М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»




Время и история создания

Роман появлялся в печати по частям с 1838 года. Первое полное издание вы­шло в 1840 году.

В начале 1841 года роман был напечатан с предисловием, которое было напи­сано в ответ на упреки в надуманности характера Печорина и оценку этого ге­роя как клеветы «на целое поколение». Автор пишет: «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Сюжет

Роман состоит из пяти новелл.

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведет штабс-капитан Максим Максимыч, который рассказывает свою историю автору, встретившись с ним на Кавказе. Молодой офицер по фамилии Печорин, скучающий в горной крепости, удивляет Максима Максимыча своими странным характером и по­ступками. Он похищает любимую дочь местного князя и добивается ее любви, затем охладевает к этой «забаве», разбивая сердце девушки и становясь причи­ной гибели ее брата, отца, а затем и ее самой. Максим Максимыч не осуждает за это Печорина, но не может понять и объяснить для себя мотивов его поступков.

«Максим Максимыч»

Эта новелла имеет другого рассказчика — автора. В ней повествуется о со­бытиях, произошедших некоторое время спустя после событий первой новел­лы. Описывается встреча Максима Максимыча с Печориным. Автор наблюдает взаимоотношения двух «друзей», в которых нет равенства: Максим Максимыч с трепетом ждет этой встречи, волнуется, рад случаю увидеть своего товарища. Печорин равнодушен, сух и скуп на проявление чувств. Его поведение кажет­ся жестоким и несправедливым по отношению к старому штабс-капитану. Но скрытая в нем глубокая печаль и безразличие ко всему, в том числе и к судьбе своих записок, которые он оставляет Максиму Максимычу, заставляет автора не торопиться с выводами об этом человеке. Большую часть новеллы занимает описание Печорина, его портрет, увиденный автором.

«Тамань»

Эта повесть рассказывается уже самим Печориным, так как является частью его записок, доставшихся автору от Максима Максимыча. Время этих собы­тий — самое начало службы Печорина на Кавказе, предыдущие новеллы явля­ются продолжением и хронологически происходили позже событий, описанных в этой части.

Печорин случайно (остановившись на постой в доме) становится свидетелем и в некоторой степени участником деятельности контрабандистов в глухом горо­дишке. Он активно вторгается в жизнь этих людей, имея целью одно: удовлетво­рить свое любопытство. Он активен и деятелен. Но деятельность его разрушает жизнь этих людей и едва не приводит к гибели самого героя. Для него самого оказывается вопросом смысл его поступков: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

«Княжна Мери»

Эта повесть написана в форме дневника. Повествование начинается с при­бытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и ее дочерью Мери. Также он встречает свою бывшую возлюбленную Веру. Стремление видеться с ней приводит Печорина к необходимости скрыть эти отношения за ухаживаниями за Мери. Жалкую роль в этой истории играет приятель Печорина Грушницкий. Они соперничают за внимание Мери. Печо­рин, безусловно, побеждает в этой игре, но Грушницкий, ограниченный и тще­славный, использует против Печорина нечестные приемы борьбы. Грушницкий раздражает Печорина, а тот унижает Грушницкого своим превосходством.

Печорин влюбляет в себя княжну Мери. Его успех приводит к ссоре с Грушниц­ким. Происходит дуэль, на которой Печорин убивает Грушницкого. Вера уезжает, их встречи невозможны. Печорин объясняется с княжной Мери, отвергая ее лю­бовь, после чего девушка чувствует себя униженной. За участие в дуэли его ссыла­ют в дальнюю крепость. Там и происходят события, описанные в новелле «Бэла».

«Фаталист »

События этой повести происходят в казачьей станице. Печорин рассказыва­ет о событиях, участником которых он стал невольно. На квартире одного из офицеров играют в карты сослуживцы. Неожиданно завязывается беседа о том, есть ли предопределение, стоит ли верить в судьбу. Между офицером Вуличем и Печориным возникает спор, который отчаянный Вулич предлагает разрешить с помощью выстрела, тем самым доказав, что час его смерти еще не пришел. Он стреляет в себя, выходит осечка. Все офицеры неприятно поражены происходя­щим. Печорин говорит, что видел явную смерть на лице у Вулича. Все расходят­ся по домам. Вскоре Печорин узнает о смерти Вулича, которая приключилась этой ночью: его зарубил шашкой пьяный казак. Печорин решается испытать судьбу и вызывается обезвредить казака, который, опомнившись, заперся в са­рае с оружием и никого к себе не подпускает. Печорин, рискуя жизнью, про­рывается к нему, казак стреляет, но промахивается. Печорин рассказывает эту историю, приехав в крепость, Максиму Максимычу — то есть события этой повести как бы находятся внутри повести «Бэла».

Герои

Предметом исследования в этом романе является личность главного героя, названного к тому же «героем своего времени». Сведений о фактах биографии Печорина немного: он петербуржец, состоит в чине прапорщика. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». Ему около 25 лет. Вероятно, он богат — ни разу не упоминается о том, чтобы он был стеснен в средствах. Между событиями повести «Бэла» и «Максим Максимыч» проходит пять лет. В по­следней новелле упоминается, что Печорин умер по пути в Персию. О причине смерти не говорится.

Автора интересует не это — ему важен тип этой личности. Печорин разоча­рован в жизни, он холоден, циничен, расчетлив и эгоистичен. Все его поступки, вся лихорадочная деятельность — это попытка заполнить душевную пустоту. Вместе с тем он умен, наблюдателен и честен перед собой, он не стремится ка­заться лучше, чем он есть. И самое главное — он пытается понять сам себя: что ведет его по жизни? Что им движет? Свои поступки он совершает по своей воле или им руководит некая высшая сила, и он орудие в «руках судьбы»?

Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. В нем получили выражение черты поколения последекабристской эпохи. На поверхно­сти «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа... глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная...» Печо­рин — личность неординарная и сложная.

В центре романа «Герой нашего времени» — проблема личности, «героя вре­мени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми.

Главная мысль (идея)

Лермонтов изобразил «внутреннею человека», использовал психологический анализ как средство для раскрытия характера героя, его внутреннего мира. В то же время глубокое проникновение в психологию Печорина помогает лучше понять остроту социальных проблем, поставленных в романе.

Поэтика, композиция

«Герой нашего времени» — первый в русской прозе реалистический социаль­но-психологический и нравственно-философский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века.

Черты романтизма в романе «Герой нашего времени» видны прежде всего в близости автора и героя, пристальном внимании к «внутреннему человеку», исключительности его натуры. Ситуация, описанная в повести «Бэла», напо­минает сюжеты романтических произведений (любовь «природной» женщины к разочарованному европейцу). Повышенная экспрессивность стиля в «Тамани» также является чертой романтизма. Образ Печорина окутан ореолом загадочно­сти. Он одинок, находится в конфликте с обществом, ищет приложения своим силам, стремится к свободе — это также соответствует романтической тради­ции. О прошлом героя почти ничего не говорится. Мы не знаем обстоятельств, сформировавших такой характер героя. Он представлен в данный момент жизни уже состоявшейся личностью, мы не видим его развития. Это все можно отнести к романтическим чертам романа.

И все же «Герой нашего времени» — реалистическое произведение. При­сутствует объективность авторской позиции по отношению к герою. В этом роман имеет сходство с пушкинским «Евгением Онегиным». Несмотря на то что многие черты героя романа «списаны» автором с себя самого, Печорин и Лермонтов не одно и то же лицо, так же как, например, Онегин и Пушкин. Лермонтов в предисловии к роману подчеркивает эту мысль: «...Другие же очень тонко замечали, что сочинитель нарисовал свой портрет и портреты своих знакомых... Старая и жалкая шутка!»

Реализм романа заключается в создании образа «героя времени», типичного представителя эпохи — «лишнего человека», по характеристике В. Г. Белинско­го. Автор стремится психологически достоверно объяснить особенности харак­тера героя, связав их с условиями его жизни, общественного слоя, поколения. Типичностью обладают и другие персонажи романа. Они изображены во всей их сложности и противоречивости. Характеры объемны, правдоподобны.

Также с большим мастерством изображены взаимоотношения героев, их поступ­ки имеют объективные мотивы, что является, безусловно, реалистической чертой.

Мы не видим развития характера героя во времени. Но зато автор так строит повествование, что с каждой новеллой происходит наше углубление в душевный мир героя, он «раскрывается» перед читателем, становясь все более сложной и интересной личностью. Главная интрига романа не в событиях, а в том, кто такой Печорин и что заставляет его поступать таким образом, что мир вокруг него неизменно разрушается: гибнут или становятся несчастными все, с кем он сталкивается на своем пути.

Хронологический порядок в построении романа нарушен. Такое расположе­ние новелл служит важной художественной задаче: с каждой новеллой меняет­ся ракурс, с которого мы смотрим на героя, меняются рассказчики.

Сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, человека дру­гого социального слоя, другого поколения, других ценностей. Он пытается по­нять Печорина, но не может, его объяснения всегда конкретны и «снижены» и, скорее, похожи на оправдания нелогичности героя.

В следующей новелле на героя смотрит человек одного с ним круга, одного поколения — автор. Это другой взгляд, пристальный и больше замечающий, по­нимающий, чем взгляд штабс-капитана. Автор дает портрет Печорина, который является не просто зарисовкой и «протоколом»: как одет, какого цвета глаза, волосы; это портрет характера героя, в котором видны все его противоречия (ослепительно чистое белье — пыльный сюртук и запачканные перчатки, строй­ный сильный стан — изломанная поза «бальзаковой» кокетки в кресле, светлые волосы — темные брови и усы, никогда не смеющиеся глаза, взгляд, подобный клинку стали — и равнодушный).

Три последующие повести — речь самого Печорина о себе. Мы слышим, как и о чем он думает, как планирует свои поступки, как анализирует свои дей­ствия. В «Тамани» он вспоминает случай, произошедший с ним и едва не закон­чившийся его гибелью. Это прошлое, уже осознанное и пережитое.

«Княжна Мери» — дневник. Рассказчик, описывая события, и сам не знает, как они будут развиваться дальше. Он «живет» на наших глазах, раскрывает свои замыслы, делится сомнениями и размышлениями, «исповедуется». Важно то, что он стремится все же планировать свою жизнь, подчинять события и лю­дей своей воле.

В последней новелле «Фаталист» Печорин пытается посмотреть на себя гла­зами «судьбы»: его поступки в этом произведении как бы неподвластны и непо­нятны ему самому. Он взаимодействует с какой-то высшей силой и пытается ей сопротивляться.

Соотношение фабулы и сюжета в романе:

Часть первая
«Бэла»

«Максим Максимыч»

«Журнал Печорина»

Предисловие

«Тамань»

Часть вторая (Окончание журнала Печорина)

«Княжна Мери»

«Фаталист»

Хронологический порядок частей:

«Тамань»

«Княжна Мери»

«Бэла»

«Фаталист»

«Максим Максимыч»

Предисловие к журналу

Тема соотношения провидения и воли человека — одна из важных тем произведения. Печорин постоянно размышляет о том, чем он является, каково его предназначение. «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие», — говорит он о своей разрушительной роли в жизни контра­бандистов. В другой ситуации он сравнивает себя с топором в руках судьбы. В этих словах слышатся боль и печаль от сознания того, что действия не под­властны его воле и непонятны для него самого.

Печорин чувствует и понимает несоответствие своих поступков благородным стремлениям. Он хочет понять свои поступки и переживания. Ему интересен собственный внутренний мир. Попытки разобраться в мотивах своих поступков, беспощадный самоанализ, постоянные сомнения приводят к тому, что он теряет способность просто жить, ощущать радость, полноту и силу чувства. Из самого себя он сделал объект для наблюдений.

Можно назвать личность этого героя трагической: разлад в душе героя вызван тем, что силы его души не нашли применения, жизнь этого неординарного человека растрачена и опустошена.

И это, с точки зрения автора, и есть черты поколения. Роман имеет перекличку со стихотворением «Дума», которое также посвящено размышлению о горь­кой участи поколения, растратившего идеалы и не видящего в жизни смысла. В стихотворении Лермонтов называет черты «героев времени», в романе он анализирует и раскрывает суть происходящего с людьми его поколения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: