УДК 371.72
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Д.А. Фарзалиев,
преподаватель кафедры физического воспитания
РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
А.С. Гусарова, Д.Р. Ошкадерова
студенты РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
Аннотация: в статье рассмотрены проблема здорового питания, а также вопрос ее актуальности для студентов. Были проанализированы предпочтения студентов касаемо вопросов питания, а также выявлена потребность в организации кафе здорового питания на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова. И на основе полученных результатов исследования был сформирован ряд рекомендаций, которые позволили разработать меню, составленное согласно принципам сбалансированного рациона.
Ключевые слова: здоровое питание; сбалансированный рацион; заведение общественного питания; студенты.
Annotation: in this article, the problem of a healthy food, and also a question of its urgency for students were observed. The students' preferences concerning nutrition and the need to organize a healthy food cafe on the basis of the Plekhanov Russian University of Economics were analysed. Based on the results of observations and researches some recommendations, aimed at the development of a menu prepared according to the principles of a balanced diet, were suggested.
Key words: healthy nutrition; balanced diet; public service establishment; students
Вопрос питания был актуален на протяжении всей истории человечества, однако в современном мире, с его постепенно ускоряющимся темпом жизни он приобретает все большую остроту. Придерживаться здорового питания особенно важно для таких групп населения, которые вынуждены справляться со значительными нагрузками, как физическими, так и умственными.
Студенты из-за интенсивной учебы, а зачастую и совмещения ее с работой, идеально подходят под данную категорию, а потому им необходимо соблюдать здоровый рацион, способствующий хорошему самочувствию, приливу сил и активной умственной деятельности.
|
Однако далеко не все имеют возможность придерживаться правильного питания, в основном по причине того, что во время учебного дня студент вынужден питаться в заведениях общественного питания, в которых ассортимент полезных продуктов весьма ограничен, столовые РЭУ им. Г.В. Плеханова не являются исключением.
В настоящее время происходит популяризация здорового образа жизни. Растет спрос людей на продукты, полезные для здоровья и фигуры, поэтому сейчас так часто можно встретить места для питания, ориентированные на здоровую пищу. Данная тенденция наблюдается среди разных слоев населения, но особенно среди молодежи, а, следовательно, кафе, где предлагается сбалансированное меню, будет обладать высокой посещаемостью среди студентов.
Однако для того, чтобы рассуждать об организации кафе здорового питания, сначала следует разобраться в теоретических основах здорового питания и сбалансированного рациона.
Здоровое питание включает в себя правильное распределение белков, жиров и углеводов в течение дня. Для нормальной жизнедеятельности человека 45 % от общего объема рациона должны приходиться на углеводы, 30 % на полноценные белки и 25 % на жиры (в основном растительного происхождения) [1].
Основы сбалансированного питания довольно просты, но их необходимо придерживаться всем, кто от здорового питания хочет получить максимум пользы. Во-первых, нельзя пропускать завтрак, так как именно утренний прием пищи заряжает организм энергией на весь день. Во-вторых, наиболее оптимальным считается 5-6-разовое питание, которое позволит поддерживать чувство сытости в течение дня и поможет избежать переедания. В-третьих, что не менее важно, необходимо выпивать достаточное количество чистой питьевой воды в течение дня (1,5-2 литра) [2]. Включать в свой рацион больше овощей, фруктов, полезных жиров, и исключать вредные продукты, которые содержат большое количество быстрых углеводов и трансжиров. Также важно следить за количеством потребляемых калорий, они не должны превышать 2000 ккал в день. Самые простые правила – это есть тогда, когда чувствуете голод, не переедать, хорошо пережевывать пищу, наслаждаясь процессом еды. Соблюдая эти правила можно с уверенностью относить себя к приверженцам здорового питания и не бояться за свое здоровье, ведь польза от такого питания будет огромна.
|
Существует также один из основных принципов сбалансированного питания – это принцип сбалансированной пищевой тарелки. Половину тарелки всегда должен занимать овощной салат с заправкой из растительных масел, или какие-либо несладкие фрукты. Остальную часть следует поделить пополам, и класть на нее кусочек мяса или рыбы, приготовленный на пару или гриле, и порцию гарнира. Помимо гарнира, можно использовать хлеб из муки грубого помола или макароны из твердых сортов пшеницы. Таких приемов может быть 3, остальные 2 — перекусы фруктами, овощами, йогуртом, орехами [3].
И главное помнить, что здоровое питание – это не диета, а образ жизни, который доступен каждому. При соблюдении основных правил сбалансированного рациона улучшится внешний вид, нормализуется обмен веществ и состояние организма.
|
С целью выявления необходимости организации на базе существующей столовой РЭУ им. Г.В. Плеханова (“Спортивного кафе”) “Кафе здорового питания” был проведен социологический опрос среди студентов нашего университета.
Согласно данным опроса, в нем приняло участие 97 человек, 63% которых являются студентами первого курса, 29% - второго курса, а оставшиеся 8% составили студенты 3-4 курсов. Таким образом, абсолютное большинство опрошенных составили студенты первого курса РЭУ им. Г.В. Плеханова.
В том, чтобы придерживаться правильного питания, заинтересованы 70% респондентов, однако 70% из них (50% от общего числа) лишь стараются соблюдать режим здорового питания. Из числа студентов, не придерживающихся правильного питания, только 7% от общего числа действительно не заинтересованы в этом, а оставшаяся часть – 23% от общего числа опрошенных проявляют желание питаться здоровой пищей, но по разным причинам, таким как ее дороговизна (указали 4% опрошенных), незнание фундаментальных принципов правильного питания (6% опрошенных), а также отсутствие возможности в принципе (13% опрошенных).
Согласно результатам опроса, в столовых нашего университета питается почти 91% респондентов, при этом 43% от общего числа питаются лишь иногда, а 9% вовсе предпочитают альтернативные варианты приема пищи, в основном, такие как покупка еды в супермаркетах или ближайших заведения общественного питания, не относящиеся к РЭУ им. Плеханова. Однако лишь 23% от студентов полностью довольны качеством предоставляемой пищи, количество полностью недовольных, в целом, совпадает с числом не посещающих столовые университета (приблизительно 10%). Большая же часть (76%) довольны не всем и 66% опрошенных студентов имеют определенные замечания.
Основной целью опроса являлось выявление потребности в открытии “Кафе здорового питания” в нашем университете. Более чем 82% респондентов поддерживают подобную инициативу и большая часть из них в ответе на дополнительный вопрос о том, что они хотели бы видеть в меню подобного заведения, выдвинули множество интересных предложений о расширении ассортимента предлагаемой продукции по следующим направлениям: свежие овощи и фрукты; салаты без майонеза, вредных соусов и специй; мясо и рыба, вареные, тушеные и на пару; кисломолочные продукты (йогурты, творожные изделия, сыры); каши; супы; свежевыжатые соки; низкокалорийные десерты; цельнозерновой хлеб.
Вопрос питания был актуален на протяжении всей истории человечества, однако в современном мире, с его постепенно ускоряющимся темпом жизни он приобретает все большую остроту. Придерживаться здорового питания особенно важно для таких групп населения, которые вынуждены справляться со значительными нагрузками, как физическими, так и умственными.
Результаты проведенного исследования показали, что большая часть студентов готовы питаться правильно и потому с удовольствием стали бы посещать заведение такого рода, предлагающее блюда, отвечающие требованиям здорового рациона. Таким образом, большинство опрошенных студентов, желающих видеть по-настоящему сбалансированный, правильный, здоровый рацион.
Список литературы:
1. Фарзалиев Д.А. Влияние распорядка учебного дня на работоспособность и концентрацию и оптимизация временных затрат на учебный процесс/Д.А. Фарзалиев, П.А. Федотов, А.А. Михайлов, А.О. Элиор//Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения сборник материалов XVI Всероссийской научно-практ. конф. с международным участием. 2017. С. 508-513.
2. Грачева Д.В. Особенности активного досуга в студенческой среде/Д.В. Грачева, Е.А. Дектерева, А.Ю. Дегтярев//Научные достижения и открытия современной молодёжи сборник статей II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 249-252.
3. Александров Д.С. Экспериментальные средства проведения занятий по физической культуре со студентами образовательных организаций высшего образования/Д.С. Александров, Д.В. Кущева//Гуманитарное образование в экономическом вузе: Материалы V Международной научно-практической заочной интернет-конференции: В 2 т. -2017. -С. 163-167.