PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF EMPATHY DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION




ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОО

Аннотация: В статье актуализируется проблема развития эмпатии у детей дошкольного возраста. Авторынастаивают на необходимости профессиональной работы по повышению уровня эмпатии у детей, указывают наэффективные пути развития у дошкольников сопереживания, отзывчивости, гуманности.

Ключевые слова: эмпатия, дети дошкольного возраста, психолого-педагогические условия, социальные переживания, сказка.

A.A. Prokhorova,

Scientific adviser: O.G. Michanova,

Chelyabinsk

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE PROBLEM OF EMPATHY DEVELOPMENT IN PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract: The article actualizes the problem of empathy development in preschool children. The authors insist on the need for professional work to improve the level of empathy in children, point to effective ways of development in preschool empathy, responsiveness, humanity.

Keywords: empathy, children of preschool age,psychological and pedagogical conditions, social experiences, fairy tale.

В настоящее время весьма остро стоит проблема развития эмпатии у подрастающего поколения, т.к. сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческогов человеке.

Изменение психологии современных детей вызвано отсутствием внутреннего нравственного содержания, которое отражается на их поведении: им неинтересно общаться со сверстниками, не о чем разговаривать, скучно друг с другом. Компенсация приходит в форме агрессивности и жестокости по отношению к таким же, как и он[1, с. 5].

Мы считаем, что педагоги ДОО должны организовать целостную систему по развитию эмпатии у дошкольников, т.к. она является одним из важнейших компонентов социализации и нравственного воспитания детей.

Для раскрытия сущности понятия «эмпатия» обратимся к психолого-педагогической литературе: «эмпатия – это процесс постижения эмоционального состояния, проникновение и вчувствования в переживания другого человека».

Изучением проблемы проявления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались такие зарубежные и отечественные психологи, как: А. Бек, В. Штерн, Т.П. Гаврилова, А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова [3] и другие. Исследователи доказали, что наиболее сензитивным является 5-7-летний возраст, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности. Поэтому, на наш взгляд,важно определить эффективные пути развития у дошкольников сопереживания, отзывчивости, гуманности.

Впервые динамику протекания эмпатийного процесса в дошкольном детстве выделил А.В. Запорожец, и выглядит она следующим образом: от сопереживания к сочувствию и к реальному содействию.

Многие современные исследователи (В.П. Юсупов, Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова) рассматривают эмпатию у детей дошкольного возраста как результат социализации, наличием у ребенка совокупности трех социальных переживаний: сопереживания, сочувствия и содействия, которые необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения с другими людьми [1, с. 9].

Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.

Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

Содействие – комплекс альтруистических актов, основанных на сострадании, сопереживании и сочувствии.

Для выявления уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста мы использовали методику Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке». Анализ результатов по данной методике показал, что 62% детей неспособны к адекватному восприятию эмоциональных состояний изображенных людей, это обусловлено низким уровнем эмоциональной чувствительности, недостатком эмоционального и эмпатийного опыта. У 6% детей выявлен недостаточный опыт в выделении и осознании эмоциональных состояний людей. И только у 2% дошкольников диагностированы сочувствие, сопереживание людям, изображенным на картинках.

Таким образом, мы видим необходимость создания педагогами ДОО психолого-педагогических условий для стимулирования проявления эмпатии у детей дошкольного возраста.

В нашем понимании психолого-педагогические условия – это совокупность психолого-педагогических средств, методов, способов педагогического взаимодействия, информационного содержания, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на воспитанников для формирования определенного качества.

Смысл эмпатических отношений между людьми открывается ребенку, прежде всего воспитывающими его взрослыми. Воздействия взрослого человека должны быть ориентированы на развитие у ребенка доброты, соучастия к другим людям, принятие самого себя как нужного, любимого и значимого для них человека.

Мы убеждены, что одним из эффективных путей развития эмпатии лежит через сказку и предполагает особую работу детей и взрослых с ней. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

По словам Э. Фромма, сказка также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.

Роль сказки в формировании способностей к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию неоценима. Сказки эмоционально насыщенны (выразительный язык), транслируют социально-нравственный смысл жизни (борьба добра и зла), для детей они являются неисчерпаемым источником развития чувств и воображения. В процессе работы со сказками дети активно сопереживают происходящему в сказке, анализируют события и поступки героев, осваивают нравственные нормы [2, с. 4].

Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому целесообразно использовать пошаговый алгоритм работы над сказкой:

1. Чтение произведения.

2. Беседа о прочитанном.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Игры-беседы детей с персонажами.

5. Этюды на выражение эмоций у детей.

6. Игры-драматизации по содержанию сказки.

7. Установление связи между идеями произведения и жизненным опытом детей.

Таким образом, необходимо профессионально взяться за решение задач развития эмпатии у дошкольников, создавая благоприятные психолого-педагогические условия, которые помогут детям сформировать опыт правильного сочувствующего поведения в обществе.

Список литературы

1.Гайворонская, Т.А., Деркунская, В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие [Текст] / Т.А. Гайворонская, В.А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.

2.Ипполитова, Н.В. Развитие эмпатии через образовательную область Художественная литература [Текст] / Н.В. Ипполитова // Детский сад. Всё для воспитателя! – 2012. – №4. – С.2-8.

3. Стрелкова, Л.П. Условия развития эмпатии под влиянием художественного произведения [Текст] // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович – М., 1986. – С. 70-100.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: