Время и история написания




Сюжет поэмы был подсказан Гоголю Пушкиным в 1831 году. Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу в 1836 году. Работа продолжилась осенью этого же года в Швейцарии, в Париже и позднее в Риме. В мае 1842 года первый том вышел под названием «Похождения Чичикова, или Мертвые души, поэма Н. Гоголя».

Гоголь, следуя Данте Алигьери, предполагал сделать поэму трехтомной. Он принялся писать второй том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить нравственное перерождение Чичикова.

К ноябрю 1843 года Гоголь завершил первый вариант второго тома «Мертвых душ». В конце июля 1845 года писатель сжег эту рукопись. Далее работу над вторым томом Гоголь продолжил, создавая новую редакцию.

12 февраля 1852 года, за несколько дней до смерти, Гоголь сознательно сжег уже законченный второй том «Мертвых душ».

Сюжет

Поэма начинается с того, что в ворота губернского города NN въезжает брич­ка, везущая некоего господина «средней руки», как говорит Гоголь. Чуть позже мы узнаем, что зовут этого господина Чичиков Павел Иванович и что в этом го­роде у него какое-то дело. В первой главе мы наблюдаем, как господин Чичиков с помощью искусных приемов человека, «знающего обхождение», устанавли­вает контакты с жителями этого города, как он очаровывает своими манерами дам и мужчин на балу, устроенном губернатором. Там же Чичиков знакомится с местными помещиками, которые, собственно, и представляют для него наи­больший интерес.

В следующей главе мы вместе с героем перемещаемся в имение одного из по­мещиков, Манилова. Гоголь подробно описывает имение, постройки, разоренное хозяйство, убранство комнат дома Манилова, где роскошь присутствует ровно наполовину. Таким образом дается оценка самому хозяину имения, высвечива­ются его характер, манеры, привычки, образ мыслей. Чичиков, обменявшись с Маниловым любезностями и очаровав хозяина и его жену своим обхождением, переходит к делу: он просит Манилова продать ему «мертвые души», то есть списки тех крестьян, которые умерли с момента последней переписи, но пока по документам числятся как живые. Манилов никак не может взять в толк, чего от него хочет «приятнейший» Павел Иванович. Чичиков, проявляя тонкое знание психологии, убеждает Манилова в совершенной необходимости этой «негоции» для своих каких-то нужд. Манилов, будучи человеком хотя и глупым, но беско­рыстным, отдает Чичикову списки «мертвых душ» своих крестьян «безынтерес­но», то есть даром. Чичиков едет дальше в чрезвычайно хорошем расположении духа. Манилов после отъезда Чичикова размечтался до того, что представил, как государь, узнав о прекрасной дружбе этих замечательных господ, непремен­но пожалует их обоих генеральским чином «за дружбу».

Чичиков движется дальше, к другому помещику — Собакевичу. По пути его застает непогода, к тому же его кучер Селифан, увлекшись рассуждениями, сби­вается с дороги, переворачивает бричку и вываливает своего господина в грязь. Чичикову приходится проситься на ночлег в каком-то хуторе. Так он попадает к помещице Коробочке, старухе и вдове, богобоязненной и туповатой. Гоголь подробно описывает дом Коробочки, хозяйство, отмечая при этом аккуратность и бережливость хозяйки, у которой всякая вещь в хозяйстве имеет свое место, свою коробочку или ящичек. Коробочка радушно принимает нежданного гостя, сытно кормит его. Чичиков, поддавшись увлечению погони за «мертвыми душа­ми», решается предложить сделку и Коробочке. Она пугается, осторожничает, потому что еще никогда не продавала мертвых, предлагает Чичикову лучше ку­пить у нее пеньку. Чичиков довольно грубо наступает на нее, про себя называя дубинноголовой, и, в конце концов, добивается нужного результата — покупает у нее «мертвые души».

По дороге Чичиков заезжает в трактир. Там на Чичикова набрасывается Ноз- древ, едущий с ярмарки, где он «продулся в пух». С Ноздревым Чичиков также познакомился на балу у губернатора. Тот энергично приглашает Чичикова не­пременно приехать к нему в имение. Чичиков, поколебавшись, соглашается — он надеется, что Ноздрев, поминутно произнося клятвы в дружбе Чичикову, подарит ему «мертвых душ». Ноздрев долго водит Чичикова по своим владени­ям, при этом немилосердно врет и хвастается. Гоголь описывает имение и дом Ноздрева, пришедшие в упадок. Обед, которым Ноздрев потчует Чичикова, от­вратителен и оказывается таким же обманом и подделкой, как и все в хозяйстве Ноздрева. Но у Чичикова другая задача — добыть у Ноздрева интересующий его предмет — «мертвые души». Сначала Ноздрев соглашается выполнить любую просьбу, потом он требует, чтобы Чичиков непременно сказал, зачем ему нуж­ны «мертвые души». Чичиков сообщает Ноздреву, что хочет жениться, а отец невесты поставил непременным условием наличие у него определенного коли­чества душ. Ноздрев заявляет: «Не верю!» Рассорившись, они укладываются спать. Чичиков ругает себя за то, что согласился приехать к Ноздреву. Наутро Ноздрев ведет себя как ни в чем не бывало, и Чичиков, потеряв бдительность, соглашается на его предложение сыграть на мертвые души в шахматы. Ноздрев жульничает. Между ними вспыхивает ссора, и только появление исправника, приехавшего арестовать Ноздрева за какие-то его подвиги, избавляет Чичикова от побоев.

В отвратительном расположении духа Чичиков едет к Собакевичу. Хозяйство Собакевича под стать хозяину, похожему на средних размеров медведя, — креп­кое, основательное, прочное. Гоголь описывает обстановку дома Собакевича, где каждая вещь как бы говорит: «И я тоже Собакевич». Затем следует поистине гомеровское описание обеда Собакевича, которым он угощает гостя. На предло­жение Чичикова относительно продажи «мертвых душ» Собакевич реагирует по-деловому: он не удивляется, а сразу назначает цену, притом несоразмерно высокую. Начинается яростный торг. Собакевич расхваливает качества своих уже умерших крестьян так, как будто они живые. В результате Чичиков и Со­бакевич сходятся в цене. Собакевич обмолвился о помещике Плюшкине, у ко­торого крестьяне мрут, как мухи. Это сообщение Чичиков берет на вооружение и, простившись с Собакевичем, отправляется в имение Плюшкина.

Вследствие феноменальной скупости Плюшкина его хозяйство находится в состоянии полного разорения и нищеты. Да и сам хозяин одет в какие-то лохмотья и похож на обнищавшую ключницу. В его доме самое главное место занимает куча, в которую Плюшкин сносит все, что кажется ему ценным: ста­рые ведра, обломки мебели, всякую дрянь. Гоголь описывает тот путь, который прошел этот человек, — от бережливости до болезненной скупости и потери че­ловеческого облика, восклицая: «Неужели может человек так опуститься, дойти до такой мелочности и гадости?» И отвечает: «Да, все может статься с челове­ком». Предложение Чичикова купить у него «мертвые души» сперва вызывает у Плюшкина недоверие, затем, осознав выгоду, радостно соглашается, даже пы­тается накормить гостя каким-то заплесневелым куличом. Заключив с Плюш­киным очень выгодную для себя сделку, Чичиков уезжает.

Чичиков, вернувшись в гостиницу города NN, готовит списки купленных им «крестьян» к оформлению в соответствующей канцелярии. Он торопится в при­сутствие, чтобы оформить покупку по всем правилам. Гоголь описывает канце­лярию и чиновников «с кувшинными рылами», которые, вымогая взятку у Чи­чикова, не слишком торопятся оформлять его бумаги. И только вмешательство председателя позволяет Чичикову наконец-то оформить все как надо. Получает­ся, что Чичиков скупил у местных помещиков крестьян на весьма крупную сум­му. О Чичикове по городу распространяются слухи как о человеке невероятно богатом, «миллионщике». Устраивается ужин в его честь, где празднуется эта невероятная покупка. Чичиков выдает свою версию покупки такого количества крестьян: он купил их «на вывод» в Херсонскую губернию, где у него поместье.

В честь «миллионщика» Чичикова в городе устраивают бал. Гоголь описыва­ет сборы на этот бал всех жителей города, загипнотизированных словом «мил­лионщик». На балу Чичиков, увлекшись своим триумфом, даже позволяет себе род романтического увлечения — ухаживает за дочкой губернатора. Он не за­мечает негативного впечатления, которое производит это его увлечение на дам города. Происходит неприятный для Чичикова казус: появляется пьяный Ноз- древ и громко и во всеуслышание называет Чичикова подлецом и рассказывает о том, как тот покупал у него «мертвые души». К его словам никто не испыты­вает доверия, и все же осадок остается. Чичиков понимает, что пора покинуть город NN. Но отъезд откладывается вследствие его болезни.

Тем временем в городе бурно обсуждается сама личность Чичикова, его планы и странная связь с «мертвыми душами». Слова Ноздрева внезапно подкрепля­ются свидетельством Коробочки, которая приехала в город узнать, почем нынче «мертвые души».

Общество города делится на партии: мужскую и женскую. В женской пар­тии набирает силы версия о том, что Чичиков собирается похитить губерна­торскую дочку. Город оказывается взбунтован. Мужчины собираются на со­вет. Версии, выдвигаемые ими, одна фантастичнее другой: то он оказывается разбойником и фальшивомонетчиком, то подосланным чиновником из кан­целярии генерал-губернатора, инкогнито производящим ревизию в губернии, то даже... Наполеоном, сбежавшим с острова святой Елены. Словом, жители города NN оказались в умственном тупике в связи с невозможностью понять, кто такой Чичиков. Главный вопрос, который они не могли разрешить, зву­чал так: «Такой ли это человек, которого нужно задержать и схватить, или же он такой человек, который может сам схватить и задержать всех?» Дошло до того, что прокурор, не выдержав умственного напряжения, умер, так и не разрешив загадки.

Чичиков между тем оправился от болезни и намеревался нанести прощаль­ные визиты жителям города. Но двери всех домов оказались для него закрыты, а он с величайшим изумлением узнал о себе, что, оказывается, он собирается увезти губернаторскую дочку и тайно с ней обвенчаться. Чичиков в этот момент понимает, что из города надо бежать, что он и делает, пока жители заняты по­хоронами прокурора.

В последней главе Гоголь проясняет, кто же такой этот господин Чичиков, называет его подлецом. Автор рассказывает о детстве героя, о первых махина­циях, о том, как он воплощает завет отца любить и беречь копейку. Главное искусство, которому учился Чичиков, — обхождение с нужными ему людьми. И в деле манипулирования чужими чувствами он достиг невероятного искус­ства. Именно таким путем он добывает себе повышение по службе. Гоголь рас­сказывает о том, как виртуозно Чичиков руководил строительным подрядом, в результате чего сколотил себе капитал. В результате смены начальника Чи­чиков был отстранен от должности, и его усилия чуть было не пошли прахом. Будучи гением выживания в любых условиях, Чичиков меняет место житель­ства и службы, устраиваясь служить на таможню. Там он тайно разрабатывает аферу с переправкой через границу контрабандой кружев посредством переме­щения овец, под шкурами которых прятался контрабандный товар. Чичиков сколачивает себе на этом предприятии солидный капитал, но все дело рушится вследствие его разногласий с партнером, который обиделся на Чичикова, обо­звавшего его поповичем, и написал донос, по которому и Чичикова, и его самого наказали.

Но предпринимательский ум Чичикова работает беспрерывно, и он берется за операцию, которая должна принести ему солидный доход. Суть следующая: он скупает у помещиков списки «мертвых душ», оформляет их покупку как живых крестьян, а затем закладывает их в Опекунский совет, получая за душу каждого заложенного крестьянина по двести рублей. За исполнением этого пла­на мы и застаем Чичикова в губернском городе NN. Но мы не узнаем, насколько удачной оказалась эта операция, поскольку расстанемся с Чичиковым, унося­щимся от нас на тройке и исчезающим в клубах пыли.

Таковы события, разворачивающиеся в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», таков сюжет — но это вовсе не исчерпывает содержания произведения, которое автор не зря назвал поэмой: на протяжении всего повествования в произведении присутствуют лирические отступления автора, в которых его сатирическое, да­же гротескное перо уступает место лирическому и печальному. Большую роль для понимания этого произведения играют описания города, деревень помещи­ков, их самих, каких-то случайных героев, мелькнувших на страницах произве­дения всего лишь раз. Все это складывается в необычайно живописную картину несущейся жизни, в которой отражается, как в волшебном зеркале, не только прошлое России XIX века, но и ее настоящее и даже будущее.

Герои

Чичиков

Чичиков — самый подвижный персонаж поэмы Гоголя «Мертвые души». Подвижность эта — не только внешнее качество (он все время в дороге, его дом — его бричка, он любит быструю езду; произведение начинается с его въез­да в город и оканчивается его отъездом — как будто мы успели застать только часть пути Чичикова, ускользнувшего от нас, но продолжающего свое движе­ние). Чичиков подвижен и внутренне — в его неугомонной голове все время зре­ют какие-то идеи, комбинации, планы. Направление этих планов и творческих идей всегда одно: как бы удачнее обогатиться быстрым способом, не затрачивая особого труда и находя прорехи в существующих правилах жизни общества.

Гоголь называет своего героя господином средней руки. И дает такую харак­теристику его внешности: не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. В этой характеристике, состоящей сплошь из отрицаний, нет ни одной яркой черты, за которую можно было бы ухватиться — такое впечат­ление, что господин Чичиков выскальзывает из наших рук и стремится во что бы то ни стало быть как можно более незаметным. Чичиков любит пользоваться хорошим мылом и духами, вообще чистоплотен и имеет слабость к рубашкам тонкого полотна. Он этакий приличный господин с наружностью, как у всех, в сюртуке брусничного цвета с искрой, с гладко выбритым подбородком, кото­рым он чрезвычайно гордится, поскольку уж очень он у него полный и круглый.

Кто же такой Чичиков? Лишь в последней, одиннадцатой, главе первого тома поэмы Гоголь дает свой ответ на этот вопрос. И произносит определенно: под­лец. Далее автор описывает детство и юность Чичикова. Мы наблюдаем совер­шенствование в Чичикове таких качеств, как предприимчивость, умение мани­пулировать людьми, достигать своих целей любыми путями, полное бессердечие и отсутствие совести, а главное — беззаветную любовь к комфорту и деньгам, которые этот комфорт обеспечивают. В Чичикове напрочь отсутствуют человеч­ность, милосердие, одухотворенность. Атмосфера, которая его окружает, назва­на одним из первых читателей «Мертвых душ» — Пушкиным — пошлостью. Но Чичиков, в отличие от прочих героев произведения, не просто духовно мертвый и пошлый человек — он тот, кто распространяет вокруг себя эту атмосферу, кто ее продуцирует.

И несмотря на то что все аферы и комбинации Чичикова заканчиваются провалом, он всегда находит новый способ обогатиться, обманывая государство, чиновников, систему, просто людей, попадающихся по дороге. Чичиков всегда в движении, всегда в пути. И в финале первого тома «Мертвых душ» после лирического отступления автора о любви русского человека к быстрой езде, о Руси-тройке, которая мчится куда-то в неизвестную даль и не дает ответа на вопрос: «Русь, куда несешься ты?», Чичиков уносится от нас в своей бричке, скрываясь в клубах пыли.

Манилов

Манилов — первый помещик, к которому Чичиков приехал с целью покупки «мертвых душ». Гоголь так описывает этого героя при его появлении на страницах поэмы в первый раз: «Помещик Манилов, еще вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся...»

Описывая помещиков, которых навещает в погоне за «мертвыми душами» Чичиков, Гоголь всегда уделяет внимание нескольким моментам: описанию по­местья и убранства дома, описанию хозяйства и описанию угощения, которое выставляет хозяин для дорогого гостя.

Манилов — безалаберный хозяин, человек «без царя в голове», так же и «...деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть». Но в то же время Манилов име­ет претензию на какую-то утонченность, возвышенность: «Видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединенного размышления»...

О хозяйстве Манилова Гоголь сообщает: «Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою».

Главное занятие Манилова — пребывание в мечтах: «...о чем он думал, то­же разве Богу было известно... Иногда... говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить камен­ный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян....Впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».

Почему же Манилов, по Гоголю, мертвая душа? Он бескорыстен, любезен, никому не творит зла, не совершает бесчестных поступков. Неужели глу­пость и ограниченность — такой великий грех? По мысли автора — да. Такая «недожизнь», никак не соответствует великому замыслу Творца. «Человек дол­жен помнить, что он не материальная скотина, а высокий гражданин небесного гражданства» — так Гоголь объяснял свой строгий суд над изображенными им «тому нкул юсами ».

Коробочка

Коробочка Настасья Петровна — помещица, к которой Чичиков попадает слу­чайно. Продрогший, несчастный, извалявшийся в грязи, он просится на ночлег в первый попавшийся дом — им оказывается дом Коробочки. Гоголь описывает, как герой очутился в глуши. Но имеется в виду и другая «глушь»: Коробочка живет в отделенной от внешнего мира, замкнутой среде, куда не доходят ду­новения воздуха большой жизни.

Главные черты этого персонажа — бережливость, хозяйственность, ограни­ченность, полное отсутствие в жизни каких-либо интересов, кроме еды и выгодной торговли. Хозяйство Коробочка ведет исправно, во все вникает, обо всем хлопочет, крестьянам у нее живется неплохо, но происходит это потому, что так давно заведено, а не из какого-то ее альтруизма.

Почему же и Коробочка — экспонат в галерее мертвых душ? Автор даже за­щищает ее от нападок наиболее строгих читателей: «...точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования? Точно ли так велика пропасть, отделяющая ее от сестры ее, недосягаемо огражденной стенами аристократического дома,...зевающей за недочитанной книгой в ожи­дании остроумно-светского визита?..»

Эта аристократическая «сестра», изображенная Гоголем в лирическом отступ­лении, недалеко ушла от Коробочки, она так же глупа и ограниченна в своих суждениях о жизни, как и Коробочка. Пошлость — воздух жизни и в модных гостиных, и в захолустном аккуратненьком имении Коробочки, то же отсут­ствие каких-либо духовных запросов.

Ноздрев

Встреча с Ноздревым не входила в планы Чичикова — он все же понимает, что иметь дело с таким хвастуном и крикуном небезопасно. Случай сводит их в трактире.

Он не унывает никогда, все время находится в каком-то суматошном дви­жении, играет в карты так, что проигрывается в пух, скандалит и дерется со своими бывшими минуту назад приятелями, потом так же бурно мирится, пред­лагает заключать какие-то невероятные пари, куда-то ехать и смотреть что-то такое, чего никто никогда не видел, например, какую-нибудь лошадь голубой или розовой шерсти. Весь мир у него в друзьях, он мгновенно сходится с людь­ми, целуется и обнимается с большим чувством, что не мешает ему через не­сколько минут без всякого повода обозвать приятеля подлецом и свиньей.

Подвижность Ноздрева — всего лишь суетливая лихорадка пустоты и пошлости. Он такой же застывший в своей глупости и ограниченности, как и остальные пер­сонажи, забывший о том, что и он «высокий гражданин небесного гражданства».

Гоголь пишет: «...Может быть, назовут его характером избитым, станут го­ворить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане...»

Собакевич

Собакевич — помещик, к которому Чичиков ехал целенаправленно за покуп­кой душ. По словам В. В. Набокова, «Собакевич, несмотря на свою толщину и флегму, самый поэтичный персонаж в книге,... из него, как из громадного безобразного кокона, вылетает нежный мотылек». Но этот мотылек, безусловно, особенного, гоголевского характера.

Этого хозяина Чичиков присмотрел давно для своего предприятия, будучи уверенным в Собакевиче как в деловом партнере. И его ожидания оправдались.

Несмотря на свою медвежью стать, Собакевич — замечательный хозяин, знающий и ценящий всех своих крепостных как редкостный товар. Именно в его речи эти «мертвые души» оживают перед читателем.

Хозяйство у этого помещика крепкое: «...дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов. (...) Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянною решеткой... На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые бревна, определенные на вековое стояние. Деревенские избы мужиков тож срублены были на диво... Словом, все, на что ни глядел он, было... в каком-то крепком и неуклюжем порядке».

Душа Собакевича так же мертва, как и души всех прочих героев, но уж оболочка ее исполнена на диво прочно. О мертвенности этой души автор говорит так: «...Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но во­все не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что все что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Плюшкин

Плюшкин — последний помещик, которого посещает Чичиков в своем дело­вом турне. Он узнает об этом «хозяине», у которого люди умирали, как мухи, от Собакевича. Его поместье поражает своим унынием и запустением даже та­кую нечувствительную натуру, как Чичиков: «...Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях:...многие крыши сквозили, как ре­шето (...) Окна в избенках были без стекол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном (...) Частями стал выказываться господский дом (...) Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок, длинный, длинный непомерно...»

Мы узнаем о невероятной скупости Плюшкина, которая привела его к потере человеческого образа и подобия: он так выглядит и одет в такие лохмотья, что Чи­чиков не только не опознал в нем помещика, но и не смог сразу определить его пол.

Особенное внимание писатель уделяет описанию кучи всякого хлама, которая составляет сердце дома Плюшкина — его сердце.

Плюшкин — единственный герой произведения, кроме Чичикова, о чьей судь­бе автор расскажет подробно, поскольку его, как и читателя, интересует во­прос: «Как такое могло произойти с человеком?»

Гоголь рассказывает о том, как постепенно из бережливого хозяина под влия­нием обстоятельств (смерти близких, одиночества) герой превратился в суще­ство, начисто лишенное человеческих черт.

Гоголь назовет своего героя «прорехой на человечестве», Плюшкин — своего рода черная дыра, какая-то жуткая зияющая бездна, в которой исчезает все че­ловеческое: чувства, мысли, желания.

Глава, повествующая о Плюшкине, начиналась лирическим отступлением о мо­лодости, свежести, о том, как много планов и надежд питаем мы в юности. И как поджидает человека опасность окостенеть, очерстветь. Образ Плюшкина — это как бы предостережение, сигнал, призывающий нас остановиться у пропасти. В конце главы Гоголь восклицает: «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша от­скочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости...»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: