальной основой для оценки результатов деятельности педагогов и учащихся;
· являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.
В течение 1 года обучения учащийся должен выучить:
· упражнения, направленные на освоение различных ритмических группировок, динамические и хроматические упражнения;
· 4 этюда на разные ритмические, аппликатурные, тональные варианты;
· 2-3 пьесы различного характера;
· 6-8 оркестровых и ансамблевых партий различной сложности;
· овладеть навыками чтения с листа.
Требования к учащимся
· воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью решения учебных и творческих задач;
· индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития - эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Прогнозируемые результаты образовательной деятельности определены с учётом следующих внешних объективных факторов:
· массовое распространение у детей дошкольного и младшего школьного возраста нарушений психического и двигательно-моторного характера;
· неподготовленность детей к деятельности в сфере музыкального искусства;
· отсутствие гармонично развивающей ребёнка звуковой окружающей среды;
· перегрузки в общеобразовательной школе;
· отсутствие необходимого количества инструментов для домашних занятий.
По окончании данного года обучения учащийся должен свободно владеть всеми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными для изучения на данном этапе. Полученные в процессе обучения знания, умения и навыки должны помочь ученику активно включаться в музыкальный процесс, выявить мотивацию к коллективному музицированию на русских народных инструментах.
За один год обучения учащийся должен знать:
· знать основные жанры музыкального фольклора;
· знать названия и историю происхождения народных инструментов;
· знать основные исторические сведения об инструменте;
· знать конструктивные особенности инструмента;
· знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь ихприменять при необходимости;
· знать разновидности инструмента гусли;
· знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;
· усвоить основные музыкально-теоретические понятия (метро-ритм, темп, звукоряд, гамма, лад, фраза, мелодия);
· знать обозначения основных динамических оттенков (f, p, cresc, dim);
· владеть простейшими навыками анализа музыкального периода (лад, размер, строение фразы, характеристика художественного образа).
За один год обучения учащийся должен уметь:
· свободно читать аккордовые последовательности в скрипичном ключе;
· иметь основные навыки игры на инструменте;
· развить общую координацию рук и пальцев;
· уверенно исполнять оркестровые партии;
· уметь играть в ансамбле с другими учащимися.
Формы и критерии промежуточной и итоговой диагностики:
· открытые занятия для родителей;
· итоговые открытые занятия;
· участие в творческих проектах художественно-эстетической направленности;
· участие в методических семинарах различного уровня;
· тестирование;
· беседа;
· выполнение творческих заданий.
Диагностика результативности обучения осуществляется педагогом на каждом занятии, каждом открытом выступлении. Результаты заносятся в итоговую диагностическую карточку два раза в год.
Оценка творческих достижений учащегося основывается на следующих данных:
· отношение учащегося к образовательному процессу в творческом объединении, домашняя подготовка, систематичность посещения занятий по обязательным предметам старание и прилежность;
· активность участия учащегося в творческих проектах, открытых мероприятиях объединения и учреждения
· результативность участия в конкурсах и фестивалях.
В течение учебного года учащиеся ознакомительного уровня обязательно выступают на различных открытых прослушиваниях с исполнением оркестровых партий или сольной программы.
При оценке выступления учащегося и определения уровня обученности (низкий, средний, высокий) необходимо учитывать следующие критерии:
· «высокий уровень» обученности выставляется за технически грамотное исполнение программы, при которой достигнутая в процессе занятий исполнительская свобода служит раскрытию художественного содержания произведений. А так же, если программа исполнена наизусть ярко и выразительно, убедительно по форме, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению для достижения наиболее убедительного воплощения художественного замысла, продемонстрировано свободное владение техническими приемами, а так же приемами качественного звукоизвлечения;
· «средний уровень» обученности выставляется в том случае, если учеником демонстрируется достаточное понимание характера и содержания исполняемого произведения, программа исполнена наизусть, проявлено индивидуальное отношение к исполняемому произведению, однако допущены технические, ритмические и стилистические неточности. Учащийся демонстрирует пластичность и свободу игрового аппарата. Допускаются небольшие погрешности, не разрушающие целостность исполняемого произведения;
· «низкий уровень» выставляется за игру, в которой учащийся демонстрирует ограниченность своих возможностей, неяркое, необразное исполнение пьесы. Произведение исполнено наизусть с ошибками, остановками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение к исполняемому произведению. Учащийся показывает недостаточное владение техническими приемами, отсутствие свободы и пластичности игрового аппарата, допущены погрешности в звукоизвлечении.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практикака | ||
1. | Введение в предмет. Техника безопасности. | - | ||
2. | Углубление музыкально-теоретических знаний в соответствии с исполняемым музыкальным материалом. | |||
3. | Обучение исполнительским приёмам игры на инструменте. | |||
4. | Развитие ансамблевых навыков игры. | |||
5. | Работа над художественным образом исполняемых произведений (оркестровых партий): | |||
6. | Развитие слуховых и музыкальных представлений: - слушание музыки; - образовательные беседы. | |||
Итоговые занятия. | ||||
8. | Совместная практика. | |||
Итого в месяц |