Методические указания к выполнению контрольных работ (рефератов)




МАТЕРИАЛЫИСТОРИЯ ОЗО

Темы семинарских занятий по истории

Тема 1. СССР в середине 60 –х – начале 80-х гг. ХХ века.

План:

1. «Застойный» характер политической системы сер. 60- х – нач. 80 – х гг. Эволюция политической доктрины СССР; концепция «развитого социализма»

2.Духовная жизнь: кризисные явления в обществе; диссидентское движение

3. Национальная политика: скрытые причины межэтнических конфликтов (сер. 60- нач. 80 – хх гг.)

4. СССР в системе международных отношений сер.60- 80 –х гг.

Тема 2. СССР в период «перестройки»

План:

1.Предпосылки реформ.

2.Реформа политической системы.

3. Экономические реформы.

4. Внешняя политика СССР в годы «перестройки»

-изменения во внешней политике

-проблемы Восток- Запад в международных отношениях

-отношение со странами Восточной и Центральной Европы

- СССР и страны третьего мира.

5. Заключительный этап «перестройки». Распад СССР и коммунистической системы.

Примерные вопросы к экзамену

  1. Формирование Древнерусского государства.
  2. Политическая раздробленность Руси в домонгольский период.
  3. Основные центры удельной Руси.
  4. Образование Российского централизованного государства: особенности, содержание этапов.
  5. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного.
  6. Социально-экономическое развитие России в XVII веке.
  7. Смута в начале ХVII вв.: понятие, причины, этапы Смуты, итоги.
  8. Культура России в ХVII в.
  9. Внешняя политика России в ХVII в.
  10. Реформы Петра I и европейская модель модернизации. Итоги преобразований.
  11. Внешняя политика Петра I.
  12. Россия во второй половине ХVIII века: «Просвещенный абсолютизм».
  13. Дворцовые перевороты второй четверти ХVIII в.: содержание, общая характеристика эпохи.
  14. Самодержавие в первой половине ХIХ в.: внутренняя политика.
  15. Внешняя политика России в первой четверти ХIХ в. Отечественная война 1812 г.
  16. Социально-экономическое развитие России во второй половине ХIХ в.
  17. Отмена крепостного права и реформы 60–70-х гг. ХIХ в.
  18. Внешняя политика России в период правления Николая I.
  19. Внешняя политика России в 60–90-е гг. ХIХ в.
  20. Культура России во второй половине ХIХ в.
  21. Социально-экономическое развитие России на рубеже ХIХ–ХХ вв.
  22. «Серебряный век» русской культуры.
  23. Революция 1905–1907 гг. в России: характер, этапы, значение.
  24. Россия в годы Первой мировой войны (1914–1917).
  25. Внешняя политика России в конце ХIХ – начале ХХ вв.
  26. Февральская революция 1917 года в России: предпосылки, характеристика этапов, альтернативы.
  27. Октябрь 1917. Первые шаги новой власти к авторитаризму. Учредительное собрание и его разгон.
  28. Основные этапы Гражданской войны. Итоги.
  29. НЭП: причина введения, зигзаги экономической политики, свертывание.
  30. Общественно-политическая жизнь страны в 1920–30-е гг.
  31. Национальная политика СССР в 1920–50-е гг.
  32. Осуществление форсированной индустриализации в СССР.
  33. Коллективизация сельского хозяйства в СССР (к. 1920–30-е гг. ХХ в.).
  34. Великая Отечественная война: основные этапы, их общая характеристика, итоги войны.
  35. СССР в послевоенный период (1946–1953 гг.). Апогей сталинизма.
  36. Социально-экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.
  37. Общественно-политическая жизнь страны в 1953–1964 гг.
  38. Внешняя политика СССР в 1953–1964 гг.
  39. Культура СССР в середине 1950 – середине 1960-х гг.
  40. Общественно-политическая жизнь страны в 1965 – сер. 1980-х гг. Диссидентское движение.
  41. Внешняя политика СССР в 1965–1984 гг.
  42. Культурные процессы в СССР во второй половине 60 – первой половине 80-х гг.
  43. Перестройка: сущность, особенности, итоги.
  44. Внешняя политика СССР в период перестройки (1985–1991гг.).
  45. Социально-экономическое развитие России в 1990-е гг.
  46. Внешняя политика России в 1990-е гг.
  47. Становление новой российской государственности (середина 1990–2000-е гг.).
  48. Современное геополитическое положение РФ.

Список литературы

Основная:

История России с древнейших времен до начала XXI века: Учебное пособие для студентов вузов. Изд. 7, пересм. / Горинов М. М., Горский А. А., Данилов А. А. — М.: Дрофа, 2005 (55 кн.), 2007 (25 кн.). — 655 с.

История России с древнейших времен до 1861 года: Учебное пособие для студентов вузов / Павленко Н. И., Андреев И. Л., Федоров В. А.; Под ред. Н. И. Павленко. — 4-е издание — М.: Высшая школа, 2006 (75 кн.), 2007 (90 кн.), 2010 (1 кн.). — 536 с.

История России XX – начала XXI века: Учебное пособие для студентов вузов / Милов М. В., Барсенков А. С., Воронкова С. В., Вдовин А. И. — М.: Эксмо, 2006 (3 кн.), 2009 (5 кн.). — 960 с.

Кузьмин А. Г. История России с древнейших времен до 1618 г.: Учебник для студентов вузов: В 2 кн. / А. Г. Кузьмин; Под общ. ред. А. Ф.Киселева. — М.: Владос, 2004. — 447 с. (19 кн.).

 

Хрестоматии:

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. Учебное пособие. – М.: Прогресс, 2011. – 589 с.

Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т. 1: С древнейших времен до XVII века / сост. И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1994. – 352 с.

Хрестоматия по истории России: В 4 т. – Т. 2 / сост. И. В. Бабич, В. Н. Захаров, И. Е. Уколова. – М.: МИРОС – Международные отношения, 1995. – 280 с.

Хрестоматия по истории России. 1917–1940: Пособие для учащихся ст. классов с углубл. изучением истории, гимназий и лицеев / сост. М. Е. Главацкий и др.; Под. ред. М. Е. Главацкого. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994. – 448 с.

Хрестоматия по истории СССР. 1861–1917: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «История» / сост. В. Ф. Антонов и др.; Под ред. В. Г. Тюкавкина. – М.: Просвещение, 1990. – 416 с.

Хрестоматия по истории СССР. 1900 – конец 1930-х гг.: Пособие для учителя / сост. С. И. Матруненков; Под ред. Ю. И. Кораблева. – М.: Просвещение, 1988. – 287 с.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века: Пособие для учителя / сост. П. П. Епифанов, О. П. Епифанова. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.

Дополнительная литература:

Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. – М.: МИРОС, 1994. – 336 с.

Деревянко А. П., Щабельникова Н. А. История России: Учебник. — М.: Проспект, 2007. — 576 с.

История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. М. В. Зотовой. — М.: Изд-во АСТ, 2006. — 526 с.

История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учебное пособие для студентов вузов / под ред. М. В. Зотовой. — М.: Изд-во АСТ, 2006. — 526 с.

История Отечества: Учебное пособие для студентов вузов и колледжей / под ред. В. Н. Шевелева. — М.: Изд-во «Феникс», 2008. — 608 с.

История России (Россия в мировой цивилизации):Учебное пособие для вузов / сост. и отв. ред. А. А. А. А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – 352 с.

История России с древнейших времен до конца XVII века: Хрестоматия / авторы-составители Л. Е. Морозова, Е. В. Пчелов. Под ред. члена-корреспондента РАН А. Н. Сахарова. – М.: Вербум-М, 2003. – 336 с.

История России: социально-экономический и внутриполитический аспекты. Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во «Крок-Центр», 1995. – 320 с.

История России: тысячелетие дипломатии и войн. Учебное пособие. Вып. 1–2. – Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1995. – 480 с.

Краткий курс истории России с древнейших времен до начала XXI века. Учебное пособие /под ред. В. В. Керова. – М.: АСТ, Астрель, 2009.– 848 с.

Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России. Учебник. – М.: Проспект, 2011. – 528 с.

Новейшая история Отечества. XX век: Учебник для студентов вузов: в 2 т. / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 496 и 448 с.

Сороко-Цюпа О. С. Мир в XXвеке: Учеб.для 11 класса общеобр. учреждений. – М.: Дрофа, 2007. – 333 с.

Урал. XX век. Книга для чтения по истории: Учебное пособие для учащихся старших классов / под ред. М. Е. Главацкого. – Екатеринбург: Изд-во «СВ-96», 1997. – 576 с.

Фортунатов В. В. Отечественная история: Учебное пособие для гуманитарных

вузов. — СПб.: Издательский дом «Питер», 2009. — 352 с.

Фортунатов В. В. Отечественная история: Учебное пособие для технических вузов.

СПб: Издательский дом «Питер», 2006. — 528 с.

Шумилов М. И., Шумилов М. М. История России. Конец ХIХ – начало ХХI веков. –М.: Изд-во Олеариус-Пресс, 2008. – 586 с.

Щагин Э. М., Тюкавкин В. Г., Воронин В. Е. Новейшая отечественная история. XX век. Учебник для студентов вузов: В 2 книгах. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 443 и 447 с.

Электронные ресурсы

1. https://www.hist.msu.ru/ER/index.html Библиотека электронных ресурсов

Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

2. https://www.hrono.ru/ Хронос. Всемирная история в интернете

3. https://istrorijarossii.narod.ru/index.htm История нашей страны

4. https://militera.lib.ru/ Военная литература

5. https://www.museum.ru/museum/1812/index.html интернет-проект «1812 год»

Методические указания к выполнению контрольных работ (рефератов)

Работа должен состоять из следующих частей: введение, основной текст, заключение и список литературы. В зависимости от темы, поставленных задач и их практического решения структура работ может изменяться.

Во введении обосновывается актуальность темы (актуальность не всегда зависит от близости хронологических рамок исследования к современности); степень ее разработанности в исторической науке (историографический обзор). К источникам относятся опубликованные документы правительственных органов (указы, законы, постановления); сборники документов и материалов различных движений, партий и организаций (программы, уставы, директивные распоряжения); периодическая пресса (газеты, журналы); мемуары; неопубликованные источники (документы различных архивов); документы.

В конце введения обосновываются цели и задачи исследовательской работы.

В основном тексте излагается содержание работы. Эту часть реферата рекомендуется разделить на два - три вопроса, раскрывающие сущность исследования. В зависимости от сложности, многогранности и разносторонности темы вопросы можно подразделять на параграфы. Но чрезмерное дробление вопросов, равно как и количество исследуемых вопросов, может привести к нежелательным результатам - к поверхностному изложению материала. Выводы могут быть изложены либо в конце изложения каждого вопроса, либо в конце основного текста реферата.

Заключение должно быть кратким, обобщающим содержание всей работы.

Список использованных источников и литературы (библиография исследования) составляется, как правило, в алфавитном порядке, но с обязательным делением на источники и опубликованную литературу.

По объему введение должно составлять 2-3 стр., основная часть реферата может быть изложена на 12-15 стр. Заключение – не более 2-3 стр.

Подготовку реферата должен начинать с выбора темы, изучения источников и опубликованной литературы, постановки цели и опубликованной литературы, постановки цели и конкретных задач исследования. После подготовительной работы написание работы необходимо начинать с изложения поставленных вопросов. Раскрытие сущности вопроса должно быть доказательным, с обязательной ссылкой на источники при обосновании того или иного положения. Теоретические положения и выводы должны, как правило, подтверждаться конкретными материалами и историческими фактами. Весьма важным положением при написании реферата является последовательное и логическое изложение материала.

Особенностью современных условий развития исторической науки является плюрализм мнений, взглядов на исторические события, явления и факты. Поэтому единственно верным критерием обоснованности того или иного исторического процесса является анализ событий и фактов на основе изучения широкого круга опубликованных источников. В своей работе студент на основе изученных источников и литературы должен определить свою точку зрения по исследуемому вопросу. Это положение особенно важно, если исследуемый вопрос является спорным и по нему ведутся дискуссии. Определяя или выдвигая свою точку зрения, студент должен ее обосновать, ссылаясь на изученные источники и литературу. Это придает работе политический и, следовательно, творческий характер, вызывает к ней повышенный интерес и высоко оценивается преподавателем.

Одним из важных требований, предъявляемых к студентам, готовящим исследовательские работы, является их самостоятельное выполнение. К сожалению, некоторые студенты занимаются механическим списыванием текста из опубликованных, часто устаревших статей, брошюр и книг, «скачиванием» из Интернета. Такое положение недопустимо. Нежелательным является и другой способ написания реферата, когда студент злоупотребляет цитатами, которые соединяются отдельными фразами. Такое выполнение также недопустимо и не может привести к положительной оценке.

Самостоятельный творческий характер изложения содержания работы заключается в том, что студент излагает каждый вопрос своего плана по продуманной им схеме свободно; использует и конспектирует источники; не перегружает текст цитатами; не допускает отрывочных, не связанных друг с другом положений. Язык и стиль изложения, умение строить краткие предложения, не допускающие разночтения, играют существенную роль при подготовке курсовой работы. Необходимо соблюдать единообразие в терминах и понятиях, условных обозначениях и сокращениях слов. Недопустимы литературные погрешности и грубые грамматические ошибки, которые нередко ведут к искажению смыслового понятия.

На все цитаты, цифровые данные и фактические сведения, приводимые в тексте курсовой работы, указываются источники. Если источник архивный, то указывается наименование архива, номера фонда и единицы хранения, лист. Если источник опубликован, то указывается название документа, место, время, его публикации, страница. При сноске на монографию, книгу, брошюру указываются автор, название публикации, место и год издания, страницы (то же относится к мемуарам). При сноске на прессу указываются: название газеты и дата публикации использованного материала; название журнала, номер и год издания, страницы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: