Прием – Игра “ Верю, не верю” или “Данетка”.




Мастер-класс «Применение творческих заданий познавательного характера на уроках ОРКСЭ как условие формирования духовной, нравственной культуры младшего школьника с применением стратегии критического мышления».

 

Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности при реализации курса ОРКСЭ

 

Методические задачи:

Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ)

Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭ

Наметить пути использования ТРКМ в собственной педагогической деятельности.

 

Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в 3 группах по 6 человек. На столах лежат:фломастеры, заготовки для заполнения кластера, воздушный шарик,сценарий.

Оборудование: переносная доска, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеоролик, слайд-фильм занятия, созданный на основе программы PowerPoint

 

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.

Э. Кинг

Ход мастер-класса

 

1. Организационный момент. (слайд 1)

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня на нашем мероприятии и присутствует на мастер-классе. Когда вы заходили в класс вы выбрали по цветномулисточку. Те, кто выбрал зеленый - того ждёт успех на занятии, оранжевый, предпочли те, кто захотел общения с коллегами, желтый - те, кто будет самым активным, а красный – самым настойчивым. Прошу до конца мастер-класса не потерять его.(слайд2)

 

Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» объединил нас сегодня на мероприятии. Поэтому в начале мастер-класса предлагаю вам составить синквейн (пятистишье)(слайд3)

 

Курс ОРКСЭ

Нравственный, полезный

Учит, наставляет, помогает

Много подготовки к уроку.

Внутренний мир.

Мотивация

В своей педагогической практике я наблюдаю, что у многих детей возникают проблемы в общении, трудно ребятам высказывать своё мнение, разобраться в своём внутреннем мире, низкий уровень воспитанности, нет мотивации к осознанному нравственному поведению.Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Целью курса ОРКСЭ – является формирование, у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс играет важную роль в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного гражданина.

Курс ОРКСЭ выдержан в духе новых образовательных стандартов второго поколения(слайд4)

Патриарх Кирилл говорил: «Школа обязана не только осуществлять передачу научных знаний, но и уделять должное внимание формированию мировоззрения, позитивной ценностной ориентации обучающихся, приданию обучению, труду, жизни нравственного измерения».

Я веду модуль «Основы православной культуры» и «Основы светской этики». По окончанию изучения данного курса наблюдается положительная динамика: учащиеся умеют работать в группе, слушать и слышать друг друга, уважают мнение других, из большого объёма информации умеют выделять главное.

Теоретическая часть.

Данный курс новый, много вопросов, очень важно делиться опытом друг с другом, обсуждать возникающие проблемы. При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно.

При подготовке урока использую такие технологии, как:проблемное и интерактивное обучение; технология познавательного конфликта;проектная и исследовательская деятельность; технология критического мышления.

Главной целью организации учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, я считаю создание условий для развития представлений младшего подростка о значении нравственных норм, и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

На уроках осуществляю свою деятельность по следующим направлениям:(слайд5)

приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;

развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях своего ребёнка;

воспитание толерантности, уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.

Для наиболее полного формирования активного, творческого, самостоятельного, духовнообогащённого, высоконравственного человека помогают мне в работе методы и приёмы технологии критического мышления.

(Слайд 6)

Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать» Мне хотелось бы рассказать и показать, как использовать приёмы критического мышления на уроках ОРКСЭ.

Данная технология, в отличие от традиционной: меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.

Применение технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся надпредметные умения: (слайд7)

Ø умение работать в группе;

Ø умение графически оформить текстовый материал;

Ø умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;

Ø умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

Ø формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Как строится урок критического мышления?

Слайд 8,9

Приёмы технологии используемые мною на уроках.

Слайд 10

Первая стадия – вызов

Побуждение интереса к предмету.

Эта стадия позволяет:

· актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

· вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

· побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Используя приём «Верите ли вы, что… я создаю проблемную ситуацию и перехожу к новой теме. Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение.

«Верные и неверные предположения» или «Верите ли вы?»

Этот приём так же может использоваться в начале урока. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Например: модуль «Основы мировых религиозных культур»:

1. Люди разных религий могут жить вместе в одном государстве.

2. Священное писание иудеев называется Авеста.

3. Цель жизни христианина – обрести спасение.

4. Основатель буддизма родился в Аравии.

5. Мусульманская община называется умма.

6. Для чтения свитка Торы обычно используют специальные указки.

Прием – Игра “ Верю, не верю” или “Данетка”.

На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием «Верю, не верю», который позволяет настроить ученика на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы. Или после чтения текста проверяют свои ответы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: