Русь! Чего же ты хочешь от меня?
Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?
Н. В. Гоголь
Родился Николай Васильевич Гоголь-Яновский 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье
небогатого помещика. Детство Гоголя прошло в имении родителей Васильевке, которое расположено рядом с селом Диканька, впоследствии воспетом Гоголем в своих произведениях. Семья Гоголей, как по отцу, так и по матери, принадлежала к старым казацким родам. Быт родового имения Васильевки Гоголь изобразил позднее в повести «Старосветские помещики». Отец будущего писателя, Василий Афанасьевич, был страстным любителем театра, автором стихов и остроумных комедий. Влиянию матери приписывают задатки религиозности Гоголя и склонность к мистике.
Подростком Гоголь поступил в Нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Уже в период обучения в Нежине проявляются способности будущего писателя: он с успехом играет на сцене в ученических постановках, сам пишет пьесы комического и сатирического характера. Насмешливость — черта Гоголя, которая проявилась в его личности рано, наряду с умением подмечать и ярко описывать характеры и ситуации.
В конце декабря 1828 года Гоголь приехал в Петербург с грандиозными планами о благородном труде на благо Отечества: то он хочет достичь вершин карьеры на чиновном поприще, то он мечтает об актерской судьбе, то о блестящей писательской карьере. В Петербурге в 1829 году Гоголь публикует под псевдонимом В. Алов написанную еще в Нежине подражательную поэму «Ганц Кю- хельгартен». Поэму не покупали, немногочисленные рецензии в журналах были отрицательные. Гоголь сжег все экземпляры тиража. В отчаянии от провала на поприще литератора Гоголь летом 1829 года уезжает за границу. Вернувшись, он поступает на государственную службу, получает место мелкого чиновника. Впечатления от службы в «департаменте» найдут впоследствии свое отражение в «Петербургских повестях» Гоголя.
|
Одну за другой Гоголь создает повести, вошедшие в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот «второй дебют» состоялся в 1831—1832 годах и сразу же поставил Гоголя в число первых литераторов России. В это время Гоголь познакомился с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, А. А. Дельвигом, А. С. Пушкиным. Писатели поддержали молодой талант.
Именно «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанные сочно и ярко, основанные на «экзотическом» материале, принесли Гоголю литературную известность.
Следующие произведения Гоголя — вышедшие в 1835 году сборники повестей «Миргород» и «Арабески» («Петербургские повести») — разворачивали перед читателем новые грани таланта Гоголя. В «Петербургских повестях» возникал особенный образ Петербурга, ставшего одним из героев произведений Гоголя. Он пробует свои силы и в драматургии. В 1835 году был написан и уже в 1836 году поставлен «Ревизор». В это же время Гоголь начинает работу над главной книгой своей жизни — поэмой «Мертвые души».
В июне 1836 года Гоголь уезжает за границу, где продолжает работу над «Мертвыми душами». Первый том «Мертвых душ» был завершен в Риме в 1841 году.
|
Вернувшись в Россию в том же году, Гоголь печатает первый том своего произведения.
На протяжении нескольких следующих лет Гоголь работает над вторым томом «Мертвых душ», но судьба этой части оказывается трагичной: в июне 1845 года
Гоголь сжигает первоначальную редакцию второго тома «Мертвых душ». Работа над вторым томом совпала с глубоким духовным кризисом писателя, что поставило Гоголя на грань отречения от его прежних произведений.
Размышления Гоголя о собственном поприще и о предназначении каждого человека, о судьбе России нашли отражение в его книге «Выбранные места из переписки с друзьями», вышедшей в свет в 1847 году. У некоторых бывших поклонников книга вызвала резкое неприятие, что навлекло на автора настоящую критическую бурю. В. Г. Белинский подверг уничтожающей критике это произведение в своем знаменитом «письме к Гоголю», осудив его религиозномистические идеи как реакционные.
Для Гоголя такая реакция публики на его размышления была также неожиданной: «Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь сам, как я еще остался жив».
Работу над вторым томом «Мертвых душ» он заканчивает к январю 1852 года. В это же время его терзает предчувствие близкой смерти, состояние здоровья ухудшается, он мучается сомнениями в своем литературном таланте. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, находясь в состоянии глубочайшей депрессии, он сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ».
Вскоре, 21 февраля 1852 года, последовала кончина писателя. Гоголь был погребен в Донском монастыре. После революции останки Гоголя перенесены на Новодевичье кладбище.
|
«Ревизор»
Время написания
Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года. Сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным.
В 1836 году комедия была поставлена в театре после личного разрешения императора Николая Первого.
Сюжет
В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чиновников, чтобы сообщить пренеприятное известие: в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито». И еще с секретным предписанием. Обсуждаются причины приезда ревизора. Чиновники выдвигают свои версии: судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), например, предполагает затеваемую Россией войну.
Городничий предпринимает спешные распоряжения в связи с приездом ревизора. Например, советует попечителю богоугодных заведений надеть на больных чистые колпаки и вообще, по возможности, уменьшить их число. Тот уверяет, что у него все в полном порядке: «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».
Судье городничий указывает «на заседателя, от которого с детства «отдает немного водкою». Городничий обращается к смотрителю училищ и удивляется странным привычкам учителей: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне»).
Появляется почтмейстер. Городничий, опасаясь доноса, просит его просматривать письма, но оказывается, почтмейстер давно уж читает их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтешь»), но о петербургском чиновнике ничего пока не встречал.
Вбегающие Бобчинский и Добчинский, поминутно перебивая друг друга, рассказывают о молодом человеке, который поселился в местной гостинице при трактире. Человек оказался наблюдательным («и в тарелки к нам заглянул»). Одним словом, заключают они, это ревизор: «И денег не платит, и не едет, кому же быть, как не ему?» Городничий в смятении, он отдает спешные поручения квартальному.
В следующей сцене события происходят в маленькой гостиничной комнате. На барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проигравшего деньги. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек, он посылает Осипа за обедом. Трактирный слуга приносит скверный обед и выговаривает Хлестакову за неуплату. Хлестаков бранится. В это время выясняется, что о нем справляется городничий. И городничий, и Хлестаков напуганы. Чистосердечные слова Хлестакова о том, как он проигрался в дороге, принимаются городничим за искусную выдумку инкогнито. Городничий, теряясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом. Приезжий соглашается, и городничий едет с Хлестаковым осматривать «богоугодные заведения».
Затем действие переносится в дом городничего. Появляются дамы, с трепетом ожидавшие появления «инкогнито из Петербурга». Хлестаков вдохновенно рисуется перед дамами, завираясь от восторга. Он рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом. Он предрекает скорое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на всех панический страх.
Чиновники друг за другом идут на аудиенцию к Хлестакову, кляузничают друг на друга и на городничего, дают Хлестакову взятки. А Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам, что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».
Хлестаков пишет письмо приятелю в Петербург, рассказывая о том, какой с ним произошел забавный случай, как приняли его за «государственного человека».
Хлестаков принимает купцов, которые не жалуются на «обижательства» городничего, дают Хлестакову пятьсот рублей взаймы. Хлестаков кокетничает с дочерью, а потом и с женой городничего, не зная, кого именно ему выбрать. Дамы из-за него ссорятся. Хлестаков, находясь в состоянии «необыкновенной легкости», предлагает руку и сердце дочери городничего. Входит городничий. Он не сразу понимает слова жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелиться. Городничий, находясь в ошеломленном состоянии, благословляет молодых.
Тут Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет, что едет на один лишь день к богатому дяде, усаживается в коляску и уезжает.
Городничий с женой предаются мечтаниям о будущей петербургской жизни. Чиновникам городничий объявляет, что скоро станет тестем «ревизора» и генералом.
В разгар поздравлений вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор»: он распечатал письмо Хлестакова к Тряпичкину. Письмо читается вслух поочередно, поскольку в нем Хлестаков, не стесняясь в выражениях, дает уничижительную характеристику всем жителям городка.
Городничий раздавлен и уничтожен. Он произносит страстную обличительную речь о собственной глупости, о вертопрахе Хлестакове, о безымянном «щелкопере, бумагомараке», что непременно в комедию вставит.
Внезапно является жандарм, объявляющий, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе». Известие повергает всех в ужас. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего.
Герои
Хлестаков — мелкий петербургский чиновник, проигравшийся в карты и потому застрявший в уездном захолустье. Только «легкость в мыслях необыкновенная» помогает Хлестакову быть бодрым и не унывать в абсолютно безнадежных обстоятельствах, по привычке надеясь на «авось». Уездные чиновники от страха приняли его за ревизора, приехавшего инспектировать их город. Этот образ — мираж. Боязнь чиновников разоблачения их махинаций привела к возникновению комического противоречия, мнимого конфликта.
Городничий Сквозник-Дмухановский — «очень неглупый по-своему человек». Он взяточник и казнокрад, использует, поскольку «человек умный», административную власть в личных интересах. Чувствует себя, как «отец родной городу», считая его своей вотчиной. Из-за быстрого развития событий, угрозы приезда ревизора и стремительного сообщения Бобчинского-Добчинского о том, что ревизор уже в городе, городничий теряется, не успевает осознать происходящего. Он глупо «попался», приняв ничтожного Хлестакова за ревизора. После финального разоблачения он гневается на себя за глупость, не может понять, каким образом он, хитрец и обманщик, мог так попасться! Образ городничего одновременно и комичен, и трагичен: эта нелепая его «промашка» уничтожила усилия всей его предыдущей жизни.
Грехи уездных чиновников различны по своей тяжести и величине. Если сравнить, например, любопытного почтмейстера Шпекина с попечителем богоугодных заведений Земляникой, то очевидно, что «грех» почтмейстера — чтение чужих писем («смерть люблю узнать, что есть нового на свете») — кажется более легким, чем цинизм чиновника, который по долгу службы должен заботиться о больных и престарелых. Земляника — циничный хитрец, он лишен признаков человеколюбия. Судья Ляпкин-Тяпкин обладает «философским» складом ума: на слова городничего о том, что «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов», он «смело» рассуждает: «Грешки грешкам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками...»
По замыслу Гоголя, в этих образах должно обнажиться противоречие между тем, каким должен быть человек, и кем на самом деле являются эти люди. В пьесе нет персонажа, который был бы даже не идеальным, а просто «нормальным» чиновником. Комическая «гармония», таким образом, достигнута.