Этнопедагогические основы формирования уважительного отношения младших школьников к родителям




Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический

Институт имени М. Е. Евсевьева»

ФОРМИРОВАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К РОДИТЕЛЯМ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Выполнила: Андронова В. А.,

4 курс, факультет иностранных языков

Республика Мордовия, город Саранск

Саранск 2015

Введение

В условиях снижения престижа семьи и семейных ценностей, преобладания материальных ценностей над духовными, ослабления влияния родителей на личностное становление ребенка, актуальной является проблема формирования уважительного отношения к родителям как основы нравственного развития, определяющей характер отношения ребенка к окружающим людям и действительности. Важность решения обозначенной проблемы подчеркивается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ, Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, авторских концепциях и программах воспитания.

Проблема воспитания уважительного отношения детей к родителям, любви к матери рассматривается в трудах Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, П.Ф. Каптерева, И.Г.Песталоцци, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского и др. Влияние авторитета родителей на процесс социализации личности изучается современными исследователями в рамках проблем нравственного воспитания, семьи и семейного воспитания (А.В.Иващенко, А.В.Мудрик, Г.П. Савкина, И.П. Подласый, Л.М. Фридман, Н.Е.Щуркова и др.).

Уважительное отношение к родителям рассматривается как интегративная характеристика, которая отражает сформированность когнитивного (знания о содержании понятия «уважительное отношение»), эмотивного (умение различать эмоциональное состояние родителей и адекватно на него реагировать; проявление сочувствия, сорадования к родителям), деятельностного (поступки, действия, направленные на оказание помощи родителям, проявление заботы о них) компонентов (О. С. Тимофеева).

Анализ теоретических работ и образовательной практики показывает, что, несмотря на разностороннее изучение проблемы воспитания уважительного отношения младшего школьника к родителям, до сих пор отсутствуют концептуальные ориентиры в ее решении. Вместе с тем, изучение опыта народной педагогики показывает, что в системе народного воспитания одно из наиболее значимых мест занимают традиции почитания предков, уважения к родителям и старшим. Этнические особенности данных традиций раскрываются в трудах современных исследователей Н.Ф.Беляевой, Т.Г.Тимошиной, Г.Н.Волкова, А.Э. Измайлова, Л.И.Ханбикова и др.

Использование потенциала традиций народной педагогики в воспитании уважительного отношения младшего школьника к родителям возможно через осознание закономерностей (зависимости отношений родителей друг к другу, к детям и самим себе, отношения детей к окружающим людям от мудрости родительской любви); принципов (преемственности и сотрудничества поколений; требовательной любви к ребенку; педагогической справедливости; справедливости поощрения и наказания детей; воспитания разумных потребностей; учета идеи долженствования); методов («убеждение словом»; пример родителей; общение с людьми двух поколений; «воспитание правдой»; справедливая и твердая родительская власть, основанная на авторитете); средств (традиции семейного воспитания, включение ребенка в трудовую деятельность; совместная трудовая деятельность в семье родителей и детей; природа; обряды, ритуалы, культ предков) народной педагогики.

Цель работы: выявить возможности использования народных традиций в формировании уважительного отношения младшего школьника к родителям.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, анкетирование, беседа, наблюдение, качественная и количественная обработка полученных результатов.

База опытной работы: МОУ «СОШ № 8» г. Саранска.


Этнопедагогические основы формирования уважительного отношения младших школьников к родителям

В современных психолого-педагогических исследованиях достаточно часто поднимается вопрос о приобщении детей к культурным ценностям, национальным традициям. Необходимость данного подхода определяется в нормативных документах. В частности, в Национальной доктрине образования говорится, что «одной из основных задач государства в сфере образования определила «сохранение и поддержку этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур» [18]. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ, ФГОС НОО отмечается, что в целях становления гражданской идентичности личности как основы развития гражданского общества возможно через сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России [14].

Пути использования национальных традиций в современном начальном образовании связано с реализацией этнопедагогического подхода, согласно которому формирование гармонически развитой личности осуществляется с учетом прогрессивных традиций и использования средств народного воспитания.

Одним из путей реализации данного подхода является включение в образовательный процесс традиций уважительного отношения к родителям, которое рассматривается как: проявление внимания, предусматривать интересы «уважаемого», помогать даже без его ведома [10]; это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность... (Э.Фромм) [28]; одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности [25].

Если мы обратимся к понятию уважительное отношение, то в словаре редких и забытых слов (В.П. Сомов, 2001) найдем трактовку слова вежество – приличное поведение, уважительное отношение. Сущность уважительного отношения заключается в том, что дети имеют высокое мнение о своих родителях и рассматривают их как людей большого достоинства и важности. Уважение выражается в мыслях, словах и действиях [26]. Так, в сборнике афоризмов «Пчела» помещен раздел о почитании родителей. Он включал большое число изречений: «Таким будь для родителей своих, каким хотел бы видеть детей своих» [1, с. 258]. В «Повести об Акире Премудром» почитанию родителей, как важной стороне семейного уклада, Акир уделял довольно много места: «Отца своего почитай, ибо все богатство свое он тебе оставляет…»; «Бойся, чтобы не прокляли тебя отец и мать, а не то и ты от своих детей не узнаешь радости»; «Сын мой, не говори: «Господин мой глуп (имеется в виду отец), а я умен». «Послушай совета господина своего и милости его удостоишься, а на свой ум не надейся» [5, с. 50]. Владимир Мономах писал: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев» [1, с.164]. «Слово святых отец, како детям чтите родителя своя» учит детей любить отца и мать, кто чтит и слушает своих, тот очистит грехи свои и прославится перед Богом. «Слово» молвит: «Кто злословит родителям своя, сий пред Богом грешен есть…» [1, с. 162].

«Домострой» учит детей любить отца и мать своих, повиноваться им во всем, чтить их старость, брать на себя скорби их. В «Домострое» мы прочтем строки: «Кто почитает отца и мать и повинуется им в Боге, те в свою очередь порадуются о детях своих …» [9, с. 34].

В народной педагогике уважение, почитание родителей определяется как культ (от лат.cultus) – почитание. Родители считались заступниками перед Богом и проводниками его воли, поэтому уважение к отцу, матери являлось делом богоугодным. Почитание старших, а, прежде всего родителей, – это унаследованный от предков, усвоенный с молоком матери благороднейший обычай у всех народов Востока [23, с.127].

Матери отводилась особая роль в сохранении народной культуры: языка, обычаев, национальной самобытности народа. Ее любовь сравнивается с летним солнцем: «Родная мать любит, как летнее солнышко греет» (рус.), «Материнское сердце ближе к детям» (морд.). Уважение к матери считалось первой нравственной заповедью детства. Нарушившему ее угрожает проклятие: «Укоряющего старость матерню, да исклюют его вранове, да съедят орли» [1, с.85].

По поверью мордвы, чуваш, татар слезы матери, плевки ее на одежду детей имеют определенное воздействие, а именно, способствуют тому, что ребенок вспоминает о матери, ее наказах, или могут говорить, отвлекать злых людей и помогать детям: «Чтобы они (братья) не забыли родной дом, мать послала им с дочерью свое родительское благословение и слезу материнскую текучую горючую, полную любви» [2, с.25].

Педагогическая роль отца в народной педагогике рассматривается в плане авторитета, нежели в плане практической деятельности по воспитанию. Первоначально в семье отец в деле воспитания подрастающего поколения представлял скорее фактор моральный: защищал свою семью, требовал от ее членов четкого выполнения обязанностей, и материальный. Позднее власть отца приобрела нравственное основание: даже ослабленный старик, как посредник между семьей и богами, сохранял свое значение: «На плечах отца держится мир». От его ответственности, чувства долга, физических и нравственных сил, смелости и мужества, гражданственности, надежности и великодушия зависит результат воспитания человека на протяжении всей жизни [9, с.276]: ««У отца задиры сын – драчун»; «Для плохого отца наказание – плохой сын»; «Балованный сын навлечет упрек на отца». Много поучительного содержится в народной мудрости о роли отца в семье: «Хоть шесть дней голодай, но отца почитай» (киргиз.); «Отец жив - смотри на его поступки, отец умер - помни о его воле» (каракалп.). Волю отца ставили выше царской воли: «И царь хотел, а отец не велел» (морд.). Власть отца над дочерьми сохранялась до их замужества, продолжала играть значительную роль в жизни дочери и с выходом ее замуж, но не высказывалась с ясностью и резкостью [50, с. 69]. В семьях узбеков, таджиков, киргизов, мордвы сын до тридцатилетнего возраста обязан был отчитываться перед отцом в своих действиях. И даже после смерти отца сыну предписывалось мысленно советоваться с ним, иначе тот мог и показать сына, поэтому внушали: «Отец и в гробе найдет» [4, с.40].

Ислам с первых дней возникновения уделял особое внимание правам и обязанностям матерей и отцов, их уважению. Одна из десяти заповедей, данных Богом пророку Мусе, гласит: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» [6]. Священный Коран призывает детей к доброму, справедливому, терпеливому, уважительному, почтительному отношению к состарившимся родителям, предостерегает от повышения голоса на них, особенно когда они достигли преклонного возраста и немощи и находятся на их попечении [21].

Анализ различных источников показывает, что, высокий статус родителей в семьях разных народов поддерживался через культ предков; традиции имянаречения (ребенку давали имя отца или матери, дедушки или бабушки); обряды и ритуалы (свадебный обряд: плачи невесты по дому и родителям, обычай одаривать родителей на свадьбе; порядок посадки за стол и начала еды); традиции празднования (старейшины рода, старшие, родители занимали почетные места, оценивали достижения и заслуги молодых, получали самую вкусную еду, подарки, благодарность); традиции почитания слова родителей (старшие имели право первого слова, принятия решения); традиции заботиться о престарелых родителях, проповедуемые всеми мировыми религиями и народной педагогикой; традиции почтительного отношения к многодетным родителям; традиции общественного признания значимости родительского влияния на судьбу детей и др.

В целом, народные традиции отношения к родителям были нацелены на поддержание авторитета старших, обеспечение преемственности задач воспитания, формирование нравственности личности как основы успешной жизнедеятельности в настоящем и будущем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: