Особенности композиции и идейного содержания




Гоголь задумывал «Ревизор» как комедию, затрагивающую коренные вопросы общественной жизни. Действующие лица пьесы — не частные люди, а должност­ные лица, представители власти. Гоголь писал в «Авторской исповеди»: «В “Реви­зоре”» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем».

Работая над комедией, писатель много размышлял о глубокой духовной силе смеха. Гоголь считал, что «высокий» смех истинного писателя не имеет ничего общего с «низким» смехом, беглою остротою, каламбуром или карикатурой. Он исходит «прямо от души», его исток — ослепительный блеск ума. Смысл такого смеха — осмеяние «прячущегося порока» и поддержание «возвышенных чувств».

В комедии Гоголя нет «положительного» полюса, «положительных» персона­жей, выражающих авторские представления о том, какими должны быть чинов­ники, нет героев-резонеров, «рупоров» авторских идей. Писатель нашел другие средства для выражения своего идеала.

В «Ревизоре» представлен один социальный тип — люди, не соответствующие тем «важным местам», которые они занимают. В каждом из героев он находит комическое, «скрытый порок», достойный осмеяния. Все персонажи — чисто комические характеры.

При изображении своих героев Гоголь использует метод реалистической ти­пизации: общее, характерное для всех чиновников проявляется в индивидуаль­ном. Это один из основных принципов Гоголя-комедиографа.

Помимо комических характеров, Гоголь использует комические ситуации. Первая — ситуация страха, вызванного полученным сообщением о скором приезде ревизора из Петербурга. Именно страх лишает чиновников разума. Вто­рая комическая ситуация — ситуация «обмана», глухоты и слепоты чиновни­ков, внезапно переставших понимать смысл слов, которые произносятся Хле­стаковым. Они не слышат и не видят очевидного. Третья ситуация — ситуация подмены: Хлестаков был принят за ревизора. Все три комедийные ситуации перетекают одна в другую, они связаны между собой и в совокупности создают комический эффект пьесы.

Комедия «Ревизор» — зеркало для общества. Гоголевский смех — «увеличи­тельное стекло», с помощью которого можно рассмотреть в людях то, что они сами в себе или не замечают, или хотят скрыть. Гоголевская «оптика» дает возможность рассмотреть это «искривление». Ситуация, придуманная Гоголем, показывает истинную суть человека, делает видимыми реально существую­щие недостатки. Об этом же сказано и в эпиграфе к пьесе: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива».

Комедия завершается знаменитой «немой сценой», «окаменением» персо­нажей, услыхавших о приезде истинного ревизора. Так внезапная остановка действия превращает комическое в трагическое. Эта сцена — момент истины в комедии. Угроза возмездия заставляет героев «застыть». Гоголь утверждает в финале «Ревизора» мысль о неотвратимости суда над чиновниками, забыв­шими о своем служебном и человеческом долге. Этот суд, по убеждению писате­ля, вершится не только по велению государя, но и по велению совести, посколь­ку, как утверждал писатель, совесть и честь — истинный ревизор.

Николай I заметил, выходя из ложи после спектакля 19 апреля 1836 года: «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне — более всех!»

«Увидевши свои недостатки и погрешности, человек уже вдруг становится выше самого себя, — убежден писатель. — Нет зла, которого бы нельзя было исправить, но нужно увидеть, в чем именно состоит зло».

Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель»

Время и история написания

Входит в цикл «Петербургские повести». Первая публикация состоялась в 1842 году.

Сюжет

Прежде чем рассказать историю пошива новой шинели главным героем, Го­голь дает экспозицию: рассказывает о внешности героя, о его рождении: о том, как «произошел» Акакий Акакиевич, о том, как подобрали для него такое «вы­исканное имя».

Далее описывается служба Акакия Акакиевича в департаменте и устрой­ство его «космоса» — повседневной жизни: молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему пакости, осыпают бумажками, толкают под руку, но Акакий Ака­киевич, чья служба состоит в переписывании бумаг, исполняет ее с любовью. А придя из присутствия к себе в каморку, наскоро отобедав скудною пищей, он обращается к пище «духовной»: вынимает баночку с чернилами и переписывает бумаги, принесенные на дом. Иногда он делает это ради собственного удоволь­ствия — нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь документа. Других радостей в его жизни нет. «Написавшись всласть, он ложился спать», с улыб­кою предвкушая завтрашнее переписывание.

Но эта убогая, но в чем-то вполне гармоничная жизнь человека «в своей долж­ности» нарушается. Акакий Акакиевич обнаруживает, изучив свою шинель, что на плечах и спине она совершенно продырявилась. Он идет к портному Петро­вичу. Гоголь довольно подробно описывает Петровича, его жену, его характер и образ жизни. Петрович осматривает «капот» и с драматическим эффектом огорошивает Акакия Акакиевича заявлением о том, что поправить ничего нель­зя, а придется делать новую шинель. Петрович называет космическую цифру, желая потрясти бедного Башмачкина еще больше. Потрясенный названною це­ной, Акакий Акакиевич пытается сопротивляться, подходит еще раз в другой день к похмельному Петровичу, надеясь на то, что приговор смягчится, но на­прасно. Петрович стоит на своем. Осознав, что без новой шинели все-таки не обойтись, Акакий Акакиевич начинает свое героическое восхождение к пошиву новой шинели. Он рассчитывает все до копейки. К уже накопленным жалким сбережениям он собирается прибавить результаты своей новой экономии: он ре­шается не пить чаю по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подметок, реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, дома оставаться в одном халате.

Жизнь Акакия Акакиевича преображается: мечта о шинели озаряет доселе невиданным светом его существование. Шинель, мечта о ней, сопутствует ему, как приятная подруга жизни. Очень кстати оказывается ожидаемое награждение к празднику: большим против расчета на двадцать рублей. Мечта Акакия Акакиевича начинает приобретать реальные черты, и однажды они с Петровичем отправляются покупать сукно для новой шинели в лавке. И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петровича — все оказывается выше всяких похвал.

Наступает счастливейший день, когда Акакий Акакиевич отправляется в де­партамент в новой шинели. Сослуживцы хвалят шинель и требуют от Акакия Акакиевича по такому случаю задать вечер. Акакий Акакиевич смущен и рас­троган. Очень кстати оказывается вмешательство некоего чиновника-именинни- ка, позвавшего всех на чай.

Этот день был самым счастливым в жизни героя: после Акакий Акакиевич на­правляется к чиновнику в дальнюю часть города — праздновать свое счастье. Все хвалят его шинель, но вист, ужин, шампанское оказываются интереснее. Акакий Акакиевич проживает совершенно особенный вечер, чувствует необычное весе­лье, затем потихоньку уходит домой. Он даже устремляется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения»), не совсем понимая этого своего порыва. Но пустынные улицы вдруг внушают ему невольный страх. Посреди огромной пустынной площади его останавливают ка­кие-то люди и снимают с него шинель. Так ужасно заканчивается этот день.

Акакий Акакиевич ищет справедливости, но не находит помощи у частного при­става. Ему дают совет отправиться к одному значительному лицу, которое может поспособствовать поиску шинели. Гоголь дает характеристику этому персонажу, именованному значительным лицом. Он стал значительным лишь недавно, а пото­му озабочен, как бы придать себе большей значительности: «Строгость, строгость и — строгость, — говаривал он обыкновенно». Он жестоко распекает Акакия Ака­киевича, который, по его мнению, обратился к нему не по форме, рисуясь перед своим приятелем, показывая силу настоящего распекания. Акакий Акакиевич от пережитого ужаса сваливается с сильною горячкой и вскоре умирает. Далее следу­ет лирическое отступление Гоголя о том, как мир остался без Акакия Акакиевича, для которого тоже было какое-то предназначение, как и для великих мира сего.

Вскоре по ночам возле Калинкина моста начинает появляться мертвец, сди­рающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Так мстит за свою оби­ду призрак Акакия Акакиевича. Предпринимаемые полицией усилия поймать призрак «живым или мертвым» оказываются бесплодны.

В то время одно значительное лицо отправляется на приятельскую вечерин­ку, откуда едет к знакомой даме Каролине Ивановне и подвергается нападению страшного призрака, в котором в ужасе он узнает Акакия Акакиевича, который со словами: «А шинель-то моя!» торжествующе стаскивает с него шинель. Пере­пуганное значительное лицо чуть не умерло от страха. Он возвращается домой и впредь уже не распекает со строгостью своих подчиненных. Появление же чиновника-мертвеца с тех пор прекращается.

Герои

Башмачкин Акакий Акакиевич — главный герой повести. Писатель дает своему герою такое «несколько выисканное имя» не случайно: в переводе с греческого имя Акакий обозначает «беззлобный». Так что герой Гоголя оказывается беззлобным дважды. Конечно, определив такое имя своему герою, Гоголь рассчитывал и на восприятие его русским читателем — комическое, издевательское.

Гоголь характеризует Башмачкина как человека бедного, заурядного, неза­метного. Автор так описывает внешность главного героя повести: «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подсле­поват, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Ге­рой живет в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряже­ний начальства. Акакий Акакиевич не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Когда ему предлагают задания, требующие проявле­ния сообразительности, он нервничает и просит: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».

Мечта сшить шинель на вате становится для него главным событием жизни, подобием великой задачи. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича.

Гоголь описывает муки и «подвиги» героя, ведущие его к заветной дели: он экономит, по вечерам не зажигает свечи, не пьет чай, по улицам ходит очень осторожно, «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подметок» раньше време­ни, редко отдает прачке белье. «Сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели», — пишет Гоголь. Гоголь почти издевательски сообщает, что его герой думает о новой шинели, как о жене. День и вечер, когда Акакий Акакиевич становится «как все», «вливается» в круг других людей, став обладателем новой шинели, описывается Гоголем как самый высокий момент жизни его героя, как осуществленная мечта. Но, по иронии судьбы и по замыслу автора, этот счастливый мир — не для Акакия Акакиеви­ча. У таких, как он, не должно быть «новой шинели», ее отбирают у Акакия Акакиевича. Счастье его длилось только один день. «На другой день он явился весь бледный и в старом капоте своем, который сделался еще плачевнее».

Герой вступает в неравную борьбу за свое маленькое счастье с бездушной машиной. И жестокий мир окончательно раздавливает гоголевского героя. Го­голь так говорит об исчезновении своего героя: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное... но для которого все ж таки, хотя перед самым концом жизни, мелькнул светлый гость в виде шинели, ожививший на миг бедную жизнь».

Автор, безусловно, сочувствует судьбе Акакия Акакиевича, «маленькому че­ловеку», как впоследствии был назван этот персонаж.

И в то же время, делая своего героя таким ничтожным червячком, столкнув­шимся с жестокостью города, бюрократического мира, людей, судьбы, Гоголь заставляет читателя задуматься о том, что «человек — не материальная скоти­на, а высокий гражданин небесного гражданства».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: