РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Начальное общее образование, 1 класс
Количество часов - 165
Учитель Черкасова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы С.В. Иванова,(Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом «Об Образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012г;
- Федеральным Государственным общеобразовательным стандартом начального общего образования;
- образовательной программой НОО МБОУ Позднеевская СОШ;
- уставом МБОУ Позднеевская СОШ;
- авторской программой С.В. Иванова,(Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI век», 2 – е изд.; дораб. и доп. – М. «Вентана- Граф»2013г.
В авторскую программу изменения не внесены.
Целями обучения русскому языку являются:
- ознакомление с основными положениями науки о языке;
- формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
- развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Язык играет в жизни общества и каждого человека уникальную роль:
- он является основным средством общения между людьми;
- с его помощью сохраняется информация, накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
- язык является основным средством познания окружающего мира;
- владение родным и государственным языком — это один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности, народности, государства;
- использование языка в различных ситуациях общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус как члена общества.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык».
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета «Русский язык».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 33 недели. В учебном плане МБОУ Позднеевская СОШ на 2014-2015 уч.год на предмет русский язык отведено 5 часов в неделю, всего курс реализуется за 165 часов.
В первом полугодии предмет «Русский язык» входит в курс «Обучение грамоте» (5 ч в неделю) обеспечивается учебником «Букварь», ч. 1 (авторы Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова). Во II полугодии – учебником «Русский язык» (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова М.ИКузнецова). Обучение по учебнику «Русский язык» начинается после окончания знакомства с буквами в курсе «Обучение грамоте» («Букварь», ч. 1).
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
В соответствии с календарным учебным графиков учебные занятия выпадают на праздничный день 01.05.2015 г, поэтому произведено объединение уроков № 150-151, урок будет проведен 05.05.2015 г..
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки.
Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Функции ь:
1) показатель мягкости предшествующего согласного;
2) разделительный.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм.
Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи –ши);
- сочетания чк,чн;
- перенос слов;
- непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой);
- знаки препинания в конце предложения.
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Для предупреждения ошибок на письме целесообразно предусмотреть случаи типа «желать», «жемчужный». См. в Приложении перечень слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова (словарные слова).
Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки.
Словообразовательные связи между словами. Родственные слова.
Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии).
Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированных предложения. Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т.п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.
Тематическое планирование.
| Название темы | Количество часов | Вид контроля |
| Подготовительный период | 17 часов | диагностика |
| Основной период | 54 часов | списывание |
| Послебуквенный период: Фонетика и орфоэпия. | 16 часов | диктант |
| Графика и орфография. | 25часов | списывание |
| Слово и предложение. Пунктуация. | 24 часа | Компплексная контрольная работач |
| Развитие речи. | 29 часов | Проверочная работа |
| Всего: 165 часов |
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Русский язык»
| Дата план. | Дата факт. | Общая тема | № урока | Тема урока | Мониторинг | |
| 01.09 | Подготовительный период. Цели: - развитие мелкой моторики руки и свободы движения руки. | Безотрывное последовательное соединение элементов. Гигиенические правила письма | ||||
| 02.09 | Соединение предметов линиями. Проведение линий слева направо, сверху вниз. | |||||
| 03.09 | Проведение вертикальных и горизонтальных линий. | |||||
| 04.09 | Проведение параллельных и непараллельных линий. | |||||
| 05.09 | Проведение вертикальных и горизонтальных линий. Безотрывное последовательное соединение элементов | |||||
| 08.09 | Проведение вертикальных и горизонтальных линий. | |||||
| 09.09 | Проведение наклонных параллельных и волнистых линий. | |||||
| 10.09 | Проведение наклонных параллельных и волнистых линий. | |||||
| 11.09 | Письмо верхних и нижних полуовалов. | |||||
| 12.09 | Письмо правых и левых полуовалов при работе с рисунками и на рабочей строке. | |||||
| 15.09 | Письмо правых и левых полуовалов. Составление звуковых цепочек. | |||||
| 16.09 | Письмо полуовалов: сверху вниз, справа налево, снизу вверх, слева направо. | |||||
| 17.09 | Письмо зигзагов. Письмо полуовалов. | |||||
| 18.09 | Письмо левых и правых полуовалов. Продолжение узоров по точкам. | |||||
| 19.09 | Установление закономерности в узоре, его продолжение. Соединение точек в необходимой последовательности. | |||||
| 22.09 | Установление закономерности в узоре, его продолжение. Соединение точек в необходимой последовательности. | |||||
| 23.09 | Письмо полуовалов: сверху вниз, справа налево, снизу вверх, слева направо. | |||||
| 24.09 | Основной период. Цели: - отрабатывать правильное написание букв, ритмичность, плавность письма. | Письменные буквы Аа. Письмо эдементов букв. | ||||
| 25.09 | Письменные буквы Я я. Письмо элементов букв. | |||||
| 26.09 | Закрепление. Письмо элементов букв А а, Я я. | |||||
| 29.09 | Закрепление. Письмо элементов букв А а, Я я. | |||||
| 30.09 | Письменные буквы О о. Письмо элементов букв. | |||||
| 01.10 | Письменные буквы Ёё. | |||||
| 02.10 | Буква ё в начале слова. Составление схем. | |||||
| 03.10 | Буква Уу. Письмо элементов букв. | |||||
| 06.10 | Письмо изученных букв. Составление звуковых схем. | |||||
| 07.10 | Письменные буквы Ю ю. | |||||
| 08.10 | Буква Ю в начале слова. Звуковой анализ слова «юла», «юбка». Письменные буквы Ю ю | |||||
| 09.10 | Письменные буквы Э э. | |||||
| 10.10 | Письменные буквы Е е. написание изученных букв. | |||||
| 13.10 | Письмо под диктовку изученных букв. | |||||
| 14.10 | Буква Е в начале слова. Звуковой анализ слов «ели, енот». | |||||
| 15.10 | Письменная буква Ы. | |||||
| 16.10 | Письменные буквы И и. | |||||
| 17.10 | Правило написания твёрдых букв после твёрдых и мягких согласных. | |||||
| 20.10 | Написание изученных гласных букв. | |||||
| 21.10 | Словоизменение. Сопоставление первых звуков в словах. Написание кодированных слов. | |||||
| 22.10 | Письменные буквы М м. чтение прямого слога. Письмо слогов, слов. | |||||
| 23.10 | Письменные буквы Н н. письмо слогов, слов. | |||||
| 24.10 | Письменные буквы Р р. Письмо слогов, слов, предложений. | |||||
| 27.10 | Письменные буквы Л л. Письмо слогов, слов, предложений. | |||||
| 28.10 | Письмо заглавной и строчной буквы Й й. | |||||
| 06.11 | Введение понятия слог. Деление слов на слоги. | |||||
| 07.11 | Отработка написания изученных букв. | |||||
| 10.11 | Введение понятия ударения. Письменные буквы Г г. | |||||
| 11.11 | Письмо заглавной и строчной буквы К к. | |||||
| 12.11 | Дифференциация букв Г г- К к (по звонкости глухости) | |||||
| 13.11 | Письменные буквы З з. | |||||
| 14.11 | Списывание слов, предложений с изученными буквами. | |||||
| 17.11 | Письмо заглавной и строчной буквы С с. | |||||
| 18.11 | Дифференциация букв З з – С с. (по звонкости глухости) | |||||
| 19.11 | Письмо заглавной и строчной буквы Д д. | |||||
| 20.11 | Знакомство с буквой Т т. Письмо заглавной буквы Т. | |||||
| 21.11 | Письмо строчной буквы т. Составление предложений из слов. | |||||
| 24.11 | Сопоставление звуков Д-Т по звонкости -глухости | |||||
| 25.11 | Письмо заглавной и строчной буквы Б б. | |||||
| 26.11 | Письмо заглавной и строчной буквы П п | |||||
| 27.11 | Знакомство с буквой В в. Письмо заглавной и строчной буквы В в. | |||||
| 28.11 | Чтение и письмо слов, предложений. | Списывание | ||||
| 01.12 | Письмо заглавной и строчной буквы Ф,ф. | |||||
| 02.12 | Письмо заглавной и строчной буквы Ж,ж. правописание сочетаний жи - ши | |||||
| 03.12 | Письменные буквы Ш, ш. Особенность звука ш. Правописание сочетаний жи-ши. | |||||
| 04.12 | Письмо заглавной буквы Ч. Правописание сочетаний чу,ча. | |||||
| 05.12 | Письмо строчной буквы ч. правописание сочетаний жи-ши, ча.чу. | |||||
| 08.12 | Письмо заглавной и строчной буквы Щ, щ. Особенность звука щ. | |||||
| 09.12 | Письменные буквы Х, х. написание слов и предложений с изученными буквами. | |||||
| 10.12 | Письмо заглавной и строчной буквы Ц, ц. Особенность звука ц. | |||||
| 11.12 | Знакомство с буквой Ь. Особенности буквы Ь. | |||||
| 12.12 | Письмо под диктовку. | Диктант. | ||||
| 15.12 | Слова с разделительным мягким знаком. | |||||
| 16.12 | Письмо строчной буквы ъ. | |||||
| 17.12 | Послебуквенный период. Цели: -стимулировать показательную активность детей; - развивать полноценное разноцелевое речевое общение; - формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся; - обеспечивать начальный уровень грамотного безошибочного письма. ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ | Язык как средство общения. Порядок действий при списывании. | ||||
| 18.12 | Устная и письменная речь. Знаки препинания в конце предложения. | |||||
| 19.12 | Речевой этикет: слова приветствия. Восклицательные предложения. | |||||
| 22.12 | Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. | |||||
| 23.12 | Слова, которые отвечают на вопросы «кто?, что?». | |||||
| 24.12 | Слова, которые отвечают на вопросы «кто?, что?». | |||||
| 25.12 | Речевой этикет: слова просьбы и благодарности. Вежливые слова. | |||||
| 26.12 | Речевой этикет: ситуация знакомства. Имена собственные, их правописание. | |||||
| 29.12 | Речевой этикет: использование слов «ты», «вы». Правописание имён собственных. | |||||
| 30.12 | Заглавная буква в именах собственных. Правила речевого поведения.(речевые ситуации, учитывающие возраст собеседника) | |||||
| 12.01 | Обучающий диктант. | |||||
| 13.01 | Признак и слово. | |||||
| 14.01 | Слова,отвечающие на вопросы «какой?, какая?» | |||||
| 15.01 | Текст - описание. | |||||
| 16.01 | Деление слов на слоги. | |||||
| 19.01 | Речевые ситуации, где необходимо указывать свой адрес. Адрес на конверте. | |||||
| 20.01 | Правила переноса слов. | |||||
| ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ | ||||||
| 21.01 | Правила переноса слов. | |||||
| 22.01 | Многозначные слова. | |||||
| 23.01 | Многозначные слова. Закрепление. | |||||
| 26.01 | Образование слов. | |||||
| 27.01 | Текст-описание. Речевая ситуация: приглашение на экскурсию. | |||||
| 28.01 | Повторение. Гласные и согласные звуки. | Проверочная работа. | ||||
| 29.01 | Слова отвечающие на вопросы «Что делать? Что делает? Что делал?» | |||||
| 30.01 | Слова отвечающие на вопросы «Что делать? Что делает? Что делал?» | |||||
| 02.02 | Закрепление пройденного. | Провероч.раб. | ||||
| 03.02 | Слова похожие по звучанию. | |||||
| 04.02 | Вежливые слова. | |||||
| 05.02 | Речевая ситуация: обсуждение поступков. Правописание жи – ши. | |||||
| 06.02 | Правописание сочетаний жи-ши. | |||||
| 16.02 | Правописание ча-ща, чу-щу. | |||||
| 17.02 | Закрепление пройденного. (кто? Что? Что делать?) | Диагностика. | ||||
| 18.02 | Свойства характера. Речевая ситуация: описание своего характера. | |||||
| 19.02 | Интересы собеседника. Речевая ситуация: обсуждение интересов. | |||||
| 20.02 | Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликтов. | |||||
| 24.02 | Родственные слова. | |||||
| 25.02 | Вопросительные предложения. | |||||
| 26.02 | Закрепление пройденного. | |||||
| 27.02 | Закрепление пройденного. | |||||
| 02.03 | Письменная речь: объявления. | |||||
| 03.03 | Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. | |||||
| 04.03 | СЛОВО И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.ПУНКТУАЦИЯ | Устная речь: вымышленные истории | ||||
| 05.03 | Знакомство с устойчивыми сочетаниями слов. | |||||
| 06.03 | Заглавная буква. (собственные имена) | |||||
| 09.03 | Речевой этикет: выражение просьбы. | |||||
| 10.03 | Закрепление правописания слов с сочетаниями ча - ща, чу - щу, | |||||
| 11.03 | Объявления. Повторение. | |||||
| 12.03 | Правописание собственных имён. | |||||
| 13.03 | Описание животных. Отработка умения задавать вопросы к словам. | |||||
| 16.03 | Описание животных. Отработка умения задавать вопросы к словам. | |||||
| 17.03 | Отработка навыков переноса слов. | |||||
| 18.03 | Повторение. Родственные слова. | |||||
| 19.03 | Контрольное списывание. | Списывание. | ||||
| 30.03 | Начало и конец предложения. | |||||
| 31.03 | Речевая ситуация: общение друзей. Сочетания жи-ши. | |||||
| 01.04 | Слова, которые обозначают число или количество. | |||||
| 02.04 | Закрепление пройденного. | |||||
| 03.04 | Повторение звукового анализа и правил переноса слов. | |||||
| 06.04 | Повторение звукового анализа и правил переноса слов. | |||||
| 07.04 | Значение слова. | |||||
| 08.04 | Правописание слов с сочетанями ча-ща, чу-щу. | |||||
| 09.04 | Правописание слов с сочетанями ча-ща, чу-щу. | |||||
| 10.04 | Слово. Значение слова. | |||||
| 13.04 | Грамотность – культура человека. | |||||
| 14.04 | Закрепление изученного. | |||||
| 15.04 | Развитие речи | Речевой этикет: слова извинения. Слова, имеющие несколько значений. | ||||
| 16.04 | Знакомство с правописанием безударного гласного в корне слова. | |||||
| 17.04 | Знакомство с правописанием безударного гласного в корне слова. | |||||
| 20.04 | Транскрипция. | |||||
| 21.04 | Повторение функций Ь и порядка действий при списывании. | |||||
| 22.04 | Слова, которые не называют предметы, их признаки или действия, а только указывают на них. | |||||
| 23.04 | Повторение пройденного. | |||||
| 24.04 | Знакомство с правописанием сочетаний чк- чн. | |||||
| 27.04 | Контрольное списывание. | Списывание. | ||||
| 28.04 | Многозначность. Знакомство со словами близкими по значению. | |||||
| 29.04 | Повторение пройденного. | |||||
| 30.04 | Сравнение слов по звуковому составу. | |||||
| 04.05 | Письмо под диктовку. | Диктант. | ||||
| 05.05 | 150- | Написание слов с безударными гласными. | ||||
| 06.05 | Повторение пройденного. | |||||
| 07.05 | Написание слов с парными по звонкости – глухости согласными. | |||||
| 08.05 | Повторение пройденного. | |||||
| 11.05 | Диагностика. | Тестирование. | ||||
| 12.05 | Перенос слов. Закрепление. | |||||
| 13.05 | Диктант. | Диктант. | ||||
| 14.05 | Неизменяемые слова. | |||||
| 15.05 | Йотированная функция гласных букв. | |||||
| 18.05 | Закрепление пройденного. | |||||
| 19.05 | Повторение правил переноса слов. | |||||
| 20.05 | Повторение звукового анализа слов. | |||||
| 21.05 | Повторение. Начало и конец предложения. | |||||
| 22.05 | Речевая ситуация: составление рассказа о летнем отдыхе. | |||||
| 25.05 | Комплексное повторение пройденного. |