Гоголь Николай Васильевич (1809—1852)




Русь! Чего же ты хочешь от меня?

Какая непостижимая связь таится между нами? Что глядишь ты так, и зачем все, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?

Н. В. Гоголь

Родился Николай Васильевич Гоголь-Яновский 20 марта 1809 года в ме­стечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье

небогатого помещика. Детство Гоголя прошло в имении родителей Васильевке, которое расположено рядом с селом Диканька, впоследствии воспетом Гоголем в своих произведениях. Семья Гоголей, как по отцу, так и по матери, принад­лежала к старым казацким родам. Быт родового имения Васильевки Гоголь изобразил позднее в повести «Старосветские помещики». Отец будущего писа­теля, Василий Афанасьевич, был страстным любителем театра, автором стихов и остроумных комедий. Влиянию матери приписывают задатки религиозности Гоголя и склонность к мистике.

Подростком Гоголь поступил в Нежинскую гимназию высших наук, создан­ную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Уже в период обучения в Нежине проявляются способности будущего писателя: он с успехом играет на сцене в ученических постановках, сам пишет пьесы ко­мического и сатирического характера. Насмешливость — черта Гоголя, которая проявилась в его личности рано, наряду с умением подмечать и ярко описывать характеры и ситуации.

В конце декабря 1828 года Гоголь приехал в Петербург с грандиозными пла­нами о благородном труде на благо Отечества: то он хочет достичь вершин карье­ры на чиновном поприще, то он мечтает об актерской судьбе, то о блестящей писательской карьере. В Петербурге в 1829 году Гоголь публикует под псевдо­нимом В. Алов написанную еще в Нежине подражательную поэму «Ганц Кю- хельгартен». Поэму не покупали, немногочисленные рецензии в журналах были отрицательные. Гоголь сжег все экземпляры тиража. В отчаянии от провала на поприще литератора Гоголь летом 1829 года уезжает за границу. Вернувшись, он поступает на государственную службу, получает место мелкого чиновника. Впечатления от службы в «департаменте» найдут впоследствии свое отражение в «Петербургских повестях» Гоголя.

Одну за другой Гоголь создает повести, вошедшие в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот «второй дебют» состоялся в 1831—1832 годах и сразу же поставил Гоголя в число первых литераторов России. В это время Гоголь позна­комился с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым, А. А. Дельвигом, А. С. Пушки­ным. Писатели поддержали молодой талант.

Именно «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанные сочно и ярко, осно­ванные на «экзотическом» материале, принесли Гоголю литературную извест­ность.

Следующие произведения Гоголя — вышедшие в 1835 году сборники пове­стей «Миргород» и «Арабески» («Петербургские повести») — разворачивали перед читателем новые грани таланта Гоголя. В «Петербургских повестях» воз­никал особенный образ Петербурга, ставшего одним из героев произведений Го­голя. Он пробует свои силы и в драматургии. В 1835 году был написан и уже в 1836 году поставлен «Ревизор». В это же время Гоголь начинает работу над главной книгой своей жизни — поэмой «Мертвые души».

В июне 1836 года Гоголь уезжает за границу, где продолжает работу над «Мертвыми душами». Первый том «Мертвых душ» был завершен в Риме в 1841 году.

Вернувшись в Россию в том же году, Гоголь печатает первый том своего про­изведения.

На протяжении нескольких следующих лет Гоголь работает над вторым томом «Мертвых душ», но судьба этой части оказывается трагичной: в июне 1845 года

Гоголь сжигает первоначальную редакцию второго тома «Мертвых душ». Работа над вторым томом совпала с глубоким духовным кризисом писателя, что поста­вило Гоголя на грань отречения от его прежних произведений.

Размышления Гоголя о собственном поприще и о предназначении каждого человека, о судьбе России нашли отражение в его книге «Выбранные места из переписки с друзьями», вышедшей в свет в 1847 году. У некоторых бывших поклонников книга вызвала резкое неприятие, что навлекло на автора настоя­щую критическую бурю. В. Г. Белинский подверг уничтожающей критике это произведение в своем знаменитом «письме к Гоголю», осудив его религиозно­мистические идеи как реакционные.

Для Гоголя такая реакция публики на его размышления была также неожи­данной: «Здоровье мое... потряслось от этой для меня сокрушительной истории по поводу моей книги... Дивлюсь сам, как я еще остался жив».

Работу над вторым томом «Мертвых душ» он заканчивает к январю 1852 го­да. В это же время его терзает предчувствие близкой смерти, состояние здоровья ухудшается, он мучается сомнениями в своем литературном таланте. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года, находясь в состоянии глубочайшей депрессии, он сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ».

Вскоре, 21 февраля 1852 года, последовала кончина писателя. Гоголь был погребен в Донском монастыре. После революции останки Гоголя перенесены на Новодевичье кладбище.

«Ревизор»

Время написания

Работу над пьесой Гоголь начал осенью 1835 года. Сюжет был подсказан ему А. С. Пушкиным.

В 1836 году комедия была поставлена в театре после личного разрешения императора Николая Первого.

Сюжет

В уездном городе, от коего «три года скачи, ни до какого государства не доедешь», городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, собирает чи­новников, чтобы сообщить пренеприятное известие: в их город едет «ревизор из Петербурга, инкогнито». И еще с секретным предписанием. Обсуждаются причины приезда ревизора. Чиновники выдвигают свои версии: судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин (который прочитал «пять или шесть книг, а потому несколько вольнодумен»), например, предполагает затеваемую Россией войну.

Городничий предпринимает спешные распоряжения в связи с приездом реви­зора. Например, советует попечителю богоугодных заведений надеть на больных чистые колпаки и вообще, по возможности, уменьшить их число. Тот уверяет, что у него все в полном порядке: «человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Судье городничий указывает «на заседателя, от которого с детства «отдает немного водкою». Городничий обращается к смотрителю училищ и удивляется странным привычкам учителей: один учитель беспрестанно строит рожи, другой объясняет с таким жаром, что не помнит себя («Оно, конечно, Александр Маке­донский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне»).

Появляется почтмейстер. Городничий, опасаясь доноса, просит его просмат­ривать письма, но оказывается, почтмейстер давно уж читает их из чистого любопытства («иное письмо с наслаждением прочтешь»), но о петербургском чиновнике ничего пока не встречал.

Вбегающие Бобчинский и Добчинский, поминутно перебивая друг друга, рас­сказывают о молодом человеке, который поселился в местной гостинице при трактире. Человек оказался наблюдательным («и в тарелки к нам заглянул»). Одним словом, заключают они, это ревизор: «И денег не платит, и не едет, кому же быть, как не ему?» Городничий в смятении, он отдает спешные поручения квартальному.

В следующей сцене события происходят в маленькой гостиничной комнате. На барской постели лежит слуга Осип. Он голоден, сетует на хозяина, проиг­равшего деньги. Является Иван Александрович Хлестаков, молодой глуповатый человек, он посылает Осипа за обедом. Трактирный слуга приносит скверный обед и выговаривает Хлестакову за неуплату. Хлестаков бранится. В это время выясняется, что о нем справляется городничий. И городничий, и Хлестаков на­пуганы. Чистосердечные слова Хлестакова о том, как он проигрался в дороге, принимаются городничим за искусную выдумку инкогнито. Городничий, теря­ясь от страха, предлагает приезжему денег и просит переехать в его дом. Приез­жий соглашается, и городничий едет с Хлестаковым осматривать «богоугодные заведения».

Затем действие переносится в дом городничего. Появляются дамы, с трепетом ожидавшие появления «инкогнито из Петербурга». Хлестаков вдохновенно ри­суется перед дамами, завираясь от восторга. Он рассказывает, как в Петербурге приняли его за главнокомандующего, что он с Пушкиным на дружеской ноге, как управлял он некогда департаментом. Он предрекает скорое произведение свое в фельдмаршалы, чем наводит на всех панический страх.

Чиновники друг за другом идут на аудиенцию к Хлестакову, кляузничают друг на друга и на городничего, дают Хлестакову взятки. А Бобчинский просит при случае сказать в Петербурге всем вельможам, что «живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский».

Хлестаков пишет письмо приятелю в Петербург, рассказывая о том, какой с ним произошел забавный случай, как приняли его за «государственного человека».

Хлестаков принимает купцов, которые не жалуются на «обижательства» го­родничего, дают Хлестакову пятьсот рублей взаймы. Хлестаков кокетничает с до­черью, а потом и с женой городничего, не зная, кого именно ему выбрать. Дамы из-за него ссорятся. Хлестаков, находясь в состоянии «необыкновенной легко­сти», предлагает руку и сердце дочери городничего. Входит городничий. Он не сразу понимает слова жены о сватовстве, покуда Хлестаков не грозит застрелить­ся. Городничий, находясь в ошеломленном состоянии, благословляет молодых.

Тут Осип докладывает, что лошади готовы, и Хлестаков объявляет, что едет на один лишь день к богатому дяде, усаживается в коляску и уезжает.

Городничий с женой предаются мечтаниям о будущей петербургской жизни. Чиновникам городничий объявляет, что скоро станет тестем «ревизора» и гене­ралом.

В разгар поздравлений вбегает почтмейстер с сообщением, что «чиновник, которого мы приняли за ревизора, был не ревизор»: он распечатал письмо Хлестакова к Тряпичкину. Письмо читается вслух поочередно, поскольку в нем Хлестаков, не стесняясь в выражениях, дает уничижительную характеристику всем жителям городка.

Городничий раздавлен и уничтожен. Он произносит страстную обличитель­ную речь о собственной глупости, о вертопрахе Хлестакове, о безымянном «щел­копере, бумагомараке», что непременно в комедию вставит.

Внезапно является жандарм, объявляющий, что «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе». Известие повергает всех в ужас. Немая сцена длится более минуты, в продолжение коего времени никто не переменяет положения своего.

Герои

Хлестаков — мелкий петербургский чиновник, проигравшийся в карты и по­тому застрявший в уездном захолустье. Только «легкость в мыслях необыкно­венная» помогает Хлестакову быть бодрым и не унывать в абсолютно безнадеж­ных обстоятельствах, по привычке надеясь на «авось». Уездные чиновники от страха приняли его за ревизора, приехавшего инспектировать их город. Этот образ — мираж. Боязнь чиновников разоблачения их махинаций привела к воз­никновению комического противоречия, мнимого конфликта.

Городничий Сквозник-Дмухановский — «очень неглупый по-своему чело­век». Он взяточник и казнокрад, использует, поскольку «человек умный», ад­министративную власть в личных интересах. Чувствует себя, как «отец родной городу», считая его своей вотчиной. Из-за быстрого развития событий, угрозы приезда ревизора и стремительного сообщения Бобчинского-Добчинского о том, что ревизор уже в городе, городничий теряется, не успевает осознать происходя­щего. Он глупо «попался», приняв ничтожного Хлестакова за ревизора. После финального разоблачения он гневается на себя за глупость, не может понять, каким образом он, хитрец и обманщик, мог так попасться! Образ городничего одновременно и комичен, и трагичен: эта нелепая его «промашка» уничтожила усилия всей его предыдущей жизни.

Грехи уездных чиновников различны по своей тяжести и величине. Если сравнить, например, любопытного почтмейстера Шпекина с попечителем бого­угодных заведений Земляникой, то очевидно, что «грех» почтмейстера — чте­ние чужих писем («смерть люблю узнать, что есть нового на свете») — кажется более легким, чем цинизм чиновника, который по долгу службы должен забо­титься о больных и престарелых. Земляника — циничный хитрец, он лишен признаков человеколюбия. Судья Ляпкин-Тяпкин обладает «философским» складом ума: на слова городничего о том, что «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов», он «смело» рассуждает: «Грешки греш­кам — рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзы­ми щенками...»

По замыслу Гоголя, в этих образах должно обнажиться противоречие между тем, каким должен быть человек, и кем на самом деле являются эти люди. В пьесе нет персонажа, который был бы даже не идеальным, а просто «нормаль­ным» чиновником. Комическая «гармония», таким образом, достигнута.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: